11 лет назад 10 мая 2008 в 3:05 46

Подкастинг в массы!

Часть первая

Автор: Иван Шадрин

Мысль о том, чтобы записать собственный подкаст, хоть раз да посещала, пожалуй, каждого, кто знает, что это такое. Меня, например, не однажды. Но в отличие от написания поста в ЖЖ или публикации фотографии на Flickr запись подкаста – процесс, который остается сложным в техническом плане, даже если знаешь его в теории. Нужно думать о том, какой лучше взять микрофон (или как улучшить тот, что есть), как настроить звуковую карту компьютера и какой лучше использовать софт. Вся эта рутина лихо обрубает крылья творческого порыва на самой начальной стадии.

Однако специалисты компании Pinnacle учли, что сегодня подкасты хотели бы записывать не только энтузиасты-технари, но и учителя литературы, и спортсмены, и даже некоторые домохозяйки. В результате они предложили готовое решение для подкастинга (а заодно и для домашней звукозаписи) – Pinnacle Podcast Factory. Это набор устройств, с помощью которых подкаст можно записать сразу после их распаковки и подключения. Такой подход к подкастингу – явление довольно новое для российского рынка и вполне обыденное – для западного, где подкастинг стал популярным гораздо раньше, чем у нас. Соответственно, подобные наборы есть у многих производителей (Alesis, Behringer и др.), и они, как правило, включают в себя микрофон, компактный микшерный пульт, FireWire или USB звуковой интерфейс, а иногда еще и наушники. Почему для долгосрочного теста был выбран именно продукт от Pinnacle? Потому что в нем есть все самое необходимое для записи подкаста и стоит он недорого.

Итогом этого теста станет созданный на данном оборудовании подкаст (а то и несколько), который позволит вам оценить степень сложности их записи и качество результата. Ну, а я надеюсь на собственном примере показать, что подкасты может делать буквально кто угодно!

Итак, в комплект Podcast Factory входит микрофон с весьма удобной подставкой (положение ножек легко меняется и фиксируется), USB-интерфейс M-Audio Fast Track USB (24 бит, 44/48 кГц), комплект необходимых шнуров, а также диски с драйверами, софтом для записи звука и обучающим видеороликом.

Микрофон из комплекта весьма неплох. Корпус его выполнен из металла, он имеет узкую направленность, избавляющую звук от посторонних шумов. При поверхностном тестировании я выяснил, что встроенный фильтр работает нормально на расстоянии пяти-семи сантиметров от губ говорящего. Если поднести микрофон ближе, то “взрывные” гласные таки “взорвутся”, дальше – исказятся тембры. Обладая кое-каким опытом в домашней звукозаписи, я позволил себе слегка модернизировать микрофон, чтобы не сильно заботиться о расстоянии до него. Суть модернизации – в поролоновой насадке, полностью избавляющей от опасности “взорвать” какое-нибудь слово. Замечу также, что эту же “технологию” можно весьма успешно применять даже на самых дешевых микрофонах-соломках, которыми, казалось бы, вообще невозможно пользоваться. Один мой знакомый даже песни собственные записывает на таком, и получается вполне сносно для, скажем, демо-версии.

Интерфейс M-Audio хоть и выглядит довольно игрушечно, предлагает немалые возможности. Тут есть световой индикатор наличия сигнала и перегрузки, возможность стереомониторинга микрофонного входа и регулирования баланса между входным и выходным сигналом при мониторинге. Также присутствуют выходы RCA, позволяющие легче коммутировать интерфейс с компьютерными колонками и – мое любимое! – Jack-вход, который позволяет подключить к устройству гитару или, например, синтезатор.

Софт, идущий в комплекте поставки Podcast Factory, весьма полезен. На отдельном DVD-диске содержится толковое видеоруководство для начинающих о том, как подключиться и пользоваться устройством. Оговорены и продемонстрированы даже самые мелкие детали, вплоть до того, в каком положении должны находиться рукоятки регулировки, чтобы звук получился качественным. Кроме того, в том же обучающем фильме содержится информация о том, как пользоваться Audacity – одним из самых популярных среди любителей, удобных и бесплатных звуковых редакторов в мире. На мой взгляд, это лишнее, поскольку Audacity прост и удобен даже без инструкции. Разве что простому пользователю может оказаться полезной информация о том, как найти на своем компьютере бесплатную библиотеку LAME, которая позволяет экспортировать готовые записи в MP3 – рассказ об этом в руководстве имеется.

Кодирование в MP3 – только одна из множества весьма полезных возможностей Audacity. С ее помощью можно вырезать паузы с автоматической склейкой кусков записи, регулировать уровень громкости в разных частях записи, удалять фоновые шумы, эквализировать звук и использовать динамическую обработку. Он умеет практически все, что и коммерческие редакторы. Я, например, познакомившись с Audacity, забросил Sony SoundForge, который раньше считал очень удобным.

Для Audacity можно также скачать отдельный плагин VST Enabler, который позволяет использовать профессиональные VST-плагины. В данном случае у пользователей Windows есть заметное преимущество: для бесплатного скачивания доступны еще и 90 LADSPA-плагинов, которые позволят творить самые разные вещи с записью собственного голоса и подкаста. В общем, Audacity – это очень действенный инструмент, который позволяет добиться почти профессионального звучания.

Последняя часть софтового набора носит необязательный к установке, чисто рекреативный характер, но пользы от того не теряет. Речь идет о комплекте звуковых файлов, которые можно использовать как фоновое сопровождение подкастов. В принципе, запись можно делать и без всякого фона, но если все же хочется, чтобы на заднем плане что-нибудь играло или рубрики выпуска “отбивались” каким-нибудь джинглом, то все это по идее нужно придумывать и записывать самому. Можно, конечно, использовать контент, защищенный копирайтом, но в этом случае – только для домашнего пользования, поскольку модераторы rpod.ru (главного российского подкастинг-ресурса) без разговоров удаляют записи, если в них содержатся даже небольшие фрагменты лицензионной звука. Потому обладатель Podcast Factory находится в выигрышном положении, поскольку в его распоряжении очень большой набор фоновых звуков, которые можно и нужно использовать в своих публичных аудиовыступлениях. Это вдохновляет!

А следующая часть долгосрочного теста комплекта Podcast Factory будет посвящена творческой работе. Читайте в следующем номере.