11 лет назад 14 июня 2007 в 20:13 47

Автор: Сергей Голубев

Уж больно все было гладко у Linux-сообщества в последнее время. А это, как известно, не к добру. Так и получилось, причем засада обнаружилась там, где ее меньше всего ждали.

Вряд ли думала Лаура Бриден, что, покупая ноутбук Compaq Presario C304NR, она станет знаменитой. Все, что она хотела – установить на машину Linux и пользоваться ей, не зная горя-печали. Судьба распорядилась иначе: через некоторое время начались проблемы с клавиатурой, и гражданка, как это и положено добропорядочному потребителю, пошла в сервисный центр, положив в карман гарантийный талон.

Но ее там быстро обломали, заявив, что пока она не установит на ноутбук Windows, никакого позитивного разговора не будет. Мол, может спокойно идти домой и разбираться со своей системой как хочет. Но уже без бесплатной поддержки сервисного центра.

Когда история стала достоянием общественности, компания Hewlett-Packard, производящая ноутбуки Compaq, подтвердила, что ее сотрудники нисколько не нарушили инструкции руководства. Оказывается, пользователи, установившие на машину Linux, автоматически лишаются гарантии на нее. Разумеется, не насовсем – инсталляция Windows все возвращает на круги своя.

Особую пикантность в эту историю вносит то, что компания Hewlett-Packard всегда активно поддерживала OpenSource. А тут, как назло, такой конфуз.

Однако лично мне почему-то не кажется, что именитый производитель пересмотрел свою концепцию. Тем более что он продолжает принимать активное участие в работе всяких фондов и прочих организаций, помогающих развитию открытого ПО. Скорее всего, причина значительно глубже.

Допустим, сервис-центр отнесся бы к г-же Брилен с пониманием и провел бы диагностику ее машины с последующим лечением. Уверен, что буквально через несколько дней центр из сервисного превратился бы в учебный. В его дверях выстроилась бы километровая очередь линуксоидов, у которых по неведомым им причинам что-то перестало работать. Причем их обслуживание осложнилось бы тем самым многообразием дистрибутивов, которым гордится Linux. Очевидно, что количество специалистов по ту сторону прилавка пришлось бы существенно увеличить.

Но шут с ней, с заграницей. В конце концов, с их зарплатами можно ноутбуки как перчатки менять. Но у нас картина немногим лучше, хотя о фактах дискриминации Linux нашей общественности известно несколько меньше. Например, подавляющее большинство провайдеров категорически откажутся технически поддерживать пользователя, работающего с Linux. Разве только в виде исключения и по большому знакомству.

Я больше скажу. У нас это явление носит куда более масштабный характер. Если их “чайник” еще может как-то рассчитывать на понимание и даже поддержку общества, то нашему на это даже надеяться смешно.

Попробуйте пожаловаться на сетевом форуме, что сотрудник технической поддержки послал вас куда подальше по причине того, что вы сами не знаете, какие модули включены в ядро вашей системы. Вам тут же сообщат, что вы должны немедленно подарить свой компьютер ближайшему детскому садику, а потом убить себя об стену.

Есть и другой вариант. Запустить свою ОС и сказать ей прямо в глаза фразу одного знаменитого товарища: “I am your God”. Впрочем, другие не менее знаменитые товарищи однажды заметили, что богом быть трудно. Значительно труднее, чем просто потребителем.