14 лет назад 27 февраля 2005 в 23:26 154

Фотоаппараты зеркальной конструкции получили широкое распространение во второй половине 60-х – начале 70-х годов. В то время практически все крупные производители фототехники оценили преимущества зеркальной конструкции видоискателя, пришедшей на смену дальномерным фотоаппаратам.

Зеркало находится внутри камеры между объективом и затвором фотоаппарата. Когда затвор закрыт, зеркало располагается под углом 45 градусов относительно оптической оси камеры. Прошедшие сквозь объектив фотоаппарата лучи падают на зеркало и проецируются вверх, на матовое стекло видоискателя. Здесь и образуется видимое в видоискатель оптическое изображение объекта съемки. Если проследить ход лучей света, то нетрудно убедиться, что изображение на горизонтально расположенном матовом стекле будет перевернутым слева направо, а смотреть на него необходимо сверху. Согласитесь, это не очень удобно.

Именно поэтому за матовым стеклом расположили пентапризму (пятигранную стеклянную призму). С ее помощью удалось перевернуть оптическое изображение так, что в видоискателе оно выглядит абсолютно так же, как и при прямом взгляде на объект. (Многие начинающие фотографы и не подозревают о том, что любой объектив строит изображение перевернутым сверху вниз и слева направо). Вместе с тем зеркальный видоискатель позволил визуально контролировать резкость изображения при фокусировке, снял ограничения по использованию сменных объективов с различным фокусным расстоянием, которое существовало у камер предшествующих конструкций. Стало возможным моментально оценить на глаз глубину резко изображаемого пространства и эффект, создаваемый светофильтрами.

Говоря проще, в зеркальном видоискателе мы видим изображение таким же, каким оно получится на фотографии. И это самое главное достоинство конструкции. В момент съемки зеркало поднимается, поворачиваясь на те же 45 градусов, затвор фотоаппарата открывается, и оптические лучи проходят на светочувствительную пленку или матрицу. Зеркальная конструкция оказалась настолько удобной, что на нее перешли практически все производители фототехники, и вот уже более 50 лет она с успехом используется в малоформатных пленочных и цифровых фотоаппаратах.

Сама по себе возможность замены объектива у фотоаппарата очень удобна. Камера с такой возможностью подходит практически для всех видов съемки. Мягкорисующий объектив со средним фокусным расстоянием (60-90 мм) незаменим для съемки портрета. Макрообъектив позволит фотографировать “портреты” насекомых. Широкоугольный объектив (объектив с малым фокусным расстоянием) пригодится для съемки пейзажа и фотографирования в небольших интерьерах. Телеобъективы (объективы с большим фокусным расстоянием) позволят фотографировать удаленные объекты или заняться фотоохотой. Но есть у них и один минус.

Во время замены объектива пыль и прочие инородные частицы попадают внутрь камеры и объектива. Через некоторое время вы обнаружите на фотографиях множество маленьких, нерезких, инородных пятен. Так дает о себе знать пыль, осевшая на матрице и линзах объектива. Проблема решаема – достаточно самостоятельно почистить матрицу или отдать технику в сервисный центр. Но владельцы фотоаппаратов с несменной оптикой с такой проблемой практически никогда не сталкиваются.

Второе главное достоинство зеркальных фотоаппаратов – превосходная работа системы автофокуса. В зеркальных фотоаппаратах для фокусировки используется специальная ПЗС-матрица, характеризующая отличным быстродействием и высокой светочувствительностью. Благодаря этому зеркальные фотоаппараты фокусируют объектив значительно быстрее и обеспечивают автофокусировку даже в условиях минимального освещения. В камерах же с несменной оптикой автофокус осуществляется с помощью той же матрицы, на которую ведется съемка. А она значительно медленнее и менее чувствительна.

Поэтому если вы покупаете фотоаппарат для репортажной съемки, камера со встроенным объективом вам категорически не подходит. Третье немаловажное достоинство – это использование больших светочувствительных матриц. В компактных цифровых фотоаппаратах используются матрицы, размер которых на порядок меньше, матриц зеркальных фотоаппаратов. Однако разрешение маленьких матриц при этом может быть выше. Нетрудно догадаться, что в полном соответствии с законами физики каждый пиксель маленькой матрицы будет иметь значительно меньшую площадь – значит, его светочувствительность будет ниже, а шум получаемого изображения выше.

Немаловажен и тот факт, что зеркальные фотоаппараты потребляют меньше электроэнергии. При съемке компактной камерой в качестве видоискателя обычно используется монитор. У зеркальной камеры такой возможности нет, монитор потребляет меньше электроэнергии, а продолжительность работы камеры от одной зарядки увеличивается. Вот тут-то достоинства зеркальных фотоаппаратов начинают превращаться в недостатки.

Фотографируя зеркальным фотоаппаратом, вы не сможете использовать монитор в качестве видоискателя, как сделали бы это, работая с компактным фотоаппаратом. На нем можно будет только просмотреть отснятые кадры и поработать с меню. В процессе съемки можно пользоваться только зеркальным видоискателем, а это не всегда удобно (например, при съемке с уровня земли или, наоборот, с вытянутых вверх рук).

Нужно учитывать и то обстоятельство, что зеркальная камера, пара съемных объективов и другие необходимые аксессуары занимают целый кофр и весят несколько килограммов. Что касается всех других функций зеркальных фотоаппаратов, то в большинстве случаев они превосходят характеристики моделей с несъемной оптикой и ничем не уступают пленочным камерам, а иногда даже превосходят их.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕРКАЛЬНЫХ ЦФК
В ассортименте цифровых зеркальных фотоаппаратов можно выделить три класса: зеркальные камеры начального уровня, камеры среднего класса и профессиональные фотоаппараты. В самый престижный класс профессиональных фотоаппаратов попадают топовые модели. Эти фотоаппараты рассчитаны на весьма интенсивную репортажную съемку, а поэтому они имеют более высокий ресурс работы, их металлический корпус влаго- и пылезащищен. Они отличаются превосходным быстродействием и фантастическим разрешением – 11-16 млн. пикселей. Цена на такие модели составляет $4-8 тыс. Сравнивая фотоаппараты этого класса с пленочными камерами, можно однозначно утверждать, что практически все аргументы сегодня на стороне цифровой техники. Это касается и качества изображения.

Зеркальные фотоаппараты среднего класса (полупрофессиональные) обладают разрешением 6-8 млн. пикселей и, как ни странно, относятся к классу любительских фотоаппаратов. Они отличаются меньшим ресурсом работы, менее прочны и надежны. Однако их скорости и функциональности достаточно для большинства видов профессиональной съемки. Интенсивного использования такая камера не выдержит и в течение 2-3 лет просто выйдет из строя. Стоимость камер среднего класса составляет $1,5-2 тыс.

Любительские зеркальные фотоаппараты имеют разрешение 6 млн. пикселей, а цена на них колеблется в диапазоне от $850 до $1200. Камера начального уровня отличается не только меньшим ресурсом работы, но и некоторыми функциональными ограничениями, связанными не с техническим проблемами, а исключительно с маркетинговым позиционированием фотоаппарата. Дело в том, что более дешевая любительская камера должна хоть по каким-то параметрам уступать более дорогим фотоаппаратам, чтобы не составлять им конкуренции. Поэтому недостатки фотоаппаратов начального уровня созданы скорее искусственным путем. Правда, это вовсе не мешает отечественным фотографам использовать их для профессиональных нужд.

Зеркальная модель живет на рынке чуть дольше, чем более простые фотоаппараты. Если модельный ряд компактных камер большинства фирм существенно обновляется 1-2 раза в год, то зеркальная камера остается актуальной 2-3 года и даже после выхода обновленной версии нередко составляет ей конкуренцию благодаря более низкой цене.

Самая напряженная конкурентная борьба в данном классе фотоаппаратов разгорелась между Canon и Nikon. На сегодня эти компании предлагают самый широкий ассортимент зеркальных камер. Камеры этих фирм, зачастую обладая близкими характеристиками, существенно различаются с точки зрения эргономики. Такое впечатление, каждая из этих фирм, изучая фотоаппараты конкурента, старается сделать все в точности наоборот. Сменив камеру Canon на Nikon (или наоборот), фотограф обычно ощущает дискомфорт: управление кажется ему крайне нелогичным и неудобным – настолько велика сила привычки. Это обстоятельство выгодно обоим производителям, ведь человек, привыкший к одной системе, будет и в дальнейшем приобретать камеры этой марки, даже тогда, когда предложение конкурента по многим характеристикам окажется более выгодным.

Камеры Nikon имеют более низкое разрешение, но отличаются превосходным быстродействием и надежностью. Canon лидирует по разрешению и несколько иначе подходит к обработке цифрового снимка в фотоаппарате, что обеспечивают более яркую и иногда более четкую картинку. Kodak также накопил огромный опыт разработки зеркальных фотоаппаратов, но в отличие от конкурентов эта компания предлагает только профессиональные решения, совместимые с оптикой и аксессуарами Canon и Nikon. Цифровые зеркальные фотоаппараты от Fujifilm занимают исключительно полупрофессиональную нишу и совместимы только с аксессуарами Nikon.

Серьезный аргумент в пользу Fujifilm – превосходное качество изображения и возможность ручной регулировки фотошироты, обусловленная использованием фирменных матриц. Pentax представляет всего две зеркальные камеры – любительского и полупрофессионального классов. Модели не отличаются от конкурентов сверхвысоким быстродействием и качеством изображения, но все же имеют два существенных достоинства: во-первых, питание от элементов АА, а во-вторых, небольшой вес и габариты. С одной стороны, фотоаппараты этой фирмы концептуально близки к Nikon, но с другой – они работают только с аксессуарами все той же Pentax.

Не так давно состоялась презентация первой цифровой камеры Konica-Minolta, дизайн, технические характеристики и эргономику которой можно назвать уникальными. Главные достоинства модели – фирменный режим подавления вибраций Anti-Shake и продуманная эргономика. Изюминка фотоаппаратов Sigma – матрица от компании Foveon. Использование уникального “глубинного” цветоделения в матрице положительно сказывается на качестве изображения, однако ее разрешение значительно уступает конкурентам. Разработка и продвижение фотоаппаратов нового цифрового стандарта “четыре трети” компанией Olympus вряд ли принесет ожидаемый успех.

Достаточно привлекательная и перспективная идея на практике оказалась не очень востребованной. Дело в том, что в фотоаппарате используется матрица небольшого размера, от соотношения сторон которой и происходит название формата. По этой причине камера уступает другим зеркальным фотоаппаратам в качестве изображения, обладая сравнительно низкой светочувствительностью и более высоким уровнем шума. Кроме того, фотоаппарат не назовешь компактным, а его габариты и цена практически не уступают зеркальным камерам других фирм. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что позиционируется эта камера как профессиональная. А если так, то и ее достоинства становятся более очевидными.

Цифровые зеркальные фотоаппараты

Модель Класс Разрешение (млн. пикселей) Цена (у.е.) Дата презентации Примечание
Canon EOS 1 Ds Mark II Профессиональный 16,6 7900 Сентябрь 2004 Новинка. Рекордное разрешение и цена! Флагман Canon.
Canon EOS 1 D Mark II Профессиональный 8,2 4100 Январь 2004
Canon EOS 1 Ds Профессиональный 11,0 7500 Сентябрь 2002
Canon EOS 20 D Полупрофессиональный 8,2 1700 Август 2004 Новинка!
Canon EOS 10 D Полупрофессиональный 6,3 1250 Февраль 2003 Устаревшая модель
Canon 300D Любительский 6,3 1000 Август 2003
Contax N Digital Полупрофессиональный 6,0 6000 Июль 2000
Fujifilm FinePix S2 Pro Полупрофессиональный 6,1 (Super CCD) 1800 Январь 2002 Устаревшая модель
Fujifilm FinePix S3 Pro Полупрофессиональный 6,1 (12,3; Super CCD) 2500 Февраль 2004 Новинка!
Kodak DCS 14n Профессиональный 13,7 4500 Сентябрь 2002 Устаревшая модель
Kodak DCS SLR/n Профессиональный 13,5 5600 Февраль 2004
Kodak DCS SLR/c Профессиональный 13,5 5600 Март 2004 Новинка!
Konica Minolta Dynax 7 Digital Полупрофессиональный 6,0 1500 Сентябрь 2004 Ожидается осенью 2004
Nikon D2X Профессиональный 12,2 5800 Сентябрь 2004 Новинка! Флагман Nikon
Nikon D1X. Профессиональный 5,9 3700 Февраль 2001 Устаревшая модель
Nikon D2H Профессиональный 4,0 2100 Июль 2003
Nikon D1H Профессиональный 2,6 3000 Февраль 2001 Устаревшая модель
Nikon D70 Любительский 6,0 1000 Январь 2004 Новинка!
Nikon D100 Полупрофессиональный 6,0 1500 Февраль 2002
Olympus E300 Любительский 8,0 1000 Сентябрь 2004 Новинка! Камера формата “Четыре трети”
Olympus E1 Профессиональный 4,9 1300 Июнь 2003 Камера формата “Четыре трети”
Olympus E20 Полупрофессиональный 4,9 1050 Сентябрь 2001 Устаревшая модель. Встроенный объектив
Pentax *ist D Полупрофессиональный 6,1 1200 Февраль 2003
Pentax *ist DS Любительский 6,1 1050 Сентябрь 2004 Новинка!
Sigma SD 10 Полупрофессиональный 3,4 (10,6; Foveon X3) 1700 Октябрь 2003
Sigma SD 9 Полупрофессиональный 3,4 (10,6; Foveon X3) 1500 Февраль 2002 Устаревшая модель

Canon EOS 300D ($850)
Эта модель, появившаяся на рынке летом 2003 года, и по сей день остается самой дешевой зеркальной камерой. В России она стоит от $850 до $1000 в зависимости от наличия объектива в комплекте и наценки магазина. Изначально фотоаппарат производился исключительно в серебристом пластиковом корпусе и совершенством дизайна не отличался. Его функциональные возможности также оставляли желать лучшего (в интернете даже появились альтернативные варианты прошивки для расширения некоторых функциональных возможностей 300D).

Но эти недостатки компенсировались быстрым и эффективным автофокусом, хорошим быстродействием и великолепном качеством изображения. Этого более чем достаточно для большинства видов съемки. Другое немаловажное достоинство фотоаппарата, свойственное, кстати, всем моделям Canon, – “поддержка” старой (в том числе отечественной) оптики с резьбой М42 при использовании специального переходного кольца (производится отечественными умельцами).

Правда, резкость с таким объективом придется наводить только вручную, зато экспозамер камеры будет работать, как работал бы с фирменным объективом. Таким образом, сэкономить можно не только на камере, но и на дорогой автофокусной оптике (из всего многообразия оптики с резьбой М42 можно выбрать очень достойные образцы). А если вам хочется, чтобы камера выглядела немного солиднее, приобретите 300D с черным корпусом – эта модификация не так давно появилась в продаже.

Canon EOS 300D

Технические характеристики

Матрица – КМОП, Canon
Разрешение – 6,3 (6,3) МП
Размер матрицы – 22,7х15,1 мм
Светочувствительность – 100-1600 ISO
Максимальное разрешение снимка – 3072х2048
Совместимость с оптикой – Canon EOS EF, EF-S байонет
Автофокусировка – TTL, 7 точек
Диапазон выдержек – 1/4000-30 сек, Bulb
Серийная съемка – 2,5 кадр/с
ЖК-монитор – 1,8”, 118 тыс. пикселей
Карта памяти CompactFlash Type I/II
Интерфейс – USB 1.1
Габариты – 142х99х72
Вес – 645 г
Питание – литий-ионные батареи BP-511, BP-512
Подробности – www.canon.ru

Canon EOS 20D ($1700)
20D – значительно более молодая, но не менее революционная модель. На сегодня это единственный полупрофессиональный цифровой фотоаппарат с разрешением 8 млн. пикселей.

Камера пришла на смену модели Canon 10D и претерпела ряд значительных усовершенствований коснувшихся практически всех узлов от матрицы до интерфейса. При этом камера получилась более компактной и легкой. Но обо всем по порядку. С ростом разрешения матрицы шум изображения не увеличился, как это произошло в классе компактных фотоаппаратов.

Объясняется это тем, что размер фотодатчиков изменился незначительно, а вот их расположение на матрице стало более плотным. Улучшились как характеристики самих светочувствительных ячеек КМОП (разработкой матриц Canon занимается самостоятельно), так и обработка сигнала, за которую отвечает расположенная на самой матрице микросхемы аналогово-цифровой преобразователь. Серьезно повышает качество изображения и процессор DIGIC II (который, между прочим, используется и в профессиональном аппарате EOS 1D Mark II). Быстродействие камеры (включая скорость записи данных на карту памяти) наряду с увеличением буферной памяти позволяет снимать серии до 23 кадров со скоростью 5 кадров в секунду. Новый датчик и усовершенствованный алгоритм автофокусировки сделали процесс фокусировки еще более быстрым и эффективным.

При использовании светосильной оптики (относительное отверстие менее 1:2,8) включается вертикальный сегмент скрещенного центрального датчика, что улучшает фокусировку камеры на объекты с горизонтальным изменением яркостей (например, горизонтальные прутья ограды). Немаловажное достоинство фотоаппарата – интерфейс USB 2.0, позволяющий при прямом кабельном подключении сразу сохранять снимки на жестком диске компьютера.

Новый алгоритм замера экспозиции ETTL II при съемке с фотовспышкой учитывает помимо прочих данных расстояние до объекта съемки, что делает работу экспосистемы более точной. Вертикальная рукоятка, возможность подключения блока подтверждения подлинности снимков – все это позволяет считать фотоаппарат вполне профессиональным. При этом камера может похвастаться вполне доступной ценой. Добавим, что на сегодня это единственная зеркальная камера, обладающая русскоязычным меню.

Canon EOS 20D
Технические характеристики

Матрица – КМОП, Canon
Разрешение – 8,5 (8,2) МП
Размер матрицы – 22,5х15,0 мм
Светочувствительность – 100-3200 ISO
Максимальное разрешение снимка – 3504х2336
Совместимость с оптикой – Canon EOS EF, EF-S байонет
Автофокусировка – TTL, 9 точек
Диапазон выдержек – 1/8000-30 сек, Bulb
Серийная съемка – 5 кадр/с
ЖК-монитор – 1,8”, 118 тыс. пикселей
Карта памяти – CompactFlash Type I/II
Интерфейс – USB 2.0
Габариты – 144х106х72
Вес – 770 г
Питание – литий-ионные батареи BP-511, BP-512
Подробности – www.canon.ru

Konica Minolta Dynax 7D ($1500)
Dynax 7D, пожалуй, самая долгожданная премьера этой осени. Ведь это первая цифровая зеркалка от Konica Minolta. Фотографам, накопившим багаж оптики Minolta, пришлось немного подождать, и вот, наконец, камера появилась в продаже. В фотоаппарате были применены две опробованные ранее в компактных камерах технологии: режим Anti-Shake (AS) и инфракрасный датчик, управляющий работой монитора. Ни одна из этих технологий не применялась в фотоаппаратах других фирм.

Режим Anti-Shake призван снизить влияние вибраций при продолжительных выдержках на резкость изображения. Включив этот режим, в видоискателе можно увидеть индикатор гиродатчика, который показывает, насколько стабильно положение фотоаппарата в руках. А в момент съемки система отслеживает вибрации фотоаппарата и сглаживает их влияние путем перемещения матрицы в противоположном направлении. Другие фотографические фирмы использовали для этого перемещение линз в объективе, но это делало объектив более дорогим, поэтому далеко не все объективы оснащаются системами стабилизации изображения.

Система Anti-Shake расположена в камере, и поэтому может работать практически со всеми совместимыми объективами. Да и эффективность у такого способа стабилизации на наш взгляд выше. Конечно, система не дает 100% гарантии получения резких снимков на длительных выдержках, но вероятность этого значительно повышается. Так при использовании широкоугольной оптики большая часть снимков сделанных на выдержке 1/6-1/3 секунды получаются достаточно резкими, что позволяет фотографировать в ночное время без штатива. Достойно демонстрирует свою работу и система шумоподавления: фотографии, сделанные при использовании высоких значений светочувствительности выглядят хорошо.

Инфракрасный датчик определяет, насколько близко к фотографу расположен видоискатель. Если расстояние мало, аппарат полагает, что вы смотрите в видоискатель, и не включает монитор для отображения параметров съемки и сделанного кадра. В результате экономится энергия батареи и вы избавляетесь от отвлекающей внимание подсветки под видоискателем. Кстати, монитор у этого фотоаппарата обладает рекордным для зеркальных камер размером – 2,5 дюйма. Благодаря этому на нем может одновременно появляться изображение, его гистограмма, параметры съемки и переэкспонированные и недоэкспонированные участки.

Доступ ко многим функциям осуществляется при помощи нажатия кнопок и поворота переключателей, что облегчает и ускоряет установку параметров съемки. Плата за это – отсутствие информационного ЖК дисплея, отображающего параметры съемки: у Dynax 7D эту функцию выполняет монитор, что иногда не очень удобно. Уступает камера своим конкурентам и по скорости фокусировки, на которую сильно влияет класс используемого объектива. В целом поклонники Minolta получили очень достойный и уникальный по некоторым характеристикам фотоаппарат. И если бы не некоторые недостатки, он смог бы составить серьезную конкуренцию фаворитам рынка.

Konica Minolta Dynax 7D

Технические характеристики

Матрица – ПЗС
Разрешение – 6,3 (6,0) МП
Размер матрицы – 23,5х15,7 мм
Светочувствительность – 100-3200 ISO
Максимальное разрешение снимка – 3008х2000
Совместимость с оптикой – Minolta A байонет
Автофокусировка – TTL, 9 точек
Диапазон выдержек – 1/4000-30, Bulb
Серийная съемка: 3 кадр/с
ЖК-монитор – 2,5”, 207 тыс. пикселей
Карта памяти – CompactFlash Type I/II
Интерфейс – USB 2.0
Габариты – 150x106x78
Вес – 800 г
Питание – литий-ионная батарея NP-400
Подробности – konicaminolta.ru

Nikon D70 ($1000)
Эта камера появилась на рынке в ответ на презентацию первой любительской зеркальной камеры Canon 300D. Цена на фотоаппарат от Nikon чуть выше $950-1300 в зависимости от комплектации. Но, учитывая характеристики камеры, она того стоит. Даже корпус Nikon D70 более изящен и эргономичен в сравнении с ближайшим конкурентом.

Сопоставляя стоимость фотоаппаратов, стоит учесть и тот факт, что камера Nikon комплектуется более качественным и дорогим объективом. Внешне камера очень похожа на свою предшественницу более высокого класса Nikon D100, но по многим параметрам, включая дизайн, не только не уступает ей, но даже превосходит ее. Новый процессор отличается улучшенными алгоритмами обработки изображения и высокой производительностью.

При использовании высокоскоростных карт памяти и средней компрессии JPEG фотоаппарат позволяет снимать серии более чем из 100 кадров при скорости 3 кадра в секунду. В условиях слабой освещенности за подсветку автофокуса отвечает расположенный на передней панели фотоаппарата яркий источник, который гораздо эффективнее работающей в стробоскопическом режиме фотовспышки. Наконец, фотоаппарат поддерживает новую систему беспроводного управления внешними фотовспышками и позволяет осуществлять синхронизацию на выдержке 1/500. Согласитесь, впечатляющие характеристики для любительского цифрового фотоаппарата. Пожалуй, компании Nikon удалось создать лучший в классе цифровой фотоаппарат.

Nikon D70
Технические характеристики

Матрица – ПЗС, Sony
Разрешение – 6,3 (6,0) МП
Размер матрицы – 23,7х15,5 мм
Светочувствительность – 200-1600 ISO
Максимальное разрешение снимка – 3008х2000
Совместимость с оптикой – Nikkor AF, AF-S, DX
Автофокусировка – TTL, 5 точек
Диапазон выдержек – 1/8000-30 сек, Bulb
Серийная съемка – 3 кадр/сек
ЖК-монитор – 1,8”, 130 тыс. пикселей
Карта памяти – CompactFlash Type I/II
Интерфейс – USB 2.0
Габариты – 140x111x78 мм
Вес – 720 г
Питание – литий-ионная батарея NP-400
Подробности – www.europe-nikon.com