10 лет назад 10 октября 2008 в 0:34 48

Эволюция

Автор: Кристофер

В последние годы в сфере ПО для музыкантов наблюдается эволюционное развитие. Возможно, это связано с достижением некоего идеала, но даже платформа Linux уже имеет несколько профессиональных решений и быстрыми темпами догоняет Windows и Mac OS, а те в свою очередь уже несколько лет ничего нового не предлагают.

Удивительные трансформации произошли и в головах пользователей, ведь если раньше кто-то заходил на специализированный форум и предлагал на продажу свои пресеты для той или иной программы, то на него смотрели как на очень жадного человека. Это как минимум. А сейчас такое поведение не является зазорным, даже наоборот, формируется новый рынок. Изначально, конечно, на продажу выставлялись новые “ансамбли” для конструктора синтезаторов Native Instruments Reaktor и отдельные модули, собранные в SynthMaker. Кстати, и сейчас они пользуются наибольшим спросом. Но параллельно с этим вы уже можете найти банки для NI Absynth, Arturia Moog Modular V, большинства семплерных модулей в рамках их стандартов файлов. Причем к самим разработчикам ПО эта продукция не имеет никакого отношения.

Вообще, звуковой софт можно разделить на два ключевых сегмента: для инженеров и для музыкантов. В первом случае приветствуются сложнейшие каскады, и чем они насыщеннее, тем лучше. Возможности таких программ на современном этапе уже практически не ограничены. Второй случай подразумевает законченные и достаточно простые в использовании программы и модули. Они предельно понятны, настроек немного, основное стремление разработчиков – высокая функциональность и упрощенная эргономика GUI. Именно этот сегмент и привлекает основную массу пользователей.

Самой же яркой новинкой августа-2008 стала вторая версия семплера reFX Nexus (www.refx.com). На продукцию этой немецкой компании уже давно обратили внимание музыканты по всему миру, потому как цены на тот момент являлись более низкими, чем у других именитых разработчиков, а качество и актуальность тембров подходили под все современные требования и стандарты. Но эта популярность пользователям ничего хорошего не принесла – reFX стала настоящим брендом со всеми вытекающими последствиями. Это выражается не только в продаже скинов для наиболее популярных продуктов, но и, например, в новомодной защите от Syncrosoft с помощью специальных USB-ключей. Цены на сами программы поднялись и, вполне возможно, что скоро сравняются с другими известными разработками.

Какова основная причина популярности программ от reFX и что их отличает от множества других? Сам подход, ведь помимо современного звучания “в одном флаконе” предлагается и современная обработка. Например, синтезаторы со встроенными трансгейтами плюс стереодилеи можно сосчитать по пальцам, а это одни из самых востребованных эффектов в современной танцевальной музыке. В продукции reFX они предусматривались изначально и сделаны очень хорошо.

При этом разработчики во всех случаях отделяли зерна от плевел. То есть если вы берете синтезатор reFX Vanguard, то в его банке пресетов найдете только самые жирные и актуальные звуки, а не все из того возможного, что он может воспроизвести.

Nexus — это семплер, при этом поставляемая семпловая информация (всего около 4 Гб) собрана по такому же принципу. Основной задачей разработчиков было собрать все самое лучшее для 19 музыкальных стилей, и это им удалось уже в первой версии. Nexus 2 по сравнению с ней имеет 70 обновлений, большая часть которых улучшает функциональность, но, по существу, не касается внутренней структуры этой программы. Хотя стоит отметить, что разработчики усилили работу в стерео, добавив энхансер и отдельное управление панорамированием для каждого осциллятора. Помимо этого значительно пополнился банк пресетов для FX, XFX (multi-FX) и имеющегося четырехполосного эквалайзера.

В общем, в виде Nexus 2 мы получили законченный, достаточно простой и удобный в использовании продукт. Он более быстр в освоении, чем Native Instruments Kontakt, а результаты устроят большинство музыкантов.

В принципе, если говорить о цифровой эре в звуке, то в плане синтеза она не принесла ничего интересного, за исключением тех же качественных семплеров. Аналоговые инструменты до сих пор считаются одними из лучших, поэтому эмулируются в очень большом количестве. Вспомнив о программе reFX Vanguard, мы подразумевали ту же эмуляцию Moog, Roland TB-303, ARP Odyssey и так далее.

Хотя наибольший интерес среди пользователей и разработчиков сейчас вызывают эксперименты доктора Роберта Муга, изобретателя субтрактивного (вычитающего) синтеза. Но… Муг был инженером, и вряд ли полноценные повторения его изобретений в виде программ привлекут музыкантов, которые не очень разбираются в схемотехнике. Например, эмуляция Arturia Moog Modular V до сих пор является сложной в освоении, тем более что ее разработчики пошли по стандартному пути: нарисовали муговские модули и предоставили пользователям возможность самостоятельно проводить коммутации, как это происходило бы в 60-70-х прошлого столетия. Так ли это необходимо?

Если смотреть на изобретения Роберта Муга с современных позиций, то лучше использовать другой подход. В начале августа этого года появилась совершенно новая программа rs-met Straightliner 1.0 (www.rs-met.com), в рамках которой предлагается синтезатор с четырьмя осцилляторами, дополнительными необходимыми модулями (ADSR-огибающая, фильтры), а основная идея – показать субтрактивный синтез в рамках интерфейса нового поколения. Нужно сказать, что это у разработчиков из rs-met получилось, а представление всего и вся в виде графиков, бесспорно, оказалось одним из самых удобных решений.

Данный пример прекрасно иллюстрирует проблемы, связанные с вопросом: должны ли современные программы внешне напоминать свои исторические прототипы из транзисторной и ламповой техники? С точки зрения коммерции для разработчиков такое повторение оправданно, хотя в удобстве использования мы получаем явный проигрыш. Простейший пример: как легче управлять параметрами ADSR-огибающей – с помощью четырех ручек-потенциометров или на графике? Ответ очевиден.

Поэтому сейчас можно заметить еще одно направление в развитии ПО – избавление от излишней громоздкости. Это становится очевидным при анализе большинства разработок нового поколения, и, может быть, на самом деле хорошо, что их авторы слабо себе представляют, из чего все возникло, берут за основу просто алгоритмическую схему и оптимизируют ее, исходя из современных представлений о функциональности и эргономике. Например, в большинстве мультитрекового ПО поколения “некст” вообще отсутствует отдельное окно микшера. И на самом деле это правильно.

Поэтому стоит отметить расслоение звукового ПО и по возрастному признаку. У нового поколения есть один явный плюс – они ставят параметр интерактивности взаимодействия между пользователем и интерфейсом во главу угла, их продукция прекрасно интегрируется с новейшими технологиями GUI, философией новых операционных систем, программных и программно-аппаратных комплексов. Поэтому вполне возможно, что в скором будущем та же звукорежиссура, ее терминология и теоретические основы станут базироваться не на аналоговой эре, а на уже более современном программном представлении.