12 лет назад 10 мая 2007 в 1:27 45

Незалежная мобильность, или Как я завидую

Автор: Dr. Menaker

Идею очередного текста для рубрики Mobile Xpress мне неожиданно подбросил любимый руководитель, возвратившийся из непродолжительной, но весьма насыщенной поездки в Одессу.

Из своего путешествия наш главный редактор привез довольно много впечатлений. Значительная их часть была связана с мобильными телефонами и ситуацией вокруг них на Украине. В связи с этим предлагаю вам легкий ликбез и утренний анализ околомобильной жизни в соседней державе.

ОПЕРАТОРСКИЙ ПРОСТОР

Все источники утверждают, что первый звонок мобильного телефона прозвучал на Украине в 1993 году. Звонок этот был совершен в аналоговом стандарте NMT усилиями первого сотового оператора – UMC. Сразу немного о нем. На данный момент оператор работает в стандарте GSM 1800 и имеет в своем активе около 20 млн. абонентов. Примечателен тот факт, что нынче UMC – это “яичный” бренд, принадлежащий, соответственно, МТС. Вторым по мощности оператором Украины является “Киевстар”, обладающий 11-миллионной армией абонентов. Ну а помимо этих двух монстров рынка в стране работают еще 11 операторов с собственными (подчеркну) сетями. В их число входит “Билайн” и пара новых, но уже сильных игроков: “Голден телеком” и Life. Наиболее широко представлены стандарты GSM (900 и 1800 МГц), работают сети D-AMPS и CDMA. Помимо реальных операторов на Украине (равно как и в других цивилизованных странах) начинают появляться “виртуальные операторы”. Например, Jeans и Sim-Sim работают в сетях UMC, но являются как бы отдельными операторами.

КАК ТАМ ЭТО РАБОТАЕТ

Чем, собственно, интересен мобильный рынок Украины? В первую очередь тем, что страна эта гораздо меньше, чем Россия, уровень жизни там ниже, но крупных мобильных операторов при этом больше, и все они чрезвычайно активно конкурируют за своего абонента. Последний совершенно не против, с удовольствием пользуется мобильником и прилагаемыми к конкурентной операторской гонке бонусами. Ништяки представляются абонентам в основном в виде более низких тарифов на голосовые и прочие услуги. Проследить разницу в ценовой политике операторов очень легко: достаточно сравнить российские и украинские тарифы того же “Билайна”. Украинские абоненты желто-черных полосок платят в среднем за исходящие вызовы около 45 украинских копеек. Эта сумма эквивалентна 11 центам. В современных российских тарифах “Билайн” средняя стоимость исходящих звонков выше в полтора раза (эквивалент 18 центов). Обидно? Еще обиднее вам станет, когда вы узнаете, что на Украине практически продолжается война! Тарифная. Между операторами. Кто опустит планку ниже – тот и победит.

ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ВПЕЧАТЛИЛО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА UP SPECIAL?

Ответ: украинская ситуация с “дополнительными” услугами мобильных операторов. В частности, отношение самих украинцев к этим услугам. В стране просто-таки процветает мобильный интернет (см. диаграмму во врезке), широкими шагами развивается бизнес контента, наблюдается высочайшая околомобильная активность в сетевом пространстве (обратите внимание на количество специализированных сайтов, форумов и блогов в доменной зоне ua). Этакий бум стал возможен во многом благодаря тем же “тарифным войнам”. Лучшей заключительной иллюстрацией к этому заявлению станет объявление цены за 1 Мб трафика в новой 3G-сети PeopleNET, развернутой недавно компанией “Телесистемы Украины” в Киеве, Одессе и Днепропетровске. Итак, за “метр” мобильного интернета просят всего 10 украинских копеек (50 российских, эквивалент двух американских центов)! Как тут не всплеснуть руками от досады… Правда, пока это единственный пример аттракциона неслыханной щедрости, другие операторы по-прежнему держат цены на мегабайты на уровне 4-6 гривен. Но я возьмусь предсказать бурный рост интереса к оператору PeopleNET (скорость передачи данных до 2,4 Мбит/с, стандарт 1хEV-DO). Ведь интереса к мобильным “примочкам” украинцам не занимать.

КОЛЛЕГИ, КАКОВ ДИАГНОЗ?

В соседнем государстве дела с мобильной телефонией обстоят лучше и интереснее, чем у нас. Почему? Работает ли эффект меньшего пространства или большую роль играют доходы населения – лично мне это не важно. Важно то, что конкурентная борьба за абонента на Украине очевидна. И абонент от этой борьбы только выигрывает. А выиграв, украинский абонент активнее интересуется и с удовольствием пользуется тем новым, что предлагают ему операторы по конкурентным ценам. Кто в результате выигрывает? Все. Кому обидно? Нам.

P.S., ИЛИ ЭТОГО ЕЩЕ НЕ ХВАТАЛО

В середине марта “Вымпелком” запустился с “Билайном” не где-нибудь, а в самой Грузии! “Полосатые” стали третьим крупным оператором страны, выйдя на рынок с весьма привлекательными ценами (почти вдвое ниже, чем у конкурентов). Так что готовьтесь, через некоторое время я смогу собраться с духом, провести и опубликовать анализ мобильной ситуации и в этом суверенном государстве. А там и до Беларуси с Туркменией (совсем недавно дорвавшейся до мобильников) недалеко.