11 лет назад 10 октября 2007 в 20:36 44

Грусть малообразия

Автор: Андрей Воленко

Смотришь на развитие компьютерной индустрии последние десять лет, и становится грустно: производителей с каждым годом все меньше, словно какой-то монстр стремится подвести все под один знаменатель. В каждой области рынка крупные игроки скупают мелких с уникальными наработками, и чаще всего последние просто исчезают без следа. Пока ситуация не очень критичная, но даже сейчас заметно, как рынок становится однообразным. Скажем, при наличии массы производителей видеокарт фактических сборщиков не так и много. Вот и получается, что продукты продаваемые под разными брендами, как на чипах ATI, так и на чипах NVIDIA похожи как две капли воды – только наклейки разные.

ПРОЦЕССОРЫ

Лидерство Intel на пользовательском рынке процессоров, где по большому счету сейчас только два игрока (второго вы, конечно, знаете), в настоящий момент кажется непоколебимым как скала. В корпоративном и серверном сегментах Intel выигрывает за счет более гибких решений, платформенного подхода и опять же большей “узнаваемости”. Но около 10 лет назад доля процессоров Intel на рынке была больше, чем сейчас. Тем не менее положение дел пытались изменить многие компании. Тогда еще выпускались процессоры под марками Cyrix и IDT, которые в силу невысокой производительности и малой раскурченности в эпоху Socket 7 прекратили свое существование. Остатки и наработки Cyrix чуть позднее купила компания VIA. Сейчас на базе этого интеллектуального капитала VIA строит свои сверхэкономичные решения, которые по сути являются нишевым продуктом. И только AMD удалось выжить и составить хоть какую-то конкуренцию гиганту.

Если вернуться года на три назад, то можно вспомнить, что тогда еще можно было купить ноутбуки на базе процессоров Transmeta Crusoe, а позднее Efficeon. Эти процессоры не блистали высокой производительностью, единственным, но огромным их достоинством была экономичность, что наряду с приемлемой скоростью работы могло бы их сделать лучшим выбором для построения не только ноутбуков, но и блейд-серверов. Но и этого не случилось. Терпящая убытки компания сосредоточилась на разработке технологий энергосбережения, планируя получать прибыль от лицензирования разработок. В июле этого года AMD инвестировала в Transmeta 7,5 миллионов долларов на разработку энергетически эффективных технологий, и планирует использовать эти наработки в новых процессорах.

Одно время в сети ходили слухи, что NVIDIA планирует выпустить свой CPU, некоторые издания в это даже поверили, поскольку сейчас компания обладает неплохим потенциалом для разработки производительных микропроцессоров. Но графических процессоров, а не универсальных. Поэтому пока слухи остаются лишь слухами.

Монотонный дуализм рынка пытаются разбавить китайские разработчики. В 2002 году институтом компьютерных технологий, академией наук Китая и группой Jiangsu Zhongy Group была основана компания BLX IC Design Corporation, Ltd. которая занимается разработкой 32– и 64-битных процессоров, а так же программного обеспечения для них. Изначально разработка называлась Godson, но по-китайски это означает – “собачье наследие”, поэтому позднее кодовое имя сменилось на Loongson, что можно перевести как “чип китайского дракона”.

Пока известно три поколения Loongson. Первая серия (Loongson 1) представляет собой 32-разрядный процессор, работающий на частоте 266 МГц. Выпущенный в 2002 г. процессор ориентирован на нересурсоемкие приложения, например, на работу в кассовых аппаратах. Во второй версии (Loongson 2) процессор стал 64 разрядным. Изначально он работал на частоте 500 МГц, впоследствии ее увеличили до 800 МГц. В 2006 году частоту довели до 1 ГГц. По словам Ли Гуоджи (Li Guojie), директора института компьютерных технологий в составе Академии наук КНДР, 1 ГГц Loongson способен конкурировать с аналогичными Pentium 4, при этом оказывается заметно экономичнее и дешевле в производстве. Новая серия (Loongson 3) разрабатывается с расчетом на работу с частотой около 1 ГГц с несколькими ядрами (от 8 до 16), но разработка пока еще не увидела свет.

Казалось бы, вот он третий не лишний в общем стане американских лидеров, но не все так хорошо, как может показаться. Во-первых, за пределами Китая эти процессоры пока не видели, с их работой практически не знакомы. Во-вторых, процессоры не совместимы с инструкциями x86. То есть, на них не удастся запустить привычные приложения и операционные системы. Loongson используют несколько переработанный набор MIPS команд, разработанный компанией MIPS Technologies. Об использовании этого набора команд разработчики стараются лишний раз не упоминать, опасаясь судебных исков со стороны разработчика. По этой причине, на процессорах Loongson пока работает только специально подготовленная версия Linux и Windows CE, а совсем недавно портированы Debian и Red Flag Linux, и продолжается работа над подготовкой Gentoo и Slackware.

Примечательно, что в марте 2007 года STMicroelectronics приобрела MIPS-лицензию на массовый выпуск процессоров Loongson. Производить чип планируется по 90 нм нормам (до этого тестовые образцы выпускались по 180 нм процессу).

Во всей описанной ситуации есть одно существенное “Но”. Вся информация получена из пресс-релизов Академии наук Китая и Института компьютерных исследований. В очном тестировании никто не видел ни один процессор. Поэтому сложно сказать, мистификация ли это или же на деле существующий процессор. Ясно одно: даже в таком виде, какой он есть, он не способен потеснить лидеров, ворвавшись на потребительский или корпоративный рынки.

В качестве еще одного доказательства сокращения разнообразия на рынке можно вспомнить недавний переход Apple на процессоры Intel. IBM пришлось уйти с арены потребительских решений, тем самым сузив круг до двух с половиной игроков.

ВИДЕОРЕШЕНИЯ

На рынке видеокарт ситуация очень похожая. Какие-то 10 лет назад (кстати, огромный срок для индустрии) видеорешений была масса. Потеряться в списке производителей чипов и карт было очень легко. С приходом эры 3D количество имен начало сокращаться, многие успешные когда-то компании хоть и выпустили 3D-акселераторы, все же не выдержали конкуренции и ушли с рынка. Привело это к тому, что сейчас мы имеем рыночный дуализм: ATI против NVIDIA. Впрочем, не совсем так. Дуализм творится на рынке дискретных адаптеров, в сегменте встроенных решений еще есть Intel. Малозаметные в этой сфере SIS и VIA погоды не делают, поскольку имеют мизерную долю рынка.

Забавно видеть, что VIA снова реанимирует призрак прошлого. Был эпизод, когда ей удалось купить остатки некогда успешной S3 Graphics, и ее наработки были использованы в продуктах с интегрированной графикой. Несколько лет назад VIA удалось выпустить дискретные видеокарты на чипах с лейблом S3. В конце прошлого года (см. UP Special №36) мы даже протестировали видеокарты на базе чипа S3 Chrome 27. Производительность оказалась неплохой для младших решений среднего ценового диапазона, но функциональность была недостаточной – видеокарты не поддерживали шейдеры третьей версии. Сейчас S3 в качестве подразделения VIA готовит новое семейство чипов с поддержкой DirectX 10 и даже DirectX 10.1.

От воскрешения S3, к сожалению, не веет позитивом. В рознице эти продукты практически не появлялись, а перспективы у будущих продуктов совсем не радужные – ATI и NVIDIA слишком сильны, чтобы с ними тягаться.

Добавим, что видеокарты давно перестали быть уникальными. Производители практически не утруждают себя разработкой уникальных PCB. Обычно переработанную печатную плату получают несложные продукты нижнего и среднего ценового уровня, топовые решения производятся по референтному дизайну. Чаще карты могут оснащаться более быстрой памятью или просто иметь несколько завышенные частоты. Рынок при большом количестве лейблов достаточно скучен. Все разнообразие на нем обеспечено модельным рядом чипов NVIDIA и ATI, а так же вариациями с системами охлаждения: установкой штатных кулеров или продуктов Zalman и Arctic Cooling.

МАТЕРИНСКИЕ ПЛАТЫ

На рынке материнских плат тоже не обошлось без потерь. Фирма Chaintech ушла с рынка, не выдержав конкуренции. Недавно небезызвестная Epox закрыла европейский офис и практически свернула производство плат. Виной тому убыточность компании из-за некачественного и недобросовестного менеджмента. Присутствие DFI на рынке становится все менее заметным. Компании не хватает узнаваемости среди ординарных и не очень экстремальных пользователей. ASUS и Gigabyte создают совместное предприятие под названием Gigabyte United. Такому монстру сможет противостоять только Foxconn, которая совсем недавно вышла на рынок под собственным брендом.

ЖЕСТКИЕ ДИСКИ

Совсем недавно Seagate купила Maxtor, которая испытывала финансовые трудности. Задолго до этого Maxtor удалось поглотить Quantum. IBM передала свой бизнес Hitachi, а Fujitsu сохранила бизнес только в сегменте мобильных винчестеров.

Буквально несколько месяцев назад Western Digital приблизительно за $1 млрд купила компанию Komag – одного из крупнейших производителей компонентов (в частности – пластин) для жестких дисков, и это, очевидно, не лучшим образом скажется на разнообразии на рынке.

Рынок методично сужается. При кажущемся сохранении брендового разнообразия фактическое количество производителей сокращается. Для удешевления производства, продукты унифицируются. Мелкие компании с монстрами-лидерами справиться не в состоянии. Обычно они оказываются либо поглощены, либо тихо уходят, не снискав популярности. Каждая сфера постепенно стремится к наличию всего 2-4 участников. Законы физики срабатывают – энтропия растет.