14 лет назад 28 марта 2005 в 18:02 73

Как известно, любую защиту, созданную людьми, можно либо сломать, либо как-нибудь обойти. Противоугонные системы, даже самые крутые, – не исключение. (. Но, как показывает практика, если такая противоугонная система будет дополнена GSM- и GPS-модулем и спутниковой GPS навигацией, то ваши шансы найти утром свою машину там, где вы ее оставили вечером (или хотя бы недалеко от этого места), значительно возрастут.

ЗАЩИТА АВТОМОБИЛЯ
За последние несколько лет на рынке произошел настоящий бум подобных устройств, в магазинах предлагают десятки разных моделей, и это иногда даже пугает, ведь по внешнему виду одна коробка с проводами от другой такой же коробки ничем не отличается. Однако их характеристики порой бывают абсолютно разными.Наиболее широкими возможностями обладают комплексные решения, в состав которых входят специализированные охранные системы, навигационные системы и системы дистанционного контроля на базе GSM/GPS.

В большинстве случаев «сердцем» такой аппаратуры будут встроенный профессиональный GSM-модем в паре со стандартной GSM SIM-картой и/или GPS-приемник. Кстати, сегодняСегодня разработаны более дешевые и простые чем GPS, но достаточно эффективные методики определения координат мобильной станции (MS – mobile station), работающей в сети GSM, с точностью до нескольких десятков метров (см. Upgrade Special #12) – в ряде систем они заменяют GPS. Следует только особо подчеркнуть, что собственно система навигации и удаленного контроля чаще всего не умеет выполнять охранные функции, и должна подключаться к уже установленному охранному оборудованию.

В действительности современные системы удаленного контроля автомобиля позволяют гораздо больше, чем просто определять его координаты. Ниже приведен список некоторых их функций и возможностей.

– Используя GSM/GPS-систему, вы можете выбрать способ связи со своей машиной. Данные о ее состоянии могут передаваться непосредственно на сотовый телефон владельца или же в специальный диспетчерский центр, который осуществляет постоянный мониторинг. В последнем случае придется дополнительно оплачивать его услуги, но зато при срабатывании сигнализации будут сразу же определены координаты вашего автомобиля и приняты меры к задержанию – обычно этим занимается собственная группа перехвата соответствующей организации.

– Информация может передаваться на сотовый телефон. Это может быть либо дозвон на определенный номер, либо отсылка SMS-сообщений.

– Специальное программное обеспечение позволяет отслеживать местоположение автомобиля на электронной карте в режиме реального времени. Такой вариант будет предпочтительнее в том случае, если автовладелец желает самостоятельно наблюдать за состоянием своего транспортного средства.

– Большинство предлагаемых охранных систем можно “настроить под себя”, то есть указать, какие именно события, происходящие с автомобилем, вас интересуют. Это может быть не только факт срабатывания системы охраны, но и наличие угрозы транспортному средству или отчет о его перемещениях.

– Если автомобиль двигается, владелец может получать информацию не только о его местоположении, но и о скорости и маршруте движения. Большинство систем, кроме того, будут информировать о текущем состоянии всех параметров автомобиля (в любое время, не только во время движения). А наиболее “продвинутые” позволяют даже прослушивать охраняемое пространство с помощью специального микрофона и получать на сотовый телефон скриншоты с видеокамер.

– Системы контроля позволяют еще и управлять автомобилем на расстоянии: включать, заглушать или даже блокировать работу двигателя, открывать или закрывать замки дверей, а также просто делать жизнь чуточку приятнее, заранее включив кондиционер или печку. Для этого после ввода пароля (по SMS) необходимо (опять-таки по телефону) послать автомобилю соответствующие команды.

Количество всех этих дополнительных возможностей от модели к модели сильно меняется, поэтому очень важно заранее удостовериться в том, что вы приобретаете именно то, что хотите, и набор имеющихся функций вас устроит.

СРАВНЕНИЕ ПОПУЛЯРНЫХ МОДЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ GSM/GPS-СИСТЕМ
Все имеющиеся GSM/GPS-системы можно условно разделить на три группы. К первой мы отнесем наиболее простые (и, соответственно, дешевые) устройства, предоставляющие минимальный набор функций. Типичные представители в этой категории – простые модели охранной системы REFF и GuardMagic. Они не имеют GPS-модуля и позволяют владельцу совсем немного: дистанционно контролировать состояние автомобиля и при попытке угона или при включении “глушилки” GSM (о них – ниже) извещать об этом.

К следующей группе относятся системы, включающие дополнительно модуль определения координат GPS. Эти системы несколько дороже, но они и “умеют” больше. В дополнение к уже перечисленным возможностям они позволяют определять координаты транспортного средства с точностью до нескольких десятков, а иногда и единиц, метров.

В случае угона такая система укажет местоположение автомобиля, если не применяются устройства глушения сигнала, или даст возможность определить место включения “глушилки”. Кроме того, при наличии соответствующего ПО они могут отображать текущее местоположение автомобиля на электронной карте и прокладывать оптимальный маршрут между двумя точками на ней.

Сюда можно отнести автосигнализацию “Автосторож GSM”, несомненным преимуществом которой является ее низкая стоимость, а также собственные системы сотовых операторов (Weblocator от “Мегафона”, систему AutoConnex от “Вымпелкома” и Nexo), которые позволяют в интернете наблюдать перемещения автомобиля с абонентским устройством.

Наконец, в третью группу попадают те системы, которые поддерживаются собственным диспетчерским центром. Схема их работы такая: в нормальных условиях вы пользуетесь возможностями системы по обеспечению дистанционного управления – прогрев двигателя, уровень бензина и т. д. В случае же попытки угона автомобиль посылает тревожный сигнал в диспетчерский центр, и оттуда сразу же высылают группу быстрого реагирования.

Диспетчер постоянно следит за автомобилем и реагирует не только на угон, но и на потерю связи с транспортным средством, что может быть косвенным признаком применения создателя помех для радиоканала. Постоянное наблюдение за автомобилем решает многие проблемы, связанные с его безопасностью, а также безопасностью его владельца – практически все такие системы предоставляют возможность установки “экстренной кнопки”, нажать на которую можно в случае нападения. В эту категорию попадают “Цезарь сателлит”, “Автолокатор”, RussGPS и Starcom.

Разные компании по-разному организуют работу диспетчерских центров и не спешат делиться своими ноу-хау. Известно, что в компании “Мегапейдж”, предлагающей “Автолокатор”, помимо GSM используется собственная закрытая сеть базовых станций, что повышает эффективность системы. А вот система Starcom компании Geosystem управляет работой двигателя автомобиля, даже если угонщик включает “глушилку”. Подробнее об испытаниях этой модели и других подобных систем можно узнать на страницах www.autoreview.ru/new_site/year2001/n05/Ugon/ugon.htm и www.autoreview.ru/new_site/year2002/n21/ugon/1.htm.

Таким образом, если речь идет о полноценном комплексе с GPS-навигатором и дистанционным управлением через GSM-модуль, его цена будет достаточно высокой: от $1000 за установку плюс абонентская плата порядка $50 в месяц. С другой стороны, такое оборудование вряд ли будет устанавливаться на машину, стоимость которой $2-3 тыс., так что цена охранной системы оказывается сопоставимой со стоимостью самого автомобиля. (Вот, кстати, ссылки на сайты, где можно посмотреть статистику угонов автомобилей разных моделей: www.aspo-av.ru/stat.htm и ugon.maluk099.ru/cgi-bin/base.cgi.)

В то же время вы можете установить систему на базе GSM (без GPS) и диспетчерской поддержки. Она обойдется существенно дешевле – около $400, и абонентскую плату придется платить только сотовому оператору. Более подробно ознакомиться с ценами на наиболее популярные модели GSM/GPS противоугонных систем можно на сайте www.amobile.ru/gps/car-gps.htm.

ТИПИЧНАЯ ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА
Итак, каков он – типичный противоугонный комплекс на базе GSM/GPS? Мы выбрали для рассмотрения довольно распространенный у нас автомобиль Ford Focus. Цена такого автомобиля составляет примерно $15 тыс. – при более низкой стоимости установка столь дорогих охранных систем вряд ли целесообразна. В качестве устанавливаемого комплекса была выбрана система “Автолокатор”.

Основные ее преимущества:
– собственная сеть базовых станций и работа в отдельном частотном диапазоне;
– наличие диспетчерского центра;
– наличие навигационного оборудования;
– скидки на страхование риска “угон” – 70-75%;
– приемлемая стоимость – $1300.

В процессе установки комплекта оборудования в автомобиле появятся датчики открытия капота, багажника и дверей. Они концевого типа и однозначно сигнализируют об открытии автомобиля, что приведет к включению режима “тревога”. Также будут установлены датчик удара и объемный датчик.
Информация от всех датчиков поступает в центральный блок, который производит управление всей системой. Он, в свою очередь, связан с модулем передачи данных и клавиатурой управления. Клавиатура предназначена для отключения иммобилайзера (ввод pin-кода) и посылки сигналов в диспетчерский центр (тревога, вызов технической или медицинской помощи). Модуль передачи данных осуществляет радиоэлектронную связь с сетями GSM, GPS и собственной сетью компании (в нашем случае GPS нет, навигация осуществляется за счет собственной сети).

При срабатывании сигнализации диспетчерская служба незамедлительно получает информацию об этом и связывается с автовладельцем по одному из указанных телефонов. Одновременно с этим определяется местонахождение автомобиля. Если владелец не опроверг факт угона, к месту предполагаемого расположения автомобиля направляются команды быстрого реагирования “Мегаромб”. При необходимости диспетчер может удаленно блокировать двигатель автомобиля.

ОХРАНА НЕДВИЖИМОСТИ
“Мой дом – моя крепость”, – считают англичане, но не только британцы пытаются сделать свое жилище надежным и защищенным. GSM-системы помогут вам и в этом случае. Поскольку определять местонахождение вашего дома нет необходимости, на их плечи ложатся несколько иные функции:

– контроль охраняемого периметра и оповещение владельца или специальной диспетчерской службы о возможном взломе и проникновении в охраняемую зону посторонних;
– контроль пожарной безопасности, утечек газа и протечек водопровода;
– управление некоторыми системами вашей квартиры, дачи или офиса (например, включение отопления или дистанционное управление освещением, вентиляцией и бытовой электроникой);
– они позволяют раздельно дистанционно снимать и ставить на охрану отдельные датчики, контролирующие различные параметры или участки охраняемой зоны;
– вы сможете настроить систему таким образом, чтобы получать на свой сотовый телефон или компьютер сообщения о ее состоянии, а также аудио- и видеоинформацию от микрофонов и видеокамер, установленных на охраняемом объекте.

Поскольку такие системы имеют унифицированные входы, вы сможете подключать к ним любую электронику. Как и в случае с автомобилем, управление в основном происходит посредством SMS-сообщений. Таким образом и будет приходить информация о текущем состоянии системы, предупреждения об опасности вторжения и сигналы о срабатывании сигнализации. Есть возможность дополнительно (или вместо каналов сотовой связи) использовать интернет – тогда вы будете управлять своим домом прямо в сети (к тому же при пиковых нагрузках на сеть SMS часто не проходят).

Иногда предпочтительнее оказывается автоматический режим работы всей системы управления объектом. Например, если у вас есть “умный” загородный дом, который вы посещаете по выходным, было бы удобно настроить его автоматическую систему так, чтобы она, с целью экономии топлива, все время поддерживала в помещениях постоянную температуру – +10<0>С. Тогда перед очередным приездом вам нужно будет всего лишь заранее отправить сообщение с соответствующим кодом, после чего автоматика поднимет температуру до указанного в SMS значения, например до +23<0>С.

Стоимость охранного оборудования и систем управления зависит от тех функций, которые вы захотите получить, но в любом случае она составит несколько тысяч долларов. Произвести примерный расчет можно на сайтах www.shs-office.ru/shome/index.htm, www.intelsystems.ru/raschet.html, www.ufacom.ru/~ddltd/4.htm. А на www.shs-office.ru/about.htm можно посмотреть, какие функции подобных систем чаще всего используют их владельцы.

НЕДОСТАТКИ ОХРАННЫХ СИСТЕМ GSM/GPS
Чтобы понять, почему охранные системы на базе GSM/GPS все же оказываются уязвимыми, достаточно вспомнить, как абонентское устройство связывается со всей остальной сетью. Это происходит посредством передачи радиосигнала – в этом и кроется основная слабость системы: как и любой другой радиосигнал, GSM-код может быть заглушен шумовым излучением. Но для полного подавления источник должен генерировать достаточно мощный сигнал (?100 МВт при локальном использовании) в широком спектре частот.

Когда фирмы-изготовители и поставщики утверждают, что сигнал заглушить невозможно – это откровенное лукавство. Чаще всего имеется в виду сложность изготовления такой аппаратуры и относительно высокая вероятность ее обнаружения. Источник шумового излучения может быть зафиксирован специальными службами операторов сотовых сетей, поскольку он с высокой степенью вероятности повлияет на работу всех абонентских устройств, находящихся поблизости, и изменит электронный рельеф местности. Таким образом, применение мощной аппаратуры подавления GSM-сигнала, например, в городе сильно затруднено. Однако для угона автомобиля вполне достаточно серийного устройства-“глушилки”.

Ни для кого не секрет, что при желании можно вполне легально приобрести такое устройство по достаточно низкой цене (около $100). Основное назначение таких “глушилок” – препятствовать работе GSM-телефонов в общественных местах. Более того, угонщики могут воспользоваться и другими способами глушения сигнала: достаточно загнать машину в подземный гараж, и сигнал уже не сможет покинуть его пределы.

Но в этом случае, как вы можете догадаться, легко проследить весь путь до этого места, и в конечном счете подавление сигнала не помешает найти угнанную машину. Наконец, еще один возможный способ борьбы с подобными системами – найти охранное устройство и “заставить его замолчать”. Правда, случается это достаточно редко. Для того чтобы предотвратить такое развитие событий, необходимо надежно “спрятать” передатчик. Большим плюсом окажутся его небольшие размеры и возможность длительной автономной работы.

Таким образом, GSM/GPS-системы могут охранять ваш автомобиль только совместно с хорошей противоугонной системой, информируя владельца об опасности угона и дополнительно выполняя функции “удаленного администрирования” и навигатора. При этом связь должна работать в обоих направлениях, то есть не только автомобиль должен передавать тревожный сигнал при угоне, но и контролирующая сторона должна периодически (довольно часто) проверять его состояние.

Рассмотрим и такой сценарий. Ваш автомобиль оборудован мощным противоугонным комплексом и GSM-модулем. Предположим, кто-то пытается его угнать, причем сразу же включает “глушилку”. Диспетчерская служба в течение небольшого промежутка времени (скажем, минуты) получает сигнал об этом и тут же посылает на место группу реагирования. Координаты – последние, переданные автомобилем до включения постановщика помех. За какое время прибудет группа? Полчаса – вполне реалистично. Если противоугонное устройство столько продержится, автомобиль будет спасен. Значит, охранная система должна быть такой, чтобы она могла сопротивляться действиям угонщиков достаточно длительное время. (Впрочем, не стоит забывать о том, что автомобиль могут просто увезти на эвакуаторе.)

Достоинства и недостатки GSM/GPS-систем достаточно долго обсуждались в сети, в частности на форумах www.12v-club.ru/forum/topic316.html, www.12v-club.ru/forum/topic243_0.html. Если вас заинтересовала эта проблема, обязательно посетите их.

Интересные примеры использования GPS
С помощью GPS можно отслеживать не только перемещения автомобилей, но и следить за другими объектами. Чаще всего эта навигационная система используется для определения местоположения морских судов. Как оказалось, ее можно с успехом использовать и для их охраны. В самом деле, угоняют ведь не только автомобили, но и яхты, катера и т. д. Принцип действия в данном случае тот же, что и у автосигнализации: определяется точное местоположение украденного судна и направление его движения, после чего принимаются меры по задержанию.

Но кое-кто готов пойти еще дальше! Некоторое время назад в США возникла идея вживления микрочипов человеку. Специальные датчики с навигационными устройствами GPS собираются имплантировать, в первую очередь, детям, чтобы родители всегда могли определить, где они находятся.

Пока общественность обсуждает правомерность и этические аспекты такой “маркировки” людей, ученые пытаются решить основную проблему навигационных микрочипов – где взять для них источник питания? Для того чтобы посылать сигнал спутнику, нужны соответствующие мощности – это даже больше, чем нужно обычному сотовому телефону при разговоре. В то же время поместить достаточно мощный источник питания внутрь маленького чипа (у существующих прототипов его оболочка выполнена в виде герметичной стеклянной капсулы размером с рисовое зернышко) пока не представляется возможным.