10 лет назад 10 сентября 2008 в 17:18 62

Экономия будущего

Автор: Лена Фролова

Горящие днем фонари, груды бесплатных полиэтиленовых пакетов, тонны рекламных листовок и газет в почтовом ящике, без толку работающий телевизор, вечно горящий свет в прихожей – примеры бессмысленного расходования энергии и ресурсов можно продолжать бесконечно. Когда-нибудь нас всех завалит мусором, и картина будущего, нарисованная в диснеевском мультфильме “ВАЛЛИ”, уже не выглядит такой уж утопичной. Наша бездумная расточительность и неумение убирать за собой вполне могут привести к такому исходу.

Однако цивилизованное общество рано или поздно приходит к пониманию необходимости беречь то, что имеешь, и сейчас даже у нас в стране все громче раздаются голоса, призывающие экономить. И оказывается, разработано уже немало технологий, которые не только позволят нам меньше тратить в будущем, но и могут помочь экономить уже сейчас.

ТЕЛЕКОММЬЮТИНГ

В “Слове редактора” в прошлом номере мы уже затронули эту тему, а теперь решили рассмотреть ее поподробнее. Термин телекоммьютинг (от англ. commute – ездить на работу в город) означает, что ты, используя широкополосный доступ в интернет, работаешь не в офисе, а в другом месте – чаще всего дома, но бывает в дороге или на улице. То есть ты как бы виртуально мотаешься на работу, а физически находишься в другом месте. Используя видеоконференции, можно даже присутствовать на совещаниях практически в натуральную величину.

Преимущества такого подхода очевидны: работник не тратит время и деньги на дорогу, успевает сделать больше, у него снижается уровень стресса, что тоже отражается на работоспособности, к тому же он может больше времени уделять семье. Для работодателя же это означает снижение расходов на электричество, интернет-трафик, питание сотрудников и других офисных издержек, а иногда даже не приходится арендовать помещение и организовывать рабочие места с компьютерами.

По моим подсчетам, если бы я два дня в неделю могла работать дома, я бы экономила минимум 24 часа и 800 рублей в месяц. При этом я бы не сжигала 34 литра бензина. Плюс к тому моя машина не занимала бы место на дороге, то есть пробки были бы чуть-чуть меньше. Но это в частном смысле, а в масштабе страны экономия колоссальная. Исследование, проведенное в январе этого года в Америке (у нас, к сожалению, подобные исследования пока даже не проводятся), показало, что сейчас удаленно работают менее пяти процентов служащих США, хотя могли бы – 40%. Если бы все 33 млн, кому позволяет род деятельности, использовали телекоммьютинг, страна экономила бы 625 млн баррелей нефти в год! На 107 млн тонн снизился бы выброс углекислого газа в атмосферу. И люди, не покупая бензин, сэкономили бы $43 млрд (причем расчет велся при стоимости $3,5 за галлон, а сейчас галлон бензина в США стоит около $4,5). Каждый американец при этом сэкономил бы 26 рабочих дней в год и $800.

3G vs WIMAX

Сегодняшний мобильный интернет сам по себе – вещь не слишком экономная. Не секрет, что у нас GPRS-трафик стоит дороже, чем в других странах (в среднем около четырех рублей за мегабайт). А за более “легкий” и теоретически удобный WAP операторы предпочитают брать с абонентов чуть ли не в 10 раз больше. Однако не вечно же будет так? Оптимизация мобильного доступа в интернет неизменно приведет к снижению тарифов. В настоящее время работы ведутся одновременно как минимум в двух направлениях. Первое – активное внедрение 3G. Операторы “большой тройки” строят свои сети. Что они нам дадут? В первую очередь, быстрый мобильный интернет. На практике это значит, что пользователи гаджетов или даже ноутбуков с адаптерами 3G смогут выходить в Сеть на очень приличных (как нам обещают) скоростях. При этом платить за это будем операторам. Надеемся, что последние не будут устанавливать на такую передачу данных слишком высокие тарифы. Не сразу, конечно, но во вполне обозримом будущем мы будем пользоваться повсеместным интернетом от тех же “Мегафона”, МТС и “Билайна” недорого и безлимитно.

Второе направление – сплошное покрытие Wi-Fi и WiMAX. Этим пытаются заниматься сразу несколько крупных компаний. Как только организуют – все получат повсеместный доступ. За абонентскую плату, естественно. Но 500 рублей в месяц (столько стоит подписка в Москве сегодня) – определенно верхний предел, дальше будет наверняка дешевле. Каким бы образом мы ни получали доступ к мобильной сети, мы сможем пользоваться с ее помощью IP-телефонией. Таким, между прочим, образом можно будет практически полностью отказываться от традиционной голосовой сотовой связи, платить будем только за доступ в Сеть.

ЭЛЕКТРОННАЯ БУМАГА

Большинство из нас газет не выписывают и не покупают, но регулярно их выбрасывают. Многое из той полиграфии, что попадает в почтовый ящик, никем даже ни разу не просматривается. А ведь на тираж в миллион экземпляров какой-нибудь рекламной газетенки расходуется более миллиона кубометров древесины в год.

В Великобритании жители проявляют большую сознательность в отношении экономии, чем наши сограждане, им не нравится такое бессмысленное расходование бумаги, поэтому там прочитанные газеты принято оставлять в метро или в кафе, чтобы другие тоже могли почитать. Таким образом, один экземпляр прочитывается несколько раз.

Однако газеты можно вообще не печатать. Уже сейчас существуют устройства, изготовленные на основе электронной бумаги и позволяющие по подписке скачивать выпуски с сайта издания. В прошлом номере мы писали об эксперименте газет De Tijd и New York Times. Протестированные ими устройства, правда, пока еще слишком дороги, но когда их производство встанет на поток, цена снизится. Обладая таким гаджетом, каждый сможет подписаться на множество газет и не таскать с собой пачки бумаги, а читать все с электронного листа, который по своим характеристикам близок к обычной бумаге. В результате издатель не тратится на тираж и распространение, а для потребителя снижается стоимость подписки. Да, и еще леса не вырубаются.

ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ

Однако ситуация с газетами – это лишь частный случай. Если шире смотреть на вещи, здесь нужно рассматривать контент вообще. С развитием широкополосного доступа в интернет покупка фильмов и музыки на дисках потеряла всякий смысл, ведь можно просто скачать все это сразу в компьютер. Ради однократного просмотра покупать DVD – это, мягко говоря, неразумно. Куда его потом девать? И к чему захламлять и без того небольшую (и дорогую!) жилплощадь?

В интернете уже создано множество мультимедийных библиотек, осталось только их вывести на легальную основу и начать продавать фильмы и музыку по системе абонентской платы – то есть платишь один раз, а скачиваешь сколько угодно контента в течение определенного времени. В качестве транспортной основы можно было бы взять существующие сейчас и прекрасно зарекомендовавшие себя торрент-сети.

То же самое можно сказать и о книгах. Не нужно тратить бумагу и краски – просто сразу в электронном виде закачиваем и читаем. Но, конечно, было бы здорово, если бы на таком ресурсе была возможность за дополнительные деньги заказывать себе бумажный экземпляр. Например, так: очередная книга про Гарри Поттера будет печататься тогда-то, кто хочет себе бумажный экземпляр в красивой обложке – подписывайтесь до такого-то числа, доставка бесплатно. Остальные – скачивайте. Такая единая онлайн-библиотека могла бы здорово облегчить жизнь. И позволила бы сэкономить тонны бумаги, пластика и жизненного пространства.

WEB 2.0

Заказ по интернету всего – это и дешевле, и проще. Так гораздо выгоднее покупать технику, подарки, продукты и напитки, лекарства и другие медицинские товары. Во-первых, стоимость таких покупок оказывается ниже, во-вторых, их бесплатно привозят. Кроме того, существуют форумы (вроде www.otdamdarom.ru или www.menyalshik.ru), где люди предлагают отдать или поменять что-то ненужное на что-то нужное – например, детскую коляску на кошачий корм или отдают пианино с самовывозом. На других порталах (вроде www.poputchik.ru) можно договориться о совместной поездке утром на работу. От моего дома, например, ровно в восемь утра в сторону Москвы отъезжает примерно машин 20 с одним-двумя пассажирами. Все они так или иначе проезжают метро, так уж организованы трассы. Но в это же время человек сто идет в очередь на маршрутки, которые с таким наплывом просто не справляются. Не проще ли было каждой машине взять по паре дополнительных пассажиров, а деньги за бензин разделить на всех? Хотя нет, это уже больше похоже на утопию.

К сожалению, судя по некоторой затхлости подобных интернет-ресурсов (убогий интерфейс, небольшое количество объявлений, присутствие рекламных сообщений), пользуются им немногие. А жаль, если бы был один крупный портал, на котором можно было бы запросто найти нужную вещь или договориться о совместных поездках, экономия для многих была бы значительной.

ТРАНСПОРТ 2.0

Транспортный вопрос вообще стоит остро, и не только в Москве. Высокие цены на бензин заставляют многих пересматривать свои привычки. Кто-то меняет работу, кто-то пересаживается на автобусы. А в Лондоне, например, где дело осложняется еще и платным въездом в центр, жители находят и другие способы решить проблему.

Во-первых, многие ездят на велосипедах, причем они являются полноправными участниками дорожного движения, и отношение к ним почтительное (то есть если велосипедист едет со скоростью 20 км/ч, никто не будет ему сзади гудеть, а потом подрезать со злости).

Во-вторых, начали уже распространятся электромобили, владельцы которых, за то что не тратят бензин и не загрязняют окружающую среду, имеют преимущество перед другими водителями: они не платят налог за машину и дорожные сборы, а также могут бесплатно въезжать в центр. Проблема с зарядкой аккумуляторов таких машин сейчас решается: к концу следующего года в Великобритании будет установлено около 1000 пунктов для зарядки электромобилей, из них около 200 в Лондоне. В Париже в следующем году даже откроется прокат электромобилей, планируется, что стоимость такой машины будет 200-250 евро в месяц. В США в прошлом году было продано 330 тыс. электромобилей, и этот рынок будет только расти: по оценкам экспертов, к 2015 году он вырастет в семь раз. Неудивительно, ведь, например, в нашей стране стоимость езды на электромобиле – меньше 50 копеек за километр. Учитывая, что к Новому году цены на бензин могут вырасти до 30 рублей за литр, можно прогнозировать, что и у нас электромобили будут популярны.

Другой вариант решения проблемы “дорогого бензина” – автомобили на солнечных батареях. В Австралии уже больше 20 лет проводятся гонки таких машин. А недавно был представлен первый катер на солнечных батареях, разработанный датскими инженерами. С одной стороны, производство таких транспортных средств слишком дорого, и пока невозможно сделать так, чтобы ездить на них было дешевле и быстрее, чем на бензиновых. С другой стороны, есть пример одной плавучей гостиницы во Франции, которая полностью обеспечивается энергией от солнечных батарей. Да, темп ее путешествия очень неспешный, но посетителей у нее от этого не меньше. То есть в определенном сегменте транспорта солнечные батареи уже сейчас могут найти свое применение и позволят экономить.

А пока все мы ждем, когда ученые смогут поднять КПД солнечных батарей до приемлемого уровня и снизить стоимость их производства, энтузиасты уже сейчас оборудуют ими свои дома, и в некоторых странах это находит поддержку государства. В той же Великобритании граждане, оборудовавшие свои дома солнечными батареями, обеспечивают себя электричеством, а излишки продают государству, что покрывает их расходы на газ и воду. Таким образом, коммунальные платежи для них – нулевые.

Англичане вообще оказываются очень изобретательными в отношении экономии энергии. Так, в Лондоне открылся клуб Club for Climate, под танцполом которого установлены пьезоэлектрические датчики. Таким образом, энергия танцующих превращается в электрическую, которой хватает не только на сам клуб, но и на соседние дома. Самые желанные посетители такого клуба – брейкдансеры, которым, по их собственному признанию, не хватает только одного – датчика, который бы показывал, сколько энергии они навырабатывали. Тогда можно было бы устраивать чемпионаты.

Если же говорить о биотопливе, то, как показала практика, сокращая расходы на бензин, оно сказывается на ценах на продовольствие. Уже сейчас считается, что производство биотоплива внесло значительный вклад в продовольственный кризис. Но это лишь один аспект проблемы.

ЭКОГАДЖЕТЫ

С другой же стороны, половина всей еды в развитых странах попросту выбрасывается. Исследование, проведенное некоторое время назад во многих странах мира, показало, что японцы выбрасывают до 40% еды, а жители США – около 50%. По оценкам британской правительственной организации по исследованию отходов и ресурсов (WRAP), англичане каждый год выбрасывают в мусор 18-27% всех закупаемых продуктов. И это в условиях мирового продовольственного кризиса и высоких показателей инфляции. Причем, по данным Аризонского университета, десятая часть выброшенного оказывается вполне съедобной. У этих продуктов не истек срок годности, они не испортились, а многие даже не распечатывались. Получается, люди, под влиянием каких-то импульсов, покупают совершенно ненужные им продукты, кладут их в холодильник, а потом выбрасывают. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, каждый третий житель России, заходя в магазин, делает бессмысленные покупки

Эти результаты неприятно удивили многих. Агентство по защите окружающей среды в США утверждает, что выброс метана от пищевого мусора в 23 раза опаснее для атмосферы, чем углекислый газ от автомобилей! Премьер-министр Великобритании Гордон Браун даже дал несколько советов своим согражданам о том, как экономить еду. Планируется разработать программу, которая будет нацелена на сокращение количества выбрасываемой еды в ресторанах, школах и т. д.

Изобретатели же со своей стороны пытаются решить эту проблему. В этом году на ежегодном конкурсе экологически чистых инноваций Greener Gadgets Design Competition 2008 был представлен проект кухни будущего. Такая разработка поможет минимизировать расход воды, энергии и пищи. Например, встроенная плита, исходя из штрих-кода упакованного продукта, сама подберет экономичный температурный режим разогрева, а посудомоечная машина оснащена фильтрами для очистки воды, которую она использует многократно.

Однако победила на этом конкурсе совсем не кухня. Гран-при получил прибор EnerJar, с точностью до ватта измеряющий энергию, которую потребляет тот или иной электроприбор. Одним проводом измеритель подключается к розетке, а другим – к телевизору, чайнику или другой технике. Полученные данные выводятся на экран.

Второе место занял торшер со встроенными светодиодами. Чтобы включить лампу, нужно поднять находящийся внутри колонны груз. Медленно опускаясь, он дает энергию, которой хватает на четыре часа горения диодов. Так можно осветить небольшую комнату.

Были на конкурсе и другие интересные изобретения. Например, роликовая зарядка для плейера или телефона, которую можно приспособить к колесу велосипеда, а также тату-дисплей, встраиваемый под кожу и работающий буквально на крови своего обладателя.

Но это все экзотические гаджеты будущего, а вот более простые устройства вроде телефонов, ноутбуков, Bluetooth-гарнитур на солнечных батарейках и различных динамо-машин, уже появились в широкой продаже.

УМНЫЙ ДОМ

Устройство вроде EnerJar, позволяющее считать энергопотребление электроприборов, на первый взгляд кажется простым и бессмысленным. Однако наглядно представить расход энергии на те или иные нужды порой бывает очень полезно. Так, небольшой телевизор в режиме stand-by потребляет 16,5 Вт в час. Если смотреть телевизор два часа в день, то бессмысленный расход в месяц (за остальное время простоя) получается почти 11 кВт*ч. Устройств, работающих в таком режиме, например, в моей квартире восемь. Что-то потребляет больше, что-то – меньше, но по приблизительным подсчетам впустую уходит 50 кВт*ч в месяц. А это 600 рублей в год. Деньги не огромные, но отдаются они ни за что.

Еще один пример: как-то раз мне позвонили из РЭУ и по какой-то льготе предложили поставить счетчик воды. В результате квартплата снизилась на 400 рублей, притом что людей в квартире проживает больше, чем прописано, и в воде они себя никак не ограничивают. (Для кого-то это небольшая сумма, но при мысли о том, что мы раз в месяц много лет отдавали ее просто так, становится обидно.)

На самом деле сэкономить можно и без всяких специальных приспособлений: например, если сменить обычные лампы накаливания на энергосберегающие, потребление их электроэнергии можно снизить в пять раз (все расчеты смотрите здесь: www.sbersvet.ru/ru/book/light/lamps).

В будущем, возможно, различные экономные устройства будут изначально встроены в наши квартиры. Так, проекты “умного дома” предусматривают наличие датчиков движения, чтобы свет не горел постоянно, а включался, когда человек входит в комнату, а также различных режимов освещения: чтение, просмотр телевизора и т. д. Кроме того, такая система сможет автоматически отключать электроприборы, когда ими не пользуются. Система безопасности такого жилища оперативно среагирует на утечки воды или газа. Да и сейчас в подъездах можно не жечь свет всю ночь напролет, а установить специальные включатели. Когда жилец входит, он включает свет в подъезде, а тот через три-четыре минуты сам выключается (так давно уже делают во многих европейских странах). Это несложно, но помогло бы сэкономить много кВт*ч и снизило бы нагрузку на электростанции.

Многие из нас либо не задумываются об экономии, либо думают так: а зачем, если это все равно ничего не решит и никому не поможет. Африканские дети не перестанут голодать, если я не буду выбрасывать недоеденные продукты. Эти рассуждения справедливы, и переубеждать людей, думающих так, бесполезно. Но на самом деле любая экономия оборачивается реальной экономической выгодой, а это уже волнует каждого.