10 лет назад 10 сентября 2008 в 17:10 64

Когда в далеком уже 1995-м году канадские доктора Грег Зещук и Рэй Музыка основали студию BioWare, они едва ли рассчитывали на такой грандиозный успех. На то, что спустя всего двенадцать лет их компания станет безоговорочно лучшим на планете разработчиком ролевых игр, а ее штат будет насчитывать 400 человек, предающихся творчеству в офисах нескольких городов.

Благодаря многочисленному персоналу BioWare кует обычно сразу несколько проектов: часть из них – продолжения популярных серий, а часть – свежие игры, предназначенные для “обкатки” необычных идей. Mass Effect – как раз из таких. Это дорогой приключенческий блокбастер из числа тех, что получают обычно ярлык “голливудский”. Тут есть продуманный до мелочей мир, состоящий из десятков обжитых планет, целеустремленный главный герой с туманным прошлым и любимый сценаристами Фабрики грез предатель, способный поставить всех на колени.

Традиционно для ролевых игр от BioWare мы с первых секунд оказываемся в гуще сражения, где нас упорно пичкают подсказками и объясняют, как функционирует интерфейс. Разобраться в его хитросплетениях непросто – слишком много кнопок. А при выполнении некоторых действий начинается форменный цирк: к примеру, для приобретения предмета приходится щелкать по надписи “Купить” два или три раза.

Чем Mass Effect отличается от Star Wars: Knights of the Old Republic и других аналогичных проектов? Прежде всего режиссурой. За любыми сценами мы наблюдаем с грамотно выбранных ракурсов; персонажи изящно жестикулируют и даже обладают мимикой. В диалогах камера принимает самые разные положения, что позволяет вдоволь рассмотреть собеседника, понять его эмоции. Каждый, кого мы встречаем в ходе путешествия, по-дурацки шевелит губами и дергает бровями.

Система разговоров изменилась сообразно глобальному курсу разработчиков. Любое обсуждение, если не перематывать реплики, длится минимум по минуте, а порой и значительно дольше. Кроме того, ответы нельзя прочесть заранее: мы лишь выбираем их тон, а конкретные фразы видим и слышим, только когда их произносит главный герой. Обещанной грандиозной экономии времени это не принесло, но зато Mass Effect шагнула в сторону слияния игровой индустрии с кинематографом.

Сражения обладают невиданным для жанра размахом. Теперь мы не указываем подопечному, на кого нападать, а лично наводим прицел, наблюдая за этим от третьего лица, при необходимости используем оптику и задерживаем дыхание, прячемся за камнями и внезапно выскакиваем для стремительного удара. Похоже, скорее, на Gears of War, чем на предыдущие проекты BioWare. Стоит признать: игра действительно по-голливудски эффектна, хотя и не претендует на свержение устоев в области графического оформления. Идея подвергнуть каждую сцену режиссуре не доведена до ума, а остальное было идеально воплощено в двух частях Star Wars: Knights of the Old Republic, которые мы склонны рекомендовать вам независимо от личных симпатий и антипатий к вселенной Джорджа Лукаса.

В случае же с Mass Effect нужно обязательно ждать продолжения. И хотя BioWare пока не делает никаких анонсов, менеджер студии Мэттом Эдвудом уже прозрачно намекнул: “Выпустить компьютерную версию Mass Effect 2 нужно как можно скорее”.

P.S. Официальная локализация от “1С” получилась не без изъянов: то и дело встречаются корявые фразы, неправильные обращения и даже пропущенные сонными редакторами комментарии переводчиков (“не уверена, что поняла правильно”). Вероятно, их исправят в улучшенном издании, которое предполагает к тому же полную русскую озвучку. Его выход намечен на осень.