14 лет назад 23 ноября 2004 в 1:13 93

Есть как минимум три причины, по которым человек идет покупать наушники для компьютера: спящие по ночам домашние, нервные соседи и нехватка денег на качественные колонки.

Распространенное мнение о том, что хорошие наушники стоят значительно дешевле хорошей акустики, абсолютно верно: пристойные пассивные колонки плюс усилитель мощности обойдутся вам не менее чем в две тысячи долларов, те же деньги придется выложить за пару качественных активных студийных мониторов. Наушники же, выдающие звук аналогичного качества, обойдутся ровно в двадцать раз дешевле.

Однако у наушников есть два серьезных видовых (то есть характерных для всех наушников) недостатка. Первый из них неизбежен: звуковое поле формируется только в голове слушателя. В данном случае беда в том, что мы не только слышим звук, но и ощущаем его. По этой причине впечатления от просмотра фильма с качественной звуковой дорожкой в наушниках не могут сравниться с тем ощущением присутствия, которое дает домашний кинотеатр.

Если колонки не вносят в звук существенных искажений, хорошо позиционируют источник звука и могут создавать высокое звуковое давление, звуки буквально обретают физическую форму. В результате даже “Перл-Харбор” смотрится на одном дыхании (чего стоит одно только ощущение пулеметной очереди, прошивающей ваше тело).

Второй недостаток – это проблема с позиционированием источников звука, присущая всем наушникам в той или иной степени. Часто звуковая сцена оказывается размещенной внутри черепной коробки слушателя. Возможно, кому-то это кажется забавным, но говорить о достоверной звуковой картине в данном случае точно не приходится.

В хороших и потому недешевых наушниках столь ярко выраженного эффекта нет, но качество звуковой сцены все равно не то – нет четкой локализации источника звука. Конечно, существует вероятность того, что автору просто не попадались наушники с хорошей звуковой панорамой. Однако в пользу гипотезы о видовой неполноценности наушников косвенно свидетельствует общеизвестный факт – звукорежиссеры, формируя звуковую сцену, никогда не делают этого в наушниках. Даже в очень дорогих.

О бинауральных записях

В последнее время появилось много новых разновидностей наушников: многоканальные, вибрирующие, беспроводные, с бинауральными процессорами и процессорами эффектов. По понятным причинам все они стоят дороже классических наушников, и потому в этом материале мы не станем их рассматривать. Мы постараемся решить задачу на самом простом уровне – попробуем найти наушники хорошего качества, потратив на это как можно меньше денег.

После некоторых размышлений мы решили выделить две ценовых группы: первая группа – от $30 до $50, и вторая – от $120 до $170. Наушники первой группы пользуются большим спросом: как правило, $50 – это именно та сумма, которую может позволить себе потратить на хороший девайс человек, не помешанный на качественном звуке. И действительно, заплатив от $30 до $50, можно купить очень приличные наушники, которые устроят большинство пользователей.

Вторая группа идеологически отличается от первой: $150 – это тот порог, за которым прирост качества уже не пропорционален приросту цены. К примеру, наушники Sennheizer 265 за $170 не сильно уступают старшим моделям вроде HD580 и HD600 (различие, в основном, касается качества баса), хотя цены на старшие модели вдвое выше.

Читая этот материал, нужно помнить о том, что помимо цены наушники различают по типу акустического оформления. Какой именно тип наушников для вас предпочтительнее, вы сможете понять, прочитав врезки, в основном же тексте мы будем только указывать, к какому типу относится та или иная модель.

KOSS UR-29 ($28)
Начнем с недорогих моделей. Из мешка добытых нами наушников первой была извлечена и протестирована модель UR-29 компании KOSS. Это недорогие наушники закрытого типа стоимостью $27. Дизайн наушников не назовешь оригинальным – производители явно не ломали головы над внешним видом модели. Однако при этом конструкция наушников весьма надежна и эффективна – после подстройки UR-29 садятся на уши не хуже многоопытного коммивояжера.

При этом звук почти полностью остается внутри наушников – модель обладает хорошей шумоизоляцией, а это большая редкость для недорогих наушников. Еще один плюс – наличие регулятора громкости на проводе.

В отношении качества звука у UR-29 есть как яркие достоинства, так и существенные недостатки. С одной стороны, наушники вполне справляются с воспроизведением баса – звучание начинается от 40 Гц. С другой – чисто воспроизводятся частоты только начиная с 70 Гц. Кроме того, при воспроизведении всех низкочастотных тонов до 150 Гц слышны призвуки.

Тест на натуральность передачи звучания инструментов UR-29 тоже не прошла: хорошо звучала только бас-гитара. Хуже всего наушники справились с воспроизведением аплодисментов, которые сильно смахивали на запись жарки котлет. Само собой, запись аплодисментов никто не слушает, но выраженные проблемы с этой фонограммой еще раз подтверждают, что с натуральностью звукопередачи у UR-29 дела обстоят скверно.

Последний недостаток, пожалуй, самый значительный – это проблема с локализацией звуков. Определить направление и расстояние до источника звука в этих наушниках очень сложно. Источники звуков позиционируются строго внутри черепной коробки, причем середина сцены находится точно между ушей. Если объект выдвинут чуть вперед, KOSS позиционирует его у задней стенки черепа, и создается ощущение, что объект находится сзади. В играх этот эффект нередко сбивает с толку.
Список недостатков, безусловно, серьезный.

Но и достоинств у этой модели тоже достаточно. Любителям игр и фильмов модель может прийтись по вкусу благодаря чистому и энергичному воспроизведению области среднего баса – спецэффекты в наушниках звучат отменно. Особо отметим две положительные характеристики, присущие UR-29: хороший запас по уровню неискаженной громкости и почти полное отсутствие внутримашинных звуков (шумов от жесткого диска, наводок от устройств с портов USB). Благодаря этому наушники можно рекомендовать тем, кто подолгу сидит за компьютером – они не вызовут утомления даже при прослушивании на большой громкости.

Резюмируем: вполне приличные наушники для тех, кто не особо переживает по поводу натуральности звучания фонограмм, и не играет в 3D-шутеры, где необходимо отчетливо слышать, откуда доносится тот или иной звук.

AKG K-66 ($32)
Наушники за те же деньги, от известной на рынке Pro Audio компании. Выглядят очень привлекательно и без выпендрежа. Хитрая система из двух оголовий (дуг), подвижного и неподвижного, фиксирует K-66 на голове слушателя. Наушники очень легкие и удобные, очень быстро забываешь о том, что на голове расположился посторонний предмет.

Тип наушников – открытый, из-за чего звук снаружи получается очень громким. Эксплуатировать K-66 в помещении, где находятся спящие люди, крайне не рекомендуется, если только эти люди не пожарные. Еще один минус: в них хорошо слышны посторонние звуки, издаваемые компьютером. И это, пожалуй, все претензии к K-66.

Даже странно, что наушники за столь небольшую цену могут обеспечивать звук очень хорошего качества. Звучание K-66 натурально и энергично – все инструменты и звуки из нашей тестовой подборки звучали отменно. Еще два очень редких достоинства для наушников, стоящих меньше тысячи рублей – честное воспроизведение баса от 35 Гц и очень хорошее позиционирование источников звука.

AKG K101 ($54)
Еще одни наушники той же компании и того же типа, но более дорогие. Эта модель еще легче, чем предыдущая, с той же системой крепления – на голове сидит очень хорошо. Недостатков у K101 три. Первый следует из акустического оформления – наушники успешно пропускают внешние звуки внутрь, и так же успешно выдают звук наружу. Другой недостаток – передача баса: плавный спад давления начинается с 55 Гц. И третий – относительно невысокая максимальная громкость.

Однако достоинств у этих наушников намного больше. Главное из них состоит в том, что наушники совершенно не собирают наводок. Кроме того, эта модель хорошо справляется с воспроизведением сложных фонограмм, а источники звука локализует даже лучше, чем K66. При этом уровень нелинейных искажений очень мал – по прозрачности звучания K101 можно сравнить с моделями, которые стоят в два-три раза дороже. Причем такая картина наблюдается на любом уровне громкости. С передачей тембров звуков, за исключением тех, которые следуют из недостатка баса, никаких проблем не было замечено.

Общее резюме – отличные наушники. Для полного счастья, конечно, хотелось бы, чтобы K101 еще лучше прорисовывали мелкие детали звучания и выдавали сочный, глубокий бас. Но это уже наглость: список достоинств у этой модели и так очень велик, особенно с учетом просто смешной цены.

SENNHEIZER HD202 ($25)
Достоинства этих наушников ограничиваются хорошим дизайном и благородным именем. Несмотря на то что это закрытые наушники, они пропускают звук наружу не хуже открытых. В паузах отчетливо слышен свист и наводки от компьютера. При этом качество звучания у HD 202 – самое низкое в обзоре.

Две главные проблемы наушников – нелинейные искажения и очень небольшой запас неискаженной громкости. Наушники рано перегружаются – между средней и максимальной громкостью в звуке появляется заметное количество хрипов. Впрочем, и на небольшой громкости HD202 чисто воспроизводят только фонограммы, в которых участвует не больше трех-четырех инструментов. Если поставить что-нибудь посложнее, хрипы появятся снова.

К положительным моментам наушников можно отнести только узнаваемый сквозь искажения фирменный характер звучания и глубокий бас. Но насладиться басом можно будет только на композициях в стиле drum’n’bass: простенькую ударную партию, бас и пару несложных синтетических сэмплов они, пожалуй, потянут. Но не более.

SENNHEIZER HD497 ($58)
Открытые наушники производства той же фирмы определенно лучше. К дизайну и удобству модели претензий нет. Несколько настораживает только система подстройки наушников под слушателя: чашки перемещаются вверх и вниз по засечкам на пластиковом оголовье, часто проскакивая несколько делений. Есть подозрение, что со временем засечки могут стереться, и чашки наушников будут болтаться и свободно перемещаться вверх и вниз по пластиковой дужке.

Характером звучания HD497 очень напоминает AKG K-66: та же проблема с наводками от компьютера, примерно такое же количество нелинейных искажений, хорошая передача тембров звуков. HD497 несколько уступает AKG по качеству передачи звуковой панорамы (инструменты локализуются достаточно четко, но сама сцена смещена вглубь черепной коробки слушателя, эффект не так выражен, как у KOSS UR-29, но все-таки он есть), зато у нее имеется положительный бонус в виде достаточно качественного, глубокого баса (от 30 Гц).

Если бы HD497 стоили вдвое дешевле, их можно было бы рассматривать как альтернативу AKG K-66. Но за $30 вам их вряд ли продадут. Потому ограничимся предположением, что эти наушники могут быть интересны тем, кто готов заплатить вдвое больше за чуть более глубокий бас. Или тем, кто любит фирменное звучание Sennheizer, но не может позволить себе заплатить больше и купить хорошую модель.

NADY HQ-660 ($65)
Последними в бюджетной категории были протестированы наушники закрытого типа от малоизвестной китайской компании, производящей недорогие решения для Pro Audio. Первое впечатление от наушников – никакое: выглядят неважно, система подстройки под голову слушателя оставляет желать лучшего. На голове сидят достаточно удобно, но по сравнению с наушниками AKG и Sennheizer все-таки тяжеловаты. Материал амбушюров какой-то несерьезный – убогая с виду ткань, напоминающая ситец, да черный поролон. Ни дать ни взять бедный работяга из Китая.

Но первое впечатление оказалось неверным: за невзрачной внешностью обнаружились единственные качественные наушники закрытого типа в нашем тестировании. По качеству звучания HQ-660 приближаются к AKG K101: звук у китайских наушников такой же чистый и правильный, они без проблем справляются с воспроизведением качественных фонограммами симфонического оркестра. Даже недостатки у них одинаковые – отсутствие шумоизоляции и ограниченный снизу воспроизводимый диапазон частот (у наушников Nady он начинается с 55 Гц).

HQ-660 совсем немного уступают старшей бюджетной модели AKG по двум параметрам: качеству локализации звука и устойчивости к наводкам (всех остальных участников бюджетной части теста они по этим параметрам превосходят). Но при этом у них есть и преимущество – тихие детали фонограмм эти наушники передают немного более отчетливо.

KOSS PRO4AA TITANIUM ($100)
Тестирование наушников более высокого ценового диапазона снова начнем с модели компании KOSS. Pro4AA – очень тяжелые наушники закрытого типа, но система фиксации на голове неплохая – благодаря ей неудобства практически не ощущается. Звукоизоляция выполнена качественно, звук снаружи практически не слышен.

По сравнению с бюджетными вариантами PRO4AA выглядит более интересно: в отличие от младшей модели той же фирмы эти наушники хорошо передают тембры звучания всех инструментов, практически не вносят в звук нелинейных искажений, качественно рисуют звуковую панораму и выдают довольно глубокий бас – от 25 Гц.

Однако из-за акцентированности среднего и верхнего басов наблюдается нечеткая передача басовых партий наряду с очень хорошей передачей ударных. В результате спецэффекты и ударные звучат отлично, низко и энергично, но мелодичные басовые партии совершенно не впечатляют.

Еще одна проблема – недостаточно насыщенное звучание. Наушники не справляются с передачей мелких деталей записей (возможно, из-за инертности динамиков), поэтому тембры инструментов получаются обедненными. Особенно это заметно на сложных фонограммах, которые теряют убедительность. Тем не менее покупка таких наушников не лишена смысла: те, кто по большей части играет и смотрит фильмы, останутся довольны этой моделью.

SONY V600 ($119)
В отличие от большинства брендов, ориентированных на массового потребителя, компания Sony является одним из признанных лидеров и на профессиональном рынке. Хотя нам ни разу не приходилось видеть и слышать популярную профессиональную аппаратуру, тот факт, что она используется во многих крупнейших студиях звукозаписи, говорит о том, что компания выпускает устройства очень высокого качества. Правда, эта аппаратура низкими ценами не отличается. Посмотрим, что предлагает эта компания за относительно небольшие деньги.

Младшая модель V600 – наушники закрытого типа. Обладая хорошей звукоизоляцией и характеризуясь отсутствием резонансов, как и KOSS, они весят гораздо меньше. Система подстройки наушников под пользователя оригинальностью не отличается – чашки выдвигаются из оголовья и имеют одиннадцать фиксированных положений (от нуля до десяти). Хотя засечки сделаны на пластике, конструкция производит впечатление более надежной, чем у дешевых моделей – чашки двигаются туго, жестко встают точно на делениях.

Первый недостаток заметен сразу после водружения V600 на голову: в них отлично слышен и высокочастотный шум, и похрипывания с похрустываниями, которые имеет обыкновение издавать компьютер. В тихих участках фонограмм эти неприятные звуки съедают те малозаметные детали, обилие которых придает фонограмме яркость и насыщенность звучания. Ситуация усугубляется нелинейными искажениями, которые вносят наушники в звук, и очень скромным запасом по уровню неискаженной громкости (наушники рано перегружаются, и нелинейные искажения возрастаeт). Из-за этого V600 скорее напоминают бытовые наушники, чем профессиональные.

В результате и правильно сбалансированное звучание, и хорошая передача баса отходят на задний план. Хорошее впечатление оставляет только качественная звукоизоляция. Возможно, при использовании V600 с профессиональной звуковой картой, хорошо защищенной от помех и с низким уровнем сигнала, эти недостатки будут в какой-то степени приглушаться, но с обычной мультимедийной картой их лучше не использовать.

SONY MDR-7506 ($140)
Внешность более дорогой модели той же фирмы произвела гораздо более приятное впечатление. Дизайн наушников классический, чем-то напоминающий отечественные наушники предперестроечной поры, но вместе с тем дорогой и солидный. Для наушников закрытого типа MDR-7506 весят очень немного и очень удобно сидят на голове. Оголовье сделано из кожи, чашки закреплены на планках из легкого металла, на котором сделаны двенадцать засечек.

Недостаток у наушников только один – они, хоть и немного, но все же пропускают высокочастотный фон. Больше недостатков нет. Несмотря на небольшой прирост цены по сравнению с KOSS Titanium и младшей моделью Sony, сравнивать эти вещи совершенно невозможно – совершенно другой класс, совершенно другой качественный уровень.

В первую очередь, конечно, впечатляет динамика, что особенно сильно заметно на сложных фонограммах. Даже записи симфонического оркестра воспроизводятся MDR-7506 отлично – слышны малейшие перепады громкости. При этом каждый инструмент звучит очень детально, отчетливо слышны такие детали, как постукивание клапанов на духовых инструментах, и какие-то менее ясные звуки – возможно, смена инструментов на разных партиях.

Что уж говорить о самой музыке – звучание каждой группы инструментов просто изобилует красками. Если сравнивать звуковую картину с визуальной, можно сказать, что у MDR-7506 на класс выше разрешение и цветопередача. Похожее впечатление остается, когда смотришь на одну и ту же картинку сначала в режиме 800 x 600 @ 16 бит, а потом в режиме 1024 x 768 @ 32 бита.

Можно, конечно, говорить о том, что две предыдущих модели тоже неплохи и у них есть свои достоинства, которые для кого-то могут быть значимы. Но мы так делать не будем, ибо факт остается фактом: V600 и Pro4AA – интересные в своем классе решения, а MDR-7506 – это действительно то что надо. С этими наушниками можно открыть для себя классику, джаз – в общем, оценить сложную для передачи музыку, которая не звучит на аппаратуре среднего качества.

SENNHEIZER HD265 ($175)
Немного громоздкие, но характеризующиеся высоким классом звучания, очень хорошей звукоизоляцией и устойчивостью к наводкам, эти наушники в свое время выделялись среди аналогичных решений в том же ценовом диапазоне. По качеству звучания эти наушники не уступают MDR-7506.

Некоторые различия касаются характера звучания – у Sennheizer HD265 больше акцентирована нижняя часть диапазона, что вызвано отчасти чуть более глубоким басом (25 Гц у Sennheizer против 28 у Sony) и, вероятно, подъемом АЧХ в области нижне-средних частот (то есть чуть более громким воспроизведением этой части звукового спектра относительно других частей диапазона).

Если угодно, MDR-7506 более правильные и беспристрастные, HD265 чуть более басистые и сочные. Это вариант для тех, кто хочет по-настоящему качественного звука, и особенно жалует глубокий и мощный бас. Жалует настолько, что готов доплатить за акцент нижней части диапазона лишних $35.

Итак, в бюджетной категории безусловные лидеры – модели от AKG. Недорогую K-66 стоит купить тем, кто сильно стеснен в средствах – даже за $30 можно получить звук хорошего качества, который выдают вовсе не всякие стодолларовые наушники.

Если же у вас хватит духу добавить еще двадцать долларов, чтобы получить чистый и сбалансированный звук, присмотритесь к K101. Единственный недостаток этих наушников – нехватка баса. К сожалению, басистые и при этом качественные модели среди бюджетных наушников нам обнаружить не удалось. Более того, нет никаких сведений о том, что подобные экземпляры вообще существуют в природе.

Более качественный звук, разумеется, стоит дороже. Sony MDR-7506 и Sennheizer HD265 мы рекомендуем в первую очередь тем, кто не может позволить себе высококачественные колонки, но при этом любит музыку. Очень немногие модели могут воспроизводить сложные фонограммы на столь высоком уровне. Да и с другими задачами эти наушники справляются превосходно.

Типы наушников

По типу акустического оформления наушники делятся на открытые и закрытые. С пользовательской точки зрения открытые наушники (имеющие на внешних сторонах чашек отверстия) плохи тем, что они излучают звук не только в уши слушателя, но и наружу. Причем излучают неслабо – если подключить некие средние открытые наушники к стандартной мультимедийной звуковой карте (уровень выходного сигнала – 1 В), звук снаружи по громкости будет мало отличаться от того, что выдают маленькие пассивные колонки. Так что остановиться на таких наушниках имеет смысл тем, кто любит громкий звук, но не любит конфликты с соседями. Если же наушники планируется использовать для того, чтобы не будить по ночам домочадцев, лучше купить закрытые наушники.

Понятно, что наушники закрытого типа тоже не лишены недостатков. Первый недостаток – более высокая цена: шумоизоляция все-таки стоит денег. Второй недостаток – наличие не очень приятного эффекта, который обычно называют непонятным словом “гулкость”. По ощущениям это похоже на прослушивание музыки в бочке. Но не в жестяной, в которой звук многократно переотражается и приобретает металлический окрас, а в акустически благополучной, сделанной, скажем, из толстого-толстого поролона. Но все равно, даже в хороших закрытых наушниках остается ощущение замкнутого пространства. Впрочем, практика показывает, что этой особенности легко привыкнуть. Некоторых она вообще не смущает с самого начала.

Тестовый стенд и методика тестирования

В качестве тестового стенда выступала мини-система ShuttleX на чипсете i865, с процессором Intel Pentium 4 (шина 800 МГц) и 512 Мб оперативной памяти DDR400 на борту под управлением ОС Windows XP.

Тестовые фонограммы были “сграблены” с AudioCD в файлы формата WAV и воспроизводились с жесткого диска плейером Apollo v.73zf. В качестве тестовой звуковой карты была задействована Terratec Aureon Universe 7.1 – на сегодня эта модель обеспечивает самое высокое качество звука.
В качестве тестового материала использовались фонограммы с диска FSQ Multimedia, по которым мы оценивали основное качество звучания.

Дополнительно были задействованы хорошо известные автору фонограммы – треки Slipknot “The Blister Exists” и Metallica “S&M One”, а также некоторые другие. Для оценки воспроизведения спецэффектов использовались фонограммы с диска “The Big Picture” – две записи торнадо, запись взлета F-16, запись взлета Apollo 13 и фрагмент звуковой дорожки к фильму “Jumanji”.