11 лет назад 10 мая 2008 в 18:45 55

Настоящие студии

Автор: Наталья Сергеева

Под “виртуальными студиями” обычно понимают такие программы, которые представляют собой не просто пакет для создания музыки “от и до”, а те, которые помимо наличия секвенсера и поддержки современных технологий аудиозаписи включают в себя и свои собственные разработки – в виде синтезаторов, арпеджиаторов и прочих виртуальных устройств.

Мы рассмотрели тройку самых мощных программ такого класса и попытались понять, можно ли их называть истинно виртуальными студиями, способными работать в современных стилях электронной музыки? Все три не нуждаются ни в каких аппаратных устройствах синтеза и обработки звука. Все, что нужно для работы с программами – современный процессор и хорошая звуковая карта. Синтезаторы, семплеры, микшеры, процессоры эффектов – все это в них реализовано программно.

REASON 4

Говоря о компьютерном звуке в любом проявлении, мы должны в первую очередь вспомнить о компании Propellerheads. Именно ее программы совершили революцию в музыкальной сфере и успели стать живой легендой прямо на наших глазах. ReBirth – родитель всех программных синтезаторов. Reason – виртуальная студия, объединившая мощные программные устройства, работающие на различных принципах синтеза и обработки: синтезаторы, семплеры, драм-машины, процессоры эффектов, секвенсер, микшеры. В чем революция? Причина – как переводится название студии – для повального перехода всей музыкальной общественности от дорогущих студийных железок к использованию музыкального софта? А причина заключается даже не в том, что Propellerheads объединили кучу виртуальных устройств, заставив работать их вместе, а в том, как они это сделали! Чтобы понять, о чем речь, достаточно запустить Reason, открыть в нем один из демонстрационных проектов и нажать Tab. Стойка со всеми виртуальными устройствами проекта повернется к лесу передом, а к вам задом, и открывшийся вид настоящего студийного “железа” вас, безусловно, впечатлит. Почувствуйте себя обладателем реальной студии, стоящей несколько тысяч “зеленых”! И не только почувствуйте, а поработайте с ней. Установите на стойку любое оборудование, в любом порядке и количестве. Стойка вместит сколько хочешь устройств, лишь бы хватило мощности компьютера. Плюс виртуальности – устройства эти можно складывать (попробуйте нажать на треугольники)

Теперь потаскайте и попереключайте кабели приборов в разные разъемы по собственному усмотрению – эта возможность еще больше впечатляет. Это вам не какие-то соединяющие модули абстрактные связи, которые придется представлять в других студиях. Тут если взять, к примеру, семплер NN-19, так он точная копия аналогового семплера AKAI. И то, как этот семплер подключен к другим устройствам в Reason, наверное, визуальней не покажешь.

Вот почему так любят эту студию звукорежиссеры и музыканты и вот почему они так ждали появления Reason 4. И разработчики долго дразнили общественность, обещая настоящую бомбу! Reason 4 была призвана изменить всякие представления о создании музыки, поскольку как бы перешла на качественно новый уровень.

Когда Reason 4 появилась, то все увидели, что студия действительно серьезно изменилась. Переработано ядро, новый секвенсер, новый синтезатор, арпеджиатор и Groove тул. Не сказать, чтоб новые девайсы и модули стали такими революционными и ошеломляющими, как было обещано, но вдохновить на свежие идеи они могут. Если говорить образно, то для опытных пользователей встреча с Reason 4 будет, как свидание со старой женой после долгой разлуки – вроде бы та же, но как изменилась!

Нет, не пытайтесь растянуть в ширину главное окно программы – оно все такое же удивительно неизменяемое. Зато часть элементов меню перекочевала в отдельную боковую панель, и это стало очень удобно. В этой панели теперь задаются различные настройки и оттуда же вызываются необходимые устройства, в том числе и только что появившиеся Thor.

Новый синтезатор Thor, похоже, получился самым мощным из всех, что до этого кто-либо делал. Здесь четыре типа фильтров, шесть видов осцилляторов и шесть слотов для подстановки любого из них – предостаточное число вариантов звучания! Стоит сказать и о наличии встроенного в Thor секвенсера, ручками и кнопочками которого можно управлять как мелодией, так и параметрами модуляции любого компонента синтезатора. Не зря так долго ждали инструмент – он самый важный среди новых.

Второй по важности – арпеджиатор RPG-8. Скорее даже не новый, а самостоятельный модуль, появившийся только в Reason 4. Сильно смахивает на секвенсер Matrix из 3-й версии студии, только расширенный функционалом для креативных арпеджио.

Если вас раньше расстраивала бездуховность музыки, создаваемой в Reason, то теперь ей можно придать теплоты и выразительности – грува. Делает это новый микшер ReGroove, причем в реальном времени. А что особо пригодится начинающим, так это специальная подборка грув-патчей, которая идет в составе библиотеки этих патчей в Reason.

Абсолютно новый Combinator позволяет выстраивать цепочки из инструментов, эффектов, pattern-секвенсеров и другого, а затем сохранять их в формате Combi-патчей. Наконец-то в Reason появился профессиональный инструмент для мастеринга – MClass, которого так не хватало в предыдущих версиях. Среди других нововведений – свежая библиотека звуков, расширенный браузер, а также новый протокол удаленного доступа.

Новинки – это здорово, но для многих музыкантов важней секвенсер – если не новый совершенно, то глобально переделанный. Другой интерфейс, дополнительные функции, продвинутый метод обработки данных – все в нем нацелено на ускорение самого рабочего процесса и повышение комфорта. Каждому девайсу – по собственной дорожке, данные секвенсера – в клипы. Двигаешь клип, и данные переезжают с ним – действительно удобно!

Вероятно, вы знаете, что все средства управления, расположенные на приборной доске Reason, можно автоматизировать. А вот визуализировать все поддерживаемые инструментом параметры, чтобы они отображались в треке инструмента (все сразу или выбранные), стало возможно только сейчас.

Важно, что эта “доделанная” оболочка секвенсера теперь позволяет работать с многолинейными треками и, что еще важнее, управлять темпом трека! Появление последней возможности говорит о внимании Propellerheads к нуждам пользователей, до сих пор обделенных поддержкой переменных размеров и смены темпа в одной композиции. Раньше для решения этой проблемы приходилось сопрягать Reason с другими софтом (Cubase, Sonar, Logic) или идти на другие ухищрения. (К слову, стыковку этих программ обеспечивает технология ReWire, механизм работы которой можно представить в виде незримых нитей, соединяющих эти и другие приложения.) Теперь же этот темп можно задать на панельке Transport (в нижнем левом углу).

Непревзойденное удобство и наглядность – вот, пожалуй, главные отличия Reason 4 от двух других студий, рассмотренных ниже. Что пришло в голову, сразу и сделал, не особо эту голову ломая. Но вот можно ли считать студию, в которой отсутствует поддержка VST, VST(i), настоящей виртуальной студией – это вопрос. И поддержки этой, вероятно, никогда и не появится – такая уж философия у производителя.

CUBASE 4

Говорить о Cubase, как о каком-то простом аудиоредакторе – настоящее святотатство! И даже сравнивать Cubase с другими программами для записи и аранжировки музыки просто нельзя – эти другие с ним рядом не стояли. Cubase – легенда, ветеран звукомонтажной индустрии. Само понятие Cubase для многих включает не только программу, а целый образ мышления и жизни. По степени сложности Cubase можно сравнить разве что с С и JAVA в современном воплощении, и то язык музыкального программирования Cubase, наверное, будет самым изощренным.

Нельзя сравнить даже с Reason? Нельзя, поскольку они разные. Reason – самодостаточная студия, которой ничего “чужого” не нужно, во всяком случае так посчитали ее создатели. Шлифуя продукт “все в одном”, они даже не стали реализовывать идею VST-технологии. Можно сказать, эту идею Propellerheads подарила компании Steinberg. А та за нее ухватилась, да так, что стала основоположником VST-устройств, разработав саму технологию VST и позже программу Cubase VST. С тех пор и держит Steinberg лидерство среди секвенсеров. А у народа, пишущего компьютерную музыку, большим вниманием и уважением пользуются разработки родоначальника технологии VST, открывшей мир софтовых синтезаторов и семплеров. И разработки эти отличаются не только высоким уровнем детальной проработки всех технических параметров секвенсера, но и комфортностью в работе.

Комфортностью для подготовленных лиц, имеется в виду, ибо Cubase – программа профессиональная. Тут уже не поиграешь с проводами, как в Reason, и не набросаешь с ходу “чижика-пыжика”, руководствуясь только интуицией. В Cubase нужно четко представлять весь процесс создания музыки, для чего придется постоянно читать мануалы, руководства, “туторы” и подобную идейную литературу. Тогда и работать в Cubase будет просто, особенно если это 4-й Cubase. Бывалые музыканты, опробовавшие эту самую свежую версию Cubase, все как один утверждают, что работать с ней гораздо легче и удобней, чем в предыдущей – с приставкой SX 3.

В четвертом поколении Cubase лишился всяческих приставок и появился только в двух редакциях – Cubase 4 и Cubase Studio 4. (Последняя представляет собой вдвое облегченный вариант Cubase 4 – как по возможностям, так и по стоимости, и мы ее рассматривать не будем.) Злые языки говорят, что Cubase совершенствовать дальше было некуда, и “четверку” выпустили в пику появившемуся новому Sonar. Другие говорили, что эта “четверка” – всего лишь репетиция перед скорым выходом Cubase 5. Но раз знаменитый секвенсер таки обновился, значит, порадовал он почитателей. Чем?

Понятно, что новый Cubase должен был дать музыкантам новые инструменты для творчества, и он им это, конечно же, дал. Но важно то, каким именно способом вручили эти инструменты, как их реализовали. Чуть ли не все нововведения в программе нацелены не только на увеличение ее функциональности, но и на повышение скорости работы. Каким стал интерфейс? Максимально комфортным. А это значит, что работа над аранжировкой ускоряется – в несколько раз, как подсчитали специалисты. Функционал, ведущий к ускорению – примерно так можно сформулировать основную концепцию четвертого Cubase.

Взять новую функцию менеджмента файлов – SoundFrame. С ее появлением даже такие простые задачи, как группировка, просмотр и подбор материала, становятся частью творческого процесса при создании композиции. Универсальный звуковой менеджер включает мощный MediaBay браузер и систему управления медиафайлами, а материалом для него являются не только звуковые файлы, но и видеофайлы, файлы проекта, пресеты для программных и аппаратных синтезаторов, звуковые дорожки и подобное. Опять же, время, затрачиваемое на поиск и сборку исходных данных, сильно уменьшается.

К слову, теперь проект можно собрать даже из готовых саунд-модулей – своих или чужих самых удачных заготовок. Здорово снижает временные затраты и функция переноса и копирования инсертных плагинов между слотами – тоже новинка “четверки”.

А вот, казалось бы, зачем микшеру Cubase 4 секция мониторинга? Оказывается, смысл появившейся Control Room в полной замене аппаратного микшера виртуальным! Тоже единое средство управления, только теперь для управления входящими и исходящими сигналами внутри программы. Куда хочешь, туда и направляй звук – то ли на студийные мониторы, то ли в наушники музыкантов. Весь мониторинг в руках грамотного пользователя!

Вот теперь можно сказать и о появлении в Cubase 4 плагинов и VST-инструментов следующего поколения – стандарта VST3. (Что значит поддержка формата VST3 – количество шин автоматически конфигурируется в зависимости от используемого трека, при отсутствии аудиосигнала автоматически прекращается работа и т. д.) Добавлены VST3-инструменты не просто замечательные, а – без преувеличения – выдающиеся. Один из них – HALion One – специальная версия знаменитого виртуального семплера Steinberg HALion. Теперь в вашем распоряжении сотни предустановленных высококачественных инструментов и возможность загружать свои собственные семплы в формате Yamaha Motif. Prologue – полифонический синтезатор на основе аналогового моделирования. Его особенность – фильтры с уникальным звучанием и серьезными возможностями модуляции. Spector – синтезатор с не менее серьезными возможностями спектральной фильтрации. Его предназначение – создание насыщенных деталями звуков и текстур. Mystic – с технологией физического моделирования звука VirSyn, включающий сотни странных, мрачных и просто удивительных пресетов.

Кстати, достаточно включить один из новых обалденных VST-инструментов, и можно начинать на нем играть. Такой способ использования виртуальных инструментов обеспечивает трек инструмента – совершенно новый тип трека. Своеобразная альтернатива VSTi-рэку, только быстрая и удобная, когда треки инструментов обеспечивают один MIDI-вход и один стереовыход в рамках одного канала/трека. А все настройки любого трека/канала теперь хранятся в пресетах трека – это еще одно несравненное новшество Cubase 4, вся прелесть которого особо проявляется при использовании нового функционала MediaBay. У вас куча треков? Сохраните их сочетание, как мультитрековый пресет!

Из более мелкого можно вспомнить о существенной переработке нотного редактора, при добавлении в который новых возможностей ни одна из старых не пострадала. О высококачественном и уже окрещенном бесподобным 32-битном звуковом движке. О возможности быстрого подключения большого числа аудио- и MIDI-устройств. О логичном и полностью управляемом редактировании и сведении аудио- и MIDI-треков. О поддержке формата многоканального кодирования MP3 Surround. О том, чего не расскажешь в короткой статье. Навесить на чудо-платформу Cubase можно столько всего, что перечислить – и то затруднительно.

SONAR 7

Увидев в первый раз Sonar, многие сильно удивляются: “А не Cubase ли это?!” До того внешний вид программы напоминает секвенсер от Steinberg. И создается впечатление, что неизвестный художник долго пытался срисовать “кубический” интерфейс, но так и не закончил это дело. Да что интерфейс, поговаривают, что CakeWalk давно “дерет” с “куба” основные возможности. Но разве не делают подобное другие разработчики, купившие у Steinberg лицензии на использование VSTi? И разве не растут, как грибы, программные продукты, использующие в работе технологии VST и VSTi? Да их полно, таких программ, которые и студиями-то не назовешь – скорее MIDI-секвенсерами, поддерживающими работу с аудиосемплами, MIDI-данными, VST и VSTi. Sonar – по сути, один из подобных секвенсеров, только сильно выделившийся из общей массы. Чем?

Да, Sonar позаимствовал у Steinberg “кубические” черты интерфейса, и это даже здорово для музыкальной программы – иметь узнаваемый, даже можно сказать классический внешний вид. Но вот логическая начинка Sonar в корне отличается от “кубической”! Sonar своим появлением опроверг бытовавшее представление о том, что серьезный музыкальный продукт должен непременно обладать таким же серьезным и запутанным интерфейсом, в котором не под силу разобраться даже музыканту, не говоря уже о простых смертных. Sonar последних версий доказал, что этот самый продукт для создания качественной электронной музыки может быть одновременно и мощным, и предельно простым в использовании – не на словах интуитивно понятным. Что широкие возможности виртуальной студии не обязательно должны повлечь за собой перегруженность лишними и никому не нужными функциями.

Вместе с полной версией Sonar человек получает огромное количество всевозможных плагинов, синтезаторов, семплов и эффектов – тот самый мощнейший комплект для создания музыки. И этот человек, будь он хоть новичок, хоть профессионал, может сразу же приступать к работе с этим комплектом, без длительного изучения скучных руководств.

В творчестве любого музыканта наступает момент, когда ему приходится одновременно работать с аудио- и MIDI-треками, а потому не обойтись без универсального музыкального редактора. И Sonar как нельзя лучше подходит на эту роль – одновременно и мощного, и гибкого, одинаково доступного и начинающим, и опытным музыкантам инструмента. Ведь Sonar – не просто MIDI-секвенсер и нотатор, но и многоканальный рекордер, и многоканальный плейер, умеющий одновременно воспроизводить последовательность MIDI-команд и нескольких WAVE-файлов. В общем, с помощью этой цифровой звуковой станции (нет, скорее, студии многодорожечной записи и сведения аудио) можно создать и отредактировать музыку чуть ли не любой сложности. А разве не это цель любого музыканта, пусть и не особо желающего вдаваться в технические дебри творческого процесса?

Sonar 7, по отзывам на форумах, осваивается буквально за минуты. Возможно, и потому, что интерфейс “семерки” стал еще больше смахивать на Streinberg Cubase. Похожесть обеих программ сильнее всего ощущается при работе с основным микшером Sonar 7 – чуть ли не те же кнопочки и функции вплоть до их размещения на панелях! (Говоря о Sonar 7, мы имеем в виду его редакцию Producer Edition. Есть и другая, урезанная версия “семерки” – Studio Edition, лишенная многих фирменных возможностей, но мы ее рассматривать не будем.)

Седьмой Sonar пошел дальше своей предыдущей версии и напрочь убрал всякие ограничения на количество дорожек, коммутаций, эффектов, инструментов и всевозможных инноваций. И в комплектации программы теперь такой большой массив подобного добра, что новички даже теряются слегка от обилия выбора. Только инструментов больше тысячи! Только одних семплов свыше гигабайта!

Еще одно облегчение, которое испытывают музыканты, осваивающие или пересаживающиеся на Sonar 7 – не нужно беспокоиться о “железной” начинке компьютера, лишь бы она соответствовала программным требованиям. Полнейшая свобода по конфигурации своей студии, на то она и домашняя студия. С седьмым Sonar не придется, к примеру, задумываться о том, поддерживает ли звуковая карта ASIO, и, если нет, пытаться настроить эмуляцию этого ASIO. Хочешь – загружай пресеты с любимых приложений, хочешь – делай свои, не заботясь о поддержке MIDI-контроллеров. Мало возможностей? Так расширяй их с помощью DSP-карт, VST, DirectX и ReWire эффектов и инструментов. И все в Sonar 7 персонализируется: меню, панели инструментов, лайоты, пресеты каналов, иконки треков, цветовые схемы и т. д.

Из новых возможностей Sonar 7 выделить стоит, конечно же, пошаговый секвенсер, который считается чуть ли не самым инновационным среди всех существующих ныне. Приглянулась музыкантам и возможность многолинейного редактирования контроллеров в режиме Piano Roll. Теперь есть выбор: то ли переместить или скопировать данные контроллеров между линиями, то ли, наоборот, сэкономить место на экране, отобразив несколько этих контроллеров на одной линии. Выровнять же выбранные ноты и события согласно настройкам квантования фрагмента теперь позволяет квантизация в реальном времени.

MIDI-инструменты стали полностью настраиваемыми и интуитивными – так сказать, “умными”. Дисплей MIDI более продвинутый – может использовать режим лупы, различные счетчики и цветовую кодировку параметра Velocity. Само редактирование MIDI тоже расширено – с функциями разбивки, склейки и приглушения нот. Интересна и функция “Приглушенное соло”, оставляющая звучать прочие треки проекта приглушенными на 6, 12, или 18 дБ вместо полного их заглушения. Импортировать же MIDI- и аудиоданные стало возможным по правому щелчку мышки.

Остальные нововведения вроде мелкие, но сообща ведут к серьезным результатам. Взять, к примеру, новые форматы импорта/экспорта, включая Sony Wave-64, AIF, CAF, FLAC, Sound Designer II. Казалось бы, ну что дает их появление? А ведь поддержка формата Wave-64 позволяет записывать масштабные (более 2 Гб) проекты! И эти проекты вы можете выложить в Сеть, воспользовавшись новым уникальным инструментом для загрузки и презентации музыки Cakewalk Publisher. В седьмом Sonar мелочей не бывает!

Юным музыкантам, только что дерзнувшим сваять музыку на компьютере, мы бы посоветовали для начала освоиться в Reason – повозиться с приборами, дабы представить физику всего процесса создания музыки. Потом обжиться в интуитивно понятном Sonar, после чего осваивать классический Cubase. А музыканты серьезные, наверное, и без наших советов давно объединили все три программы по ReWire и получили комплекс – круче не бывает!