10 лет назад 10 января 2009 в 1:33 57

Что будет с цифровой фотографией

Автор: Макс Еховский

Уверен, что на вопрос “что будет с цифровой фотографией в ближайшем будущем?” всякий сколько-нибудь интересующийся предметом сходу ответит: будет больше мегапикселей, камеры будут дешевле, и встраивать их будут куда угодно (даже если в этом нет особой необходимости).

Тенденции на то и тенденции, чтобы рано или поздно стать очевидными. Эти три появились не вчера, уже успели набить оскомину и нам ничего не остается, кроме как воспринимать их как должное, как нечто неотъемлемое от самого понятия цифровая фотография. Именно поэтому говорить о них нет никакого смысла. А вот тенденции, которые пока не видны и которые, вполне возможно, станут столь же затертыми и очевидными, но не раньше чем через год-два – вот интересный предмет для разговора. Есть ли такие? Безусловно!

БУДЕМ СНИМАТЬ HD VIDEO?

Собственно, мы уже это делаем, но пока не очень успешно, с большим количеством оговорок и ограничений. До тех пор, пока режим видеосъемки был лишь в цифровых мыльницах, было понятно, что это некий условно бесплатный бонус, который ни на что особо не претендует, конкуренции даже недорогим любительским видеокамерам не составляет и годится лишь для того, чтобы убедить не слишком притязательного покупателя в том, что можно отдать немного денег и получить мыльницу, которая умеет все, даже снимать HD Video. Но когда появились сначала зеркальная Nikon D90, способная записывать видео 1280×720 с частотой 24 кадра в секунду, а потом и Canon 5D Mark II с полноразмерной матрицей и режимом видеосъемки 1920×1080 со скоростью 30 кадров в секунду, стало очевидно, что намечается нечто вроде революции. Понятно, что компания Canon, производящая кроме цифровых фотокамер еще и видеокамеры различных классов, будет делать все, чтобы “зеркалки” с отличными матрицами и огромным набором оптики (!) не стали серьезным конкурентом любительским камкордерам высокого класса, но очень может быть, что стараниями Nikon, которая, кажется, нашла отличный способ щекотать конкуренту нервы, эта грань между фото- и видеокамерами со временем будет становится все тоньше. Кстати, насколько она толста сейчас, мы постараемся выяснить в ближайшее время, как только получим Canon 5D Mark II на тест.

HDR В МАССЫ!

Если вы не знаете что такое High Dynamic Range (HDR), значит как минимум прошедший год просидели на необитаемом острове и благополучно пропустили тот момент, когда расширение динамического диапазона стало необычайно популярным видом обработки цифровых фотографий. Специально для вас немного теории. Матрица цифровой фотокамеры имеет достаточно узкий диапазон, что выражается в невозможности одновременно воспроизводить самые яркие и самые темные тона на снимках. Например, снимая ночной город, где есть яркие огни домов, автомобилей, уличных фонарей и еле различимые темные облака на фоне черного неба, не прибегая ни к каким ухищрениям, мы вольны выбирать, что оставить на снимке: огни и все, что по интенсивности свечения хоть сколько-нибудь им близко, или темное небо и облака, но одновременно и то и другое получить не удастся. Но! Если взять несколько (обычно не менее трех) снимков одного сюжета, выполненных с разными значениями выдержки, мы можем получить на одном проработанные тени, на другом – проработанные средние тона, на третьем – проработанные света и, совместив их определенным образом, добьемся невозможного: на фотографии появится все, что мы смогли увидеть вживую.

Расширение динамического диапазона, безусловно, подходит далеко не каждому сюжету, но обработанные снимки часто получаются столь яркими и необычными, что HDR превращается в некий особый стиль, который становится очень популярным. Это уже привело к появлению большого количества утилит и плагинов, позволяющих расширять динамический диапазон, и можно ожидать, что в ближайшее время в цифровых фотокамерах появится режим, который будет называться HDR или как-нибудь еще (компании очень любят придумывать собственные названия популярным технологиям) и позволит создавать HDR-снимки, требуя минимального вмешательства со стороны пользователя.

В камерах попроще, скорее всего, расширение динамического диапазона будет реализовано как полностью автоматическая функция, превращающая один RAW-снимок в готовое HDR-изображение. В более серьезных цифровых фотоаппаратах кроме полностью автоматического режима наверняка будет еще и возможность многоступенчатого создания HDR – несколько снимков с брекетингом выдержки и последующей обработкой на компьютере с помощью штатных утилит для получения гораздо более полного эффекта.

ВЫШЕ ISO, МЕНЬШЕ ШУМА

Нет, шум матрицы не будет уменьшаться при повышении чувствительности – как и прежде, он будет расти. Но вот в сравнении с предыдущими моделями новые будут использовать более совершенные алгоритмы шумоподавления, благо производительность используемых в камерах процессоров постоянно увеличивается, позволяя выполнять более сложные алгоритмы постобработки. Да и сами матрицы постепенно меняются, позволяя даже при высокой плотности ячеек и высоких значениях ISO получать пригодные для использования снимки. В некотором смысле увеличение разрешения матриц с одновременным расширением диапазона чувствительности и снижением уровня шума напоминает ситуацию с современными жесткими дисками, когда в каждый конкретный момент времени кажется, что допустимый предел уже достигнут и продвинуться дальше не получится. Однако, как и объемы наших винчестеров, основные показатели сенсоров растут от модели к модели. В итоге еще недавно казавшийся бесспорным лозунг “Мегапиксели – зло!” теряет свою актуальность. Оказывается, и мегапиксели вовсе не лишние, и высокая чувствительность очень нужна, главное – чтобы шум был незаметен или находился на приемлемом уровне.

GPS – ВСЕГДА, GPS – ВЕЗДЕ!

Ну да. Раньше если на обороте фотографии вовремя не написали дату и место, где она была сделана – пиши пропало, через некоторое время уже и не вспомнишь, где и когда это было. Сейчас все просто. В цифровом снимке уже давно хранится информация о дате съемки (если, конечно, вы не поленились выставить дату в камере в день покупки), о камере, которой выполнен снимок, и даже об использованных параметрах (диафрагме, выдержке и т. д.). Теперь к этим данным добавятся еще и координаты GPS, а в каталогизаторах появится возможность одним кликом показать, например в Google Maps, место, где был сделан снимок, осуществлять поиск и сортировку снимков по месту или координатам.

Для того чтобы все было именно так, уже сейчас существуют решения сторонних компаний (об одном из них мы не так давно писали), но в ближайшее время стоит ожидать появления фирменных GPS-тэггеров, и как развитие этой тенденции – интеграцию навигационных приемников непосредственно в камеры. Как обычно, новая фишка, скорее всего, поначалу появится в профессиональных моделях, но по мере удешевления и увеличения популярности легко доберется до “мыльниц”.

НАЙТИ ЛИЦО

Основная задача автоматической фокусировки заключается в скорости и точности наведения камеры на резкость, особенно в далеких от идеальных условиях съемки, когда из-за недостатка освещенности очень трудно найти границы между объектами. Сказать, что эту задачу успешно решили раз и навсегда, нельзя – слишком много в ней сложностей, а главное, по-прежнему самым важным является количество света и наличие в сюжете контрастных деталей. Но это ничуть не мешает производителям придумывать новые задачи. Фишка этого сезона – умение камеры распознавать лица и автоматически фокусироваться на них. Это, безусловно, удобно, особенно для непрофессионального фотографа: нажал на кнопку, и камера сама сфокусировалась на лице объекта, а не на ветках дерева, находящегося у него за спиной. Не нужно задумываться о точках фокусировки, более того – можно даже не знать об их существовании, но как это происходит? Очевидно, что процессор камеры анализирует изображение, выделяет “пятно” лица, далее на нем находит глаза и, принимая их за точку фокусировки, автоматически наводит на нее резкость. Это очень упрощенный алгоритм, но и его простым не назовешь. Тем не менее производители не боятся трудностей и даже готовы придумывать их себе сами, главное – чтобы в новых моделях появлялись новые функции, привлекательные для пользователей. Наверняка эта функция в ближайшее время появится во многих любительских камерах и постепенно будет совершенствоваться, превращаясь во что-то действительно удобное.

БЛОГИ, АЛЬБОМЫ, ПУБЛИКАЦИЯ В СЕТИ

В связи с тем, что факт подключения человечества к единой Сети состоялся и обсуждению не подлежит, часть нашей жизни, хотим мы того или нет, стала виртуальной. А поскольку фотокамера является одним из основных средств переноса реальности в пространство “матрицы”, ей как никаким другим устройствам (кроме разве что видеокамеры) необходима тесная интеграция с интернетом.

Поначалу подключение камер к интернету будет осуществляться все еще посредством компьютера с помощью программ, поставляемых в комплекте и позволяющих в пару кликов скачать фотоснимки, отсортировать их, каталогизировать, оформить в альбом и тут же разместить на одном из множества интернет-ресурсов. Не удивлюсь, если уже в ближайшее время в коробках с новыми фотокамерами мы начнем обнаруживать купоны для льготной или бесплатной подписки на различные фотоблоги, альбомы и прочие сетевые сервисы. Ну а дальше с развитием сервисов, а главное, нашей привязанности к ним, уже в самих фотокамерах появится возможность мгновенного размещения того или иного снимка в интернете посредством 3G/Wi-Fi/WiMAX, безусловно, при условии наличия подписки на соответствующий ресурс.