15 лет назад 7 февраля 2004 в 18:46 77

…И вот вы твердо решили стать чемпионом мира по автогонкам. Виртуальным. Любимая игра установлена на компьютер и запущена. Возможно, к столу даже прикручен руль с обратной связью, а на полу стоит блок педалей. Возникает вопрос: что со всем этим делать?

Профессиональным гонщикам читать данный материал нет необходимости – у них свои секреты мастерства. Мы же постараемся дать несколько общеупотребительных советов новичкам. Начнем, как это ни удивительно, все же не с рулей, а с клавиатуры. Умение ездить “на клавиатуре” входит в обязательную программу обучения молодого бойца. К тому же это позволит отточить некоторые навыки, необходимые для перехода на аналоговые устройства управления, и лучше понять, что дает хороший руль с технологией Force Feedback.

Совет номер один: старайтесь везде, где возможно, ездить с ручной коробкой переключения передач. Это даст вам дополнительный контроль над машиной: автомобиль не должен сам переходить на следующую передачу, когда ему вздумается – это должны решать вы. Жестко контролируемый крутящий момент позволяет лучше проходить сложные повороты, торможение двигателем становится более эффективным. А самое главное, перещелкивание КПП по вашей команде в сочетании с ручным контролем за оборотами двигателя – ни с чем не сравнимое удовольствие, ради которого, собственно, люди и играют в компьютерные игры.

В играх серии Need For Speed секвентальное переключение передач по умолчанию назначается на клавиши A (увеличение) и Z (снижение). Это достаточно удобная раскладка, и мы советуем использовать именно ее. При этом руки разведены по разные стороны клавиатуры (правая лежит на курсорных клавишах и отвечает за газ/тормоз и повороты), а левая занимается переключением передач и контролирует ручной тормоз, который традиционно вешается на клавишу пробела. Ручник удобнее всего активировать большим пальцем левой руки – он необходим для кратковременной блокировки задних колес и входа в контролируемые заносы.

Итак, машина стоит на старте, вы готовы начать гонку, указательный палец левой руки касается клавиши Z, а средний контролирует клавишу A. Для правой руки раскладка пальцев следующая: указательный и безымянный работают для поворотов влево-вправо соответственно, а средний палец контролирует стрелки “вверх” и “вниз” – педали газа и тормоза. Для грамотного старта необходимо поднять показания тахометра до зеленой зоны – это обычно на 20-30 процентов ниже максимальных оборотов двигателя.

Вообще, тахометр – главный прибор для водителя, по крайней мере до тех пор, пока он не научится стопроцентно определять момент переключения передач на слух, по звуку двигателя. А вот спидометр лучше сделать цифровым, чтобы обеспечить более быстрое чтение информации и не загромождать экран. Кстати, профи играют только в режиме Bamper Cam (камера на бампере), вид сзади или из кабины оставьте детям и девушкам.

Плавными быстрыми нажатиями клавиши газа постарайтесь удерживать стрелку тахометра в зеленой зоне. Нажатием клавиши А включите первую передачу. Поехали! Теперь нужно одновременно контролировать два процесса: рулежку и переключение передач. Основное внимание стоит уделить рулю. Старайтесь не жать отчаянно на клавиши поворота, дергая машину то туда, то сюда. Технология рулежки при езде “на клавиатуре” такая: машина свободно летит по заданному курсу, а вы легкими подруливаниями подталкиваете ее на правильную траекторию.

Задача же переключения передач должна крутиться в вашем сознании в фоновом режиме. Львиную долю времени вы должны переключать передачи на автопилоте, ориентируясь только по звуку двигателя. Чувствуете, что двигатель подбирается к предельным оборотам, – средний палец левой руки включает следующую передачу. Смотреть на органы управления в процессе езды категорически запрещается – тут правило абсолютно такое же, как при езде на реальном автомобиле: даже секундная потеря контроля над дорогой чревата тяжкими последствиями.

Первое препятствие – вход в поворот. Как это сделать правильно? За несколько десятков метров до поворота бросаем газ и сбрасываем скорость несколькими легкими нажатиями на клавишу тормоза. Если вдавить тормоз до упора и держать его – машина, скорее всего, уйдет в занос. Тормозить “в пол” можно только тогда, когда машина окончательно выровнена и идет по идеально прямому курсу на средней скорости. Более интенсивному и аккуратному сбросу скорости помогает торможение двигателем: вовремя включайте низшие передачи.

Наконец машина входит в поворот. Траектория здесь резко изгибается, поэтому корректирующие подруливания становятся все более частыми, а интервалы между ними уменьшаются. Если поворот слишком крутой и скорость невелика, приходится жать клавишу поворота непрерывно в течение нескольких секунд. Чувствуете, как вам не хватает руля? Ведь с ним уже не нужны эти ювелирные лихорадочные подруливания: достаточно повернуть баранку на нужный угол и прописать поворот “как по рельсам”.

В повороте не рекомендуется ехать на нейтрали или повышенной передаче: оптимальной будет вторая-третья скорость, что дает средние обороты и жесткую связь колес с двигателем. Если вы чувствуете, что машину заносит, – попробуйте “вытянуть” ее добавлением газа с одновременным уменьшением угла поворота колес. Здесь уже начинает ощущаться большая разница между передне-, задне-, и полноприводными автомобилями, так что конкретные рекомендации давать трудно – оптимальный способ борьбы с заносами нужно искать методом проб и ошибок.

На выходе из поворота, когда траектория вновь распрямляется, давите газ до упора. Снова интенсивный разгон – до следующего поворота, иначе гонку не выиграть. Использование руля вносит свои коррективы в стиль вождения. Прежде всего нужно научиться использовать преимущества аналоговости. Дозировать обороты двигателя теперь намного проще – достаточно прижимать педаль газа не до упора, а удерживать ее в нужном промежуточном положении. Чтобы быстрее привыкнуть к педалям, попробуйте сначала управлять газом и тормозом одной ногой – как в реальном автомобиле.

Левая нога покоится на основании педального блока, дополнительно прижимая его к полу. Правая нога плавно нажимает на газ, а при необходимости сбросить скорость отпускает его и так же плавно нажимает педаль тормоза. Так вы, по крайней мере, не будете путаться в педалях. Вообще, все нужно делать плавно, но быстро. Резкие удары по педалям и лихорадочное дергание руля только способствуют неуправляемым заносам и снижают “чувство автомобиля”.

Если вы начнете буквально спинным мозгом чувствовать, как движется центр масс автомобиля, как он реагирует на ваши действия, езда превратится в увлекательное и приятное занятие. Когда вы освоитесь с управлением, можно попробовать управляться с педалями и раздельно: левая нога отвечает за тормоз, а правая за газ.

Повороты с аналоговым рулем поначалу проходить сложнее, чем на клавиатуре. Главное – нащупать правильную траекторию и скорость. Для этого сначала входите в поворот со слегка заниженной скоростью. Повернув руль на нужный угол, удерживайте его в таком положении.

Выдерживая средние обороты двигателя на второй передаче, оцените ситуацию: если машина идет “как по рельсам”, плавно прибавляйте обороты двигателя, чтобы к выходу из поворота набрать приличную скорость и продолжить интенсивное ускорение уже на третьей скорости. Не бойтесь экспериментировать, ведь виртуальный автомобиль выгодно отличается от настоящего: можно вылетать на отбойники, уходить в неуправляемые заносы и разбивать машину в хлам без всякого ущерба для собственного здоровья.

Напоследок – несколько советов по прохождению трудных моментов в играх.
Вот как можно сделать разворот на 360 градусов в игре Need For Speed: Porsche Unleashed (подобных заданий много в режиме прохождения Factory Driver). Тренировки удобнее всего производить на широком длинном участке дороги, например в середине трассы Zone Industrielle. Сначала – интенсивный разгон с места до третьей передачи. Разгоняемся на третьей до максимума и бросаем газ, если у нас механическая коробка передач типа ACT Labs Shifter – включаем нейтраль. Теперь нужно ввести машину в занос.

Для этого слегка раскачиваем машину – делаем легкий увод вправо, а затем резко поворачиваем руль до упора влево. Одновременно с левым поворотом ударяем по ручному тормозу. Машину заносит, и она начинает вращение против часовой стрелки. Теперь главное не прозевать момент, когда машина развернется на 180 градусов. После прохождения этой точки машина фактически начинает двигаться задом, ведь одновременно с вращением у нас остался приличный вектор скорости центра масс автомобиля по прямой. Теперь, как это ни парадоксально, выставляем колеса до упора вправо – это помогает докрутить машину еще на четверть оборота.

Наконец, когда до завершения полного разворота остается градусов 30, нужно “воткнуть” пониженную передачу (вторую или даже первую – в зависимости от марки автомобиля), полностью прибавить газ, дабы “вытянуть” машину из заноса, и поставить колеса в среднее положение. В принципе, подобным образом можно совершить два или даже три оборота подряд – для этого вместо последней стадии с вытягиванием автомобиля нужно снова повторить удар по ручнику, новый вход в левый занос и так далее. Заметьте: данный алгоритм годится и для тех, кто ездит на клавиатуре, и для владельцев рулей.

В игре Need For Speed: Underground два самых сложных типа заездов – Drag и Drift. Drag – гонки по прямой, на максимальную скорость и ускорение. Как ни странно, проще всего в этом режиме ездить на клавиатуре. Залог успеха – оптимальные обороты двигателя на старте и своевременное переключение передач (Perfect Shift – нужный момент подсказывается зеленой лампочкой). При старте удерживайте обороты двигателя в зеленой зоне: это достаточно просто, поскольку тахометр располагается прямо перед глазами.

Сразу после старта колеса пробуксовывают и двигатель срывается на повышенные обороты – если переключиться на вторую передачу в этот момент, можно получить вялый разгон. Дождитесь, пока обороты просядут на первой передаче, снова возрастут, и уже после этого включайте вторую. Чтобы быстрее перейти на третью, можно скормить машине дольку “нитры”, но только очень маленькую. Основный впрыск Nitrous Oxide следует производить на третьей, и четвертой передаче, причем лучше делать это небольшими порциями: прерывистый впрыск “нитры” позволяет добиться большей экономии этого “жидкого шворца” при аналогичной степени ускорения.

Пару долек чудо-средства имеет смысл припасти на последний рывок: обидно, когда вас обходят как стоячего перед самым финишем. В Drag, здесь совершенно не требуется руль и плавные повороты. Управление в этом режиме гонки полностью перенастраивается, превращаясь в простейший переключатель: одно нажатие на клавишу поворота переводит вашу машину на соседнюю полосу движения. Правда, возрастает инерционность, поэтому уворачиваться от грузовиков следует загодя, метров за 200.

Drift – это забава с заносами. Скорость совершенно не требуется, единственная цель – продержать машину в заносе максимальное время и не коснуться при этом отбойников. Если вы научились выполнять разворот на 360 градусов в Porsche Unleashed, вам это здорово поможет. В качестве транспортного средства выберите полноприводную Subaru Impreza.

В отличие от своего реального прототипа, в игре она ведет себя как корова на льду, даже на сухом асфальте легко срываясь в чумовые бесконечные заносы. Дальнейший рецепт прост: разгоняемся перед поворотом на второй и третьей и бросаем машину в занос раскачкой и ударом по ручнику. Во время скольжения врубаем вторую и давим газ на полную. Выйти из заноса раньше времени не даем корректирующими подруливаниями. Таким манером можно скользить и по 10, и по 20 секунд, набирая сотню тысяч очков за один занос.

И последний совет: если вы с самого начала настроены только на рекорд, вряд ли из вас получится настоящий чемпион. Лишь тот, кто полностью чувствует машину и получает удовольствие от процесса езды, может достичь впечатляющих результатов. И это – тоже как в реальной жизни.