12 лет назад 27 ноября 2006 в 21:00 154

В мою квартиру в подмосковном видном широкополосный интернет добирался долго. Уже появились первые домовые сети, но на заявки в течение нескольких лет приходили отписки типа “подождите, в ближайшие пару месяцев подключим”. И вот первая сеть все-таки добралась до моего дома! Казалось, счастье так близко…

Довольно долго в Видном была всего одна сеть городского масштаба, к которой можно было (и имело смысл) подключиться – назовем ее П. Однако цены и невероятно медленное ее распространение не внушали оптимизма. И вот буквально в прошлом году рынок широкополосного доступа расцвел – по городу во всех направлениях поползли кабели еще двух, гораздо более энергичных провайдеров, из которых до моего дома первым добрался М.

А поскольку других вариантов на тот момент просто не было, то недолго думая к нему я и подключился. Лишь гораздо позднее появились на дверях подъезда объявления от второго конкурента – В, а еще через некоторое время и местный телефонный узел дозрел до предоставления гражданам безлимитного ADSL-канала. Но на ADSL, правда, цены заломили, притом что сервисами вроде стримовских здесь и не пахло, а каких-то внутренних ресурсов не могло быть в принципе.

И все поначалу в довольно молодой сети М было неплохо – стабильный интернет соответствовал заявленной скорости, потихоньку стали появляться внутренние ресурсы и игровые серваки. Конечно, исходя из политики провайдера, основанной на соблюдении всех российских законов, на официальном FTP ни музыкой, ни фильмами, ни варезом разжиться было нельзя, но зато общими усилиями нескольким энтузиастам удалось поднять собственный сервачок, и пара свободных терабайт довольно быстро была заполнена стандартным для локалок контентом. Одних фильмов набралось больше тысячи. Тревогу внушал лишь общий для города форум на сайте того самого неторопливого провайдера П, где в разделе, посвященном домовым сетям, творилось черт знает что.

Вы можете себе, например, представить, чтобы руководители MTC и “Билайна” на каком-нибудь форуме поливали бы друг друга грязью? “Ах, вы такие-сякие, воруете втихаря у абонентов со счетов!” – “А вы, а вы… А у вас связь все время булькает!” И дальше в том же духе. Вот именно такую ситуацию можно было наблюдать у нас: далеко не последние люди в М и В вкупе с несколькими, на взгляд стороннего наблюдателя, не вполне адекватными форумчанами с удовольствием выливали друг на друга тонны помоев. Причем, как обычно это у нас бывает, чаще всего вскрывали недостатки сетей чужих, а не своих, то есть тех, кто к ним, по сути, не имеет никакого отношения.

Зато можно было узнать все сплетни: и кто кому кабель перерезал, и на кого уголовное дело завели, и у кого интернет идет по незащищенному радиоканалу и так далее, и тому подобное. Понятно, что от только закончивших школу монтажников этих компаний не стоило ждать большого ума, но подобное поведение руководства наводило на грустные мысли. Я не случайно упомянул двух конкурирующих сотовых операторов – подобный, доходящий до маразма фанатизм я наблюдал, пожалуй, только на “Сотовике” у совершенно сдвинутых по фазе посетителей форума “МТС vs “Билайн”.

В принципе было понятно, что на фоне нескольких правдивых фактов идет сплошной черный пиар и борьба за клиентов, но очень скоро свара выплеснулась за рамки виртуального пространства.
После нескольких месяцев спокойной работы сети М пошли проблемы: то интернет пропадет на пару часов, то весь день коту под хвост, то вообще полсети недоступно… Надо сказать, что пользователи получали компенсацию за вынужденный простой, но для тех, кому Сеть нужна для работы, это роли не играло – для них важнее стабильность, чтобы интернет-канал работал именно тогда, когда в нем возникла потребность.

Конечно, объяснения со стороны администрации периодически появлялись – как правило, во всех проблемах виноваты были либо конкуренты из сети В, в очередной раз порезавшие кабели, либо сами пользователи, организовавшие какой-то страшный ARP-шторм. Но дальше стало еще хуже: сеть М умирала уже на целые дни, потом недели, а потом, наконец, легла окончательно. На этот раз, по заявлениям все той же администрации, из-за тотального воровства и уничтожения оборудования со стороны все тех же конкурентов, в отношении которых вроде бы даже завели уголовное дело. Разумеется, конкуренты все отрицали, а пользователи не имели ни малейшего шанса разобраться, кто прав, кто виноват… Забавно, но буквально на следующий день довольно серьезные проблемы появились и в сети В – они говорят, что это М им отомстил…

Что же мы имеем в результате? Я – все тот же диалап и GPRS. Пользователи сети М – вынужденную необходимость переподключаться к другой сети. Рынок в целом – отсутствие серьезной конкуренции. Надо сказать, что борьба за клиентов не исчерпывалась столь дикими методами – и В, и М пытались привлекать народ и новыми услугами, и снижающимися ценами, но ограничиться только правовой плоскостью, видимо, не получилось. Из всей этой истории можно сделать несколько выводов, с которыми хотелось бы с вами поделиться:

– При выборе провайдера внимательно изучайте форумы конкурентов, а также другие источники информации о них. Самые объективные данные вы получите только непосредственно от пользователей этих сетей, но никак не на сайтах провайдеров.
– Фильтруйте черный пиар. Если один провайдер пытается втоптать в грязь другого, значит обстановка с сетями в вашем городе нездорова. Обратите внимание на сети, руководство которых ведет себя более цивилизованно.
– Обращайте внимание на премодерацию и удаление сообщений недовольных пользователей на форумах провайдеров. Если провайдер боится критики – это неспроста.
– Отдавайте предпочтение крупным, устоявшимся сетям, пусть даже с более высокими тарифами – если все будет нормально, то под влиянием молодых конкурентов они будут снижаться. Попробуйте также получить информацию о законности их деятельности.
– Не бойтесь переходить к другому провайдеру, если в вашей сети начались проблемы, а техподдержка явно вешает лапшу на уши. Нередко такое переподключение делают бесплатно, а провайдер, от которого побежали пользователи, будет вынужден задуматься о стиле своей работы.
– Качество работы техподдержки во многом характеризует качество и надежность самого провайдера. Первый “звонок”, кстати сказать, это кинутый как попало кабель при подключении и мало что понимающие школьники-монтажники.
– Проверьте заявленную скорость работы интернет-канала и фактическую. Если обнаружите серьезные расхождения или “просадку” канала в наиболее загруженные часы – значит, провайдер слишком жаден и пытается набрать клиентов больше, чем способен потянуть.
– Узнайте, как часто пропадает интернет-дост; его стабильность – это один из наиболее критичных параметров.
– Просканируйте сети провайдеров (например, заглянув к приятелям, которые уже подключены) с помощью программы LanScope – предпочтительнее будет выглядеть та, где больше компьютеров и общедоступных ресурсов.
И да здравствует здоровая конкуренция!

Замечание: Данный текст написан с точки зрения обычного пользователя. Возможно, все не так, как кажется, события и обстоятельства были другими, все провайдеры – белые и пушистые, а Земля скоро налетит на небесную ось