12 лет назад 17 мая 2007 в 1:02 60

Фабрика времени 2

Автор: Евгений Феклистов

Что лучше: универсальный программный пакет-комбайн, который умеет делать все, или полдюжины узкопрофильных утилит, каждая из которых нацелена на решение одной конкретной задачи?

Использование одного программного пакета “все в одном”, безусловно, удобно, и именно эта идеология обеспечивает развитие и способствует популярности таких мегаредакторов звукозаписи, как Cubase SX. Однако мир не стоит на месте, и почти всегда находится более удачная реализация какой-нибудь конкретной задачи или программной функции от сторонних производителей. Вот и выходит, что одной программой пока никак не обойтись. Впрочем, музыкальные программы можно изначально идеологически разделить на те, чье кредо многоканальная запись, и те, что призваны работать с отдельно взятой (моно или стерео) звуковой дорожкой.

Программ, умеющих изменять темп, точнее пересчитывать трек в другой темп, великое множество. Речь при этом идет о функции Time stretch, чисто скоростных изменениях, которые не затрагивают других характеристик (тембральных, тональных и др.) аудиофайла, то есть не приводит к “эффекту Буратино”. Тем не менее реализация этой функции в каждой из них может сильно различаться как по скорости выполнения, так и по качеству результата. Чтобы понять, какое из средств применить в конкретном случае, нужно четко представлять, для каких целей это делается. Начнем с того, что качество wav-файла после применения Time stretch в любом случае не станет лучше. На продолжительном участке фонограммы даже при отсутствии чисто звуковых артефактов возможно возникновение субъективного ощущения потери грува (естественного движения) фонограммы. Другое дело, когда, скажем, темп вашей песни отличается от темпа лупа барабанов, который вы хотите использовать, всего на несколько единиц. В этом случае под темп вам надо подгонять сам луп, то есть относительно небольшой ритмический рисунок длиной несколько тактов. Риск потерять грув при незначительных изменениях на этом микроуровне значительно меньше.

С такой редакцией, как подгонка лупа, Cubase SX справляется без проблем. Реализована эта функция очень удобно. Нужно мышкой активизировать режим Sizing Applies Time Stretch на верхней панели Object Selection (вместо кнопочки с указателем мыши появится стрелочка-указатель с часами). Если теперь зацепить мышкой за правый край лупа и дотащить до следующей тактовой черты, то пересчет произойдет практически мгновенно.

Чтобы вы получили именно тот результат, на который рассчитывали, проверьте, выставлена ли функция Snap (кнопка с изображением сетки) в режим Events. Обратите внимание на то, чтобы луп изначально был выставлен по сетке и ровно обрезан, а также используйте нужный вам алгоритм пересчета из списка Time Stretch Tool (меню File – Preferences – Editing – Audio). Алгоритмов пересчета всего четыре: MPEX2, Standart, Drum, Realtime. Логика подсказывает, что для пересчета лупа с барабанами наиболее подходящим является алгоритм Drum. Однако в действительности это не всегда так. Практика показывает, что лучше проверить работу каждого из алгоритмов на вашей конкретной фонограмме или ее фрагменте и выбрать лучший.

Впрочем, в случае пересчета целого трека вас может не устроить результат работы ни одного из этих алгоритмов. Тогда вас выручит уникальная немецкая разработка от Prosoniq Products Software GmbH (www.prosoniq.net), которая делает это на порядок лучше своих конкурентов, в том числе и Cubase. К слову, Time Factory применяет алгоритм Prosoniq MPEX2 – видимо, добавление названия фирмы не просто рекламный трюк, а существенная доработка известной технологии. Применение TimeFactory II выглядит простым даже для самого заскорузлого обывателя. Перетаскиваете файл мышкой в окно программы, устанавливаете алгоритм Polyphonic music, Highest quality и задаете скорость изменения темпа в процентном соотношении. После этого жмете кнопку DSP (Process) и идете пить кофе, процесс пошел (результат по умолчанию попадет в текущую папку с названием, содержащим заданный процент пересчета). Так, указав 95%, мы получим более короткую (быструю) фонограмму, 105% – более длинную (медленную). Конечно же, чудес не бывает: чем сильнее будет отличаться новый темп от исходного, тем сильнее будут потери. Тем не менее в пределах изменения темпа 5-10% далеко не каждый сможет на слух отличить исходник от пересчитанного файла. Это означает, что потери грува почти неразличимы, не говоря уже о более серьезных нарушениях. В нашем примере с песней “Атаман” (пересчет 95%) именно так и происходит (результат работы в формате MP3: www.filma.net/mp3/AtamanMixMaster.mp3, www.filma.net/mp3/AtamanMixMasterTimeFactory.mp3).

Программа делает свое дело довольно медленно, но зато “съедает” все битности. На компьютере автора песня “Атаман” в формате 32 бита на 48 кГц считалась 12 минут.

Оговорка про битность не случайна. Из двух, казалось бы, равносильных возможностей:

1 пересчет темпа в 32-битном формате с последующим переводом в формат 16 бит;

2 перевод из формата 32 бит в 16 бит и последующий пересчет темпа;

первый способ предпочтительней.

Помимо пересчета Time Stretch программа может менять тональность и форманту фонограммы (Pitch Shift и Formant Change). Никто не помешает вам использовать и эти средства для своей работы, но все же программа неспроста названа Time Factory, а не Pitch Factory. Реализация этих функций скорее факультативна, во всяком случае, это не самая сильная сторона утилиты от разработчиков Prosoniq. Программа редактирования звука Melodyne от немецких коллег компании Celemony Software GmbH (www.celemony.com) или плагин японских программистов Yamaha Pitch Fix VST (www.yamaha.co.jp) справляются с этим лучше.