10 лет назад 10 марта 2009 в 17:13 71

Без чего мы проживем ближайшие месяцы

Ухудшение финансового климата уже отражается на всех сферах бизнеса и, конечно, на потребителях. многочисленные исследования и опросы иллюстрируют ожидания и реакцию людей на развитие кризиса. гаджеты-игрушки или предметы первой необходимости? от чего нам придется отказаться уже в этом году?

Всероссийский центр общественного мнения в самом начале года представил “Потребительские итоги-2008”. Из этого любопытного исследования можно сделать вывод, что наибольшим спросом у наших соотечественников в прошлом году пользовались мобильные телефоны (приобрели 9% опрошенных) и телевизоры (5%). При этом в начале 2008 года о намерении купить телефон и телевизор заявляли шесть и два процента респондентов соответственно. То есть многие не собирались, но приобрели. В других сегментах ситуация уже к концу прошлого года была не такой оптимистичной. Так, лишь половина потребителей, собиравшихся разжиться фото- или видеокамерой, в результате позволили себе такую трату. Среди тех, кто хотел новый компьютер, каждый шестой отказался от покупки.

В то же время аналитики всего мира наперебой объявляли собственные прогнозы на ближайшие месяцы, опираясь в основном на отчеты по продажам в последнем квартале 2008 года. И вот что следует из анализа IDC, посвященного мобильному рынку. По количеству аппаратов, проданных в последние три месяца прошлого года, рынок упал почти на 300 млн штук. В процентном соотношении (к аналогичному периоду 2007-го) это соответствует снижению на 12,6%. В ближайшем будущем от новых телефонов готовы отказаться: в Европе – до 5%, в США – 8%, в России – 7% опрашиваемых граждан. Эксперты агентства UBS сделали вывод, что общий рост мобильного рынка в 2009 году (при оптимистичном сценарии) едва ли превысит 3%.

Достается от кризиса и операторам связи. Вслед за корпоративным сектором и частные лица в России снижают свои телефонные расходы. Официально пока лишь на процент (данные МЭР на начало 2009), хотя многие пользователи констатируют, что они вынуждены теперь меньше болтать по телефону. А вот американцы (если верить докладу правительства США) больше склонны урезать расходы на стационарную связь, мобильная же остается среди главных приоритетов.

Но если от нового мобильника готов отказаться (в среднем) каждый двадцатый потребитель на Земле, то с бытовой техникой дела обстоят еще хуже. Особенно это касается так называемой “мелкой” техники. Люди все больше задумываются, прежде чем отдать несколько десятков долларов или евро за новый фен, утюг или электрическую яйцерезку. Анализ бюджета не позволяет большинству покупать новый прибор до окончательного выхода из строя старого. По статистике, собранной J.P.Morgan, в США о намерении не покупать в ближайшие месяцы технику для дома заявляют свыше 16% респондентов. А недавно проведенный в такой неблагополучной с финансовой точки зрения стране, как Латвия, интернет-опрос демонстрирует, что примерно 4% пользователей готовы вообще отказаться от покупки любой новой техники в нынешних условиях. Все это не может не расстраивать планы продавцов компьютеров, телефонов и прочих гаджетов. Последний всплеск продаж перед Новым годом быстро сошел на нет, и в конце зимы большинство ритейлеров начали интенсивно сбрасывать цены. Однако, согласно американским статданным за январь, розничные продажи (индекс Redbook) снизились на 3,7% по сравнению с прошлогодним январем. Причем такой сегмент, как электроника, опустился сразу на 2,5%. В этом падении приличную долю занимает техника из Японии, где идут дефляционные процессы и производимые товары просто не выгодно вывозить – из-за курса иены цены в долларах, евро и тем более рублях растут как на дрожжах. Конечно, на фоне общего снижения продаж, более-менее стабильно сегодня чувствуют себя виртуальные продавцы. Такие лидеры, как Amazon, сейчас если и ощущают влияние кризиса, то исключительно позитивное. Так, за последние три месяца магазин продемонстрировал увеличение заказов почти в полтора раза! Скорее всего, это временное и относительное явление. Но все равно мы рады, что в пору, когда (согласно данным КОМКОНа) почти две трети россиян стали экономить даже на еде, хотя бы кому-то хорошо.

Счастливчики и лузеры 2008 года

В плюсе:

Стив Джобс

Apple совершенно не пострадала от кризиса, а iPhone 3G многими заслуженно признается гаджетом года.

Google

Все сворачивают свои проекты, а он представляет браузер Google Chrome и смартфон G1. Сергей Брин и Ларри Пейдж входят в 20-ку богатейших людей США.

Symbian

Почти 50% рынка мобильных операционных систем, и большинство смартфонов теперь выходит под этой ОС.

eBay

Рост прибыли этого интернет-ресурса за год – в пять раз. А у других продажи только снижались.

YouTube

Слава его не проходит. Две трети американцев, смотревших видео в интернете осенью, смотрели его через YouTube.

В минусе:

Yahoo!

Неудавшаяся сделка с Microsoft, увольнение основателя компании, падение стоимости акций – явно неудачный год для компании.

Сотовый ритейл

Dixis распускает персонал, у Betalink опечатывают салоны за долги, у “Связного” проблемы с налогами, “Евросеть” продалась, а будущее ее туманно… Продажи телефонов неуклонно падают.

Windows Mobile

Доля рынка упала до 23%. В борьбе с конкурентами (iPhone, Symbian, RIM) система проигрывает.

Pioneer

В прошлом году компания закрыла производство плазменных панелей, теперь планирует прекратить выпуск CD-проигрывателей и дисков.

Hitachi

Убытки компании, по ее же прогнозам, в 2008 году составили $7,8 млрд. После объявления этой цифры ее акции упали на 17%.