10 лет назад 10 марта 2009 в 0:56 74

Фотокамеры-ультразумы

Автор: Олег Зандер

Почему-то я убежден, что подавляющему большинству граждан для фотосчастья достаточно любой приличной “мыльницы”. Та часть общества, которая в анкетную колонку “хобби” вписывает “фотография”, пользуется камерами серии “про” или чаще “полупро”. Ну а для тех, кто желает иметь под рукой приличное орудие для фиксации памятных моментов, идеальный выбор – старшие незеркальные аппараты-ультразумы. Удобные во всех отношениях, такие камеры вполне удовлетворяют требованиям многих начинающих фотохоббитов. В сегодняшнем тесте собрались три новые камеры от трех наиболее активных на рынке производителей. Все, конечно, японцы.

NIKON COOLPIX P80

Ультразум P80 – топовый аппарат консьюмерской линейки Nikon Coolpix. И именно в первой из трех камер теста заметнее других черты устройства для любителей.

У “Никона” получился один из самых компактных фотоаппаратов с большими возможностями масштабирования. Когда берешь P80 в руки, сразу удивляешься его габаритам и, что даже важнее, скромному весу. Что касается корпуса, ощущение такое, что взяли “взрослый” фотоаппарат и уменьшили его примерно в полтора-два раза. К тому, что получилось, приделали приличный объектив с 18-кратным зумом, и – вуаля! – перед нами старший Coolpix. Если бы не сильно выступающий прорезиненный держатель, P80 вообще невозможно было бы фиксировать в руке. Удобнее всего его держать тремя пальцами. Полагаю, что в более изящных женских или детских руках камера будет располагаться и смотреться органичнее.

Сделан корпус из монотонного черного пластика, довольно приятного на ощупь. Сборка весьма аккуратная, и даже после определенного времени различных тестов (в том числе выносных и вывозных) аппарат выглядел как новенький. Однако у него были все шансы подпортить свой внешний вид. В первую очередь это касается стекла дисплея. Последний достаточно велик по диагонали (и вообще к его качеству у меня претензий практически не нашлось), но фиксирован в единственном положении. Никакой вам съемки из-за угла. Никакой защиты от случайных царапин. Строго, как в зеркалках. Или “мыльницах”. Однако, в отличие от камер упомянутого любительского уровня, у этого аппарата есть малый “оптический” видоискатель, чей экранчик красиво обрамлен полужесткой резиновой “губой”. Полагаю, что при минимуме степеней свободы для позиционирования ЖК-дисплея большинство фотолюбителей будет пользоваться именно этим, более честным и энергоэффективным видоискателем.

Внимательное изучение организации управления P80 лишь подтвердило первоначальное впечатление: камера выдержана в аскетично-винтажном стиле. Горизонтально ориентированное режимное колесико сверху выглядит практически так же, как у старых пленочных “компактов”, на задней стенке рядом с дисплеем находятся три простенькие пластиковые кнопки и металлический недоджойстик с центральной клавишей.

В работе Coolpix P80 проявил себя как добротный современный аппарат. Включается он очень быстро (по этому показателю он проигрывает лишь “сайбершотам”), реагирует на задания оперативно, снимки сохраняет шустро.

Меню, как я и ожидал, выглядит предельно просто. Учитывая интуитивное управление, настроить аппарат под себя труда не составляет. Определенный “затык” может возникнуть у тех, кто не привык пользоваться аппаратами именно этой фирмы – некоторые пункты меню и режимы находятся не там, где, к примеру, у Canon, но это мелочи. Итак, настроить камеру нетрудно, но в большом числе случаев (особенно если аппарат в руках у начинающего фотографа) ничего особенного настраивать и не придется. Разве что яркость откидной вспышки – по умолчанию она пересвечивает все на свете. Выбирая автоматический режим или одну из дюжины преднастроенных сцен, я могу быть уверен, что снимок получится более-менее приличным. Однако справедливо это лишь для идеальных условий съемки в ясную погоду на улице. В этом замечательном случае камера не напрягает свои умения в области светочувствительности, да и вспышка отдыхает. Испортить кадр в таких условиях можно двумя способами. Первый – отчаянно трясти руками. Встроенный стабилизатор изображения весьма условно стабилизирует его даже при нормальном свете. Второй – увлечься масштабированием. Даже в ясную погоду вытянутый на все свои восемнадцать крат хобот объектива обеспечит сильнейший туман в кадре.

Но все это и так заранее было известно. А вот чего я не ожидал. Во-первых, приличной скорости серийной съемки. По этому показателю Nikon уступил лишь Sony. К тому же качество кадров в серии вполне достойное. Во-вторых, у P80 довольно широкий объектив, от камеры не ускользает то, что с “мыльницей” остается “на полях”. В-третьих, если не увлекаться зумом, то даже при ISO 400 шум не сильно режет глаз. На таких значениях ISO неизбежно теряются самые мелкие детали изображения – шумодав в этом аппарате работает будь здоров. Но для тех, кто сознательно выбрал себе такую мощную “мыльницу”, это, разумеется, никакой не аргумент.

CANON SX10 IS

Вплоть до конца 2008 года у Canon сегмент так называемых “бридж-камер” был представлен серией PowerShot S, в которой фактически единственной моделью в течение двух последних лет был культовый S5 IS. Долгожданный шаг в создании очередного ультразум-флагмана получился уверенным. Canon обновила серию, прибавив к S букву X, и к началу этого года в ассортименте производителя оказалось сразу два “пауэршота” SX. Более дорогой SX1 IS отличается от камеры этого теста наличием сенсора CMOS и возможности записи видео в Full HD. Однако номинально младший аппарат мало в чем уступает “единице”, а стоит в полтора раза дешевле!

Стоит взять SX10 IS в руки, сразу понимаешь: имеешь дело с серьезным устройством. Лично мне очень импонирует решение сделать камеру достаточно крупной и относительно тяжелой. Впрочем, за солидную долю веса ответственны аккумуляторы AA, которых для питания нужно четыре. На фоне совсем не мелкого корпуса вполне органично смотрится и мощный цилиндр объектива с диапазоном фокусных расстояний 5-100 мм, что в переводе на любительский язык означает 20-кратный зум! Управление “десятки” типично для всей серии PowerShot. C той лишь разницей, что у этой камеры все элементы, от колеса выбора режима съемки до последней кнопочки, несколько крупнее, чем у младших моделей. Помимо очень неплохого “оптического” видоискателя, окошко которого хорошо защищено резиновым широким ободом, аппарат, конечно же, оснащен ЖК-дисплеем. Он имеет диагональ 2,5 дюйма и по доброй традиции может откидываться и поворачиваться фактически как угодно.

Меню практически во всех непрофессиональных аппаратах Canon организовано совершенно идентично. Если вы хоть раз держали в руках один из “пауэршотов” или “иксусов”, то вы меня поймете. Если же нет, то сориентироваться в меню Canon очень просто.

Электроника новой модели функционирует прекрасно. Включается SX10 IS за три секунды. Оптический зум работает очень плавно, не бесшумно, но его жужжание не навязчиво. Фокусируется камера сравнительно быстро, однако все-таки быстрее других это делает ультразум от Sony.

Единственная серьезная функциональная слабость просьюма от Canon – скорость и качество серийной съемки. Здесь “пауэршот” уступает и “кулпиксу”, и “сайбершоту”. Тем не менее в других режимах камера проявляет себя очень достойно. Смело можно включать “автомат” или сцены – при съемке на улице днем большинству пользователей ничего другого и не понадобится. Что касается помещений, здесь лучше научиться пользоваться программным режимом с ручными настройками. Благо таковых в SX10 IS предостаточно, чтобы отладить камеру под имеющиеся условия. Тестирование на шумы в зависимости от ISO дало следующие результаты. В нормальных условиях при ISO до 400 включительно (без увлечения многократным зумом) мы можем рассчитывать на очень приличные кадры с минимумом искажений. Немало тому способствует встроенный оптический стабилизатор – незаменимая вещь для съемки с рук, особенно такой тяжелой камерой. Полученные снимки отличаются ровной цветопередачей и сравнительно небольшим количеством аберраций. По крайней мере, в диапазоне ISO 80-400.

В целом впечатления от PowerShot SX10 IS таковы: Canon, кажется, удалось создать новую эргономичную и технологичную “дозеркалку”, подходящую большинству пользователей.

SONY CYBERSHOT DSC-H50

Старший на сегодняшний день “переходник” H50 – фотокамера довольно легкая и совсем не крупная. По крайней мере, она заметно меньше аппарата от Canon и лишь немногим крупнее фактически дамского ультразума Nikon. Подобно последнему габаритное соотношение корпус-объектив у Sony съехало в сторону второго. Крупный, обеспечивающий весьма недурной для “мыльницы” (пусть даже и стоящей, как прошлогодние младшие зеркалки) угол обстрела объектив с возможностью 15-кратного зумирования смотрится просто грандиозно. Тем не менее в руке камера лежит довольно уверенно. Корпус сделан аккуратно, но восторга внешний вид “сайбершота” не вызывает. У меня в гостях была камера серебристого цвета, и, на мой взгляд, для крупного фотоаппарата это весьма неудачный вариант масти. Смотрится как-то неубедительно. Сразу очевиден не самый дорогой пластик, который использовали в изготовлении камеры, да и в целом как-то неправильно. Управление сделали предельно простым: крупное колесо, полуджойстик, единственная дополнительная клавиша для входа в меню. А вот фирменное для фототехники Sony кнопочное управление зумом здесь смотрится совершенно неуместно – оно банально неудобно. Зато отличной реабилитацией будем считать шикарный трехдюймовый дисплей. Он очень яркий, цвета на нем, что на вашей плазме – сочные и вкусные (но за их честность зуб не дал бы). Более того – дисплей подвижный, что хорошо, однако двигается он лишь в одной плоскости. Все, что можно придумать с этой системой – снимать на вытянутых вверх руках будет удобно. Из-за угла – увы, никак. Да и защитить от царапин красавец-экран будет нелегко.

Организация меню у Sony особая, я бы даже сказал специфическая. Мне неудобно, но допускаю, что людям с иным складом ума и ходом мыслей логика будет понятнее. Однако и мне, чтобы снимать в авторежимах, ничего донастраивать не понадобилось.

Что касается качества съемки в хороших условиях, оно на высоте. Более того, даже при достаточно сильном приближении шумов относительно немного. Связано это с тем, что в камере работает неотключаемая и мощнейшая система шумоподавления. Кроме того, “сайбершот”, похоже, еще и цветокоррекцию сам делает. По крайней мере, одинаковые кадры на Canon и Nikon выглядят схоже, у Sony же цвета получаются ярче и сочнее. И я уверен, что для кого-то это даже плюс. Снимать в режимах ISO свыше 400 я бы не рекомендовал. По крайней мере, если вы не хотите изучать зерно на картинках. Если же хочется – пробуйте. Но предупреждаю: камера столь упорно пытается бороться с искажениями, что намеренно шумные (в целях особой художественности) кадры сделать практически не удается. Аппарат так безжалостно удаляет все, что считает лишним, что кадр просто размазывается, как при “шевеленке”.

С реальной “шевеленкой” Sony бороться умеет. На мой вкус, система стабилизации у H50 не уступает таковой (по многим мнениям, эталонной) у старших моделей “люмиксов”. Еще одним важным плюсом я бы назвал очень широкие возможности мануальных настроек камеры. В частности, что касается баланса белого, в “сайбершоте” можно накрутить его как угодно. Наконец, совсем уж бонусом выглядит особый ночной режим с инфракрасной подсветкой. Игрушка забавная. Получаются зеленоватые тени в полной мгле. Но я бы, наверное, предпочел беспроигрышное сочетание вспышки, большой выдержки и штатива.

Все три аппарата этого теста заслуживают внимания фотолюбителей с творческими наклонностями. Однако наиболее подходящей именно для творческой реализации я вижу модель Canon. И дело даже не в том, что она ближе к “взрослым” камерам по габаритам и весу, что эргономика в сочетании с новой начинкой дает возможность получать максимально честные и качественные (умножайте на понижающий коэффициент от малых матриц и не самых лучших стекол) снимки, что цена ниже конкурентов, наконец. Хотя, что я говорю, как раз в этом все и дело.

Nikon Coolpix P80

Основные характеристики

Сенсор

– ПЗС, 1/2,33″, 10,7 Мпикс.

Объектив

– Zoom-Nikkor 18х, 4,7-84,2 мм

Фокус

– 40 см – бесконечность

Дисплей

– ЖК, TFT, 2,7″, 230 тыс. точек

Память

– 50 Мб + SD

Оптический стабилизатор

– есть

Аккумулятор

– Li-ion

Габариты

– 110х79х78 мм

Вес

– 365 г

Цена

– 13 тыс. рублей

Сайт производителя

–  www.nikon.ru

Canon PowerShot SX10 IS

Основные характеристики

Сенсор

– ПЗС, 1/2,33″, 10 Мпикс.

Процессор

– DIGIC 4

Объектив

– Canon 20х, 5-100 мм

Дисплей

– ЖК, TFT, 2,5″, 235 тыс. точек

Память

– SD/MMC/SDHC

Оптический стабилизатор

– есть

Аккумулятор

– NiMH или AA

Габариты

– 124х88х78 мм

Вес

– 560 г

Цена

– 12 тыс. рублей

Сайт производителя

www.canon.ru

Sony CyberShot DSC-H50

Основные характеристики

Сенсор

– ПЗС, 1/2,33″, 9,1 Мпикс.

Объектив

– Carl Zeiss Vario-Tessar 15х

Дисплей

– ЖК, TFT, 3″, 230 тыс. точек

Память

– 15 Мб + MS Duo/MS Pro Duo

Оптический стабилизатор

– есть

Аккумулятор

– Li-ion

Габариты

– 116х81,4х86 мм

Вес

– 415 г

Цена

– 15 тыс. рублей

Сайт производителя

www.sony.ru

Редакция благодарит:

– российское представительство компании Nikon

– российское представительство компании Canon

– российское представительство компании Sony