9 лет назад 10 декабря 2009 в 17:09 66

Автор: Стэн Духанов

О том, почему Nokia, вот уже столько лет пребывающая в лидерах среди производителей мобильных телефонов, лишь сейчас сообразила создать вменяемый онлайн-сервис для них, говорить не могу, ибо для меня это сущая загадка. Возможно, это был настолько очевидный путь к успеху и процветанию, что финские менеджеры просто не поверили в то, что такое может быть.

Планы по созданию единого для всех нокиевских смартфонов сервиса вынашивались давно. По крайней мере, в сообщениях новостных лент год эдак за 2007-й об OVI упоминалось не раз. В августе 2008 года открылся бета-тест, а в мае 2009-го сайт OVI распахнул свои двери для страждущих владельцев телефонов финской компании и… серверы упали от неожиданного наплыва пользователей. Думаю, именно в тот день менеджеры из Nokia явно осознали, что им стоило подумать об открытии единого сервиса раньше.

Впрочем, это дела давно минувших дней. Сегодня никакие серверы не падают, а сам сервис живет и набирает обороты. Не мудрствуя, Nokia выложила все карты на стол. В прямом смысле. На главной страничке сайта в форме веера из виртуальных карточек расположились двери в сервисы OVI: OVI Store, Maps, Mail, Contacts, Calendar, Music Store, Share, Games. Немного подробностей о каждом из них.

OVI Store

Начать хочется с Nokia OVI Store, потому что (без преувеличений) это самая драматичная и интригующая часть сервиса. Драматичная – потому что на старте, случившемся в мае, у магазинчика не сразу все заладилось из-за технических проблем. Интригующая – потому что Nokia OVI Store – это, помимо всего прочего, App Store, в котором продаются (или отдаются даром) приложения. А пока мы знаем только один мощный Store в мире. Теперь конкуренцию ему составит крупнейший производитель мобильников в мире.

Впрочем, вернемся к деталям: логинимся на сайте, получаем доступ к каталогу приложений, аудио, видео, играм, рингтонам и темам для нашего телефона. Финские веб-мастера – молодцы: контент легко сортируется по самым разным параметрам (платные, бесплатные, все вперемешку), что хорошо. Кроме того, в процесс сортировки добавлен явный социальный элемент: конкретный файл можно отсортировать по дате, рекомендациям и популярности среди пользователей. Соответственно, интерактивности сервису не занимать: все, что есть в OVI Store, можно оценивать, комментировать и рассылать друзьям в виде ссылки, отправленной с помощью специального инструмента на сайте. Не обошлось тут и без искусственного интеллекта: первое время вашей работы с OVI Store компьютер будет молча анализировать ваши действия, а потом научится самостоятельно создавать подборку контента, который вам может понравиться.

Способов оплаты в OVI Store два: платные SMS и кредитка. SMS в российских условиях, безусловно, более распространенный и удобный способ, но это русская рулетка: восстановления прерванных из-за технических неполадок загрузок на сайте нет, а это значит, что если контент не догрузился, за него придется заплатить еще раз.

В случае с кредиткой все гораздо надежнее, но… еще менее удобно. Чтобы что-то купить, нужно сначала нажать кнопку “Купить”, потом снова зайти на сервис, выбрать способ оплаты, затем нужно вновь авторизоваться и только после этого можно завершить сделку. Nokia аргументирует стандартно: все эти танцы с бубном не что иное, как забота о безопасности пользователя. Но речь ведь идет не о покупке парохода, а всего лишь о картинке с Микки Маусом за 35 рублей!

Впрочем, в остальном данный сервис радует глаз: работать с ним удобно благодаря различным уже упомянутым фильтрам по типу контента и условиям его распространения, а также благодаря фильтру моделей телефонов, поддерживающих те или иные файлы – просто выбираем свою модель и видим, что для нее доступно. Определенное разочарование вызывает недоступность для русских пользователей OVI Music Store, но, говорят, скоро ситуация изменится в лучшую сторону. В частности, с запуском сервиса Comes With Music, который позволит качать музыку, защищенную DRM, за абонентскую плату, которая в свою очередь будет “зашита” в стоимость некоторых моделей телефонов Nokia.

N-Gage

Еще один раздел OVI, где можно приобретать развлекательный контент – это N-Gage, сервис с еще более драматичной, нежели у OVI Store, историей. Если кто не знает, сначала эта идея существовала в форме мобильно-игрового устройства, которое сумело пережить две инкарнации, после чего благополучно схлопнулось. Но потом финская компания решила оживить тему, превратив N-Gage в сетевую игровую платформу. На этот раз идея оказалась удачной, и потому сервис существует до сих пор. Вполне логично было включить его в список OVI.

На главной странице нам предложат выбрать язык сайта, после чего перенаправят прямо в каталог игр. Далее мы авторизуемся и попадаем в личный профиль, где можно указать свой ник, аватар, девиз, список любимых игр и модель телефона. Здесь же имеется вкладка, где копятся рейтинги пользователя, заработанные в многопользовательских играх и на онлайн-платформе N-Gage Arena. А кроме того, имеются социальные возможности: соперников, соратников и даже врагов можно добавлять в друзья и общаться с ними.

Приобретение игр мало отличается от другого OVI-контента. Разве что здесь перед покупкой в любую игру можно поиграть в демо-формате.

OVI Maps

OVI Maps – это собственный картографический сервис Nokia. Его основная прелесть в том, что синхронизация с приложениями Nokia Maps проходит без каких-либо осложнений, а избранные координаты OVI Maps позволяет объединять в коллекции. Карты очень детализированные и в общей сложности весят около 4 Гб. Предоставляются бесплатно, как и такие возможности, как загрузка полезных точек, вроде кафе, музеев, ресторанов и бесплатных парковок, а кроме того, можно находить и отмечать на карте собственные точки. Другая полезная возможность – самостоятельно прокладывать пешеходные и автомобильные маршруты. Навигация по бесплатным картам, к сожалению, платная. Из всех представленных вариантов City Explorer – самый дешевый. Подписка стоит всего девять евро за два года. Минус один – заточена она под пешеходные маршруты. Достопримечательности в 3D, популярные туристические тропы и все прочее, кроме возможности прокладки маршрутов по автодорогам. Для автомобилей можно использовать что-нибудь типа Drive, но подписка на него стоит уже 60 евро в год.

В целом OVI Maps работает на приемлемом уровне. Тормоза случаются, но без раздражающей регулярности.

Офисные друзья

Помимо торгово-развлекательных сервисов OVI готов похвастаться наличием весьма полезных офисных и Web 2.0 возможностей. OVI Contacts и Calendar весьма похожи в плане опрятного внешнего вида и разумной организации. “События”, “Задачи”, “Заметки” – разделы Calendar. В Contacts, соответственно, контакты, разделенные по группам. У Contacts есть замечательный ништячок: мессенджер, объединяющий в себе контакт-лист OVI Contacts и GTalk. Оба приложения замечательно работают со смартфонами Nokia, но вот синхронизация телефонного органайзера и списка контактов с OVI – сущий ад.

Сначала запрашиваем на сайте PIN-код, потом получаем SMS с настройками, вводим запрошенный пин, потом идем в настройки, меняем профиль синхронизации, и только после этого появляется возможность синхронизировать контакты и записи. Словом, идея хорошая; реализация – никакая.

А вот с реализацией OVI Mail, местного сервиса мобильной почты, похоже, все в порядке. Работает сервис в двух режимах: для скоростного и нескоростного соединения. Кроме того, имеется встроенные антиспам- и антивирусные фильтры, 1 Гб свободного места, правда, с ограничением на размер одного послания – 20 Мб. Плюс ко всему имеются средства для простенького форматирования текста. Чего не было, по крайней мере, на момент написания этой статьи, так это синхронизации с OVI Contacts. Но вполне возможно, сейчас, когда вы это читаете, она уже появилась – по крайней мере, Nokia такую штуку анонсировала.

OVI Share

Ну и на закуску, на OVI имеется Web 2.0 сервис, предлагающий пользователям делиться своим фото и видео через e-mail или через приложение Share Online с ограничением на размер роликов в 100 Мб за один раз. Естественно, сюда же прикрутили возможность вести блог, оставлять комментарии и френдить других пользователей. Ссылку на свой профиль или пост можно отправить друзьям по SMS. Данный сервис поддерживает Nokia OVI, что естественно, а также Flickr и Vox. Никаких других социальных сетей в списке поддержки нет. Пока.

Здесь же стоит сказать о схожей с Share службой “Файлы”. Нетрудно догадаться, что это сетевое хранилище для контента самого разного вида: от документов до музыки и видео. Правда, чтобы служба заработала, нужно установить специальную программу на компьютер, потом войти с мобильного телефона и добавить свой компьютер в службу “Файлы”. Только после этого файлы можно загружать на сервер.

В общем и целом Nokia OVI – замечательное начинание с большими перспективами. Большими – настолько же, насколько велика доля мобильного рынка Nokia. Пока – и это неудивительно для относительно нового сервиса – сыроватые и шероховатые моменты встречаются тут и там. Но мы надеемся, что они будут устранены уже в ближайшем будущем. Nokia не в первый раз пытается выйти в онлайн, а, как известно, если долго мучиться, что-нибудь получится.

Интервью с Игорем Никитиным, директором по продаже сервисов Nokia

Каковы предварительные итоги? Каких показателей удалось достичь, каких не удалось?

Честно говоря, когда мы запускали сервис в мае, мы не ожидали такого интереса. И не ожидали тех результатов, которых после четырех месяцев на рынке мы достигли. Сегодня сервис OVI, магазин OVI – номер два по активным пользователям в мире. А если мы посмотрим на количество закачек, то мы пятые. Эти цифры говорят сами за себя, наш рост – это порядка 20% активных пользователей в месяц. То есть кривая роста не линейная, а экспоненциальная. Мы ожидаем к концу этого года еще более быстрое увеличение числа пользователей, которые закачивают что-то из магазина.

А по России есть какие-то данные?

Здесь рост тот же – порядка 20 процентов. Если говорить в абсолютных цифрах, то сегодня сервис доступен примерно на ста девайсах. И если говорить о доступности сервиса, то он открыт как на платформе S40, так и на S60.

Что сейчас более популярно в OVI Store, а что – менее?

Если посмотреть на статистику (а мы видим в реальном времени, какие приложения кем используются), то наибольшим спросом пользуются приложения для работы с бизнесом. Чуть менее популярны игрушки. Большим спросом также пользуется контент для персонализации: темы, рингтоны, заставки различные и т. д.

Как OVI будет развиваться дальше?

Сегодня мы видим, что пользователям удобно работать с этим сервисом. Но мы все равно будем его совершенствовать: системы оплаты в магазине, его доступность, будем привлекать новых разработчиков. Уже сейчас мы активно работаем как с российскими, так и с зарубежными разработчиками. Мы делаем сервис более релевантным российскому потребителю, добавляем туда больше российского контента, и мы продолжим это делать и в следующем году.

Что тормозит рост OVI?

Сегодня в магазине OVI доступны разные методы оплаты: это платежи через премиум-SMS и платежи кредитными картами. Возможно, внедрение платежей наличными усилило бы покупательную способность.

Хвала финским богам, регистрация на всех сервисах OVI нужна всего одна. Занимает она одну страницу со стандартными полями: логин, пароль, еще раз пароль, электронная почта, номер мобильного телефона, галочка в поле соглашения о пользовании услугами. После нажатия кнопки “Продолжить” ждем две минуты, получаем SMS со ссылкой, по которой надо пройти, чтобы подтвердить регистрацию на сайте.