15 лет назад 13 мая 2004 в 19:32 76

В недалеком прошлом исследователи, любители и изобретатели подключали к системной плате несколько звуковых стереоинтерфейсов, чтобы получить как минимум квадрозвучание. Но они сталкивались с тем, что полученная таким образом многоканальность не укладывалась в какой-либо стандарт и поэтому являлась, по сути, субкультурой. Сегодня мы имеем возможность использовать многоканальный звук Dolby Digital 5.1 (AC-3), который уже стал полноценным стандартом звукового оформления кинофильмов.

ПОЧЕМУ NUENDO?
Программа Nuendo появилась как часть одноименного профессионального программно-аппаратного комплекса от фирмы Steinberg. Она имеет ряд отличий от широко распространенных на сегодня программ и изначально была рассчитана на работу с многоканальным железом профессионального уровня. В Nuendo грамотно решены вопросы программной автоматизации процессов, сотрудничества с аппаратными студийными устройствами от других производителей, а также использования самых последних достижений в области программного обеспечения. Nuendo позволяет работать со следующими типами данных:

– LRCS. Стандартная пространственная аудиосистема, где есть правый, левый, центральный и один пространственный канал. По существу, это Dolby ProLogic.
– 5.0. Левый, правый, центральный, S-левый, S-правый.
– 5.1. То же самое, только с использованием отдельного канала для сабвуфера (LFE-канала). Наиболее популярен в киноиндустрии и домашнем цифровом видео (DVD). Кроме того, используется в ряде современных телевизионных стандартов (HDTV). Основные форматы – Dolby Digital AC-3, DTS, MPEG-2/AAC.
– LRC. То же самое, что и LRCS, но только без использования пространственного канала. В условиях, когда расстояние между колонками правого и левого канала достаточно велико, улучшает прослушивание панорамного центра в стереосистемах.
– LRS. LRCS без центрального канала, но с пространственным, являющимся, по существу, S-центральным. Используется как расширение возможностей стереобазы, а также для добавления отдельных звуковых спецэффектов.
– LRC+LFE. LRC с добавлением LFE-канала.
– LRS+ LFE. LRS с добавлением LFE-канала.
– Quadro. Оригинальный квадрофонический стандарт, предусматривающий акустическую систему, в которой каждая из колонок находится по центрам квадрата, а слушатель по умолчанию расположен в центре.
– LRCS+ LFE. LRСS с добавлением LFE-канала.
– Quadro+ LFE.
– 6.0 (кино). Три фронтальных (левый, правый, центральный) и три тыловых (S-левый, S-правый и S-центральный).
– 6.0 (музыка). Используется два фронтальных канала (левый, правый), два канала, расположенных по сторонам от слушателя (левый, правый), и два тыловых (S-левый, S-правый).
– 6.1 (кино). 5.1 с дополнительным пространственным каналом S-центр. Кодируется в стандартные форматы Dolby Digital Surround EX и DTS-ES.
– 6.1 (музыка). 6.0 (музыка) + LFE-канал.
– 7.0 (кино). Левый, правый, центральный, левый-центральный, правый-центральный, S-левый, S-правый.
– 7.0 (музыка). Три фронтальных (левый, правый, центр), два, расположенных по сторонам (левый, правый), и S-левый, S-правый.
– 7.1 (кино). Левый, правый, центральный, левый-центральный, правый-центральный, S-левый, S-правый + LFE.
– 7.1 (музыка). 7.0 (музыка) + LFE-канал.
– 8.0 (кино). 7.0 (кино) + пространственный канал S-центр.
– 8.0 (музыка). 7.0 (музыка) + пространственный канал S-центр.
– 8.1 (кино). 7.1 (кино) + пространственный канал S-центр.
– 8.1 (музыка). 7.1 (музыка) + пространственный канал S-центр.
– 10.2. Практически двойная система 5.1, состоящая из двух зеркальных систем, в каждой из которых S-каналы заменены на боковые. LFE также в двух экземплярах.
Таким образом, говоря о Steinberg Nuendo, мы, прежде всего, подразумеваем качественную поддержку множества профессиональных технологий и стандартов и способность управлять ими из единого программного интерфейса.

СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА
Для того чтобы создать новый surround-проект, достаточно зайти в опцию главного меню File > New Project. Перед вами появится стандартное окно, показанное на рисунке, где дан список шаблонов файлов-проектов, среди которых вы можете найти три “пространственных”, а именно:

– 24 монотрека, 96 кГц, 32 бита, 5.1 surround;
– музыкальный проект, 32 монотрека, 16 стереотреков, 44,1 кГц, 32 бита, 5.1 surround;
– музыкальный проект, 32 монотрека, 16 стереотреков, 16 MIDI-треков, 44,1 кГц, 32 бита, 5.1 surround.
01-open project.bmp

Разницы в системах 5.1 для музыки и кино не существует. Поэтому подойдет практически любой из представленных вариантов, а впоследствии в выбранном проекте можно добавлять и/или удалять треки любого типа. В результате загрузился рабочий файл, и на данном этапе уже можно рассмотреть основные элементы программного интерфейса Nuendo. Функционально его можно разбить на три основные части — панели треков и их свойств (справа), главное меню и меню быстрых кнопок (сверху) и рабочая мультитрековая область (по центру).

Из меню “горячих” кнопок можно быстро переходить к двум другим важным рабочим модулям — программному микшеру и окну Pool, в котором находится вся информация по загруженным в проект файлам.
Чтобы проверить и правильно настроить вашу звуковую систему, рекомендуем заглянуть в закладку главного меню Devices > VST Connections (вызывается F4).

В одноименном окне отображены все загруженные на данный момент виртуальные выходы (Buses) и обозначены соответствующие им реальные выходы звукового интерфейса. Нажав кнопку Add Bus, вы сможете увидеть, что в варианте многоканального выхода можно указать практически любые современные стандарты, вплоть до 10.2.

Мы рассмотрим только вариант 5.1. Но вам необходимо знать, что есть и другие более продвинутые варианты, поскольку большинство surround-эффектов и модулей обработки, использующихся в Nuendo, – восьмиканальные. То есть априори рассматривается максимально возможный случай с 8.1 (напомним, что 10.2 – это “двойной 5.1”), но он приемлем и для 5.1.

Выбранный стандарт многоканального виртуального выхода влияет и на другой ключевой модуль, использующийся при сведении, – Surround Pan. Это показано на рисунке — как только мы выбираем, например, вариант 6.1 Music, картина локализации источника звука меняется и распределяется уже относительно шести окружающих каналов, расставленных по правилам этого стандарта.

SURROUND-ЭФФЕКТЫ И МОДУЛИ ОБРАБОТКИ В NUENDO
Nuendo позволяет использовать в качестве модулей обработки и программных эффект-процессоров любые VST- и DirectX-плагины. Но для многоканального аудио необходимы и специальные решения, которые вы можете найти в закладке эффектов Surround.

ЗАГРУЗКА АУДИО- И ВИДЕОФАЙЛОВ
Nuendo позволяет импортировать практически все современные стандартные файлы аудио, видео и MIDI. Поддерживаются как скомпрессированные (MPEG-1/2, mp3, OggVorbis, WMA, WMV), так и несжатые данные типа WAV, AIFF, AC-3, AVI, импортированных треков CDDA и т. п. Отдельная опция – возможность импортирования проектов из Cubase. Как можно догадаться по аббревиатуре АС-3, программа поддерживает импорт многоканального аудио.

При этом она может как декодировать его на энное количество монотреков, так и транслировать в стерео либо другой многоканальный стандарт. В основном, работая с озвучиванием видеоряда, вы будете чаще всего использовать обычные моно- и стереофайлы. Исключение составят те случаи, когда вы захотите добавить перевод или звуковые спецэффекты к фильму с аудиотреком в 5.1.

Ключевым окном в данном случае является Pool. Несмотря на то что импортировать файлы можно прямо в проект, используя пункт главного меню File > Import…, работа с окном Pool является не менее продуктивным вариантом, поскольку оно несет на себе функции структурированной базы данных по файлам, использующимся в проекте. Выгода работы с Pool заключается и в быстром доступе к необходимым данным.

Все импортированные звуковые файлы можно разбивать на моноканалы, изменять их разрядность и частоту дискретизации. Видеотрек носит большей частью опциональный характер и не подразумевает возможности редактирования видеоряда. Но вместе с тем у нас есть все необходимые данные для синхронизации звука и изображения, которые мы в дальнейшем используем при записи DVD.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ ЭФФЕКТОВ
Для каждого трека возможно подключение до 8 эффектов (VST или DirectX-плагинов). Звуковые треки можно объединять в группы, и для каждой из них также возможно подключение до 8 эффектов. Группы или отдельные треки коммутируются на виртуальные выходы (Buses), на каждый из которых также можно подключить до 8 эффектов. Возможности и варианты такой сложной коммутации могут быть ограничены только ресурсами вашего РС.

Большинство подключаемых программных модулей эффектов (VST и DirectX) работают в моно- и стереорежимах, и их удобнее всего использовать для первичных треков. В то же время программа представляет возможности сложной коммутации, именуемой Routing.

АВТОМАТИЗАЦИЯ
В этой области Steinberg Nuendo нет равных. Помимо треков со звуковыми и видеоданными в программе предусмотрено бесчисленное количество треков автоматизации для управления практически всеми параметрами, которыми мы пользуемся в работе.

Поставим перед собой задачу автоматизировать изменения панорамного положения трека на протяжении определенного отрезка времени. Это можно сделать несколькими способами, один из которых — нарисовать огибающую для любого параметра вручную (в данном случае это позиции X и Y для модуля Surround Pan).

Еще более простой метод – записать происходящее с помощью режимов Write/Read (соответствующие кнопки “W” и “R”). Для реализации такой записи предусмотрено всего пять режимов.
– Touch Mode. Запись автоматизации начинается в тот момент, когда вы начинаете управлять параметром, и заканчивается, когда вы отпускаете кнопку мыши.
– Autolatch. Запись автоматизации начинается в момент старта воспроизведения и заканчивается в момент останова или отключения функции Write.
– X-Over. Подобен методу Autolatch с одной поправкой: запись автоматизации заканчивается в момент, когда программа детектирует появление ранее записанной автоматизации по данному параметру.
– Overwrite Mode. Данный режим используется только для автоматизации уровней. Запись начинается в момент старта воспроизведения и заканчивается после отключения режима Write.
– Trim. Также применяется только для автоматизации уровней, но реальное значение уровня является средним значением между предыдущей и последующей точкой огибающей.

С помощью данного метода можно изменить практически любой параметр, используемый в рабочем процессе.

Steinberg Nuendo является профессиональной программой для создания пространственного звука. Полноценная работа с 5.1 — это только частный ее случай. При этом новомодные модули восьмиканальной обработки требуют достаточно больших вычислительных ресурсов от вашего компьютера, учитывая еще и тот факт, что мы работаем в режиме повышенных характеристик качества аудио.

Не хочется останавливаться на недостатках программы, хотя они есть, и в достаточно большом количестве, но возможности, которые Nuendo нам предоставляет, будут востребованы и через пять, и через десять лет. Многие из них действительно уникальны.

На данный момент современные производители ПО могут вам предоставить гораздо больше дешевых и менее профессиональных разработок в данной области (Sony Pictures Digital Vegas 4.0, Emersys Maven 3D), которые будут практичнее и быстрее в домашнем озвучивании DVD. Программа же Pinnacle/Steinberg Nuendo является динозавром индустрии, тяжеловесом той же категории, как и Digidesign Pro Tools, RML Labs SAW Studio, Apple Logic. В этой программе делают самую современную музыку, озвучивают кинофильмы и компьютерные игры.

Полезные советы

– При озвучивании кинофильма не стоит загружать центральный канал звуковыми спецэффектами и большим количеством музыки вообще, поскольку он несет на себе другую нагрузку — представление речи главных персонажей.
– Если стоит задача наложить на импортированный АС-3-файл перевод, то стоит не только прибрать уровень центрального канала, но и сделать в его треке частотную “ямку”-параболу на частоте ~3 кГц.
– Для создания реализма эффекта движения объекта кроме изменения панорамного положения и реверберации следует еще использовать эффект Допплера.
– Помните, что чем дальше объект от слушателя, тем больше уровень его реверберационной составляющей и тем меньше в его сигнале присутствуют высокие и средние частоты.
– Низкие частоты всегда ассоциируются с сигналом тревоги и являются хорошим указанием на какие-либо надвигающиеся события.
Стандартная частота обрезного фильтра для LFE-канала в пользовательских системах и DVD – 80 Гц. Для кино и профессиональных целей существуют другие стандарты — 116 Гц (для систем DTS), 120 Гц (профессиональное Dolby для кино) и 180 Гц.

Практические задания
ЗАДАНИЕ 1. Создайте самостоятельно surround-проект 7.1 (кино) с пятью моно-, шестью стерео-, одним видео- и одним MIDI-треком. Частота дискретизации – 96 кГц, разрядность – 24 бита.
ЦЕЛИ. Изучение базовых функций Nuendo, таких как открытие нового проекта, его настройка, загрузка пустых треков, первоначальное осознание понятия виртуальных выходов (Buses) и их соотношения со звуковыми интерфейсами.
РЕШЕНИЕ. File > New Project (Ctrl+N)… В открывшемся окне выбираем вариант Empty. После этого программа предлагает указать рабочую директорию для нового проекта (или создать ее). В результате загружается пустой файл проекта со стандартными настройками. Но нам необходимо указать, что в данном случае мы хотим работать с 7.1. Для этого нужно создать стандартный виртуальный многоканальный выход Bus. Вызываем специальное окно Devices > VST Connections (или F4), в котором сразу нажимаем на кнопку Add Bus. Виртуальный многоканальный выход создан.

Обратите внимание на то, что выход назван “виртуальным” не случайно, поскольку за каждым из множества программных каналов должен быть закреплен физический (линейный или цифровой) выход вашего звукового интерфейса. Помимо этого ваша звуковая плата либо внешний модуль обязаны поддерживать на уровне драйверов технологию ASIO. На приведенной иллюстрации показано, что программа не видит других аудиоустройств, кроме кодека материнской платы. Это ошибка, с которой сталкивается большинство Windows-пользователей, поэтому при установке платы или внешнего модуля необходима качественная инсталляция драйверов. Если с ASIO все нормально, то Nuendo определяет все в автоматическом режиме при загрузке.

Далее нам необходимо произвести настройки для самого проекта — указать необходимые нам характеристики. Выбираем из главного меню Project > Project Setup. Указываем требуемые в задании 24 бита, 96 кГц и нажимаем ОК.
Теперь, напомним, нам необходимо добавить 5 моно, 6 стерео, 1 видео и 1 MIDI-трек. Это делается достаточно просто с помощью опции главного меню Project > Add Track, где выпадает закладка со списком всех типов треков, используемых в Nuendo. Первым делом добавляем аудио (5 раз моно и 6 раз стерео), затем MIDI, и, наконец, видео.
Задание выполнено.

ЗАДАНИЕ 2. Создайте проект с максимально возможным количеством различных многоканальных виртуальных выходов Buses (LRCS, LRC, 6.1, 7.1 и т. д.) и посмотрите, как изменится расстановка акустических систем в модуле SurroundPan.
ЦЕЛИ. Изучение базовых возможностей Nuendo в многоканальных системах, реализации виртуальных выходов, сути программного микшера программы.
РЕШЕНИЕ. Не выходя из файла проекта предущего задания, вызываем специальное окно Devices > VST Connections (или F4) и с помощью операций Add Bus загружаем все возможные конфигурации.
После этого нам необходимо загрузить модуль микшера Device > Mixer (F3). В этом ключевом элементе рабочего интерфейса программы отображено все, с чем мы имеем дело — входами, треками, виртуальными выходами. В числе последних мы можем увидеть то, что мы уже загрузили в окне VST Connections. При этом для треков и Buses предусмотрены кнопки перехода к их свойствам (круглой формы с буквой “e”).
В качестве примера выберем виртуальный выход 8.0 Cine Out и войдем в окно его свойств. Далее нас интересуют только слоты для подключения внешних программных модулей (не забывайте, что Surround Pan — это VST-плагин). Нажимаем на любом из слотов правую кнопку мыши и ищем Surround Pan в подменю Surround.
После загрузки этого плагина мы можем посмотреть, как расставлены акустические системы в 8.0 (кино).

По этому же принципу можно проверить все многоканальные виртуальные выходы.
Задание выполнено.
ЗАДАНИЕ 3. Создайте цепочку эффектов для модуля Bus 5.1, желательно с использованием связки из модулей кодер/декодер. Посмотрите, что получается в результате прямого и обратного преобразований. Выделите LFE-канал.
ЦЕЛИ. Изучение коммутации эффект-процессоров в современном ПО. Базовые решения в области модулей кодирования-декодирования в системах многоканального звука.
РЕШЕНИЕ. Выбрав из списка загруженных Buses выход 5.1, выходим на окно его свойств (кнопка с буквой “e”). Систему подключения плагинов сразу же переводим в режим коммутационных подключений (Routing).

В результате мы получаем несколько другой вариант отображения этого окна с теми же восемью ячейками-слотами, но уже с графическим изображением шести полосок, что соответствует многоканальной системе 5.1 (три центральных, LFE и два пространственных канала).
Для работы с 5.1 на РС в основном используют несколько типов эффектов, главные из которых — моно/стерео (DirectX- и VST-плагины) и многоканальные (VST). Последних произведено очень мало, поэтому в Nuendo предусмотрен вариант смешанного использования и тех, и других.
В качестве примера мы создали несложную цепочку из четырех эффектов. Для их загрузки необходимо щелкать правой кнопкой мыши на полях, расположенных левее изображения полосок. Сами же линии также интерактивны и по нажатии на них появляются редакторы подключений (Routing Editors). Последние представляют из себя несложные графические модули, в которых можно перенаправлять потоки эффектов. При этом, как показано на иллюстрации, для первого слота мы сделали следующее…

Пространственные левый и правый (Ls и Rs) каналы отключены. Эффект хоруса (взято наобум) имеет вход на левом и правом канале и выход на Ls и Rs. При этом сами основные каналы не обрабатываются. В итоге на выходе мы получаем необработанный левый, необработанный правый, центральный, LFE и Ls c Rs, в которых находится хорус-эффект.
Вариантов такой коммутации может быть сколько угодно.
В задании сказано, что нам нужно попробовать использовать модули кодер-декодер. Это один из самых сложных моментов. Дело в том, что из 5.1 всегда можно получить отличное стерео, но вот обратного преобразования с сохранением качественной (исходной) звуковой картины добиться невозможно.
Из закладки Surround, о которой мы говорили в предыдущем задании, мы выбираем плагин Mix6to2. Он позволяет качественно преобразовать звук из 5.1 прежде всего в стерео.
Модули Matrix Encoder и Matrix Decoder предназначены для систем Dolby Pro Logic (LRCS — там только один surround-канал и нет LFE), что к 5.1 отношения не имеет. Хотя при этом в Nuendo предусмотрено, что Matrix Encoder/Decoder могут работать с 5.0.
Для выделения канала из многоканального звука следует воспользоваться модулем LFE Splitter. Данный программный модуль является восьмиканальным. При этом, анализируя звук в левом, правом, центральном и пространственных, можно указать для каждого из них свои настройки для фильтров среза. К примеру, нам необходимо, чтобы в LFE присутствовали низкие частоты только из правого канала. Загружаем модуль LFE Splitter и работаем только с Link №1 (верхняя левая область окна). Конечно, такой метод работы предназначен только для профессионального использования.
Задание выполнено.

ЗАДАНИЕ 4. Создайте эффект смещения моноисточника звука из правого в левый канал. Автоматизируйте его.
ЦЕЛИ. Освоение программного эффект-процессинга и работы с сиcтемами автоматизации в профессиональных многоканальных программах (чисто компьютерный подход).
РЕШЕНИЕ. Это очень простое задание с одной тонкостью. Если первые три были предназначены для того, чтобы научиться тому, как работать с основными модулями и настройками программы, то теперь мы можем воспользоваться ее автоматизированными возможностями.
Закройте предыдущий проект. Перейдите в закладку File > New Project и выберите из списка что-нибудь с надписью 5.1. Например, 24_track_96k_32bit_51_surround.
Мы получили 24 трека с соответствующими характеристиками. Все настройки, которые мы делали, автоматизированы. При этом в окнах свойств аудиотреков модуль SurroundPan уже встроен.
Теперь мы можем пойти двумя путями. Приведем правильный. Загружаем панель Pool (Ctrl-P) и находим на ней кнопку Import. Загружаем любой понравившийся аудиофайл. Если он стерео или многоканальный, то программа предложит нам разбить его на монотреки. Так и делаем. После этого из окна Pool с помощью переноса указателем мыши (drag’n’drop) мы вставляем понравившийся нам файл в один из треков программы. Затем раскрываем закладку в окне свойств данного трека SurroundPan и переходим к режиму автоматизации записи действий.
Нажимаем кнопку “W” (“Write”), включаем воспроизведение и начинаем менять пространственное панорамное положение трека с помощью указателя мыши в SurroundPan справа налево (как в задании). Остановили, отжали “W”, нажали “R” (“Read”).
В результате у вас должно получиться так, как показано на иллюстрации.

ЗАДАНИЕ 5. К полученному результату добавьте эффект реверберации, так, как это показано на графике, используя только автоматизацию параметров подключенного плагина-ревербератора (Mix, Input/Output gain).

ЦЕЛЬ. Самостоятельное применение навыков в области эффект-процессинга.
РЕШЕНИЕ. Все практически идентично предыдущему заданию, только вместо смещения панорамного положения вы:
1) плавно уменьшаете громкость таким же образом;
2) автоматизируете изменение положения ручки “MIX” или “Wet/Dry” любого программного плагина реверберации (тоже мышью).