15 лет назад 13 мая 2004 в 17:24 86

Чтобы организовать собственную студию, недостаточно одного только юношеского задора. Нужно еще знать, как это делается. Студией может называться и заброшенный сарай в глубине дачного участка, и накрытые простыней клавиши плюс микшерный пульт в углу спальни, и целая огромная комната, до потолка набитая инструментами, пультами и синтезаторами. И поскольку большинство из нас учится звукорежиссуре на протяжении всей жизни (лет в шесть мы осваиваем кнопку REC на магнитофоне, в 15 выманиваем у родителей на день рождения клавиши / ударную установку, а на первую зарплату покупаем себе микшерный пульт), содержимое студии постоянно растет.

Таким образом, первый этап создания студии – это сбор необходимого оборудования, начиная с допотопных аналоговых примочек, синтезаторов, компрессоров, еще примочек, еще синтезаторов и заканчивая блестящим новеньким “макинтошем”, еще несколькими гаджетами и еще некоторым количеством синтезаторов.

В принципе, насобирав все это, можно успокоиться и счесть свою студию готовой. Но все же теперь, когда вы решили сделать все по-человечески, более разумным решением будет выкинуть все, что насобиралось за долгую жизнь. (“Выкинуть” – это, конечно, фигуральное выражение, под которым на самом деле подразумевается распродажа под девизом “Everything Must Go!” или, говоря по-русски, “Чуваки, продаю все, что есть в доме!”) и создать студию с нуля.

Тогда можно будет сделать студию не только функциональной, но еще и удобной. И даже (трудно поверить, но это действительно достижимо!) красивой. Ведь не зря вы копили знания и опыт – пусть новая студия станет отражением вашего сегодняшнего, продвинутого “я”, а не музеем вашего духовного и финансового роста. Сейчас вы уже знаете, в каких условиях вам приятнее и комфортнее всего работать, так постарайтесь же обеспечить себе безбедное творческое будущее и оборудуйте студию соответственно собственным запросам и нуждам.
Итак, как организовать музыкальную студию с нуля, будь то гараж, свободная комната, дачный чердак, специальное арендованное помещение или сарай за огородом?

КУДА ЧТО ПОСТАВИТЬ
Для начала не забудьте подумать о том, с какой стороны от себя установить разные приспособления – справа или слева. Это только вначале кажется, что о подобных мелочах можно позаботиться в последнюю очередь, но потом оказывается, что за важными проблемами про мелочи забывают, а когда вспоминают, что-нибудь менять бывает уже поздно.

Поэтому, если вы, к примеру, правша и клавиши используете для того, чтобы наигрывать на них простенькие мелодии одной правой, постарайтесь с самого начала сделать так, чтобы инструмент не оказался слева от вас, а то после нескольких часов музицирования вы станете настоящим кривым красавцем. Впрочем, наилучший вариант – это расположение клавиш по центру, прямо перед собой.

МЕБЕЛЬ
Специальная мебель для музыкальной студии – это слишком дорого. Поэтому придумывайте, что хотите, но постарайтесь сделать это с умом – так, чтобы столы и стулья хотя бы отдаленно напоминали мебель, подходящую для работы в студии (например, присмотритесь к офисной мебели магазина ИКЕА, там можно найти кое-что подходящее).

Если же покупать нормальную мебель вы не собираетесь, то хотя бы позаботьтесь о том, чтобы компьютер, клавиши и пульт были расположены правильно. Скажем, монитор должен стоять как можно ближе к вам и наклонен таким образом, как будто бы вы читаете книгу (верхний край экрана – немного ниже уровня глаз), а стулу нужно хорошо поддерживать спину и быть достаточно мягким, потому что музыка увлекает и неизвестно, сколько времени вы просидите на одном месте, не вставая.

МОНИТОРЫ (КОНТРОЛЬНЫЕ ЗВУКОВЫЕ КОЛОНКИ)
Если какой-нибудь предмет мебели или шнур окажется не там, где нужно, вам просто будет неудобно работать. А вот если вы неправильно расставите мониторы, то это отразится не на вашем позвоночнике, а непосредственно на музыке. В идеальном мире звук из мониторов попадал бы прямиком к вам в ухо без каких-либо преград на своем пути. Однако пространство вашей студии наверняка ограничено стенами, полом, потолком и окнами, а все эти предметы отражают звук, вследствие чего прямые и непрямые звуковые волны взаимодействуют и образуют особое звуковое поле, уникальное для каждого конкретного помещения.

Любые установки уровня и эквализации, используемые вами при записи, будут определяться тем, что и как вы слышите, поэтому хорошо бы вам слышать все как следует и не позволять странным неровностям помещения влиять на результат микширования.

В маленьких помещениях ранние отражения – ниже 20 мс – могут всерьез изменить положение дел в области средних и высоких частот. Нужно позаботиться о том, чтобы мониторы были расположены на более короткой стене, – тогда отражение от дальней задней стены будет меньше портить вам праздник. При 20 градусах звук перемещается со скоростью 34,3 см в миллисекунду, поэтому, учитывая его обратный путь, нужно сделать так, чтобы задняя стена была как минимум в трех с половиной метрах от мониторов – тогда ранние отражения не будут превышать 20 мс (мы считали!).

Помимо очевидной выгоды от поддержания нужного расстояния между вами и динамиками, их нужно развернуть так, чтобы они смотрели прямо на вас – это позволяет свести к минимуму отражение от более близких боковых стен. Эти места и потолок непосредственно над вами нужно звукоизолировать – таким образом вы еще больше снизите отражение звука.

Наконец, не забудьте о таких дополнительных отражателях, как микшерные пульты, сами мониторы и прочая аппаратура. Здесь могут помочь специальные стенды и полки, с помощью которых можно поднять мониторы до уровня уха. Главное – следить за тем, чтобы расстояние между ними и стеной позади них было не меньше метра.

СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Запись в студии – дело дорогое. Студийное время стоит больших денег, что очень нервирует всех музыкантов – бывает, нет вдохновения, музыка не пишется, а арендованное время бежит. Поэтому многие музыканты предпочитают работать над записью дома, а в студии лишь доводить это до ума. О том, как работают в собственной квартире профессионалы, Upgrade Special попросил рассказать директора звукозаписывающей студии “Гигант Рекордс” Андрея Архангельского и вокалиста группы “Конец Фильма” Евгения Феклистова.

Итак, взбрело человеку в голову сделать у себя домашнюю звукозаписывающую студию. А как это сделать, он не имеет ни малейшего понятия. Что ему нужно предпринять в первую очередь? Андрей Архангельский: Домашняя студия хороша для фиксирования идей. Спал, например, музыкант, потом проснулся – и осенила его идея. Встал, включил компьютер, взял гитару, наиграл, записал – идея зафиксирована. Таким путем, например, работает Бьорк. А вот для профессиональной работы домашняя студия вряд ли подходит. Разве что для демо-записей.

Ну вот и давайте сделаем основной задачей запись демо.

АА: Бывает, к нам в студию люди приносят записи, сделанные дома. Чтобы, к примеру, вокал записать. Но, как правило, все это не очень высокого качества. Иногда даже несмотря на то, что в домашней студии есть дорогая профессиональная аппаратура. Случается и так, что есть, скажем, приличный ламповый комбик, а звуковая карта дешевая – от этого смысл комбика или хорошего микрофона сразу теряется. Кроме того, очень трудно наладить слуховой контроль из-за отсутствия правильной акустики в комнате. Это, пожалуй, самая главная проблема.

Евгений Феклистов: Очень трудно контролировать вещь, которая находится не внутри машины, а звуковые волны проходят как раз вне корпуса компьютера. Поэтому от акустики помещения действительно зависит очень многое. Оно должно быть заизолировано так, чтобы не было никаких отражающих эффектов, чтобы тот звук, который ты потом будешь монтировать на компьютере, не искажался какими-то посторонними вещами – эхом, реверберацией и так далее. Кроме того, помещение должно было звукопоглощающим – чтобы соседям не было слышно. Но все это относится к живой музыке, а электронщики работают с уже готовыми звуковыми библиотеками, сэмплами и почти всю работу могут делать в наушниках. Им какое-то особое помещение не нужно.

Помещение, насколько это возможно, заизолировали. Что дальше?
ЕФ:Может быть так, что у человека уже есть музыкальный центр, есть колонки. Зачем ему покупать какие-то новые, специальные, когда он вполне может воспользоваться этими? Компьютерные колонки не годятся – нужны профессиональные акустические колонки, причем такие, с которыми человек сможет работать.

Можно хвалить какие-нибудь невероятные супердорогие колонки, но надо понимать, что они предназначены специально для работы в студии, причем вкупе с другими такими же специальными колонками. И брать их без вспомогательных домой бессмысленно – даже очень опытному звукорежиссеру будет очень трудно на них что-то свести. Покупая колонки, человек должен думать, что он хочет делать. Если он не собирается сводить, то ему хватит и приличных наушников. Если же собирается, то ему будет достаточно не самых дорогих акустических колонок.

Компьютер, звукоизоляция, колонки… Что делаем теперь?
ЕФ:
Есть два варианта. Можно купить хороший универсальный микрофон, например концертный Shure 58 beta, который подойдет и для концертных выступлений, и для записи демо-вокала дома. Если же человек хочет писать более или менее профессиональный вокал, то он должен учитывать, что, какой бы микрофон он ни купил, в условиях квартиры частоты будут искажаться и записать профессиональный и чистый вокал будет невероятно тяжело. Но это дело вкуса – например, Егору Летову было принципиально важно, чтобы частоты максимально искажались, кто-то же, наоборот, стремится избавиться от всякого искажения. Если человек хочет добиться прозрачного, ясного голоса, то ему концертный микрофон в стодолларовом диапазоне не подойдет – нужна аппаратура посерьезнее. Если же он просто хочет сделать подарок жене на Восьмое марта, то ему и стодолларового хватит.

А еще для студии необходим микшерный пульт. Он может быть и виртуальным, то есть в компьютере, но тогда надо учитывать такой момент: чем больше каналов ты на этом виртуальном пульте включаешь, тем больше у тебя грузится процессор и тем медленнее работает сам компьютер. Поэтому нормальный микшерный пульт все-таки нужен. Он и компьютер позволяет разгрузить, и работать с ним удобнее, и звучать все будет лучше. Конечно, какой-нибудь 40-канальный пульт – это для квартиры чересчур, а вот 8- или 12-канальный будет очень даже ничего.

А что нужно для того, чтобы хорошо записать гитару?
АА:
Можно просто взять гитару и подключить ее непосредственно в линию. Если есть микшер – в микшер. А если нет, то с помощью переходника можно и напрямую в звуковую плату подключить. Но звук будет напоминать гитару лишь отдаленно. Если же мы хотим получить звук, приближенный к настоящему, то нужны комбики. Необязательно включать их на полную громкость, можно вообще подключить звук в ту же линию, но уже из комбика, и это будет звучать лучше. Кроме того, сейчас есть масса виртуальных комбиков в различных программах. Они становятся все лучше и для демо-записи вполне сойдут.
Вообще, все зависит от привычек. Кто привык к комбам, тот и комб в квартиру припрет. А тот, кому это не очень важно, обойдется и виртуальными средствами.

А как быть с басом?
АА:
В профессиональной студии для снятия звука с басового комбика, да и с гитарного тоже, используются микрофоны. А иногда не один, а штуки четыре. Их надо правильно выставить, все вымерить и так далее. Это очень трудоемко и к тому же дорого, поскольку микрофоны к каждому комбу – и гитарному, и басовому – нужны специальные, а они стоят недешево. Лучше просто писать звук в линию через комб – для демо получится очень даже ничего.

Писать ударные в квартире…
АА:
…Совершенно нереально. В первую очередь, из-за громкости. Только загородный дом. Даже у нас в студии, когда по ночам команды репетируют, ударники так шарашат – по всей округе разносится, метров за 100 слышно. Так что о записи барабанов в квартире лучше сразу забыть.

Насколько реально в домашней студии сделать качественную демо-запись?
АА:
Вполне реально. Конечно, создание даже домашней студии потребует определенных затрат. Если человек заботится о хорошей записи вокала, он может только на необходимую аппаратуру угрохать минимум шесть тысяч долларов – по две тысячи на микрофон, усилитель и конвертер. Для гитары нужны комбик или гитарные процессоры, тоже аппаратура не из дешевых. Для баса – процессор.

Конечно, лучше комбик, но для того, чтобы он звучал, его надо хорошо нагрузить, сделать так, чтобы он звучал громко. Сделать это в условиях квартиры – тяжело, а если делать громкость меньше, тогда и комбик не нужен. Что с ним, что без него – слышно ничего не будет. Поэтому лучше процессор. А проще всего с клавишами – сидишь в наушниках, никому не мешаешь, ищешь звуки, подбираешь тембры. Подключил напрямую в компьютер или через микшер – и делай что хочешь.
Компьютер, естественно, должен быть максимально мощным. Чем он слабее, тем больше будет проблем. Звуковая карта должна быть хорошей. Обычная, за 100 долларов, тут не подойдет. Здесь нужна карта большой мощности – такие стоят долларов 500-600.

Пример №1
Мы находимся на чердаке музыкантов Йена Смита и Пола Симмонса. Они совсем недавно оборудовали его под студию, что было не так-то просто, поскольку чердак у них довольно тесный.

Вам повезло: вы оборудовали студию с нуля. Как вы решали, что куда приткнуть?
Мы знали только, куда поставим специальный стол из ИКЕА (нам многие говорили, что это хорошо – купить стол из ИКЕА). Его надо было поставить обязательно к дальней стене, потому что остальные стены у нас очень кривые – это же чердак! – и теперь мы играем лучше всех, потому что от наших кривых чердачных стен вообще ничего не отражается.

Хотя, конечно, мы сильно прикололись, когда втащили стол на чердак, собрали его там и обнаружили, что он еле туда влезает: еще буквально по три миллиметра с каждой стороны – и все, не было бы у нас никакого специального стола. О чем это говорит? О том, что все нужно мерить заранее, а не так – принес и задумался: влезет или не влезет. Что касается специальных стоек для разных пультов, то их нам вообще пришлось распилить на части, потому что, как мы уже говорили, у нас очень тесный чердак. Как они теперь держатся, не знает никто. Ну, мы, во всяком случае, точно не знаем.

После того как вы все обустроили, приходилось ли что-нибудь переделывать?
Если говорить все о тех же специальных стойках для пультов, то после того, как мы их распилили, они у нас стояли везде – со всех сторон. А потом мы просто начали выкидывать разные ненужные приспособления. И постепенно дошло до того, что нам стало хватать специальных стоек только с одной стороны чердака. Это очень удобно, потому что теперь не нужно бегать как сумасшедшим от одной стены к другой. Можно спокойно сидеть на одном месте и вертеть хоть все ручки одновременно. Правда, после этого у нас освободилась левая стена – пришлось опять ехать в ИКЕА и покупать новые полочки для разных вещей. А заодно мы потратились и на хот-доги, которые там продаются на выходе. Мы хотим написать дирекции ИКЕА письмо о том, что нам уже положено покупать у них все за полцены.

Покупали ли вы в последнее время какие-нибудь новые примочки? И если да, то как вам удалось уместить их в такую тесную студию?
У нас новые мониторы, и они отлично уместились на столе из ИКЕА, только их пришлось поставить немного боком. Я до сих пор не очень уверен в том, как нужно ставить мониторы – репродукторами внутрь или наружу. Помню, были какие-то знаменитые споры по поводу Нормана Кука, который ставит свои колонки репродукторами наружу. Вот только я так и не понял, прав он был, что так ставил колонки, или нет. По-моему, тогда говорили, что можно и так, и так.

Как вы подсоединили аппаратуру?
У нас было два коммутатора – один для синтезаторов и другой для микшера. Все остальные провода намотаны за нашим специальным икейским столом и выглядят не очень красиво, портят, можно сказать, весь вид. Мы надеемся что-нибудь придумать, чтобы это исправить. Но вообще-то мы потратили так много сил, чтобы у нас тут все заработало, что теперь как-то обидно взять и все опять отключить, чтобы навести красоту. Пускай себе болтаются – так я думаю. Главное, что все работает. У нас, кстати, еще есть провода, которых не видно – мы их затолкали за стойки с пультами.

Как вы определились с местом расположения мониторов?
Как я уже говорил, теснота вынудила нас поставить их немного боком. Мы не очень довольны тем, как они стоят. Хотя вообще-то, если честно, мы ими и не пользуемся – ха-ха. Чтобы микшировать, у нас есть наушники! А мониторы – это, во-первых, чтобы играть в компьютерные игры, а во-вторых, чтобы делать окончательный мастеринг треков.
Конец врезки

Пример №2
Марти Бирн перебрался в новую студию год назад. Давайте посмотрим, как он ее обустроил и куда что поставил.

Твоя так называемая студия уместилась в углу гостиной. Как ты умудрился все сюда запихнуть?
Когда я въехал в эту квартиру, тут было полно места! К тому же квартира продавалась вместе с мебелью, и среди прочего я нашел тут парочку подходящих столов, на которые пристроил свои гаджеты. А что с ними еще было делать – куда столько столов девать? Конечно, это не самая студийная мебель на свете, но не выкидывать же ее из-за этого. Что до мониторов, то я всегда очень серьезно относился к тому, как и под каким углом их устанавливать, но поскольку сейчас в основном я пользуюсь наушниками, мне было все равно, где они будут торчать.

После того как ты все обустроил, приходилось ли что-нибудь переделывать?
Однажды я прочитал крутую статью, которая называлась “Переделай свою студию”, купил себе пару отверток – и все переделал! Смастерил несколько примочек, передвинул компьютер в другой угол, поставил его на новый стол, сколотил новые полки, купил новые клавиши и почувствовал себя другим человеком.

Проблем с подключением не возникало?
Подключение – это такое дело, когда без проблем не обойтись. Все равно будет клубок из проводов, хоть ты тресни. Единственный способ бороться с этим – это либо бесконечно покупать себе все новые и новые липучки для проводов, либо использовать вместо них обыкновенный скотч. А еще я прибил к стене деревянную планку с крючками и цепляю за них провода. Очень удобная вещь, но, правда, красоты от нее мало.

Год назад твой микшерный пульт стоял на табурете, а сам ты сидел на деревянном кухонном стульчике. В этом отношении что-нибудь изменилось?
По-моему, это было гениальное решение. Но с тех пор кое-что действительно изменилось. Я купил для пульта специальный стол, а для себя – стул. Теперь не придется краснеть ни мне, ни пульту! Правда, мониторы у меня по-прежнему стоят на собственноручно сколоченных полках, но, по-моему, это очень удобные и прочные полки, и выглядят они почти круто.

Какие планы на будущее?
Хочу вложить в свою студию побольше денег. Я ведь тут поучился в специальном колледже и теперь знаю, как и что нужно делать. Перво-наперво мне понадобится новая звуковая карта. А еще, я, может быть, куплю себе какую-нибудь контрольную панель.

В статье “Переделай свою студию” я прочитал о том, что хорошо бы попытаться зарабатывать на своей студии деньги – например, записывать какие-нибудь начинающие группы или писать CD с миксами для диджеев. Так что, может быть, я перетащу все вещи отсюда в гараж и открою там недорогую звукозаписывающую студию. Правда, тогда мне понадобится более приличная мебель и большее количество разных приспособлений. Куплю себе парочку нормальных микрофонов, и глядишь – дела пойдут в гору. Болейте за меня!

Пример №3
Для того чтобы устроить собственную студию, Дэвид Томпсон построил на заднем дворе своего дачного домика сарай. Сарай был абсолютно пустым, и в нем можно было делать все что угодно. Вот что сделал в нем Дэвид.

Тебе повезло: ты оборудовал студию с нуля. Как ты решал, что куда приткнуть?
О, это было ужасно. Настоящее мучение, я так устал… Ведь все зависит от того, каким образом ты привык работать. Одним людям нравится, когда клавиши стоят слева от них, другим – когда они стоят справа… Например, лично я поставил стойку прямо посреди комнаты, клавиши и компьютер – слева, а микшерный пульт – справа. Сначала я нарисовал себе несколько набросков того, как это можно поставить (точнее говоря, я нарисовал три наброска), присмотрелся, подумал хорошенько и выбрал именно этот, окончательный вариант. Только он идеально подходил мне – все под рукой, все удобно.

После того как ты все обустроил, приходилось ли что-нибудь переделывать?
Да, вначале я поставил клавиши справа от себя, но потом понял, что правая рука нужна мне для того, чтобы возиться с сэмплером, поэтому пришлось поменять их местами.

Покупал ли ты в последнее время какие-нибудь новые примочки? И если да, то как тебе удалось разместить их в своем сарае?
Да, я купил себе новый Focusrite Penta и FAT Resonato, и они отлично уместились на мою стойку, потому что я заранее все рассчитал и на ней было достаточно места. Я всегда все рассчитываю заранее.

Как ты подсоединил аппаратуру?
Давайте признаем: не бывает студии, в которой не было бы беспорядка с проводами. И моя – не исключение. Провода и кабели – повсюду, и я все время думаю: надо было позаботиться об этом с самого начала! У меня нет никаких коммутаторов, но я обязательно куплю себе парочку, потому что жить в таком беспорядке невыносимо.

Какие планы на будущее?
Куплю себе коммутатор, а еще – новый компьютер и новый KAOSS Pad 2 и, может быть, новый звуковой модуль. Все эти предметы отлично уместятся в моей студии, я все рассчитал.