14 лет назад 20 октября 2004 в 3:07 85

Традиционно звуковые карты принято делить на профессиональные и мультимедийные. Идеология проста: профессиональные карты – для тех, кто делает фонограммы, мультимедийные – для тех, кто их потом слушает. Вот так вот все гладко и просто, на бумаге-то.

МУХИ И КОТЛЕТЫ
По идее, если вам захочется собрать качественный HTPC (домашний кинотеатр на базе компьютера), то для обеспечения достойного качества звучания нужно будет всего лишь пойти в ближайшую компьютерную фирму и купить хорошую мультимедийную карту. Теоретически качество сигнала у нее должно быть такое же, как у профессиональной карты – просто у нее не будет ненужных функций, которые полезны исключительно в производстве.

Если после покупки вы просто подключите к звуковой карте хорошие колонки и больше к проблеме возвращаться не будете, то сможете пребывать в блаженной уверенности, что сделали все именно так, как надо. Но если однажды вы захотите сравнить свою карту с профессиональной картой базового уровня (заметьте – не очень дорогой), то сразу выяснится, что на самом деле качество звука у них совершенно разное.

Размышления на тему “кто виноват” никак не скажутся на том, “что делать”. А делать можно следующее – либо оставлять все как есть и довольствоваться звучанием карты на уровне hi-fi начального или среднего уровня, либо включить в круг поиска решений и профессиональные карты. Конечно, они не поддерживают всевозможные игровые технологии, но поскольку качество воспроизведения звука в играх будет выше, положительных ощущений меньше не станет. При этом и музыка, и фильмы будут радовать заметно больше.

В общем, есть предложение посмотреть на карты с другой стороны. Абстрагироваться от разделения на мультимедийные и профессиональные и рассмотреть их исключительно с точки зрения цены, качества и функциональности. То есть не оставлять выбор (пусть даже и частично) на откуп маркетологам, занимающимся позиционированием устройств, а отделить мух от котлет самостоятельно.

Поскольку относительно карт, позиционирующихся как мультимедийные, уже существует некоторая определенность, рассмотрим только карты, которые производят компании, занимающиеся ProAudio. Разбивать устройства по каким-то подклассам мы не будем вообще, выставим единственное ограничение – по цене. В обзоре будут представлены только те устройства, цена на которые существенно не превышает верхней планки за внешние мультимедийные решения – $300. Именно столько стоит сейчас Terratec Aureon 7.1 FireWire, самая новая и достаточно сильная внешняя звуковая карта.

AUDIOTRAK MAYA 44 USB, $130
Малогабаритное устройство, формой и размерами напоминающее пенал для карандашей. Карта подключается к компьютеру по интерфейсу USB и не требует отдельного питания – очевидно, что она разрабатывалась для эксплуатации с ноутбуком.

Цифры 44 в названии карты обозначают количество монофонических каналов – четыре на вход, четыре на выход. Каналы “впадают” в разъемы RCA (тюльпаны), то есть фактически у устройства два линейных стереовхода и два линейных стереовыхода. На торце устройства можно обнаружить еще один, неучтенный в названии разъем – аналоговый джек 1/8” (мини-джек), комбинированный с оптическим выходом. Для подключения стандартного оптического кабеля в комплекте с картой идет переходник. О программной части сказать нечего – никакой контрольной панели после инсталляции не появляется. Единственная программная достопримечательность может быть интересна музыкантам – наличествует драйвера стандарта ASIO.

Низкий уровень выходного сигнала – самый главный недостаток карты (впрочем, как выяснилось позже, этим страдают все попавшие к нам карты с питанием через USB). Во время тестирования ламповый усилитель реальной мощностью 25 Вт на канал пришлось выкручивать почти на полную. Иначе говоря, на многих мультимедийных АС громкость звука получится очень невысокой, а динамический диапазон фонограмм получится зауженным.

Еще один недостаток, к которому можно придраться – передача звучания тарелок. Правда, слышен этот дефект далеко не на всех фонограммах (читай – не на всех тарелках). Больше того, он был довольно сильно заметен только на одной фонограмме, на треке Slipknot “Spit It Out”. Возникло ощущение, что тарелки на ударной установке треснутые, и поэтому раздражающе дребезжат. Ни на одной фонограмме теста FSQ, ни на одном из остальных прослушанных треков этот раздражающий дефект не был так заметен.

Возможно, тот, кто знает, что представляет собой Slipknot, только пожмет плечами и скажет: “Бог его знает, может, у этих нездоровых маньяков и правда тарелки треснули”. Может, и так. Только вот странно, почему дребезжание слышно только на этой карте? Вероятнее всего, у карты есть какие-то проблемы в отдельной, узкой части звукового спектра. И когда у какого-то инструмента основной тон оказывается в этом узком диапазоне, его звучание искажается.

Однако даже с учетом вышеперечисленных неприятностей, звучание карты можно охарактеризовать как качественное и вполне приличное для бюджетной профессиональной карты базового уровня (именно так MAYA44 и позиционируется). Точным его назвать нельзя, однако оно достаточно комфортное. Особенно впечатляет энергичность звучания, неизвестно откуда взявшаяся у карты со слабым уровнем сигнала. А дефект звучания тарелок в уши бросаться не будет, если вы не планируете слушать второй альбом Slipknot.

Музыканты-любители смогут даже сводить на ней фонограммы – звучание инструментов сбалансированное, передача звуковой панорамы очень четкая. Резюмируя сказанное, можем рекомендовать MAYA44 USB в первую очередь необремененным деньгами любителям музыки как отличное дополнение к ноутбуку.

Если подключить карту к хорошим акустическим системам, можно добиться неплохого звучания. Тем, кто любит не только слушать музыку, но и помузицировать на досуге, карта тем более окажется полезной. Ну и наконец, ее можно использовать с бытовыми аудиоустройствами с собственными конвертерами, используя оптический выход.

AUDIOTRACK MAYA EX7, $110
MAYA EX7 внешне похожа на сорок четвертую модель, как родная сестра. Тот же корпус (правда, из более светлого и радостного пластика), то же количество и расположение коннекторов, тот же дизайн. Только вместо четырех входов имеющих место в MAYA 44 здесь разместились еще четыре выхода на разъемах RCA. С софтом ситуация та же, что и в предыдущем случае, за исключением поддержки ASIO, которой здесь и не требуется. С характером звучания – абсолютно та же история: недостаточный уровень сигнала, проблемы с передачей звучания тарелок, но в целом качество достаточно высокое.

В общем, то же решение, но без каких бы то ни было входов, зато с возможностью подключения к акустическим системам окружающего звучания по аналоговому интерфейсу, и по более привлекательной цене. Тем, кто не сочиняет музыку и не планирует круто изменить ситуацию в этом отношении, модель EX7 понравится больше сорок четвертой.

M-AUDIO SONICA THEATER, $110
Еще одна похожая карта, но от M-Audio. Блок питания Sonica Theater не нужен, габаритами она не больше мыльницы, почти вдвое меньше MAYA 7.1 – место удалось сэкономить, установив разъемы типа мини-джек. Из пяти гнезд четыре – линейные выходов для подключения систем окружающего звучания, и один линейный вход.

Помимо аналоговых разъемов карта имеет цифровой выход S/PDIF. Контрольная панель карты оказалась неожиданно сильной для такого простого и дешевого устройства. За исключением поддержки игровых расширений она почти полностью дублирует возможности M-Audio Revolution 7.1.

Возможности кроссировки на уровне драйвера и опции для калибровки акустической системы вряд ли будут востребованы – качество сигнала не то, чтобы выравнивать звучание с помощью соответствующих эффектов. А вот эффекты SRS Labs наверняка пригодятся. Хотя бы потому, что при включении SRS TruSurround XT возрастает уровень сигнала, который у карты M-Audio даже несколько ниже, чем у двух предыдущих.

Если не брать во внимание довольно слабый уровень сигнала, звучит Sonica очень хорошо. Звук более качественный, чем у Audigy 2 NX, но немного, послабее, чем у Terratec Aureon 7.1 FireWire. Если сравнивать ее с обычными картами с интерфейсом PCI, оно немного хуже, чем у Audigy2, но лучше, чем у первой модели Audigy.

По сравнению с прослушанными ранее решениями от Audiotrak, ситуация получается неоднозначная. С одной стороны, у Sonica вообще нет выраженных дефектов звучания – звук кажется заметно более сбалансированным и правильным, но с другой стороны, по сравнению с картами Audiotrak ей не хватает энергетики. Стоит учесть, что прослушивание у нас проводилось на одном и том же оборудовании, с одной и той же чувствительностью входа – Sonica была в менее выгодном положении. Возможно, если правильно подобрать к карте акустическую систему, ее преимущества выйдут на первый план.

В общем, карта интересная, особенно с поправкой на отсутствие необходимости в розетке электропитания, рекордно малые габариты и очень скромную цену. Карту можно использовать и с ноутбуком, и с мини-системой типа barebone. К аналоговым выходам можно подключать недорогую акустику формата 5.1 или 7.1 – для систем уровня Defender Hollywood 90 или Sven HT475 такого качества звучания хватит с головой. А при желании можно получить и более высокое качество звука, подключив к Sonica Theater по интерфейсу S/PDIF к хорошему ресиверу или усилителю с цифровым входом. Благо интерфейс S/PDIF в бытовой технике широко распространен.

M-AUDIO AUDIOPHILE USB, $200
Это новая разновидность известной профессиональной карты базового уровня компании M-Audio Audiophile 24/96 PCI, известной отличным соотношением “цена – качество”. Проектируя карту, производители не стремились установить на нее побольше входов и выходов или сделать из нее устройство типа “все в одном” – карта оборудована всего одним линейным входом и одним линейным выходом, цифровыми интерфейсами и разъемами MIDI. Но зато ни одна карта той же ценовой категории не могла сравниться с Audiophile качеством звучания.

Audiophile USB выдержан в соответствии с той же идеологией – на борту присутствуют два входа на комбинированных разъемах XLR/TRS, которые могут использоваться для записи как линейного, так и усиленного сигналов. Также присутствует выход на наушники с разъемом TRS. Еще четыре монофонических линейных входа расположены на задней стороне карты – два выполнены на RCA, и два – на TRS. Все эти функции, ориентированные на звукозапись, дополняются разъемами MIDI. Также есть вход S/PDIF RCA для подключения устройств по цифровому интерфейсу.

Линейный выход, реализованный на паре RCA, всего один, но вывести сигнал можно еще и по интерфейсу S/PDIF. В программной контрольной панели ничего, кроме поддержки ASIO и мультиклиентности, нет. Вот такая вот версия, с выраженным уклоном в сторону работы со звуком.
По сравнению с предыдущими картами габариты Audiophile USB более значительны, и кроме того, для работы карте требуется питание от сети. Это, конечно, менее удобно, но отдельное от порта подключения питание позволяет карте выдавать более качественный звук: хорошая атака, более четкая локализация инструментов, больше прозрачности.

А вот для записи, судя по результатам тестирования RMAA, карта не очень подходит. По сравнению с MAYA44 USB, конечно, плюсы есть, но если сравнивать карту с распространенными профессиональными решениями с интерфейсом PCI, оно будет явно не в ее пользу. Главная проблема – высокий уровень шумов, который не позволит получить запись профессионального уровня, в то время как изрядная часть карт класса Pro той же ценовой категории с этой задачей справляется.

Для использования с ноутбуком для прослушивания музыки и просмотра фильмов с двухканальным воспроизведением звуковой дорожки есть более интересный и дешевый вариант – Echo Indigo: возможности те же, качество даже выше, цена ниже. Для использования с мини-системами карта могла быть подойти, но с оговоркой – слишком много возможностей, которые потребуются только музыкантам.

Безусловно, интересна эта карта будет только музыкантам-любителям, у которых нет порта FireWire. Причем тут этот порт? При том, что для компьютеров и ноутбуков с этим интерфейсом есть другое, более привлекательное решение.

M-AUDIO AUDIOPHILE FIREWIRE, $250
Это самая удачная вариация на тему Audiophile, и самая качественная карта в обзоре. Габариты у Audiophile Firewire те же, что у USB-версии, необходимость в подпитке от сети также присутствует, а вот функции несколько иные.

Музыкальных примочек совсем немного – в чистом виде, это только MIDI-коннекторы. Все остальное – вполне употребимо любым пользователем: два линейных выхода на четырех разъемах RCA, один линейных вход на наушники с регулятором уровня на передней панели, еще один регулятор – уровня сигнала на выходах и коннекторы S/PDIF RCA. Драйвера аскетичные, настроек минимум, дополнительные возможности, вроде параметров ASIO и фиксированной частоты сэмплирования, интересны только музыкантам.

Как видим, функций совсем немного. Зато как они реализованы! Качество звучания просто отличное – придраться можно только к небольшой потере красок звучания сложных фонограмм, в которых задействовано большое количество инструментов, но это именно придирка – ни одно устройство, стоящее тех же денег, этого недостатка не лишено. Сравнивать Audiophile FireWire с мультимедийными картами или другими участниками обзора бессмысленно – такое звучание могут выдать только хорошие стационарные аудиодеки ценой около пятисот долларов или лучшие комбинированные CD/SACD/DVD-плейеры стоимостью от тысячи долларов и выше.

Хотя вход у карты всего один, Audiophile Firewire устроит и достаточно требовательных музыкантов. Результаты измерений RMAA можно охарактеризовать как отличные – они получились не хуже, чем у лучших профессиональных карт той же ценовой категории, но с интерфейсом PCI. Как правило, внешние карты при той же цене выдают более слабые результаты, но Audiophile FireWire – исключение из этого правила.

Жаль, что карта не имеет многоканального выхода, столь же качественного, как и линейные – ее можно было бы рекомендовать всем, кроме тех, у кого розетка часто бывает вне пределов досягаемости. За отсутствием многоканальности, карта будет хорошим решением для меломанов, для музыкантов, и для тех любителей кино, которые разделяют мнение, что качественный двухканальный выход лучше, чем менее качественный восьмиканальный.

ESI QUATAFIRE 610, $385
Вторая, и последняя в обзоре карта с интерфейсом FireWire. Она сделана в виде блока с теми же габаритами, что у AudioPhile FireWire, только чуть толще. Для работы карте необходимо питание от сетевого адаптера.

Внешне карта напоминает Audiophile USB, однако по сути QuataFire 610 – решение из разряда “все в одном”. Из десяти обозначенных в названии выходов шесть гнезд относятся к многоканальному выходу формата 5.1, реализованному на RCA. Еще два оставшихся канала ведут к выходу на наушники, выполненному на четвертьдюймовом джеке. Оставшиеся два канала – цифровой выход формата S/PDIF формата RCA.

Входов у карты всего два, однако они выполнены на комбинированных разъемах, оснащены отключаемыми предусилителями с фантомным питанием и могут быть использованы и как линейные, и как микрофонные входы. Еще один линейный выход реализован на паре разъемов RCA, два оставшихся выхода – цифровой интерфейс S/PDIF. Помимо аналоговых и цифровых выходов на карте установлены две пары разъемов MIDI. В программной панели управления драйвером никаких оригинальных настроек не наблюдается, но сам драйвер поддерживает стандарты WDM, MME, ASIO. В общем, несмотря на многофункциональность, карта делалась все-таки для музыкантов.

По качеству сигнала карта несколько лучше Audiophile USB, но не существенно – обычная разница в пределах карт одного класса. Но при этом у QuataFire есть преимущество – многоканальный выход.
С точки зрения записи звука QuataFire предпочтительнее, чем Audiophile USB – качество записи получается выше, а интерфейс FireWire обеспечивает большую стабильность работы карты, особенно в режиме Full Duplex (одновременные запись и воспроизведение). По сравнению с мультимедийными картами ESI QuataFire 610 обеспечивает более высокое качество воспроизведения звука, не говоря уже о записи.

QuataFire 610 можно порекомендовать тем владельцам мини-систем, которые хотят иметь карту, которую можно эксплуатировать всеми мыслимыми способами, получать хорошее качество воспроизводимого и записываемого сигнала, однако при этом не хотят платить за устройство больших денег.

TERRATEC PHASE 26, $230
Схожая с QuataFire 610 вариация на тему “все в одном” в исполнении немецкой компании Terratec. Практически те же возможности, те же габариты, но интерфейс подключения другой – USB.
Число в названии карты обозначает общее количество каналов – их действительно двадцать шесть. Судя по всему, разработчики хотели превзойти конкурентов многофункциональностью устройства.

Карта оснащена многоканальным выходом 5.1 на разъемах RCA, дополнительным линейным выходом на паре тех же коннекторов, выходом на наушники 1/4” TRS, а также цифровыми интерфейсами S/PDIF и TossLink Optical. Входов значительно больше: цифровые, два линейных на четырех разъемах RCA, вход Phono для бытовых устройств с уровнем сигнала 2-3 В, и микрофонный вход на разъеме TRS. Все это изобилие дополняется разъемами интерфейса MIDI, поддержкой WDM, ASIO 2.0, и MME.

Похоже, что такое обилие наворотов в одном небольшом устройстве сказалось на качестве сигнала отнюдь не положительным образом. Звучание у Terratec Phase 26 – примерно на том же уровне, что у недорогих карт Audiotrak MAYA (за исключением отсутствия каких-либо дефектов). Вполне пристойно, конечно, но мы уже видели варианты и получше, которые стоят не намного дороже этой карты. Качество записи у Phase 26 немного выше, чем у MAYA44, но слабее, чем у Audiophile USB. В общем, богатство функций не дополняется впечатляющим качеством.

Однако если вдуматься, это устройство также не лишнее на празднике жизни. Необходимость в нем могут испытать те, кто хочет получить все базовые возможности воспроизведения и записи сразу, но у кого в ноутбуке просто нет порта FireWire, к которому можно было бы подключить карту QuataFire.

NOVATION SPEEDIO
Карта от известного производителя синтезаторов и другого профессионального оборудования оригинальна, в первую очередь, своим дизайном. Все предыдущие карты выполнены в виде прямоугольных блоков различного размера, увешанных входами, выходами, регуляторами и кнопками. Speedio же сделана как пульт, все регуляторы которого выведены на верхнюю панель и сделаны очень удобно. В результате карта получилась довольно крупногабаритной. Но зато она не требует блока питания – для использования с ноутбуком это определенный плюс.

Коннекторы устройства расположены на задней панели. Их всего шесть: два линейных одноканальных выхода, реализованных на четвертьдюймовых джеках, два монофонических входа на комбинированных XLR/TRS и гнезда интерфейса MIDI. Еще один выход, на наушники, узкой передней стороне пульта. Кроме коннекторов, карта оснащена выключателями предусилителей с фантомным питанием микрофонов.

Установка драйверов также оригинальна: в определенный момент мастер инсталляции просит подключить устройство, затем отключить его, и потом снова подключить, после чего выдает сообщение о необходимости перезагрузки. После инсталляции ничего похожего на контрольную панель драйвера нигде не появляется.

Качество воспроизведения звука просто отличное, лишь немного уступающее Audiophile FireWire: карта не слишком хорошо передает энергичные пассажи на фонограммах с большим количеством инструментов. В остальном же все просто превосходно. Ни о каких проблемах с уровнем сигнала и речи нет – даже на десяти ваттах звуковое давление мониторов было таким, что дрожали оконные стекла.

Несмотря на очень невысокий уровень шумов и малое влияние на качество сигнала нелинейных искажений, сделать с помощью этой карты запись профессионального качества не получится. Входы Speedio слишком успешно собирают наводки, и к тому же АЧХ входов плавно обваливается после 10 кГц, что приведет к потере обертонов многих инструментов. К тому же не стоит забывать о том, что USB не может обеспечить корректной работы звуковой карты в режиме Full Duplex, а режим мониторинга записи у Speedio отключить невозможно.

Тем не менее карта очень интересная. Для эксплуатации с ноутбуком это очень хороший вариант. Карта также подойдет и для воспроизведения музыки, поэтому любителям музыки и кино, не планирующим устраивать дома многоканальную инсталляцию, очень рекомендуем послушать и оценить это устройство.

Резюмируя сказанное, остановимся только на самых интересных вариантах. Для использования с ноутбуком очень хорошими вариантами станут Echo Indigo, Novation Speedio, которые способны обеспечить качество звука, недостижимое посредством лучших мультимедийных карт. Если вы хотите непременно подключать ноутбук к многоканальной акустике, присмотритесь к M-Audio Sonica Teater или Audiotrak Maya EX7. Но помните, что качественного звучания удастся добиться только с системой, усилитель которой рассчитан на слабый входящий сигнал.

Для организации многоканального решения на базе мини-системы лучше всего остановиться на ESI QuataFire 610. Если же вам достаточно качественной стереопары, можно приобрести Novation Speedio, однако самым интересным вариантом все же будет Audiophile Firewire. Эту же карту можно рекомендовать и музыкантам любителям, которые хотят не только слушать музыку, но и делать качественные записи.

В целом большинство интересных решений дешевыми не назовешь, но зато и качество у них заметно выше, чем у обычных мультимедийных устройств и большинства плейеров CD и DVD низшей и средней ценовой категории. А за качественные вещи свои кровные отдавать не жалко – главное, чтобы вещь радовала и не заставляла жалеть о потраченных деньгах.

Тестовый стенд и методика тестирования

Тестирование карт проводилось на мини-системе ShuttleX ( i865G) с процессором Pentium 4 2,4 ГГц (шина 800 МГц, Hyper Treading), с 512 Мб памяти DDR400, видеокартой ATI Radeon 9550, жестким диском Seagate Barracuda IV, комбинированным приводом Sony неизвестной модели, под управлением операционной системы Windows XP.

В качестве тестовых композиций использовались треки FSQ MM, а также музыкальная коллекция автора – от Metallica и Slipknot до тестового джазового сборника от JVC. В качестве тестового плейера выступала программа Apollo v37g. Для тестирования качества записи использовался тестовый пакет RMAA v5.4.

Карта Echo Indigo I/O

Вместе с представленными в обзоре картами к нам попала и звуковая карта с интерфейсом PCMCIA. Мы бы не стали упоминать о ней вовсе, если бы не одно обстоятельство – она оказалась очень простой, дешевой и качественной. После инсталляции Indigo превращается в небольшой выступ на корпусе ноутбука. Сверху на нем расположено колесо регулировки громкости, по бокам – линейный выход и линейный вход, реализованные на коннекторах TRS 1/8”.

Карта понравилась нам качеством сигнала: звук на редкость чистый и правильный. Единственное слабое место – недостаточно энергичное звучание. Карту можно использовать и для записи – несмотря на то что вход реализован на бытовом разъеме, он позволяет получить очень хорошее качество записи – не хуже, чем у лучших профессиональных карт базового уровня с интерфейсом PCI.
В общем, Echo Indigo идеально подойдет для использования с приличными наушниками, гарнитурой и хорошей стереопарой. Особенно радует скромная цена.

Проблема интерфейса USB

Карт с интерфейсом USB было выпущено довольно много – только в магазинах Москвы можно обнаружить моделей двадцать таких устройств. Однако в профессиональной аудиоиндустрии они не прижились по нескольким причинам.

Самая основная проблема заключается в том, что USB-устройства крайне некорректно работают с синхронизацией. При записи аудиосигнала возможно появление очень коротких разрывов в потоке данных. Если использовать карту для прослушивания музыки в домашних условиях, это не страшно. Однако ни профессионального мониторинга, ни качественной записи с помощью USB-карт получить не удастся.

Другая проблема, которая не так критична – пропускная способность порта USB. Скорости передачи данных по этой шине не всегда достаточно для работы с аудиоматериалом. Впрочем, тем, кто не планирует записывать сигнал в режиме 24 бита 96 кГц или слушать диски DVD-Audio, это ограничение ничем не грозит – интерфейс позволяет пропускать аудиопотоки вплоть до разрешения 24 бита при частоте дискретизации 48 кГц.

Рэковые звуковые карты

Выставленное нами в начале тестирования ценовое ограничение не позволило нам рассмотреть в этом обзоре еще одну интересную разновидность внешних профессиональных звуковых карт – с рэковыми приборами, монтирующимися в соответствующие стойки.

Этих устройств не слишком много, и все они оснащены интерфейсом FireWire – серьезные устройства с интерфейсом USB производители не пытались делать даже в самом начале. Как правило, эти карты имеют большое количество входов и возможности микширования аудиопотоков, что совершенно не нужно обычному пользователю. Тем не менее эти карты обладают высоким качеством воспроизведения фонограмм, которое позволяет получить именно ту звуковую картину, которую задумывал звукорежиссер (естественно, при условии подключения к карте соответствующих по качеству акустических систем). Такие устройства можно купить не менее чем за восемьсот долларов.