10 лет назад 10 июля 2008 в 2:30 48

Подкастинг в массы!


Часть 3

Автор: Иван Шадрин

В заключительной части долгосрочного теста набора для подкастинга podcast factory мы рассмотрим вопрос музыкального сопровождения подкаста, а также возможность его создания с помощью устройства от pinnacle и бесплатного звукового редактора audacity.

По моим личным наблюдениям, вопрос музыкального сопровождения в подкасте абсолютно не принципиальный. Иными словами, можно использовать музыку, а можно и нет. Первое, на чем спотыкаются начинающие подкастеры – это использование лицензионной музыки. Самое меньшее, что может за этим последовать – подкаст удалят администраторы ресурса, на котором он будет опубликован. Более драматичное развитие событий грозит судебными претензиями от правообладателей. Избежать всего этого можно либо с помощью podsafe-музыки, десятки сайтов с которой есть в Сети, либо силой собственного музыкального таланта. Признаться честно, последнего лично у меня не было никогда, как и музыкального образования. В связи с этим заранее прошу прощения у сведущих читателей и слушателей за возможные ошибки. Этот материал главным образом предназначен для новичков звукозаписи. Возвращаясь к сути, отмечу, что – как уже говорилось в предыдущей части теста – в комплекте PodCast Factory есть демо-диск с музыкальными фрагментами. Их можно добавлять в подкаст в качестве фоновой музыки и всевозможных отбивок. Это очень удобно для тех, кто не хочет или не может тратить часы на поиск и закачку podsafe-музыки или написание собственной. Файлы добавляются в подкаст простым перетаскиванием из папки, где они лежат, в рабочее поле Audacity. После этого нужно выровнять баланс громкости каждой из дорожек – чтобы голос звучал разборчиво вместе с музыкой. Следующий шаг – использование весьма удобной функции “Быстрое сведение”. Просто выделяем все имеющиеся в проекте дорожки, заходим в меню “Проект”, нажимаем нужную кнопку и получаем сведенный в автоматическом режиме файл. Более развернутого инструмента сведения в Audacity нет. Что, в общем-то, неудивительно, учитывая ориентированность программы на самый широкий круг пользователей.

Записывая подкаст на основе этой статьи, я поначалу думал ограничиться использованием только той музыки, что была в комплекте с PodCast Factory. Но у устройства, помимо отличного микрофона, есть разъем для подключения гитары, и оставить его без внимания было бы преступлением. На гитаре я учился играть по сборникам аккордов, таким полупиратским брошюркам, бывшим особо популярными во времена так называемого рассвета так называемого русского рока. И, соответственно, для меня, как человека, не имеющего академических музыкальных знаний, вопрос правильного строя гитары всегда был животрепещущим. Настраиваться по слуху – дело рискованное, особенно когда не помнишь, как должна звучать первая струна, а камертона или фортепиано поблизости нет. Поэтому я решил воспользоваться программными методами. В Audacity никаких средств для настройки гитары нет, как нет их и среди встретившихся мне плагинов для программы. Хотя было бы неплохо иметь такой инструмент, чтобы можно было подготовиться к записи, что называется, “не отходя от кассы”. На помощь пришла программа “Гитарный тюнер”, скачанная с сайта MuzLand.ru. Она бесплатная, весит 560 кб и очень удобная. Запускаем ее и подключаем гитару к линейному входу звуковой карты. В моем случае это инструментальный вход на PodCast Factory, хотя программа “понимает” и гитару, играющую в микрофон. После подключения берем ноту и следим за ползунком на экране. Чем ближе он к отметке “ноль”, тем точнее настроена струна. Пять минут и гитара готова к записи. Кстати, если ни микрофона, ни инструментального разъема нет, то гитару можно настроить по генератору тонов, имеющемуся в тюнере. С настройкой покончено, можно приступать к записи.

С помощью PodCast Factory гитару можно записать двумя способами: либо подключив ее к соответствующему интерфейсу устройства, либо через микрофон. Разница между этими способами весьма заметна. Более естественный и живой звук удастся получить через микрофон, но в этом случае придется поработать с инструментом “Удаление шума”. Если записывать через звукосниматель, то результат получится чистым, но искусственным. Такая разница объясняется тем, что пьезоэлектрический звукосниматель, которым оборудовано большинство электроакустических гитар, преобразует колебания деки в электрические колебания. В то время как в микрофоне в электрические колебания преобразуются колебания воздуха, идущие из розетки гитары. В пользу микрофона говорит еще и то, что в комплекте с PodCast Factory поставляется узконаправленный, динамический микрофон. Как раз такие обычно и используются при записи акустики. Ко всему прочему при записи звука через звукосниматель я столкнулся с проблемой. При подключении гитарного шнура к интерфейсу PodCast Factory в наушниках (да, собственно, и в записи) возникает очень навязчивый и неудаляемый гул. Отключение микрофона привело только к усилению гула, а попытки покрутить ручки настроек ничего не дали. Однако стоило мне взять микрофон в руки, как гул исчезал и звук становился чистым. Но как играть на гитаре, если руки заняты микрофоном? Пришлось снять его с подставки и положить под ногу. Какие физические процессы вызвали эту аномалию, мне неизвестно. Возможно, дело в звукоснимателе или гитарном шнуре. А может быть, в самом PodCast Factory или во всем вместе взятом. В общем, перед тем как решить, каким образом записать гитару, нужно хорошо подумать. На одной чаше весов натуральность звука, на другой – его чистота и простота записи. Насколько эти параметры важны в подкаст-формате, решать может только автор. В своем подкасте я привел примеры записи как через микрофон, так и через звукосниматель. Для наглядности.

После записи необходимо применить описанные в прошлой части теста инструменты “Нормализация”, “Удаление шума” и “Компрессия”. В случае с компрессией нельзя перебарщивать, поскольку излишнее выравнивание звука может придушить гитару, и она будет звучать невнятно. В своих экспериментах я задал параметры чуть меньше тех, что стоят в Audacity по умолчанию. После этого к записи можно добавить эффекты по вкусу. В Audacity их не так уж много: FFT-фильтр, эхо, Tremolo и несколько других. Однако при желании можно накачать бесплатных VST-плагинов и поэкспериментировать.

На этом, пожалуй, все. Если честно, то все, что было описано в этой и предыдущей части долгосрочного теста можно сделать на должном уровне качества и не имея под рукой PodCast Factory. Другое дело, что без этого устройства все было бы несколько дольше и сложнее. Соответственно, для корифеев подкастинга этот продукт может оказаться не очень интересным и даже ограниченным. Для всех остальных PodCast Factory – прекрасный повод легко и качественно выйти в сетевой эфир.