11 лет назад 14 июля 2007 в 17:18 69

Расширение возможностей

Автор: Александр Поляков

Постоянно работающий с компьютером пользователь со временем обзаводится набором программ, без которых не может обходиться: они установлены у него на рабочем компьютере, ноутбуке, домашнем десктопе. Знание этих программ оттачивается, пальцы помнят комбинации “горячих” клавиш лучше, чем голова. Но рано или поздно все-таки проявляется нехватка каких-либо функций.

Если расширить возможности программы нельзя, есть вероятность, что пользователь перейдет на конкурирующий продукт, в котором нужная функция имеется.

Продукция Adobe, конечно, все еще не идеальна, но авторы великолепного пакета Creative Suite (1/2) дали сторонним разработчикам богатые возможности для доводки своих программ. Одно из основных направлений такой деятельности – создание подключаемых к программе модулей (плагинов), о которых сегодня и пойдет речь.

ILLUSTRATOR CS2 + HOTDOOR MULTIPAGE

www.hotdoor.com/multipage/index.php

Вам нравится Corel Draw? Он прост в освоении, расширяем, понимает все мыслимые и немыслимые форматы файлов и сочетает в себе просто невероятное количество ипостасей – от редактора шрифтов до издательской системы. Одна беда – будучи поклонником продукции Adobe, я привык к “Иллюстратору”, и пересаживаться на программу от Corel было сложно. Вот только основная масса заказов на новом рабочем месте шла именно в формате Corel Draw. Но было и другое препятствие, мешавшее спокойно использовать векторный редактор от Adobe. “Иллюстратор” не мог работать с многостраничными документами, а мне частенько нужно было верстать двусторонние макеты или многостраничные документы – буклеты, проспекты, флаеры. Мало-помалу прежний векторный редактор был заменен на аналог от Corel, основная масса макетов в репозитории фирмы обрела расширение *.cdr, и некогда любимая программа начала понемногу забываться.

И тут в Сети появилась утилита, добавляющая “Иллюстратору” возможность работы с многостраничными документами. После ее установки в меню Windows появился новый пункт, открывающий еще одну палитру с названием Multipage, в которой отображается одна или несколько страничек вашего документа. Сами страницы являются, по сути, слоями одного документа. При выборе страницы для редактирования остальные страницы-слои скрываются и становятся недоступными для изменения – это было возможно и раньше, теперь лишь стало несколько удобнее. Что действительно поменялось, так это возможности нумерации страниц, экспорта в PDF и печати многостраничного документа. Раньше приходилось собирать нужный макет в Acrobat, InDesign или InCopy. Теперь времени на работу уходит куда меньше. Не удивлюсь, если этот или подобный ему плагин будет включен в Adobe Creative Suite 3.

Разобраться в работе модуля несложно. Он идеально вписывается в стиль “Иллюстратора”, не блещет новаторством (читай неудобством) в интерфейсе. Выпадающее меню панели разбросано отдельными пунктами по основному меню программы. Экспорт в многостраничный PDF и постраничная печать, например, находятся в меню File. На самой палитре изображены миниатюры страниц, щелчок по которым приводит к переключению на нужную вам часть документа. Здесь же можно переключиться на левую и правую мастер-страницы, которые облегчают создание макетов со множеством повторяющихся элементов. Они появляются при включении соответствующих пунктов в окне настроек плагина.

В нижней строке панели Multipage находятся кнопки включения/выключения многостраничного режима, вызова окна настроек и привычные для любой палитры пиктограммы создания и удаления объектов (страниц).

При использовании плагина я заметил лишь один момент, требующий осторожности – во время экспорта в формат EPS “Иллюстратор” записывает в конечный файл содержимое всех слоев-страниц, даже тех, которые сейчас скрыты, поэтому приходится удалять перед экспортом ненужные страницы. Других нареканий нет.

PHOTOSHOP + COREL KNOCKOUT 2

www.corel.co.uk

Corel Knockout – лучший на сегодняшний день способ обрезки фона на фотографии. После установки плагина в меню Filters появляется подменю Knockout 2, состоящее из двух пунктов: Load working Layer и Load saved project. Первый запускает модуль обработки картинки, второй служит для автоматизации работы с программой и полезен, когда нужно обработать сразу много очень похожих картинок.

Для запуска плагина слой, который вы собираетесь обрабатывать, не должен быть фоновым. Если это так, его нужно превратить в обычный – например, сделать по нему двойной щелчок в палитре слоев, удерживая клавишу Alt.

После запуска модуля активное окно будет скрыто. Взамен появится окно, выполненное в стиле прочих программ Corel, но управляться оно будет “горячими” клавишами, похожими на стандартную клавиатурную раскладку Photoshop. При увеличении/уменьшении, перетаскивании изображения заучивать новые комбинации кнопок не придется.

Работа пользователя заключается в том, чтобы обозначить внутренний и внешний контуры объекта, который нужно вырезать из фона. После этого запускается функция обрезки фона. Если результат вас устраивает, нажимаете пункт Apply в меню File – фон пропал, осталась чистая картинка, пригодная для помещения на любую подложку. Если нет, редактируйте дальше. Впрочем, у меня почти всегда удовлетворительный результат получался с первого раза. Исключение составляли случаи, когда картинка была неконтрастной: белый медведь на полюсе или брюнетка на фоне черных деревьев могут вырезаться из рук вон плохо. Но такие случаи очень редки.

Среди дополнительных функций, появившихся в новой версии плагина, стоит отметить обрезку тени от объекта. Процедура несильно отличается от обработки объекта – помечаются внутренний и внешний контуры тени и нажимается кнопка Processing или комбинация клавиш Ctrl+P.

Попробовав несколько способов обрезки фона на сложных изображениях, я остановился именно на этом плагине. Работа с ним проста (после того как разберешься со значением инструментов), скорость высока, а качество конечного изображения не оставляет конкурентам никаких шансов. Это единственный плагин, способный так хорошо вырезать практически любые объекты из фона – ни одна известная мне программа не может, например, так идеально извлечь из изображения растрепанные волосы.

Все известные мне фотографы, занимающиеся фотомонтажом, в конце концов перешли с альтернативных способов обтравки снимков на использование этого плагина.

ACROBAT + QUITE IMPOSING PLUS 2.0

www.quite.com

После того как мне довелось в очередной раз чертыхаться, загружая “Иллюстратор” и раскладывая по листу присланную в PDF визитку, терпению пришел конец. Изучать объектную модель “Иллюстратора” для автоматизации работы скриптами не было ни желания, ни времени, а экшены в векторном редакторе от Adobe оказались не такими гибкими и мощными, как в Photoshop. Штатные средства Acrobat также не позволяли делать с макетами что-нибудь более значительное, чем печать “по размеру листа”. Спасением, как всегда, оказалась Сеть.

Плагин Quite Imposing Plus предназначен для подготовки макетов к печати – главным образом, перекладывания страничек с места на место. Немного попрактиковавшись, можно сэкономить время на рутинных действиях, требующих много времени и внимания. Я использую этот модуль для множества разных операций, например, следующих.

Раскладывание визиток. Нажимаем кнопку вызова плагина на панели инструментов. Один раз запускаем режим Step and Repeat, выбираем размер страницы, длину и положение меток для резки, записываем последовательность действий в Sequence (аналог макроса в терминологии Imposing Plus). Все! Минута, которую вы тратили на раскладывание визиток по листу, сэкономлена. Я работаю в полиграфической фирме, печатать визитные карточки приходится часто. В первый же день после установки плагин сохранил мне около получаса рабочего времени – боюсь думать, сколько минут и часов было растрачено впустую до этого.

Верстка буклетов и брошюр. Последовательность действий та же. Вызываем плагин, выбираем режим работы Booklet. Собственно, это все. Книжица объемом 10-15 страниц складывается в пригодный для печати вид за считанные секунды. Подготовка 800-страничного тома заняла пару минут.

Наконец, третий пример. Сканер с автоподачей листов отсканировал пачку листов с одной стороны, потом с другой, выдав в результате два PDF-файла по 50 страниц. Одним щелчком мыши в окошке плагина обращаем порядок страниц в файле вспять – от последнего к первому номеру. Еще несколькими кликами два документа сливаются в один, причем не подряд, как в Acrobat, а через одну страницу, дабы создать корректную электронную копию отсканированного текста. Разумеется, это можно сделать и вручную, но гораздо дольше.

Примеров можно было бы привести гораздо больше, но они все равно не охватят всех возможностей такого мощного инструмента, как Imposing Plus.

ACROBAT + PITSTOP PROFESSIONAL

www.enfocus.com

Клиенты так и не научились переводить в своих иллюстрациях шрифты в кривые. И что с ними делать? Ничего не сделаешь с заказчиком. Но можно что-то сделать с заказом. Активная пропаганда формата PDF несколько упростила жизнь, но усложнила работу в случаях, когда в макет нужно вносить изменения. “Иллюстратор”, конечно, выручал, но его громоздкость часто мешала работе. Кроме того, при наличии в PDF неизвестных шрифтов корректное редактирование файла затруднялось.

Большая часть проблем решилась после установки плагина PitStop Professional от известной в среде полиграфистов фирмы Enfocus. Основное направление деятельности этой компании – разработка продуктов для работы с PDF. Упомянутый плагин для Acrobat является флагманским продуктом Enfocus.

Работа с этим модулем оказалась не очень простой (по сравнению, например, с Quite Imposing), но результативной. PitStop – это маленький “Иллюстратор”, встроенный в Acrobat. Не самые удобные инструменты, не самый изящный интерфейс… Зато какая мощность.

Теперь файл можно отображать в виде контуров (специально для поклонников Corel Draw – у нас так называются outlines). Средствами PitStop можно проделать практически любую операцию по редактированию файла: расставить метки, надписи, масштабировать или переместить объекты на страницы. Действия можно автоматизировать, применяя для отдельных объектов, страниц, всей публикации, четных или нечетных листов документа, можно исправлять текст, переводить его в кривые (для этого есть специальный экшен – WelcomeToCurves). Доступно редактирование атрибутов объектов – цвета, обводки, прозрачности.

Когда выводимый на печать макет пришлось переводить в другую цветовую модель (заказчику потребовался Duotone), работа казалась жуткой, пока среди готовых экшенов PitStop я не обнаружил подходящий. Компьютер несколько секунд шелестел винчестером, а затем выдал конечный продукт. Результат печати прекрасный, экономия времени налицо.

Единственное, с чем не смог справиться этот монстр – разложить многостраничный файл в буклет, как предыдущий плагин. Может, я просто не во всем еще разобрался…