9 лет назад 10 ноября 2009 в 16:39 62

Автор: Арсений Мирный

С момента старта гонки вооружений консолей теперь уже не следующего, но текущего поколения прошло уже много времени. И все это время расстановка сил на консольном рынке особо не менялась. Nintendo держала взятый на старте темп, обгоняя конкурентов на пару корпусов.

Следом шла Microsoft, ну а в самом конце плелась Sony со своими баснословными ценами и первоначальными проблемами с приводами Blu-ray. Кое-как держать марку этому гегемону удавалось лишь на рынке портативных консолей, где продажи PSP стабильно демонстрировали позитивные тенденции. Однако за последние полгода произошел ряд событий, которые могут повлечь за собой серьезные перестановки на консольном рынке.

Прежде всего, это анонс собственных motion sense контроллеров Sony и Microsoft. И если перспективы разработки от японской компании неясны ввиду ее тотальной вторичности на фоне Wiimote, то в случае с американской компанией – если Natal и впрямь окажется таким хорошим, как о нем говорят разработчики – и желание, и возможности выбиться в лидеры очевидны.

Nintendo в ответ на выпады конкурентов показала Wiimotion plus и Wiimote-гаджет, измеряющий пульс (Wii Pulse). Не то чтобы очень крутые заявки на сохранение лидерства.

Другое событие – снижение цен на консоли. На момент написания этой статьи Xbox 360 и PS3 можно было купить по триста “зеленых” за экземпляр. Nintendo ответила симметрично, опустив цену Wii до $200. Наверное, это положительно скажется на росте продаж, который у Nintendo впервые замедлился в этом году. И это еще одно событие, над которым стоит призадуматься. Частично это связано с пресловутым кризисом, который по Японии (основному потребителю продукции Nintendo) ударил особенно жестко. Однако есть у этого спада и более естественные причины – экономисты, кажется, называют это насыщением рынка.

Nintendo не зря ударилась в массовое производство всевозможных контроллеров и “улучшайзеров” для Wii (Wii motion plus, Wii Fit и др.). Есть подозрение, что у потенциально безграничного рынка казуальных юзеров все-таки есть границы, и Nintendo в эти границы уперлась или, как минимум, предчувствует, что упрется в ближайшее время. А что нужно делать, когда аудитория уже максимально “окучена” или вот-вот придет в это состояние? Правильно – продолжать “окучивать”.

Никто не станет покупать второй экземпляр консоли даже в подарок на Рождество родственникам, потому что все уже куплено на прошлые и позапрошлые праздники. Выход один: новые и новые надстройки, которые позволят выжать еще пару долларов из имеющейся аудитории. Помимо новых игровых проектов, конечно. Но и тут Nintendo не в очень выгодном положении, поскольку казуальная аудитория, продемонстрировав недюжинный энтузиазм в отношении консоли, созданной специально для нее, в плане регулярной покупки новых игр показала себя не очень. Причина тому – в самой аудитории: взрослые люди, которые раньше почти или вообще не играли в игры. В игровом плане это аморфные существа, которым достаточно Wii Sports, поставлявшейся вместе с консолью, и Rayman Ravin’ Rabbits, которую они купили по совету продавца в магазине.

“Завлекалочки” вроде интригующего сюжета, новых геймплейных особенностей, свежих героев и т. д. на таких людей действуют плохо. На рабочем компьютере они порой раскладывают пасьянс-косынку или играют в Zuma. Дома они иногда машут Wiimote в Wii Sports или прыгают на Wii Balance Board – им этого достаточно.

Логично в такой ситуации пойти на поклон к хардкорным геймерам, которых до этого Nintendo практически полностью игнорировала. Но и там вышел казус: похоже, современная графика для “профессиональных” игроков не менее важна, чем хороший сюжет и уникальный геймплей. А Wii в этом смысле была устаревшей с самого первого дня. Возможно, поэтому хардкорные игры плохо продаются на Wii, и в Nintendo это осознают, хотя не очень понимают, почему. В июне один из топ-менеджеров компании Денис Кейглер лишь развела руками, отвечая на вопрос о причинах провалов хардкорных тайтлов для Wii в интервью Wired. “Не знаю, мне сложно это объяснить, – сказала она. – В общем-то, далеко не все наши игры – даже не хардкорные – могут похвастаться высокими графиками продаж, так что, может быть, MadWorld и The Conduit станут лучше продаваться чуть позже”.

На подходе еще несколько мощных хардкорных тайтлов, вроде Resident Evil: Darkside Chronicles и Dead Space: Extraction, на которые у товарищей из Nintendo большие надежды, но если и они не станут хитами, то песню Wii как хардкорной приставки можно считать спетой.

Что же до конкурентов, то они в этой ситуации кругом в шоколаде, потому что если у Wii в загашнике имеется “неокученная” хардкорная аудитория, то Microsoft с Sony еще фактически не притрагивались к аудитории казуальной – гораздо большей по размеру, нежели аудитория преданных поклонников видеоигр. И мы не сомневаемся, что эти компании еще перегрызутся за этот лакомый кусок, особенно когда запустят свои motion sense контроллеры.

В итоге уже, пожалуй, можно говорить о том, что сейчас мы наблюдаем последние “солнечные дни” консоли Nintendo Wii. Это не значит, что менеджеры Nintendo в чем-то ошиблись – просто Nintendo на своей консоли заработала уже практически все что можно. И имеет прорву времени на разработку новой революционной игровой системы. В то время как пара оставшихся конкурентов будут стараться “отбить” затраченные на свои консоли миллионы долларов.