9 лет назад 10 июня 2009 в 21:44 60

Классификация компактных цифровых фотоаппаратов

Андрей Клемин

klemin@mail.ru

Если вспомнить ассортимент фотоаппаратов 1999 года, то можно смело сказать: 10 лет назад с выбором камеры было раз в пять проще. В 1999 году десятка лидирующих компаний представила порядка 40 новых моделей. Сегодня, 10 лет спустя, за неполные полгода те же компании представили 81 одну камеру. А если вспомнить 159 фотоаппаратов, выпущенных годом раннее, прибавить к ним 170 моделей, появившихся в 2007 году, и посчитать фотоаппараты, выпущенные аутсайдерами цифрового рынка, то выбирать придется более чем из 500 моделей. От такого ассортимента голова пойдет кругом, а подробному описанию камер придется посвятить не журнал, а несколько энциклопедических томов. Чтобы упростить выбор, разделим фотоаппараты на классы, в которых камеры будут как братья-близнецы, и сформулируем пару простых правил.

Во-первых, никогда не покупайте фотоаппараты, которые появились на рынке более одного-двух лет назад. Если купив джинсы из позапрошлогодней коллекции, рискуешь лишь выглядеть немодно, то с фотоаппаратами, впрочем, как и с компьютерами, все не так. Они действительно с каждым годом становятся все лучше. Новая электроника делает камеру быстрее, а новые технологии существенно улучшают качество изображения. Консервативный скептик возразит – мол, сотовых телефонов тоже полно, но с каждым годом они все больше и больше обрастают новыми ненужными функциями, а вот качество связи каким было, таким и осталось. К цифровым фотоаппаратам это не относится. С каждым новым годом они действительно лучше фотографируют!

Во-вторых, старайтесь не покупать фотоаппараты малоизвестных марок. Как правило, они объективно хуже. Медленнее, менее надежны, да и снимки с них не блеск. Этот вопрос настолько важен, что ему посвящена отдельная статья этого номера.

Ну вот, хоть немного подсократили список моделей. Теперь выбор ограничен всего одной-двумя сотнями фотоаппаратов, и настала пора решить – что же для вас в фотоаппарате главное.

Посмею предположить, что вам хочется хороших снимков. Но не забудьте о том, что фотоаппарат – это только половина хорошего фото. Камера бессильна без фотографа. Сам по себе фотоаппарат не может гарантировать абсолютно ничего: ни превосходной резкости, ни отменной цветопередачи, ни идеального тона снимков. Все эти составляющие хорошего снимка зависят в равной степени и от фотографа. Камера подходит к решению этих задач технически, поэтому результат почти всегда хуже, чем при творческом управлении всеми этими функциями. Но несмотря на то что почти все характеристики будущего снимка зависят от фотографа, их некий максимально возможный уровень ограничен все же камерой.

Специфика цветопередачи, ее точность или, наоборот, излишняя яркость цветов определены фирменными технологиями и разработками производителя. Резкость и пластика изображения – используемым объективом. Если эти характеристики изначально на очень низком уровне, добиться хорошего технического качества даже профессионал не сможет, он сможет лишь использовать эти недостатки творчески, как стилизацию. Хороший фотограф может получить отличный художественный снимок любой камерой. Но такая художественность вряд ли уместна в повседневной бытовой съемке. Ваш фотоальбом, где на всех снимках лица синего цвета, будет производить как минимум странное впечатление. Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что фотоаппарат должен соответствовать уровню и требованиям фотографа. Фотограф – это вы, а мы вернемся к технике.

Конечно же, максимум качества и возможностей предоставляет фотографу зеркальный фотоаппарат. Его достоинства столь велики и грандиозны, что им посвящена отдельная статья. Но они громоздки, требуют больших трат и определенной увлеченности фотографией.

Главное преимущество компактных фотоаппаратов – это именно их компактность. Но за нее всегда приходится платить качеством снимков, иногда разница значительна, иногда – едва уловима. Фотография – это светопись, результат съемки во многом зависит от уровня и качества освещения. Чем проще камера, тем больше она зависит от качества освещения и тем сложнее предпринять какие-то попытки, чтобы сделать снимок лучше. То есть здесь качество находится в прямой зависимости от размера: чем меньше камера, тем хуже качество снимков с нее. Этот эффект элементарно объясняется законами физики. Но дело не только в физике, но и в экономике – дешевый фотоаппарат всегда менее прецизионен (точен), к его качеству предъявляются менее строгие требования.

Разница в размере и качестве хорошо прослеживается в разных классах фотоаппаратов. Вполне очевидно, что единого способа классификации нет. Производители обычно делят свои камеры на три группы: камеры начального уровня, фотоаппараты среднего класса и продвинутые. Либо на классы по техническим характеристикам или ценовому диапазону. В результате классы и группы часто пересекаются, размывая границы между камерами. Близкие по классу фотоаппараты объединяются в семейства, которые могут быть обозначены буквенным индексом, количеством нулей в номере модели или фирменным названием. Например, у Canon два семейства фотоаппаратов: ультракомпактные камеры IXUS и все прочие PowerShot. Далее камеры делятся на группы с помощью буквенных индексов: G – полупрофессиональные, SX – камеры с большим зумом, D – водонепроницаемые, А – камеры среднего и начального класса. Nikon разделяет камеры на три класса: P – совершенные для творчества, S – стильные и L – недорогие для повседневной жизни. Три аналогичные семейства есть и у Kodak: Z – камеры с большим зумом, M – камеры среднего класса, С – простые бюджетные модели. Попробуем на их основе сделать одну более универсальную классификацию.

ФОТОАППАРАТЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

Камеры с ультразумом

Это класс маленьких фотоаппаратов с “большими” объективами. Именно из-за объектива эти камеры стали самыми крупными из компактных. Небольшие размеры светочувствительной матрицы таких фотоаппаратов позволили совместить объектив с 10-24-кратным зумом с относительно компактным размером. Именно большой зум – уникальная характеристика этого класса. Объективов с 20-кратным зумом не существует даже для зеркалок. Компактный фотоаппарат, способный так сильно приближать, просто идеален для путешествий, будет он вполне хорош и для портрета. У большинства камер этого класса есть ручные режимы съемки, поэтому они будут хороши для творческих, увлеченных любителей.

Но, как это всегда бывает, именно из достоинств вытекают и недостатки. Автофокусировка массивного объектива не так быстра, как у камер с небольшим зумом или зеркалок. Большой зум не позволяет использовать в камере оптический видоискатель, так как вследствие параллакса возрастает несоответствие видимого в видоискателе и получающегося на снимке изображения. Поэтому вместо оптического видоискателя ультразумы обычно оснащаются помимо привычного монитора на задней панели электронным псевдозеркальным видоискателем (EVF), представляющим собой небольшой аналогичный электронный монитор, расположенный внутри камеры, за линзой видоискателя. Вследствие небольшого разрешения пользоваться таким видоискателем не очень удобно.

Но если вы любите фотографировать далеко расположенные объекты крупным планом, подсматривать с большого расстояния, альтернативы такому фотоаппарату попросту нет. У многих компаний в модельном ряду имеется по две-три модели этого класса, отличаются они максимальным зумом, разрешением и наличием ручных режимов съемки. К данному классу можно отнести следующие камеры: Canon PowerShot SX1 IS, Casio Exilim EX-FH20, Fujifilm FinePix S2000HD, Kodak EasyShare Z980, Nikon Coolpix P90, Olympus SP-590UZ, Sony Cyber-shot DSC HX1. Не так давно в продаже появились и весьма компактные модели с большим зумом, обозначив собой новый подкласс – это камеры вроде Panasonic Lumix DMC-ZS3 или Canon PowerShot SX200 IS.

Полупрофессиональные компактные камеры

Своими функциональными характеристиками камеры этого класса близки к ультразумам, но отличаются меньшим, 6-10-кратным зумом, обязательным наличием широкого ассортимента ручных режимов съемки, настроек и функций, которые в упрощенной версии ультразумов могут отсутствовать. Функционально эти камеры не уступают зеркальным любительским моделям и имеют горячий башмак для установки внешней фотовспышки.

Камеры этого класса – это максимальное качество снимков и максимум возможностей в достаточно компактном корпусе. Их можно смело рекомендовать начинающим, но при этом весьма увлеченным фотолюбителям. Правда, учитывая их цену, здесь возникает сомнение, что лучше: полупрофессиональный компакт или самая простая любительская зеркалка. Я бы предпочел зеркальную модель как более гибкую и перспективную систему.

Наиболее характерные представители класса стоимостью в районе 15-20 тысяч рублей: Canon PowerShot G10, Nikon Coolpix P6000. Но есть и более дорогие и экзотические модели, например сверхскоростная Casio Exilim Pro EX-F1.

КОМПАКТНЫЕ КАМЕРЫ СРЕДНЕГО КЛАССА

Имиджевые камеры

Так уж вышло, что компактные камеры оказались недостаточно компактны для дорогих дамских сумочек. Возникла потребность в очень компактных камерах, отличающихся солидным дизайном. Сегодня рынок завален ультракомпактными фотоаппаратиками. Красивая отделка, цветные корпуса и блеск. Только вот, как уже было замечено, компактность имеет свои негативные последствия. Я бы не стал рекомендовать такой фотоаппарат для повседневной качественной съемки. Это, если угодно, скорее весьма дорогая игрушка, которая всегда под рукой. Качество снимков здесь отходит на второй план.

Неоспоримым плюсом многих моделей этого класса можно считать расположение зум-объектива внутри жесткого корпуса фотоаппарата (впервые такую конструкцию предложила Minolta), что надежно защищает оптику от механических повреждений, так как объектив не выдвигается из корпуса камеры.

Разброс цен на модели этого класса очень велик – от 10 до 20 тысяч рублей. Видимо, у каждого производителя свой взгляд на престижность. К фотоаппаратам этого класса можно отнести Sony Cyber-shot DSC-T900, Lumix DMC-FT1, Nikon Coolpix S60, Z-серию Fujifilm.

Выбрав такой фотоаппарат, помните, что качество снимков и функциональные возможности у него будут заметно хуже, чем у камер для творчества, а вот цена вполне сопоставима. Здесь вы платите главным образом за дизайн и миниатюрность.

Ультракомпактные фотоаппараты

Однако в компактном размере камер заинтересованы не только состоятельные модники. Желание иметь фотоаппарат всегда под рукой, не нагружая себя лишними кофрами и сумочками, есть у многих фотолюбителей. Тенденция рынка такова, что основную ставку сегодня многие производители делают именно на миниатюрность, считая это чуть ли не главной характеристикой фотоаппарата, также повышенное внимание уделяется цветовому решению корпуса, яркому эффектному дизайну. Фотоаппараты становятся все ярче и меньше. На прилавках можно найти огромное количество простых ультракомпактных камер, которые существенно дешевле имиджевых моделей. Сегодня миниатюрность общедоступна за счет более простого исполнения, меньшего разрешения и функционала.

Среди фотоаппаратов этого класса попадаются как компакты с 2-3-ступенной телескопической конструкцией оправы объектива, так и камеры наподобие имиджевых, с внутренним расположением оптики. К ультракомпактным относится большинство камер Canon серии IXUS, фотоаппараты S-серии от Nikon.

Любительские камеры среднего класса

Пожалуй, самый большой и ходовой класс. Его концепция такова: простой надежный фотоаппарат. Здесь нет скромности и урезанности, как у камер начального уровня. Нет суперкомпактности или непонятных сверхфункций. Главное стремление производителей здесь – сделать настоящий фотоаппарат, пригодный для качественной съемки за вполне разумные деньги в 5-10 тысяч рублей. Но и тут в последнее время стала заметна тенденция к миниатюризации. Так что камеры этого класса сегодня немногим крупнее ультракомпактов. Например, Canon PowerShot A590 IS и другие камеры А-серии, F-серия от Fujifilm и т. п.

Камеры специального назначения

Желая предложить фотографу нечто уникальное, многие производители пытаются создать камеры с непривычными функциями и характеристиками. Как правило, это фотоаппараты для особых, специальных видов съемки. Сюда можно отнести защищенные фотоаппараты для подводной съемки (Canon PowerShot D10, Fujifilm FinePix Z33), камеры, оптимизированные для получения стереоснимков (прототип от Fujifilm), модель со встроенным фотопринтером (прототип от Polaroid), камеры с качественной безграничной видеозаписью и другие аналогичные диковинки. В большинстве случаев за уникальную характеристику приходится выкладывать дополнительные средства – в районе 10-15 тысяч рублей. И эта функция становится главным аргументом в пользу такой камеры.

БЮДЖЕТНЫЕ ФОТОАППАРАТЫ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ

В линейке всех производителей найдется и несколько самых простых, дешевых фотоаппаратов. Их легко узнать по незамысловатому дизайну, минимальному набору функций, почти стандартному трехкратному зум-объективу, небольшому ЖК-монитору. Питание таких фотоаппаратов зачастую осуществляется от стандартных аккумуляторов АА. В общем, все компоненты самые простые и дешевые. Концепция “навел и снял” доведена в этих камерах почти до абсолюта. Но, несмотря на это, арсенал пользовательских настроек может быть достаточно обширным. Здесь все зависит от производителя. Пусть в камере и не будет ручных режимов съемки, возможность сделать кадр светлее или темнее, подстроить цветопередачу или размер снимка останутся непременно.

Камеры этого уровня от ведущих брендов не так уж и плохи. Скромный минимум для неискушенного фотографа за вполне приемлемые 4-5 тысяч рублей. И хоть функциональные характеристики такого фотоаппарата ниже, чем у элитной ультракомпактной модели, качеством снимков он ей сильно не уступит. Сюда можно отнести такие модели, как Canon PowerShot A470, камеры С-серии Kodak, L-серии Nikon (Coolpix L19, L20), А-серии от Fujifilm.

И наконец, несколько общих важных моментов. Если камеры стоят одинаково – это совершенно не означает сопоставимого качества сделанных ими снимков. Не гонитесь за компактностью и экзотическими функциями без особой на то нужды. Путешественникам и увлеченным фотолюбителям подойдут творческие камеры. Любителям нырять и загорать стоит поискать водонепроницаемые модели либо камеры со специальными аксессуарами – боксами для подводной съемки. Подводные снимки, снимки с брызгами и в дождь очень эффектны и достаточно редки у любителей. Хорошее сочетание миниатюрности, цены и качества снимков продемонстрирует классический фотоаппарат среднего класса. Творческие функции и терпимая цена – главные плюсы таких камер. Он позволит снимать, не вникая в процесс, а иногда можно попробовать снять кадр и в ручном режиме. Ну а щелкать, не задумываясь, без претензии на высокое качество, можно дешевой бюджетной камерой.