10 лет назад 10 июня 2009 в 0:46 84

Рынок нащупал твердую поверхность

Прошедший месяц снова был непростым для большинства участников it-рынка. тем не менее все чаще появляются свидетельства того, что многие компании если и не преодолели кризис, то, по крайней мере, успешно приспособились к новым условиям.

В число приспособившихся пока не входит Microsoft. Итоги деятельности корпорации в третьем квартале финансового года (закончился 31 марта) повергли инвесторов в уныние. В отчете Microsoft впервые за 23-летнюю историю компании зафиксировано падение выручки: она составила $13,65 млрд, что на 6% меньше показателя за аналогичный период прошлого года. Выручка подразделения Windows снизилась на 16% (до $3,4 млрд), Office – на 5% (до $4,5 млрд). Прибыль Microsoft упала и вовсе на 32% (до $2,98 млрд). После опубликования отчета некоторые заговорили о закате IT-гиганта. Мы, однако, не склонны драматизировать ситуацию – взбодритесь, Microsoft еще простудится на наших с вами похоронах (ну и к тому же см. рубрику “Повод для оптимизма”).

А вот у ненавистного конкурента Microsoft, корпорации Apple, дела после некоторого спада снова наладились. Из компании в последнее время приходят только хорошие новости. Второй квартал своего финансового года Apple закончила с выручкой $8,16 млрд и чистой прибылью $1,21 млрд. По итогам же аналогичного периода прошлого года эти показатели составили $7,51 млрд и $1,05 млрд соответственно. Что касается продажи продукции, то “макинтоши” народ стал покупать чуть хуже (на 3%), зато айподы и айфоны сметает с удовольствием (3- и 123-процентный рост соответственно).

Инвесторы наверняка порадовались тому, что на пресс-конференции Apple, посвященной итогам второго квартала, появился и ушедший в отпуск из-за проблем со здоровьем Стив Джобс. Финансовый директор корпорации Питер Оппенхаймер заявил, что основателю корпорации значительно лучше и в июне он, как и было обещано, вернется к исполнению обязанностей генерального директора.

Правда, немного погодя выяснилось, что высоких показателей Apple удалось достичь в том числе и за счет тихого увольнения 1600 сотрудников розничного подразделения. Но, как ни больно это признавать, с точки зрения бизнеса ход был вполне оправдан – по сравнению с прошлым годом средняя выручка магазина Apple снизилась с $7,1 млн до $5,9 млн (кстати, за второй квартал Apple открыла лишь один новый магазин).

В сложившейся на рынке ситуации даже плохие, казалось бы, квартальные итоги могут восприниматься как триумф воли. К примеру, корпорация Intel закончила первый квартал этого года с довольно унылыми показателями: по сравнению с четвертым кварталом 2008 года выручка упала на 13% (до $7,1 млрд), причем продажи процессоров Atom обвалились на 27% (до $219 млн), а операционный доход снизился более чем вдвое (до $670 млн). И тем не менее руководство гиганта пришло в восторг, потому что апокалиптические прогнозы аналитиков Уолл-стрит на квартал все же не сбылись. Оптимистическое высказывание Пола Отеллини см. на этой странице крупным шрифтом.

Оптимизм сохраняет даже руководство производителя жестких дисков Seagate, который за три квартала 2009 финансового года потерял $3 млрд. “Меня окрыляет прогресс, который демонстрирует компания в плане улучшения операционной деятельности, – заявил председатель совета директоров и гендиректор Seagate Стив Луцо. – Считаю, что при условии относительно стабильной ситуации на рынке мы выйдем на прибыльность в 2010 финансовом году”. Между тем куда больше оснований для жизнеутверждающих заявлений имеется у топ-менеджмента главного конкурента Seagate – корпорации WD: ее прибыль в третьем квартале финансового года превысила прогноз аналитиков в 2,5 раза и составила 30 центов на акцию.

Что касается деятелей интернет-сектора, то у короля Сети Google все хорошо. Чистая прибыль компании в первом квартале составила $1,42 млрд – это на 9,2% больше, чем за аналогичный прошлого года. На каждую акцию Google заработала $5,16, в то время как аналитики Уолл-стрит прогнозировали не больше $4,93. Единственный показатель, который мог бы испортить настроение инвесторам – выручка компании. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года она выросла на 6%, а вот по сравнению с прошлым кварталом – упала на 3% (поквартальное падение выручки зафиксировано впервые в истории Google). Однако этого не произошло – после публикации отчета акции лидера поискового рынка выросли на 4,74%.

Ну а сотрудники Yahoo! готовятся к очередной волне увольнений. За первый квартал корпорация выручила $1,580 млрд, что на 13% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Прибыль Yahoo! также упала: с $1,062 млрд в прошлом году до $879,3 млн в нынешнем. В связи с этим гендиректор Yahoo! Кэрол Бартц объявила о предстоящем сокращении 5% персонала компании.

Поразительно комфортно чувствовала себя в первом квартале компания Amazon. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года прибыль компании выросла на 24% (до $177 млн), чего аналитики Уолл-стрит никак не ожидали. Рост выручки составил 18% (до $4,89 млрд), что также превысило прогнозы экспертов. Книги, CD и DVD продавались лучше на 7% ($2,72 млрд), а продажи электроники и другого ширпотреба выросли на 39% и составили $2,05 млрд.

На телеком-рынке поразительный результат показала Nokia: операционная прибыль компании в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом 2008 года упала на 96% (с 1,5 млрд до 55 млн евро). За год, как выяснилось, лидер сектора потерял 2% рынка. Другой неудачник квартала – Sony Ericsson, потерявшая почти 300 млн евро и теперь готовящаяся уволить 2000 своих сотрудников.

На хакерском рынке – стабильность

Как показало исследование компании Symantec, кризис практически не затронул хакерский рынок. Однако, как считают эксперты, дело не только в устойчивом спросе на хакинг, но и в том, что цены и так снижались год за годом, и теперь им уже просто некуда падать.

“Цены на хакерском рынке не падают, и торг обычно ни к чему не приводит. Это говорит о том, что число покупателей не изменилось, и рецессия никак не повлияла на данный сектор теневой экономики”, – считает вице-президент Symantec Security Response Альфред Хугер.

Symantec приводит текущие расценки на различные виды хакерских услуг. Так, при покупке партии из 10 тыс. украденных номеров кредитных карт один номер уходит за 6 центов. При заказе малых партий стоимость одного номера может доходить до $30, что, впрочем, тоже не так уж много. (Ценность собственно номера невелика еще и потому, что на большинстве ресурсов, имеющих отношение к интернет-коммерции, требуются еще и как минимум коды на обратной стороне карт.) Доступ к взломанному ящику электронной почты стоит от 10 центов до $100. Данные банковского счета – от $10 до $1000. За снятие денег со взломанных счетов хакеры берут “комиссию” в размере от 8 до 50%. Наконец, хостинг фишинговых и других мошеннических сайтов стоит то $3 до $40 в неделю.

По данным Symantec, главная тенденция на хакерском рынке – рост фишинга: по сравнению с прошлым годом число фишинговых сайтов выросло на 66%.