11 лет назад 10 октября 2007 в 19:21 36

Автор: Дмитрий Михайлов

Микроблоггинг

twitter.com, jaiku.com, www.mopoto.com

Блогосфера переживает бум популярности сервисов нового формата. Их опознавательные черты: предельная краткость, полная мобильность и стремление сделать пользователя доступным в онлайне на протяжении всех 24 часов. Называется такой формат ведения сетевых записей микроблоггингом.

Микроблоггинг принадлежит к редкому типу культурных явлений, которые способны изменять образ жизни. Стоит с ним познакомиться ближе, как вы уже понимаете, что стали жертвой очередной социальной эпидемии. Особенно это касается тех, кто и без того активно пользуется преимуществами виртуализации жизни. Сервисы микроблоггинга появились около года назад, но массовую популярность приобрели только сейчас, то есть речь идет о довольно молодом явлении, которое до сих пор не получило окончательного названия. Нередко их называют “Тлоги” от английского “tiny log” или “Тамблог” от названия одного из первых сервисов мини-блоггинга. Обязательными атрибутами микроблоггинга является ограничение до 140-200 знаков при написании текста и возможность опубликовать его не только через сайт сервиса, но и при помощи SMS, e-mail или мессенджера типа GTalk.

Первым массовой популярности добился Twitter. Он и по сей день остается самым популярным микроблогом в Сети. Twitter предлагает сыграть в очень простую социальную игру. Каждый заданный период времени вы должны писать в ленту Twitter, чем вы сейчас занимаетесь. Отправлять такие сообщения можно из любой точки земного шара, где есть мобильная связь. Twitter поддерживает возможность заводить друзей, но здесь они называются не “Friends”, а “Followers” – дословно “те, кто следуют”. Если вы начинаете “следовать” за пользователем Twitter, то он появляется в вашей ленте, и теперь вы находитесь в курсе событий этого человека. Любое обновление вашей ленты рассылается по SMS (если вы не выключили эту функцию, конечно) группе ваших “последователей” и наоборот – вы получаете новые записи от людей, с которыми дружите, на свой телефон. С одной стороны, это может напомнить реалити-шоу в текстовом формате, с другой – Twitter для многих людей стал одной из наиболее востребованных форм связи.

Мы бы не говорили о буме на микроблоггинг, если бы у Twitter не было достойных конкурентов. Они есть, и наиболее интересным среди них является финский проект Jaiku. Только Jaiku не слепой последователь Twitter – в том же формате он предлагает другую концепцию. Можно сказать, что Jaiku – это платформа, которая объединяет всю вашу сетевую и мобильную жизнь в одном месте. Домашняя страничка пользователя Jaiku соединяет на одной ленте обновления, сделанные вами на аккаунтах других сервисов. Таким образом, в одном месте собирается вся создаваемая пользователем информация: новые фотографии с Flickr, прослушанные композиции с Last.fm, пост в ЖЖ и любой другой RSS-поток. Есть даже возможность добавить XML-файл из календаря, чтобы Jaiku отображал его события. В этом же потоке персональной онлайновой информации функционирует микроблог, который позволяет оставлять короткие текстовые сообщения, не превышающие 140 знаков. На Jaiku, в отличие от Twitter, нет заранее заданной темы для сообщений, зато есть большое меню с условными обозначениями места или темы, к которой может относиться текстовое сообщение. Немаловажным нюансом является возможность комментировать любое событие на ленте – от ссылки на новое фото с Flickr до текстового сообщения. При этом комментарии не имеют ограничений в знаках. Чаще всего комментарии в микро– и мини-блогах отсутствуют, и Jaiku в этом отношении является исключением. А вот где создатели Jaiku не удержались и позаимствовали у Twitter, так это в системе контактов – стоит добавить пользователя в друзья, как сообщения его ленты начнут попадать на вашу. Только тут появились две вкладки, позволяющие выбрать, какую именно ленту вы хотите видеть – общую или личную. И еще: Jaiku не ориентирован лишь на коллективное использование. Свою ленту можно сделать доступной только для себя и пользоваться в личных целях.

Первые сервисы микроблоггинга появились в США, а после мирового успеха Twitter “новый блоггинг” начал завоевывать пространство в других доменных зонах. В зоне .ru также появилось несколько проектов, до боли напоминающих Twitter. Приятным исключением среди них является MOPOTO. Сервис ориентирован на владельцев мобильных телефонов с фотокамерой, которым предлагается публиковать на персональную ленту фотографии и видеоролики. Делать это можно напрямую с мобильного телефона при наличии в нем поддержки MMS или E-mail либо через сайт сервиса. Если Twitter предлагал писать о том, чем вы занимаетесь, то MOPOTO предлагает показывать своим знакомым или просто всем желающим, что вы видите. Наиболее активные пользователи MOPOTO публикуют по двадцать фотографий в день, что при просмотре ленты оставляет ощущение экскурсии в их жизнь. Дизайн MOPOTO, как и положено микроблогу, минималистичен. Пользователи имеют возможность оставлять комментарии, перемещаться по датам благодаря встроенному календарю и помечать фотографии тэгами, самые популярные их которых попадают в облако тэгов на главной странице. Несомненным плюсом сервиса является заявленная возможность работы с мобильными операторами из любой страны мира. Во всех странах работу сервиса мы проверить пока не успели, но на территории нашей страны фотографии с телефона оказываются в блоге буквально через несколько секунд.

Мини-блоггинг

www.tumblr.com, mmm-tasty.ru

Если сервис не поддерживает альтернативные способы публикации и не ограничивает количество знаков, но при этом в нем отсутствует социальная составляющая, а интерфейс максимально минималистичен – перед вами не микро-, а мини-блог.

Мини-блоги – это возврат к корням, когда интернет еще не успел стать неотъемлемой частью мейнстрима, а большая часть его пользователей преподавала в престижных университетах. Одним из самых часто встречаемых типов сайтов тогда были weblog (сетевые записи). Позже они эволюционировали в то, что сейчас мы называем блоги, но современные блоги перегружены и усложнены большим количеством функций, которые напрямую не связаны с публикацией собственных мыслей. Сложившуюся ситуацию изменил сервис Tumblr, который сделал шаг назад в сторону weblog. Тут нет возможности комментировать публикацию, нет социальной ленты, все записи делаются, прежде всего, для себя или людей, которым вы можете передать адрес своего блога лично. Главная идея заключается в простоте и быстроте, с которой можно создать и вести блог. Аккаунт создается за считанные секунды, после чего новый пользователь может выбрать один из представленных оформлений для своего тамблога. Основная отличительная особенность в возможности выбирать тип публикации. На выбор предлагается создать текст, фото, цитату, ссылку, фрагмент чата и видео. В общем-то, это те виды публикаций, которые большинство из нас делает в ЖЖ, только тут они приобретают более структурированную форму и аккуратное оформление. Альтернативой Tumblr для русскоязычной аудитории может стать проект Mmm… Tasty! Мини-блог, адаптированный под отечественную аудиторию, мало отличается от Tumblr. Основным отличием стала вернувшаяся возможность комментировать и легкая социальная составляющая. Появилась возможность голосовать за публикации других пользователей – так отбираются наиболее удачные записи, из которых составляется отдельная лента. Mmm… Tasty! – это попытка сделать мини-блог более социальным, хотя изначально это не социальное явление.