9 лет назад 10 июня 2009 в 1:28 64

Технология NVIDIA HybridPower

Макс Еховский

В мартовском номере журнала мы обещали, что обязательно разберемся в ситуации вокруг очень перспективной технологии HybridPower, являющейся составной частью NVIDIA Hybrid SLI. Напомню, что суть ее заключается в возможности полностью отключать дискретный графический адаптер PCI-E (или даже SLI-связку из нескольких адаптеров) и включать лишь тогда, когда его производительность будет необходима. Ценность этой технологии, например, для построения медиацентра, который часть времени должен быть совершенно бесшумным и вместе с тем должен иметь возможность превращаться в мощную игровую станцию или как минимум игровую консоль, невозможно переоценить. Именно поэтому мы решили посвятить HybridPower отдельный материал.

Печальные хроники

Представленная впервые на выставке CES-2008 технология NVIDIA Hybrid SLI, в состав которой входили GeForce Boost и HybridPower, вызвала неподдельный интерес. О первой составляющей, смысл которой в ускорении 3D-вычислений за счет объединения дискретного адаптера GeForce 8400 GS/8500 GT и встроенного графического ядра, тут же начали спорить. Востребованность такого тандема вызывала серьезные сомнения, как показала практика, вполне оправданные. А вот HybridPower выглядела очень привлекательной и своевременной: именно она должна была подружить ноутбуки с их требованиями к энергопотреблению компонентов и мощные графические ускорители, позволяющие комфортно играть на портативных компьютерах. Да и в настольных системах возможность экономить энергию, отключая потребитель мощностью 400 Вт (столько может потреблять SLI-связка в простое), когда в нем нет необходимости, никому не казалась бессмысленной.

Изначально поддержку HybridPower обещали реализовать только в новых чипах NVIDIA для платформы AMD. Говорили, что позже она появится и в чипсетах для процессоров Intel, но этого так и не произошло.

Спустя два месяца после выставки, в середине марта прошлого года, появились сообщения о том, что NVIDIA вынуждена задержать выход Hybrid SLI до второй половины мая из-за возникшей необходимости окончательной оптимизации продукта и программного обеспечения. Материнские платы и видеокарты с поддержкой новой технологии все-таки начали появляться, но уже осенью Microsoft опубликовала документ под названием Guidelines for Graphics in Windows 7 (“Рекомендации по графике для Windows 7”), в котором не рекомендовала производителям выпускать системы с гибридной графикой ATI Hybrid CrossFire и NVIDIA Hybrid SLI, указывая, что эти решения нестабильны в работе и неудобны для пользователя. В ответ на это заявление некоторые сетевые ресурсы попытались выяснить у пользователей, действительно ли гибридные решения ведут себя нестабильно и использовать их неудобно, и, похоже, не нашлось ни одного человека, кто подтвердил бы слова Microsoft: люди, использующие Hybrid CrossFire и Hybrid SLI, как один отчитывались о стабильной работе систем.

Прошел ровно год с момента объявления, и на выставке CES-2009 представители NVIDIA, комментируя отсутствие поддержки гибридной технологии в новых процессорах GeForce GTX 285 и GTX 295, фактически объявили о прекращении ее развития, сославшись на то, что основную ставку делают на схемы снижения энергопотребления, реализуемые в новых GPU. При этом неоднократно подчеркивалось, что от дальнейшего продвижения Hybrid SLI компания отказывается из-за отсутствия должного интереса со стороны пользователей. Чуть позже выяснилось, что HybridPower пока никуда не денется из ноутбуков и будет доступна для крупных производителей готовых компьютеров. Якобы таким образом NVIDIA сокращает расходы на исследование совместимости BIOS множества материнских плат и графических адаптеров, поскольку в рамках ОЕМ-сотрудничества это делать проще и выгодней. Звучит, в общем, не бессмысленно, но не слишком правдоподобно, особенно когда речь идет о возможности экономить на каждом собранном с использованием HybridPower компьютере не единицы и даже не десятки, а сотни ватт электроэнергии, не говоря уже об иных возможных схемах ее применения.

Как это ни парадоксально, но в итоге самая ценная и перспективная из гибридных технологий оказалась на грани, и в настоящий момент остается лишь надеяться, что ситуация изменится к лучшему и кто-то (может быть, Intel?) подхватит флаг, выпадающий из рук NVIDIA.

Пока не все потеряно

Как бы там ни было, у нас есть возможность воспользоваться брошенной на произвол судьбы технологией. Список оборудования, необходимого для того, чтобы HybridPower работала, выглядит не таким уж бессильным, по крайней мере, пока. Как уже было сказано, собрать систему с отключаемым дискретным графическим адаптером можно только на платформе AMD. Понадобится материнская плата, построенная на одном из чипсетов nForce 750a SLI, 780a SLI или GeForce 8200/8300, и графический адаптер из достаточно длинного списка: GeForce 9800 GT, GeForce 9800 GTX/GTX+, GeForce GTX 260, GeForce 9800 GX2 или GeForce GTX 280. Выбирать операционную систему, в общем, не приходится. Windows Vista – это все, что нам осталось.

Устройство отображения (монитор/проектор/плазменную панель) необходимо подключить к видеовыходам встроенного графического ядра, в BIOS материнской платы активизировать Hybrid Support, вручную выставить размер видеобуфера для встроенного ядра 256 Мб или больше, в качестве основного адаптера выбрать Onboard. После установки драйверов в системном трее появится иконка с изображением пары зеленых бумерангоподобных стрелок – панель управления графикой NVIDIA Hybrid SLI. Клик на ней позволит выбрать необходимый текущий режим.

Для эксперимента мы собрали медиацентр класса Gaming HTPC с использованием следующих компонентов: материнская плата ASUS M3N-HT Deluxe на чипсете nForce 780a SLI, процессор AMD Athlon X2 4850e с тактовой частотой 2,5 ГГц и кэш-памятью второго уровня объемом 1 Мб, графический адаптер ASUS EN9800GTX на чипе GeForce 9800 GTX с памятью DDR3 объемом 512 Мб, два модуля по 2 Гб памяти DDR2 PC6400 и жесткий диск 2,5” Western Digital Scorpio WD3200BEVT. Получилась не топовая, но вполне приличная игровая конфигурация.

В простое находясь в режиме увеличенной производительности (со включенным дискретным адаптером), система потребляла 116 Вт, а во время тестовых прогонов Crysis потребляемая мощность поднималась до 220 Вт. Переход в режим энергосбережения выключает дискретный адаптер, и потребление в простое снижается до 54 Вт. Запуск тестовых циклов Crysis с теми же настройками поднимет его до 74 Вт. При этом звуковая картина при переключении из одного режима в другой меняется кардинально. Используемый нами Zalman CNPS8700 фактически избыточен для охлаждения процессора с термопакетом 45 Вт, поэтому независимо от нагрузки на систему обороты его вентилятора не поднимаются выше средних. Блок питания мощностью 600 Вт, возможно, не самый оптимальный вариант, но из того, что было под рукой, он единственный оказался оборудован 120-миллиметровым вентилятором с автоматическим управлением скоростью вращения. В энергосберегающем режиме независимо от загруженности системы он крутится на минимальных оборотах (около 600 об/мин), и только при включении дискретного ускорителя и появлении серьезной графической нагрузки раскручивается сильнее. Ну а самый шумный компонент – турбина ASUS EN9800GTX – оказывается либо полностью выключена вместе с адаптером, либо вращается соразмерно загруженности графического процессора.

Заниматься детальным исследованием разницы производительности встроенного в nForce 780a SLI графического процессора и процессора GeForce 9800 GTX мы, конечно же, не стали, поскольку и так понятно, кто кого. Прогоны Crysis запускали только для того, чтобы примерно оценить графическую производительность системы и заодно показать, насколько несоизмеримы 3D-возможности встроенных и дискретных решений. При разрешении 1024×768, включенных анизотропной фильтрации (8x), антиалиасинге (4x) и выбранных настройках VeryHigh встроенное графическое ядро смогло отрисовывать в среднем 1,46 кадра в секунду. Те же настройки, та же система, но графический ускоритель GeForce 9800 GTX, включенный радиокнопкой в панели управления NVIDIA Hybrid SLI – и средняя частота кадров в прогонах поднимается до 24 fps.

Вместо заключения

Как видите, HybridPower работает, и работает хорошо. Никаких проблем с установкой и настройкой у нас не возникло. В тех играх, которые мы успели прогнать (Crysis, Test Drive Unlimited, Grand Theft Auto IV, Call of Duty 4, Far Cry 2, GTR 2, F.E.A.R., Age of Empires 3 и NFS Pro Street), не было замечено никаких проблем со стабильностью работы, как нет проблем и с переключением из режима в режим. Здесь очень хочется передать большой привет компании Microsoft: использовать два режима очень удобно! Более того, мы убеждены, что строить игровые и универсальные компьютеры нужно именно с использованием технологии HybridPower или другой аналогичной, поскольку в большинстве случаев установленные в системах мощные графические адаптеры часть времени используются фактически в режиме холостого хода, не загружаясь даже на 10%! Так зачем же им тратить электрическую энергию, бессмысленно превращая ее в тепло? Также хочется обратиться к NVIDIA: нет ни одной крупной компании в мире, которая бы не заявляла о своих “зеленых” программах, даже если эффект от них часто очень сомнительный. Сейчас перед нами технология, которая гарантирует великолепный результат, так почему же мы ее хороним, ссылаясь на “малый интерес со стороны потребителей”? Такие технологии впору не предлагать, а навязывать, тем более что от них никто не отказывается.