14 лет назад 28 февраля 2005 в 0:09 86

Хотим мы этого или нет, но мониторы с электронно-лучевыми трубками постепенно исчезают из нашей жизни. Если говорить о работе с цветом, то уже сейчас найти приличный ЭЛТ-монитор становится проблематично: выпускаемые в настоящий момент недорогие модели не могут обеспечить хорошую цветопередачу и страдают массой неисправимых дефектов изображения, профессиональные же по-прежнему стоят целое состояние. Так что людям, увлеченным фотографией, фактически ничего не остается, кроме как выбирать подходящий для работы с изображениями LCD-монитор. Может, это и хорошо?

МАТРИЧНЫЕ СТРАСТИ
Бытует мнение, что современные TFT-матрицы совершенно непригодны для работы с цветом: их цветопередача никуда не годится, стоит немного отклонить взгляд, как цвета тут же искажаются, и даже равномерность одного цвета по всему полю экрана они обеспечить не в состоянии. Люди, придерживающиеся этой точки зрения, часто приводят в пример виденные не однажды в магазинах и у знакомых LCD-мониторы, которые страдают всеми перечисленными недугами (и еще некоторые не перечисленными). Эти люди говорят правду. Только они не знают, что кроме TN+Film матриц, которые установлены в описываемых ими мониторах и действительно непригодны для работы с цветом, существуют еще MVA/PVA-, IPS- и S-IPS-матрицы, обеспечивающие значительно лучшую цветопередачу.

К сожалению, в силу дешевизны и высокой скорости работы матриц, изготавливаемых по технологии TN+Film TFT, подавляющая часть недорогих моделей мониторов с диагоналями 15” и 17” выпускается именно с матрицами этого типа. Их легко отличить по некоторым характерным признакам. Во-первых, у таких мониторов очень малое время срабатывания пикселя (вплоть до 12 мс). Во-вторых, угол обзора по горизонтали обычно больше, чем угол обзора по вертикали, и не превышает 160<0>. Даже если указаны равные углы, на практике обычно оказывается, что уже при небольшом отклонении от перпендикуляра к поверхности экрана у такого монитора сильно снижается контрастность и изменяется цвет. Причем если смотреть на матрицу снизу, то изображение искажается сильнее и быстрее, чем если смотреть на нее сверху.

Если перед вами такой монитор, знайте – он не годится для работы с цветом, и прежде всего потому, что 99,9% матриц TN+Film имеют 6-битное представление цвета, то есть реально могут отобразить 262144 цвета, вместо 16,7 млн. доступных при 8-битном представлении. Правда, в характеристиках, скорее всего, будет указана цифра 16,2 млн. цветов (иногда пишут более 16 млн.), что является отчасти правдой.

Дело в том, что для увеличения количества отображаемых цветов в таких матрицах используются методы основанные на инертности пикселей матрицы и человеческого глаза: дополнительные цвета появляются за счет быстрой черескадровой смены информации. Но как бы ни старались разработчики, цветопередача матриц TN+Film все равно очень далека от идеальной. Гораздо большего внимания людей придирчивых к цвету заслуживает технология MVA (Multi-domain Vertical Alignment) и ее модификация PVA (Patterned Vertical Alignment).

Каждый пиксель такой матрицы содержит две ячейки, за счет чего углы обзора увеличились до реальных 160<0>. При этом большая часть современных матриц этого типа имеет 8-битное представление цвета, то есть честные 16,7 млн. цветов, приличную цветопередачу и не самое высокое время срабатывания пикселя – порядка 20 мс (некоторые даже 16 мс). Естественно, что в силу более высокой сложности, матрицы MVA/PVA получаются более дорогими, и потому среди массовой продукции доля мониторов с этим типом матриц невелика.

А вот матрицы IPS (In Plane Switching), разработанные компанией Hitachi и в настоящий момент модифицировавшиеся до S-IPS, в последнее время можно найти только в не самых дешевых моделях мониторов с размером экрана от 19” и выше. Связано это с тем, что цветопередача этих матриц настолько хороша, что их в самую пору позиционировать как профессиональные.

В свое время, изрядно повозившись с TN (Twisted Nematic) ячейкой инженеры Hitachi нашли способ отказаться от симметричного расположения управляющих электродов с противоположных сторон ячейки, и расположили их с одной стороны, разработав таким образом технологию IPS. В результате удалось заставить ячейку равномерно пропускать свет во всех направлениях, получить углы обзора вплоть до 176<0> и гораздо более точную цветопередачу. При этом скорость срабатывания пикселя упала до 30-35 мс, что было почти катастрофой, но уже сейчас S-IPS матрицы имеют срабатывания порядка 20-25 мс.

ОЧЕВИДНЫЙ ВЫБОР
Поскольку нас в первую очередь интересует качество цветопередачи, приходится признать, что в настоящий момент придется жертвовать скоростью ради нормального цвета и выбирать подходящий для работы с изображениями монитор c S-IPS матрицей. Таких мониторов на рынке не так много, и мы собрали если не все, то большую их часть, чтобы выбрать лучшие модели для работы с цветом.

Как мы тестировали
– Каждый монитор проработал в обычном режиме не менее трех часов до начала теста.
– Все мониторы подключались через аналоговый интерфейс D-Sub только для проверки качества работы автоматической настройки, а далее использовался цифровой интерфейс DVI-D.
– Все мониторы калибровались с помощью калибратора Pantone Spyder+ и пакета OptiCAL 3.7.8, и только после этого оценивалось качество цветопередачи.

Для оценки цветопередачи использовался набор тестовых снимков. Мы одновременно открывали их на аналогичной системе, к которой в качестве эталонного монитора был подключен регулярно калибруемый ЭЛТ-монитор LaCie electronblue IV. Полную конфигурацию систем приводить нет смысла, важно лишь отметить, что в них использовались видеоадаптеры Gigabyte GV-R9500.

LACIE PHOTON20VISIONII ($1340)
К сожалению, нам нигде не удалось найти прямого указания на тип используемой в LaCie photon20visionII матрицы. Первая мысль, которая возникает при взгляде на время отклика, – эта матрица сделана по технологии MVA. Но стоило включить монитор, как все сомнения улетучились: фиолетовый оттенок черного с головой выдает S-IPS-матрицу. Непонятно только, каким образом производителю матрицы удалось сделать такой высокой скорость срабатывания пикселей.

LaCie photon20visionII
Технические характеристики
Тип матрицы – S-IPS
Размер диагонали – 20,1”
Углы обзора по горизонтали/ вертикали – 176<0>/176<0>
Контраст – 400:1
Яркость – 250 кд/кв. м
Оптимальное разрешение – 1600×1200
Интерфейсы
– DVI-I
– D-Sub

Комплект поставки
Кабель DVI-D, кабель D-Sub, сетевые кабели европейского и американского стандарта, USB кабель, CD с драйвером, цветовым профилем и инструкцией, CD с программой PivotPro Portrait Displays, Quick Install Guide (картинки с Power Mac). Комплектность зависит от конкретной поставки: есть варианты, рассчитанные на подключение к Macintosh, и есть такие, в комплект которых входит защитный козырек. Нам достался минимальный комплект.
Подробности www.lacie.com

Темно-серый с легким синеватым отливом корпус, выполненный из очень качественного пластика, выглядит серьезно. Стильная подставка формой напоминает самолет с обратным углом крыльев. Вертикальная амортизированная стойка позволяет поднимать и опускать матрицу, при этом с помощью специального рычажка можно зафиксировать ее в самом нижнем положении. Корпус матрицы прикреплен к стойке с помощью 3D-головки: экран можно вращать в горизонтальной плоскости, отклонять вперед-назад, и разворачивать на 90<0> по часовой стрелке, превращая монитор из альбомного в портретный.

В основании стойки находится двухпортовый USB-хаб, никак не связанный с электроникой монитора. Его удобно использовать для подключения USB-мыши и клавиатуры. Кроме того, тыльная сторона стойки снабжена крышкой, закрывающей лоток для кабелей, так что кабели, идущие от монитора, оказываются совершенно невидны. На задней панели размещены только три разъема: D-Sub, DVI-I и разъем для сетевого шнура.

Кнопок управления на передней панели необычно много. Кроме абсолютно стандартного набора (Power, Up, Down, Left, Right, Select, Menu и Auto) есть еще кнопки Source – выбор источника сигнала (немаловажная деталь), и сильно облегчающая использование монитора кнопка Light View, которая позволяет быстро выбрать один из семи режимов работы (в зависимости от режима меняется яркость, контрастность и цветовая температура). Небольшие круглые кнопки размещены в логичной последовательности и очень удобны.

Первое, что поражает при вызове меню, – необыкновенно красивая графика: большие трехмерные кнопки и полупрозрачные окна. Меню интуитивно понятно, и запутаться в нем невозможно, только вот при подключении по цифровому интерфейсу все основные настройки кроме яркости оказываются недоступны – даже цветовую температуру сменить вручную нельзя (зато можно изменить прозрачность окна меню и его положение на экране).

Удивительно, что даже при выборе User Mode в меню Light View ситуация не меняется. Идея, которой, очевидно, руководствовались разработчики, крайне проста: подключил по цифровому интерфейсу, значит, собираешься использовать профессионально, а тогда менять контрастность и температуру не то что не нужно – вредно. Так что будьте добры, господа профессионалы, пользоваться аппаратными или программными калибраторами, и руки прочь от вредных настроек!

Правда, меню Light View позволяет-таки безобразничать в определенных пределах: выбирая один из режимов – Text, Movie и Photo (причем каждый в двух вариантах – один для дня, другой для ночи), можно изменять яркость, контрастность и цветовую температуру, правда на строго предустановленные производителем. Ночные установки отличаются от дневных пониженной яркостью. Это абсолютно логично, жаль только, что нельзя отрегулировать уровень снижения яркости – приходится мириться с тем, что кажется верным производителю.

Загадкой оказался режим User Mode: его установки можно задать только при аналоговом подключении, и их действие распространяется только на это подключение. Кроме того, озадачило отсутствие в меню возможности сбросить установки, вернувшись к заводским, но это уже сущие пустяки. Цветовую температуру можно выбрать: 9300 К, 6500 К или задать в ручную, но опять-таки только при аналоговом подключении.

Аналог и цифра
Все тестировавшиеся мониторы хорошо справлялись с автоматической настройкой и показывали очень неплохую картинку при подключении по аналоговому интерфейсу, но сравнивать качество “аналоговой” картинки с “цифровой”, в общем-то, не совсем корректно. При подключении по цифровому интерфейсу изображение становится заметно более четким, и независимо от того, с чем мы работаем – с текстами или изображениями, смотрим фильмы или серфим интернет, цифровое подключение предпочтительнее аналогового.

Вот мы и добрались до главного – картинка. Что тут скажешь, матрица S-IPS – это отличная цветопередача и солидные углы обзора. Странно, что контраста немного не хватает – обычно это не свойственно современным матрицам такого типа.

После калибровки монитора с помощью калибратора Pantone Color Spyder и программного пакета OptiCAL 3.7.8 картинка стала вполне вменяемой: градации серого, цветовые переходы и цвет в целом очень и очень хороши. На глаз заметно небольшое падение контрастности по мере удаления от центра, отчего возникает ощущение, что на периферии текст становится тоньше.

Равномерность черного – без пятен, практически ровно, немного засвечены углы, что нормально для IPS-технологии. Цветовая равномерность по вертикали почти идеальна: нейтрально-серый становится чуть холоднее вверху, и чуть теплее внизу, но не настолько, чтобы на это стоило обращать внимание. Просмотр тестовых снимков показал, что несмотря на в целом верную цветопередачу, изображение выглядит несколько излишне жестким.

Тогда решено было выбрать режим Day-Photo в меню Light View и выполнить калибровку еще раз, но уже в этом режиме (до этого калибровка проводилась в режиме User Mode, поскольку именно при его выборе контрастность и яркость были максимально возможными). Калибровка в режиме Day-Photo дала лучший результат: тестовые фотографии выглядели очень естественно.

Резюме: очень приятный монитор с хорошей цветопередачей, вполне пригодной для работы с цветом, но несколько странными ограничениями при цифровом подключении и заметным падением контраста на периферии.

NEC 2180UX ($1640)
Этот монитор позиционируется компанией NEC-Mitsubishi Electric Visual Systems как “monitor for colour-critical applications”, то есть монитор, предназначенный непосредственно для работы с цветом. И это неудивительно. Матрица, используемая в 2180UX, сделана по технологии SA-SuperFine TFT, которая является дальнейшим развитием технологии S-IPS. SA-SuperFine имеет 10-битное представлением цвета против 8-бит стандартных для IPS и S-IPS матриц, что позволяет отображать 1024 оттенка против 256 и в результате дает шанс получить очень точную цветопередачу и высокую пластичность изображения.

Интересно, что компания LaCie анонсировала модель 321 с точно такой же матрицей и даже идентичным внешним видом. Отличие заключается в цвете и комплектации: LaCie 321 имеет фирменный темно-серый с синим отливом цвет корпуса и может комплектоваться светозащитным козырьком.

NEC 2180UX
Технические характеристики
Тип матрицы – SA-SuperFine TFT
Размер диагонали – 21,3”
Углы обзора по горизонтали/ вертикали – 176<0>/176<0>
Контраст – 500:1
Яркость – 250 кд/кв. м
Среднее время реакции ячеек (гашение/включение) – 20 (9/11) мс
Оптимальное разрешение – 1600×1200
Интерфейсы
– DVI-D
– DVI-I
– D-Sub

Комплект поставки
Кабель DVI-D, кабель D-Sub – DVI-A, сетевой кабель европейского стандарта, крышка для упаковки кабелей, бумажное руководство пользователя, CD с драйвером, цветовым профилем, инструкцией, программами GammaComp и NaviSet, а также паттерном для автоматической настройки.
Подробности
www.nec-mitsubishi.com

Матрица размером 21,3” выглядит впечатляюще. Стандартный, без особенных изысков светлый корпус с серебристой передней панелью, амортизирующая г-образная подставка с вмонтированным в подошву поворотным кругом, на котором массивный монитор легко вращается в горизонтальной плоскости. Крепление выполнено таким образом, что кроме наклона вперед и назад экран можно развернуть на 90 градусов по часовой стрелке.

На задней панели пять разъемов: разъем для шнура питания, DC-Out – для подключения неведомых нам дополнительных аксессуаров, DVI-I, DVI-D и D-Sub. Последние два не могут использоваться одновременно, поскольку фактически это один входной канал. С помощью входящей в комплект крышки соединительные кабели легко упаковываются за вертикальной стойкой.

Кнопки управления Left/Right и Plus/Minus объединены попарно – расстояние между ними чуть меньше чем между остальными кнопками. Всего кнопок восемь, из них две специальных – Select, позволяет выбрать один из двух входных каналов, а Reset служит для возврата выбранного параметра к заводским установкам.

Меню, вызываемое любой из пяти стандартных кнопок управления, выглядит далеко не так привлекательно, как у LaCie photon20visionII. Зато независимо от типа подключения в нем всегда доступны управление яркостью, контрастностью и цветовой температурой. Кстати, последняя имеет шесть предустановленных значений (9300K, 8200K, 7500K, sRGB/6500K, 5000K и Native) и одно, устанавливаемое пользователем. Что ж, выбираем sRGB, подключаем калибратор Pantone Spyder и запускаем процесс калибрации.

Удивительно, насколько естественнее и правильнее выглядит картинка на SA-SuperFine матрице NEC 2180UX по сравнению с тем, что показывает проверенный в боях ЭЛТ-монитор LaCie electronblueIV. Просмотр тестовых изображений показал, что цветопередача у этого монитора просто восхитительная. Кроме того, у матрицы отличные углы обзора и изображение остается практически неизменным под любым углом зрения.

Равномерность цвета по вертикали можно было бы назвать идеальной, если бы не легкий еле заметный уход средне-серого в холодные тона в нижней части экрана. При выводе полностью черной картинки видны подсвеченные фиолетовым цветом углы, но это, очевидно, пока неизбежно и для SA-SuperFine – последовательницы S-IPS технологии, особенно если учесть огромный размер матрицы. Стоит заметить, что размеры этих засветок немного меньше, чем у LaCie photon20visionII, имеющего меньшие размеры экрана.

NEC 2180UX простоял на тестовом стенде значительно дольше всех остальных мониторов – он относится к категории тех продуктов, с которыми не хочется расставаться. Превосходный монитор для работы с цветом, на сегодняшний момент – лучший. Работать с изображением на таком мониторе очень удобно: это и размер матрицы, и отличная цветопередача, и продуманная конструкция. А главное – можно быть абсолютно уверенным, что в результате получишь именно то, что видишь, если, конечно, не забывать его калибровать. Останавливает только цена – явно не для массового потребителя. Хочется надеяться, что в ближайшее время появятся модели с качественными SA-SFT матрицами размером 19” и, возможно, более демократичной ценой.

NEC 1980SXI
($880)
Еще один монитор от NEC-Mitsubishi Electric Visual Systems. Внешне точная копия предыдущего только размером поменьше. В нем установлена матрица S-IPS с 8-битным представлением цвета, и за его 19” нужно будет заплатить вдвое меньшую сумму, чем за 21,3” NEC 2180UX. Поскольку к описанию внешнего вида и меню добавить абсолютно нечего (даже размещение и количество разъемов у 1980SXi такое же, как и у старшей модели), сразу перейдем к качеству картинки.

NEC 1980SXi
Технические характеристики
Тип матрицы – S-IPS
Размер диагонали – 19”
Углы обзора по горизонтали/ вертикали – 176<0>/176<0>
Контраст – 500:1
Яркость – 270 кд/кв. м
Среднее время реакции ячеек (гашение/включение) – 25 (13/12) мс
Оптимальное разрешение – 1280×1024
Интерфейсы
– DVI-D
– DVI-I
– VGA

Комплект поставки
Кабель DVI-D, кабель D-Sub – DVI-A, сетевой кабель европейского стандарта, крышка для упаковки кабелей, бумажное руководство пользователя, CD с драйвером, цветовым профилем, инструкцией, программами GammaComp и NaviSet, а также паттерном для автоматической настройки.
Подробности www.nec-mitsubishi.com

Корректируем контрастность
Иногда возникают случаи, когда установленная по умолчанию контрастность мониторов с S-IPS матрицами оказывается излишней, и даже после использования программно-аппаратного калибратора цветовые переходы остаются “рваными”, недостаточно плавными. Чтобы выставить оптимальную контрастность, можно воспользоваться соответствующим паттерном Adobe Gamma. Для этого нужно запустить этот апплет из панели управления, и отказавшись от варианта Step by Step, выбрать способ установки параметров Control Panel.

В открывшемся окне необходимо обратить внимание на окно Brightness and Contrast: нам нужно при установленной по умолчанию яркости постараться настолько снизить контраст, чтобы чередующиеся черные и серые квадраты почти слились, но были различимы, а белый цвет при этом оставался белым.
Все настройки производятся непосредственно в мониторе, поэтому после того, как мы добились необходимого эффекта, нужно просто закрыть модуль Adobe Gamma, ничего не сохраняя, и повторить процесс калибрации с помощью программно-аппаратного калибратора, не изменяя значений яркости, контрастности и цветовой температуры в настройках монитора.

Такой ход выглядит не совсем корректным с точки зрения инструкции, прилагаемой к калибратору Pantone Spyder: она требует перед очередной калибрацией непременно сбросить все установки монитора до заводских. Но наш опыт показал, что именно с S-IPS-матрицами такой фокус нередко дает наилучший результат. Важно помнить, что коррекцию необходимо выполнять обязательно после первой калибрации, с включенной коррекцией цвета, до того как программа OptiCAL (в нашем случае) запускается второй раз и обнуляет результаты своей работы.

PHILIPS 190B5 ($670)
В отличие от компаний NEC-Mitsubishi и LaCie компания Philips никогда не позиционировала себя как производителя техники для точной работы с цветом. Именно поэтому как бы изысканно ни выглядели мониторы этого производителя, что-то тут же выдает в них бытовые приборы.

Philips 190B5
Технические характеристики
Тип матрицы – S-IPS или MVA
Размер диагонали – 19”
Углы обзора по горизонтали/ вертикали – 176<0>/176<0>
Контраст – 500:1
Яркость – 270 кд/кв. м
Среднее время реакции ячеек (гашение/включение) – 25 мс
Оптимальное разрешение – 1280×1024
Интерфейсы
– DVI-D
– D-Sub
– PC Audio

Комплект поставки
Кабели D-Sub и аудио, сетевой кабель европейского стандарта, бумажное руководство пользователя, CD с драйвером, цветовым профилем и инструкцией.
Подробности www.philips.ru

Корпус серебристого цвета с черными боковыми вставками. Необычная стойка позволяет незначительно изменять высоту и наклон экрана. Конструкция оригинальная, но не очень жесткая, поэтому панель неприятно вибрирует, если, например, нажать на кнопку или слегка толкнуть стол, на котором установлен монитор. В круглой подошве установлен поворотный круг, и развернуть монитор в горизонтальной плоскости достаточно легко. На задней панели разъемы D-Sub, DVI-D, аудиовход и выход на наушники.

Кнопок на передней панели немного, и разобраться с ними не составит труда. Меню простое, логичное, понятное, выглядит чуть лучше, чем у мониторов NEC. Приятно, что, нажимая одну кнопку “ОК”, можно попасть в меню и так же спокойно из него выйти: как только нажимаем “ОК”, подтверждая установку выбранного значения того или иного параметра, курсор оказывается в самом верхнем уровне меню и указывает на “Exit” – жмем еще раз “OK” – и мы вышли.

Philips 190B5 тот случай, когда в силу позиционирования производитель можно себе позволить поставить другую матрицу. Мы брали этот монитор, будучи уверенными в том, что в нем установлена S-IPS матрица от компании LG (LM190E01-C4/E02). Однако нам досталась модель с PVA-матрицей, что тут же было обнаружено по отсутствию фиолетового свечения черного цвета. Более того, нам удалось выяснить, что в последнее время все Philips 190B5 поставляются именно с матрицами PVA.

Что в итоге? Совсем другие, заметно меньшие углы обзора, особенно по вертикали: картинка гораздо быстрее, чем на S-IPS матрицах, теряет контраст и меняет цвет, уводя изображение в желтизну.
Равномерность цвета по вертикали, как и равномерность черного поля, пожалуй, несколько лучше, чем у S-IPS: если не изменять угол падения взгляда радикально, то обнаружить какой-либо цветовой оттенок на белом или средне-сером фоне довольно сложно.

Первое включение монитора вызвало легкую оторопь: изображение было… просто никаким. Даже обычный десктоп Windows XP с размещенными на нем элементами выглядел как-то вяло. Попытки выставить яркость и контрастность в Adobe Gamma так, чтобы белый был белым, а серые квадраты едва заметно отличались от черных, оказались совершенно безнадежными: либо все становилось серым, либо серые квадраты ярко светились на черном фоне.

Калибратор сотворил чудо. Вдруг появился нормальный белый цвет и приличная контрастность, и тестовая линейка яркости/контрастности в Adobe Gamma стала выглядеть так, как надо. После этого решено было не пытаться сделать что-либо умное, а выполнить всю калибрацию еще раз в точном соответствии с инструкцией к калибратору Pantone Spyder+. В результате получилась вполне приличная картинка, с чуть-чуть заваленными в зеленый цветами, и несколько излишней контрастностью, но вполне терпимая. Слепо верить такому цвету не нужно, но в принципе цветопередача довольно приемлемая.

Очень может быть, что компания Philips решилась на замену медленной матрицы с верной цветопередачей на более быструю, но менее подходящую для работы с цветом, поскольку спрос на правильный цвет на рынке гораздо ниже спроса на малое время отклика.

EIZO L557 ($640)
История наших отношений с данным монитором очень непроста. Начать с того, что это единственный 17-дюймовый монитор в нашем тесте, но его стоимость практически практически совпадает со стоимостью двух недорогих 19-дюймовых моделей. С одной стороны, он произведен в Японии, а это уже чего-нибудь да стоит,но с другой – отдавать больше 600 долларов за 17” и матрицу PVA как-то неловко.

EIZO L557
Технические характеристики
Тип матрицы – PVA
Размер диагонали – 17”
Углы обзора по горизонтали/ вертикали – 170<0>/170<0>
Контраст – 500:1
Яркость – 250 кд/кв. м
Среднее время реакции ячеек – 25 мс
Оптимальное разрешение – 1280×1024
Интерфейсы – DVI-D
– D-Sub
– PC Audio

Комплект поставки
Кабели D-Sub и аудио, сетевой кабель европейского стандарта, бумажное руководство пользователя, CD с драйвером, цветовым профилем и инструкцией.
Подробности www.eizo.ru

Черный корпус из отличного пластика, оригинальная амортизирующая подставка, со складывающейся пополам подошвой. Вращать монитор вокруг вертикальной оси можно только вместе с подставкой. На задней панели разъем для сетевого шнура, разъемы D-Sub и DVI-D, а также аудиовход.

На передней панели девять кнопок, с помощью которых управление меню осваивается за несколько минут. Кроме стандартных кнопок навигации есть кнопка F быстрой смены режима (Custom, sRGB, Text, Picture, Movie), кнопка A автоматической подстройки изображения, и кнопка S выбора источника сигнала. Все бы ничего, но эти буквенные обозначения оказываются не столь очевидными, чтобы их можно было всегда помнить, поэтому иногда просто приходится нажимать кнопки по очереди, чтобы понять, какая же из них нужна в данный момент.

Меню выглядит просто магически: оно может почти все, что может Photoshop. Это не шутка. В подменю управления цветом (Color) можно изменять яркость, цветовую температуру, гамма-кривую (Gamma), усиление каждого из цветовых каналов (Gain), цветовую насыщенность (Saturation) и смещение цветового диапазона (Hue). Столь мощное доступное пользователю управление цветом в мониторах встречается крайне редко. Ради эксперимента в Photoshop было загружено изображение с избытком красного, и излишним контрастом и только с помощью управления параметрами монитора его удалось привести в порядок.

Все это, конечно, очень здорово, но что же у нас с качеством отображения и цветопередачей? По равномерности цвета у EIZO L557 в нашем тесте нет конкурентов – он лучший. Оно и понятно: в мониторе установлена очень хорошая, и, кстати, самая маленькая из тестируемых, матрица PVA, поэтому нет ни угловых засветок, ни линейной неравномерности цвета. А вот цветопередача оказалось не настолько хороша, как того бы хотелось.

После калибрации, в полном соответствии с требованиями инструкции к Pantone Spyder, изображение оказалось жестким с явным преобладанием красных цветов. Мысль о том, что произошла ошибка, в процессе калибрации не подтвердилась – повторный запуск OptiCAL дал абсолютно тот же результат. Чтобы тестовые снимки выглядели ближе к оригиналу, пришлось в настройках монитора снизить значение Gamma с 2,2 до 2,0 и сместить цветовой диапазон (Hue) на 3 в сторону зеленого цвета. С такими установками большая часть тестовых снимков выглядела очень близко к оригиналу, а наиболее близкими по цвету оказались портреты.

Но сама ситуация получалась достаточно странной, и поэтому решено было еще раз выполнить процедуру калибрации, но уже с установленными параметрами. В итоге произошло то, что можно было ожидать: изображение снова стало чуть более жестким и смещенным к красным цветам, но не так сильно, как в первый раз. Очевидно, такой эффект вызван спецификой взаимодействия матрицы, установленной в этой модели и сенсора калибратора.

Заключаем: EIZO L557 производит впечатление добротного, продукта, с массой достоинств, но, учитывая его стоимость и указанные особенности для работы с цветом, лучше купить монитор 19” с S-IPS матрицей, пусть и за большую сумму.

IIYAMA PROLITE E481S ($680)
Сразу нужно сказать, что E481S, пожалуй, единственный доступный на данный момент недорогой монитор с S-IPS-матрицей. Именно поэтому к нему у нас был особый интерес.

iiyama ProLite E481S
Технические характеристики
Тип матрицы – S-IPS
Размер диагонали – 19”
Углы обзора по горизонтали/ вертикали – 176<0>/176<0>
Контраст – 400:1
Яркость – 250 кд/кв. м
Среднее время реакции ячеек – 25 мс
Оптимальное разрешение – 1280×1024
Интерфейсы
– DVI-D
– D-Sub
– PC Audio

Комплект поставки
Кабели D-Sub и аудио, сетевой кабель европейского стандарта, бумажное руководство пользователя, CD с драйвером, цветовым профилем и инструкцией.
Подробности www.iiyama.ru

На фоне всех предыдущих мониторов ProLite E481S выглядит очень неказисто. Стандартный “компьютерный” светло-серый цвет корпуса, дизайн совершенно без изысков и простенькая, не очень удобная и слишком “мягкая” подставка. Возможно, черный вариант выглядит привлекательнее, но, откровенно говоря, вряд ли кому-то сильно понравится внешний вид этого монитора.

Меню не поражает изысканностью или обилием настроек, да и слишком удобным его не назовешь: две страницы и не всегда очевидное назначение кнопок управления. Установки цветовой температуры спрятаны под мало что говорящими цифрами “1, 2, 3”, так что пользователю остается только догадываться, о том, каким цифрам как температура соответствует. Очевидно буква “S” в этом пункте меню соответствует температуре 6500 K часто обозначаемой как sRGB, а нарисованный человечек – пользовательскую настройку.

Та же ситуация с управлением гаммой – в соответствующем пункте меню значатся лишь Off, Mode 1 и Mode 2, значения которых предлагается угадать пользователю. Распространяться о качестве цветопередачи нам долго не придется, поскольку матрица в iiyama ProLite E481S установлена такая же или почти та же, что и в NEC 1980SXi. Картинки этих мониторов действительно очень похожи: мы даже сравнивали их “лоб в лоб”, поставив эти мониторы рядом и одновременно подключив к двум тестовым системам. Единственное отличие, которое нам удалось обнаружить – картинка NEC получается более мягкой, чуть более пластичной, при этом по общему контрасту (черный текст на белом фоне) оба монитора выглядят одинаково.

Выводы
Наши многодневные тесты показали, что то, что называется пластичностью изображения, то есть подробность, плавность цветовых и градиентных переходов наилучшей оказалась у SA-SuperFine TFT-матриц, затем идет S-IPS технология, и затем PVA/MVA, причем уже с заметной равностью переходов.

Вообще, на данный момент можно сказать, что работа с цветом на TFT-мониторах может начинаться только с S-IPS, а варианты с матрицами PVA/MVA могут рассматриваться лишь как крайний случай, особенно если учесть, что оптические сенсоры вроде Pantone Spyder+, очевидно, не совсем корректно работают с двойными ячейками последних, выдавая изображение, смещенное по цвету в ту или иную сторону (обе модели с PVA-матрицей выдавали смещенный цвет).

Если говорить о тестируемых моделях, то первое место, безусловно, получает NEC 2180UX с его потрясающей SA-SFT-матрицей, вот только цена его слишком высока. Второе место делят LaCie photon20visionII с хорошей цветопередачей и пластичность картинки, но имеющий проблемы с равномерностью контраста и несколько странным меню, и NEC 1980SXi – очень неплохой представитель S-IPS-технологии.

И на последнем месте оказывается iiyama ProLite E481S, но совсем не из-за качества цветопередачи, а из-за недостатков внешнего вида, конструктивных недоработок и неудобства меню. На фоне всех остальных мониторов он выглядит “бедно”, но и стоит дешевле всех остальных S-IPS-мониторов.
Два монитора с PVA-матрицами никак не попадают в наш рейтинг, поскольку для работы с цветом куда логичнее купить ProLite E481S, находящийся с ними в одной ценовой категории, но дающий заметно лучшую картинку, либо потратить больше и приобрести какой-либо из мониторов, занявших первое и второе места.