15 лет назад 10 декабря 2003 в 14:53 108

Александр Енин

Если вы хотите, чтобы ваш компьютер не оставался немым, есть смысл как следует разобраться, за что же отдавать свои кровные. Потому что разных аудиоустройств на рынке довольно много, и не все они, как и йогурты, одинаково вкусны и полезны. Так что стоит попытаться систематизировать все это многообразие, исходя из тех задач, которые будут возложены на компьютер.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ АУДИОКОНТРОЛЛЕРЫ

В последнее время на системных платах различных производителей все чаще используются интегрированные аудиоконтроллеры (их еще называют кодеками) производства таких компаний, как Analog Device (кодеки AD1980 и AD1981), Realtek (ALC650) и VIA.

Качество воспроизведения звука контроллерами ALC и AD находится примерно на одном уровне и очень приближено к качеству звучания карты Creative SoundBlaster Live! 5.1. При этом более высокий уровень шума ALC и AD компенсируется меньшими нелинейными искажениями. Разницы в аппаратных возможностях, предоставляемых этими кодеками, практически нет – оба поддерживают многоканальный вывод и возможность передачи сигнала по цифровому интерфейсу S/PDIF.

Существенное же различие между звуковыми контроллерами компаний Realtek и Analog Device заключается в функциях, которыми оснащены их драйверы. Например, последняя версия программного обеспечения ALC 650 снабжена 12-полосным эквалайзером, с помощью которого вполне можно подкорректировать частотную характеристику недорогой акустической системы или наушников. Еще одна сильная сторона драйверов Realtek – поддержка технологий Virtual Ear и Headphone Theatre, которые представляют собой достаточно сложные эффекты, предназначенные для улучшения передачи звуковой панорамы в наушниках.

НЕДОРОГИЕ ЗВУКОВЫЕ КАРТЫ

Если нам необходим более качественный звук, то стоит оставить интегрированные кодеки в покое и присмотреться к отдельным звуковым платам, которые способны обеспечить воспроизведение сигнала на более высоком уровне и обладают дополнительными возможностями, улучшающими воспроизведение стерео- и многоканальных фонограмм. Искать такие карты среди изделий, продающихся по цене меньше пятидесяти долларов, не имеет смысла – в лучшем случае это будут платы, сопоставимые по качеству звучания и предоставляемым возможностям с интегрированными кодеками.

Определенный резон, возможно, есть только в покупке недорогой карты Creative SoundBlaster Live! 5.1. Выигрыша в качестве воспроизведения сигнала мы в этом случае не получим, но если для нее будут установлены драйверы и программное обеспечение от карты Audigy2 или альтернативный драйвер kX, в нашем распоряжении окажется немало дополнительных возможностей. Например, с помощью утилиты Speaker Calibration или плагинов kX можно будет провести полноценную калибровку акустической системы, разложить стереофоническую музыкальную фонограмму на шесть каналов (5.1), подкорректировать панораму в наушниках или наложить на фонограмму дополнительные эффекты.

Но все же лучше приобрести звуковой адаптер Creative SoundBlaster Audigy, который стоит ненамного дороже Live! 5.1. В этом случае мы также можем установить расширенное программное обеспечение, однако при этом получим весьма ощутимый выигрыш в качестве воспроизведения сигнала

Контроллеры других производителей, например таких, как Hercules и Philips, стоимостью около пятидесяти долларов невыгодно отличаются от Audigy как по качеству воспроизведения сигнала, так и по дополнительным возможностям. Поэтому среди недорогих решений SB Live! 5.1 и Audigy выглядят безоговорочными лидерами, интересные альтернативы которым есть только в более высоком ценовом диапазоне.

ЕСЛИ ЭТОГО МАЛО

Обзор дорогих (около 100 долларов) мультимедийных звуковых плат начнем с последней модели Creative – Audigy2. Поскольку программное обеспечение для всех карт производства Creative одинаково (при условии, что для SBLive! и Audigy будет установлено программное обеспечение от Audigy2 или kX), отличие предоставляемых этой картой возможностей от предыдущих моделей заключается лишь в поддержке дисков стандарта DVD-Audio. Однако этот факт интересен нам примерно так же, как динамика роста поголовья кенгуру в центральной части Австралии: записей, сделанных в этом формате, во всем мире около сотни, а в России в продаже можно найти всего несколько десятков дисков. Принципиально же Audigy2 отличается поддержкой большего количества каналов и более высоким качеством звука, что гораздо интереснее. Однако качественный прирост при смене Audigy на Audigy2, даже с учетом увеличения числа каналов, получается менее ощутимым, чем при замене SBLive на Audigy, а разница в цене между последней и предыдущей моделью составляет не менее сорока долларов.

Среди карт ценой около 100 долларов продуктам Creative есть как минимум две реальные альтернативы. Во-первых, звуковой контроллер 6Fire, выпущенный компанией Terratec, занимающейся производством недорогого музыкального мультимедийного оборудования. Высококачественный аналоговый тракт этой карты позволяет рекомендовать ее меломанам. Правда, тем, кого интересует объемный звук в играх и кино, 6Fire не подойдет, поскольку никаких возможностей для декодирования форматов объемного звучания у нее нет.

А вот M-Audio Revolution 7.1 можно считать полноценной альтернативой картам Creative и по качеству звука, и по функциональности. Качество же воспроизведения у нее сравнимо с Audigy2. Сопоставлять эффекты SRS Labs, которые поддерживает эта платформа, с эффектами Creative и кХ – занятие крайне неблагодарное, поскольку ни на какие объективные критерии опереться не удастся. Поэтому ограничимся более простым сравнением: эффекты Creative и kX можно более гибко настраивать, но зато с эффектами SRS новичку или просто человеку, не желающему вникать в тонкости настроек, разобраться будет гораздо проще.

ЗВУК В ИГРАХ

После того как компания Creative закрыла третью версию своего игрового стандарта EAX, именуемую Advanced HD, всем остальным производителям звуковых карт пришлось перейти на использование открытых алгоритмов позиционирования звука, разработанных компанией Sensaura. Эти алгоритмы совместимы с ранним стандартом Creative ЕАХ 2.0 и включают в себя несколько фирменных технологий. К сожалению, до сих пор как игровой стандарт алгоритмы Sensaura распространены значительно меньше, чем EAX, но со временем ситуация, возможно, изменится. Сейчас о своей поддержке этого “движка” уже заявили такие разработчики игр, как Electronic Arts, Infogrames, Kuju Interactive, Lucas Arts, Rage Software, Lionhead и Activision.

Закрытый же стандарт Advanced HD поддерживается только картами Creative линеек Audigy и Audigy2. В него входят как алгоритмы, призванные сделать звук более натуральным и красивым, так и алгоритмы пространственного позиционирования, которые безусловно интересны любителям сетевых баталий. Поскольку игр с поддержкой EAX значительно больше, чем с поддержкой  Sensaura, ставить в игровой компьютер, скорее всего, придется именно Audigy или Audigy2.

kX Project

Проект кХ существует уже несколько лет. Началось все с того, что команда программистов решила выпустить альтернативные драйверы для карты SBLive, которые позволили бы музыкантам реализовать возможности чипа EMU10k, на котором построена эта карта. С тех пор выходят все новые версии кХ, обрастающие все новыми возможностями.

На сегодняшний день драйвер кХ поддерживает все последующие модели звуковых карт Creative и имеет ряд преимуществ над фирменным программным обеспечением. Во-первых, при использовании кХ карты дают более качественный звук (да, на качество воспроизведения влияет не только аппаратная, но и программная часть карты). Во-вторых, пользователь получает в свое распоряжение множество эффектов, которые могут потребоваться не только музыканту, но и обычному пользователю. В-третьих, он может использовать их достаточно широко по сравнению с фирменным программным обеспечением: архитектура драйвера позволяет гибко настраивать эффекты и управлять звуковыми потоками. Обнаружить драйвер можно по адресу www.kxproject.com

Акустические системы

Отличить хорошие колонки от плохих по каким-либо внешним признакам практически невозможно. Бытует ошибочное мнение, что колонки из ДСП или MDF (Medium Density Fibreboard – древесноволокнистая плита средней плотности) звучат лучше, чем пластиковые. Но специалисты знают, что с равным успехом можно спроектировать отличный корпус из пластика и плохой из MDF – все зависит только от подхода разработчиков.

Ситуация осложняется еще и тем, что большинство мультимедийных акустических систем не отличаются высоким качеством (это касается и продукции именитых фирм). Можно предложить два варианта решения проблемы: либо подключить компьютер к качественной бытовой Hi-Fi-системе, либо отыскать приличную мультимедийную акустику самостоятельно, взяв с собой CD-плейер и диск с одним из акустических тестов.

Тестирование

PassMark SoundCheck – одна из немногих программ, предназначенных для тестирования аудиосистемы компьютера при помощи записи и воспроизведения различных тестовых сигналов. Имеется возможность оценить такие характеристики звуковой карты и акустических систем, как качество позиционирования источника сигнала, качество звука при использовании различных эффектов, степень загрузки процессора. График, который строит программа, позволяет также выявить всевозможные помехи и наводки, создаваемые в аудиотракте компонентами компьютера.

RightMark 3DSound – диагностика работы трехмерных возможностей звуковой карты; вывод информации об аппаратно поддерживаемых функциях, таких как наличие поддержки EAX1, EAX2, EAX3; проверка качества горизонтального и вертикального позиционирования источников звука; определение степени загрузки CPU и другие тесты.

RightMark Audio Analyzer – тестирование акустических характеристик звуковых карт (АЧХ, КНИ, уровень шума, динамический диапазон, взаимопроникновение каналов) с помощью воспроизведения и записи тестовых сигналов, проходящих через исследуемый звуковой тракт.

Acoustics Testing Edition – программа для тестирования АЧХ акустических систем. Для получения достоверных результатов необходим специальный измерительный микрофон и звуковая карта с ровной АЧХ.