14 лет назад 26 января 2005 в 18:06 130

Музыкальная индустрия щедра на всевозможные премии и награды, благо число специализированных музыкальных изданий, выставок и церемоний год от года не убывает. Об относительности первенства того или иного продукта говорит рекламный характер многих мероприятий и зачастую даже место их проведения.

Так, проходивший в Германии Musikmesse 2004, очевидно, просто не мог не присудить первое место продукции Steinberg: лучшая программа в категории звукозаписи – Cubase SX, в категории Surround – Nuendo, а лучший сэмплер – HALion. Отрадно, что многие выставки и издания почтили своим выбором обновленные Antares Autotune и Arturia Moog Modular V, а также IK Multimedia AmpliTube, которые были описаны нами в прошлых выпусках Upgrade Special. Постараемся придерживаться прежних критериев, выбирая лучшие аудиопрограммы года.

Samplitude – лучший аудиоредактор

Можно с полной уверенностью утверждать, что для компании Magix AG разработка и развитие аудиоредактора Samplitude явилась одним из самых больших достижений последнего времени наряду с продвижением не менее популярного продукта компании Sequoia (www.samplitude.com/de/seq.htm). У обеих программ помимо одного родителя есть немало общего – даже порядковые номера их новые версии получают параллельно. Описываемые нами версии носят номер 7.22, а на сайте совсем недавно анонсировался выход нового поколения V8. Соотношения между ними примерно такое же, как между Cubase SX и Nuendo у фирмы Steinberg (www.steinberg.de).

И Samplitude, и Sequoia обладают сходным интерфейсом. Между тем первый пакет задумывался разработчиками как система для многоканальной записи, второй же изначально был предназначен для постпродакшн (финальная подготовка записи к изданию, выпуску на носителях, радио- или телевидеоэфиру). Однако впоследствии обе программы обросли взаимопересекающимися функциями и сейчас уже мало отличаются друг от друга, во всяком случае для среднего пользователя. Из других равных по мощности программ-аудиоредакторов на платформе PC, представлявших до недавнего времени серьезную конкуренцию перечисленным выше, на память приходит лишь Logic Audio от фирмы Emagic. Но этот продукт был куплен компанией Macintosh и начиная с версии 5.5 лишился поддержки PC-платформы. Таким образом, основная борьба за первенство в данном секторе программ в наши дни разворачивается между разработками Steinberg и Magix AG.

Мы довольно много говорили о Cubase SX, и многим может показаться странным, что о “лучшем аудиоредакторе года” мы так долго умалчивали. Дело в том, что развитие версий Samplitude сделало его более привлекательным для широкого пользователя относительно недавно. Различия в работе систем аудиозаписи Cubase SX (Nuendo) и Samplitude (Sequoia) далеки от косметических, более того – можно уверенно говорить о разных идеологических подходах к решению одной и той же задачи. Если Cubase вырос из Midi-секвенсера и только впоследствии оброс аудиомышцами, то Samplitude разрабатывался как редактор для оперирования аудиофайлами и до последнего времени “не знал”, что такое Midi. Диктатура пользователя вынудила производителей скорректировать свои приоритеты в сторону универсализации многоканальных виртуальных студий.

Основной отличительной особенностью Samplitude является то, что это – программа так называемого недеструктивного аудиомонтажа. Если Cubase в процессе редактирования использует исходные файлы (wav, MP3), то Samplitude работает с виртуальными образами физических файлов, которые находятся в сессии под названием VIP (Virtual Project). Таким образом, любая редакция не “портит” исходные аудиофайлы, а лишь дает инструкции программе, как их “воспроизводить”. Вы можете произвольно резать, стирать части аудиоинформации, переставлять их во времени, накладывать их и т. п. – вашим исходникам это не повредит.

Данная особенность оборачивается серьезным преимуществом при сведении многоканальной записи в результирующий wav-файл: никаких промежуточных пересчетов, связанных с обработкой исходных дорожек, не происходит, и при этом в одной сессии могут находиться файлы разных форматов (wav, MP3), оцифрованные с разной частотой и разной битностью. Вообще, в процессе пересчета звука Cubase и Samplitude наверняка используют разные алгоритмы, все тонкости и нюансы которых вряд ли где-то описаны. По субъективным оценкам автора этого материала, Samplitude осуществляет пересчет с меньшими потерями, чем Cubase SX. Это делает его более привлекательным для звукорежиссера, особенно на стадии конечного сведения. Впрочем, никто не призывает вас верить нам на слово – вы можете провести свой эксперимент или обратиться к многочисленным форумам.

Чтобы приверженцы Cubase не вешали нос, заметим, что и Samplitude не лишен недостатков. Во-первых, Midi-редакция Samplitude явно уступает по удобству Cubase. Во-вторых, Steinberg является основоположником стандарта ASIO, и пока еще не все производители VST-плагинов, гарантирующих совместимость с Cubase, обещают то же в отношении Samplitude. В частности, на форумах можно найти обсуждения проблем совместимости VST-плагинов от Waves (если верить инструкции, последние гарантированно работают только с программами от Steinberg, с остальными – как получится).

Подводя итоги, скажем, что выход нового поколения редакторов Cubase SX3 (Nuendo3) и Samplitude (Sequoia) V8 только обострит конкуренцию и в любом случае приведет к серьезному росту качества аудиоредакторов будущего на радость нам, простым пользователям. Основная борьба еще впереди (как и более подробная встреча с Samplitude в следующих номерах журнала).

Antares Filter – лучший цифровой процессинг

Успех Autotune несколько заслонил собой еще один достойный всяческих похвал плагин от Antares. К тому же появился он в конце 2003 года, то есть в 2003-м его заметить не успели, а к концу 2004-го уже могли и подзабыть. Тем не менее премии TEC Award и Exceptional Quality Award от EQ Magazine его все-таки настигли и он получил сравнение с “блестящим танцующим хирургом”.

Antares Filter управляется четырьмя независимыми стереофильтрами с удобной и гибкой регулировкой, которые дают теплоту и гладкость, сравнимые со звуком классических аналоговых фильтров. Каждый из фильтров предполагает независимую тонкую настройку режимов работы и параметров задержки, включая выбор формы волны. Программа имеет два генератора ритма (хирург же танцующий), позволяет комбинировать различные варианты коммутации фильтров и предоставляет возможность редакции частоты и резонанса мышью непосредственно в окне графического дисплея, где каждый фильтр выглядит как волна определенного цвета (желтый, синий, красный, зеленый).

Широкие возможности, легкость и наглядность управления плюс высокое качество на выходе – это все, о чем мечтает типичный пользователь, устанавливая программу. В этом смысле Antares Filter не разочаровывает. Автору этих строк во время недавнего сведения удалось решить задачу с подбором очень сложного, навороченного эффекта для вокала буквально за несколько минут.

На платформе PC программу можно устанавливать для DirectX и для VST. Как всегда, в таких продуктах радуют тщательно подобранные готовые библиотечные пресеты, которые можно использовать для вокала или любого инструмента, который нуждается в специальной обработке. Скачать полнофункциональное демо программы можно по адресу www.antarestech.com/download/demoform.shtml, музыкальный пример от композитора и продюсера Ричарда Деккарда (сотрудничал с Dido, Erasure) находится здесь: www.pair.com/anttech/downloads/audio/KarmaHarvest-Penumbra.mp3, а дополнительные пресеты – на www352.pair.com/anttech/downloads/Antares_Filter_Extra_Presets.exe. Говоря об итогах года в категории “Лучший цифровой процессинг”, упомянем и Waves IR-1 (www.waves.com) – серьезный импульсный ревербератор, использующий в своей работе акустику реальных помещений. Многие вокалисты придут в восторг.

Guitar RIG от Native Instruments – лучший выбор гитариста

Об этой суперпрограмме (www.native-instruments.com/index.php?guitarrig_us) мы уже писали, однако исключить ее из обзора лучших продуктов года никак нельзя. Список наград, полученных Guitar RIG в этом году, переходит все разумные пределы. Не каждый марочный коньяк может похвастать таким количеством медалей. С последнего нашего упоминания об этом плагине версия 1.0 обновилась до 1.1. Добавились новые модели, эмулирующие аппаратные средства обработки гитар, – теперь их уже 29. В связи с этим расширился банк фабричных пресетов 1.1 Update Bank, насчитывающий 52 настройки (общее количество пресетов выросло до 260).

Некоторые из новых настроек эффектов, особенно связанных с использованием Psychedelay, буквально сводят с ума. Поклонники психоделической музыки, ликуйте – версия 1.1 позаботится о вашем душевном здоровье. Учтите только, что некоторые модные эффекты потребуют не только устойчивости ваших мозгов, но и значительной доли интеллектуальных ресурсов вашего компьютера. Если ваша система вдруг надолго задумается, отнеситесь к этому философски, считайте, что ваш компьютер отправился в свой психоделический трип.

У Guitar RIG есть еще одна особенность, о которой мы не упоминали. Разработчики выпустили специальную педаль-контроллер RIG Kontrol, которая позволяет управлять основными параметрами плагина во время игры. Она подключается к звуковой карте, не требуя дополнительного USB-, Midi- или FireWire-интерфейса. Особенно удобно работать с этой педалью и переносным компьютером в дороге (впрочем, при желании вы можете использовать свою гитарную примочку или писать звук непосредственно в линию звуковой карты).

Для зарегистрированных пользователей существует тьюториал от Джерри Макферсона, авторитетного студийного гитариста из Нэшвилла (штат Теннесси), известного по студийной работе с Jewel, Фейт Хилл, Джонни ван Зандтом (Lynyrd Skynyrd), Донной Саммерс и другими. В этом пособии проиллюстрировано использование некоторых хитростей и интересных дополнительных возможностей настройки и работы программы, использование MIDI-клавиатуры для управления параметрами, 15 уникальных пресетов и многое другое.