14 лет назад 27 февраля 2005 в 19:29 191

Обладателям цифровых фотоаппаратов начального и среднего уровней живется легко. Список форматов, которые поддерживают такие камеры, ограничен одним универсальным пунктом – JPEG. У обладателей же так называемых полупрофессиональных и профессиональных моделей выбор побогаче – помимо JPEG такие камеры обычно поддерживают еще два формата – TIFF и RAW. И если с TIFF все более-менее понятно, то RAW часто ставит в тупик даже достаточно опытных пользователей.

Для большинства нормальных людей RAW – странный формат, от которого мало проку. Размеры RAW-файлов достаточно велики, просмотреть их можно только в специальных программах, редактировать напрямую их тоже нельзя – надо сначала преобразовать в какой-либо иной формат (например, в тот же TIFF). Частенько, помучившись с непонятным форматом, начинающий фотограф просто переключает свою камеру обратно в режим JPEG и забывает о RAW навсегда. Тем не менее, несмотря на определенную “недружественность” к пользователю, формат RAW обладает некоторыми уникальными преимуществами, значительно расширяющими (при умелом использовании) возможности фотографа.

ЧТО ТАКОЕ RAW
Начнем с того, что формата RAW как такового не существует. Это звучит странно, но на самом деле так оно и есть. “Формат” – это что-то общепринятое и стандартное. Так, формат JPEG стандартизирован, его спецификации находятся в свободном доступе, и JPEG-файл, записанный одной программой всегда можно прочесть другой, понимающей этот формат. Структура же RAW-файлов меняется от камеры к камере и даже для изделий одного производителя может отличаться.

RAW-файлы представляют собой никак не обработанные данные с матрицы фотоаппарата. Собственно, слово raw по-английски означает “сырой”, “необработанный”. Данные с матрицы сжимаются архиватором (а в некоторых аппаратах и вовсе не сжимаются), к ним прикрепляется заголовок с параметрами съемки (модель камеры, дата съемки, выдержка, диафрагма и т. д.), и все это записывается в файл. Последующая обработка этих данных перекладывается на плечи программы-конвертера.

При съемке в JPEG или TIFF этой работой занимается встроенный процессор фотоаппарата, и на флэш-карту записывается уже преобразованный файл. За считанные доли секунды после захвата матрицей кадра, встроенный в камеру софт должен проанализировать “сырые” данные, решить, насколько ярким должен быть в результате кадр, определить цветовую температуру снимка, и с учетом всего этого провести интерполяцию данных матрицы и записать файл на флэшку.

Понятно, что ради скорости тут приходится многим жертвовать, и если с типовыми сюжетами процессор камеры справляется хорошо, то более-менее нестандартные кадры она может обрабатывать далеко не идеально. Возможность сохранять RAW-файлы предусмотрена именно для того, чтобы уже после съемки, на стационарном компьютере и в спокойной обстановке можно было обработать сырые данные более вдумчиво.

Таким образом, RAW-данные не являются конечным продуктом фотосъемки. Это только полуфабрикат, своеобразный негатив, который еще нужно правильно проявить (обработать в программе-конвертере). Причем проявить его можно по-разному, в зависимости от целей, стоящих перед фотографом. Продолжая аналогию, JPEG- и TIFF-файлы можно сравнить со слайдами – они получаются сразу готовыми, но если при съемке допущена ошибка, то результат будет почти наверняка испорчен. RAW же позволяет в достаточно широких пределах корректировать ошибки съемки.

В RAW-файлах содержится гораздо больше информации, чем в получающемся в итоге изображении. JPEG- и даже TIFF-файлы с камер имеют глубину цвета 8 бит на канал. Иначе говоря, каждый цветовой канал содержит максимум 256 градаций яркости. В RAW же записывается информация с матрицы, которая обычно имеет разрядность 10 или чаще 12 бит на точку, что дает 1024-4096 градаций яркости. Это дает большой запас для всевозможных преобразований картинки.
Ниже приводятся основные корректировки, которые можно проделывать при обработке RAW-файлов.

КОРРЕКЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ
Если вы (или автоматика вашей камеры) неправильно оценили освещенность кадра, и результат получился недодержанным или передержанным, то при обработке RAW-файла вы сможете легко внести поправку. Причем вытянуть можно даже кадры, недодержанные на две-три ступени, что в случае с JPEG или TIFF сделать не получится. Информация для восстановления кадра берется как раз из дополнительных двух-четырех битов.

Более того, RAW позволяет скорректировать и передержку – бич цифровой фотографии. Обычно, если на цифровом снимке провален свет, то при использовании обычных форматов восстановить его нет никакой возможности. RAW-данные пишутся с некоторым запасом, и если передержка не превышает 0,5-1 ступени, то при обработке детали в светах возможно восстановить. Таким образом, использование RAW расширяет эффективный диапазон снимка на две-три ступени в сторону теней и примерно на ступень в сторону светов, что дает огромные возможности для экспокоррекции.

КОРРЕКЦИЯ БАЛАНСА БЕЛОГО
Фотографии, снятые с неправильным балансом белого, обычно довольно трудно исправлять. Однако к RAW-снимкам это не относится. Когда вы выставляете в камере баланс белого, то это никак не влияет на сам процесс съемки: баланс белого – это только инструкция программному обеспечению камеры, как обрабатывать данные с матрицы, какой канал усилить сильнее, какой слабее.

Если снимок сделан при свете ламп накаливания, то для получения нормальных цветов достаточно при конвертировании RAW-файла указать баланс белого “лампы накаливания” – независимо от того, какой баланс белого был задан в камере при съемке. Более того, многие программы-конвертеры позволяют определять баланс белого “по образцу”. Надо найти на снимке нейтрально-серый объект, ткнуть в него мышкой, и программа пересчитает цвета так, чтобы этот объект стал действительно нейтрально-серым. В сложных световых условиях (когда есть много источников света с разными цветовыми температурами) эта возможность иногда просто спасительна.

Снимок был сделан на фестивале Current Music, который проходил на открытой сцене. Сцена была закрыта сверху ярко-красным козырьком, со всех сторон светили желто-оранжевые софиты. Все это вместе давало такой мощный красный отсвет, что автобаланс белого в камере ничего не смог с этим поделать и выдал кадр с сильным сдвигом цветов в красную зону. К счастью, на заднем плане сцены висел плакат с белыми полями. Один щелчок мышкой по этому плакату – и цвета снимка стали совершенно нормальными.

ГЛУБИНА ЦВЕТА И ЦВЕТОВЫЕ ПРОФИЛИ
Наконец, при обработке RAW-файла можно управлять форматом получаемого изображения. Конвертер может выдать как 24-битный (по 8 бит на канал) TIFF-файл, так и 48-битный (по 16 бит на канал). Конечно, это будут не “честные” 16 бит (16-битных матриц по разумной цене пока не существует), но те 10-12 бит, что выдает матрица, будут переданы почти без потерь. 48-битный файл может пригодиться тем, кто предпочитает самостоятельно делать финальную доводку изображения в каком-либо графическом редакторе. Как и прежде, лишние биты дают информационный запас для всевозможных преобразований картинки.

Кроме этого, конвертер может изготовить файл с различными цветовыми профилями. Для профессиональной работы с цветом возможность получить картинку в цветовом пространстве, отличном от sRGB, очень ценна.

ПРОГРАММЫ-КОНВЕРТЕРЫ RAW
Программы-конвертеры, поставляемые в комплекте с фотоаппаратами, обычно не блещут обилием возможностей. Часто производители рассматривают RAW как формат не первой необходимости, нужный только профессионалам, которые при желании могут воспользоваться профессиональными конвертерами. Отчасти они, конечно, правы. Так или иначе, “родные” конвертеры обычно обладают только минимальным набором возможностей: умеют корректировать экспозицию, баланс белого и сохранять файл в 24 или 48 битах на пиксель. В большинстве случаев этого бывает достаточно. Однако существуют и универсальные программы-конвертеры, которые добавляют к этому джентльменскому набору много других полезных возможностей.

Написать универсальный конвертер не так просто, ведь он должен уметь читать все эти многочисленные варианты RAW и знать особенности матриц соответствующих фотоаппаратов – цветовые характеристики фильтров, расположение ячеек на матрице. Программа также должна уметь интерполировать данные с матрицы по возможности без потери резкости и цвета, а также уметь выдавать их в разных форматах. Неудивительно, что хороших универсальных конвертеров мало, и создаются они обычно большими компаниями, профессионально занимающимися цифровой обработкой изображений.

Мы рассмотрим два наиболее известных универсальных RAW-конвертера: плагин Photoshop Camera Raw от компании Adobe (www.adobe.com) и программу Capture One от компании Phase One (www.phaseone.com).

PHOTOSHOP CAMERA RAW
Плагин Photoshop Camera Raw появился в составе последней версии Adobe Photoshop – Photoshop CS и умеет работать с огромным количеством камер. Если окажется, что Photoshop не смог открыть RAW-файл вашей камеры, просто загляните на сайт www.adobe.com – скорее всего, там уже имеется обновленная версия плагина. Обновления выходят достаточно часто и доступны для скачивания. Интерфейс у Photoshop Camera Raw довольно лаконичный – окошко просмотра файла и множество регуляторов, позволяющих управлять процессом конвертации.

Доступны два режима отображения интерфейса – Basic и Advanced. В режиме Basic пользователь, помимо управления экспозицией и балансом белого (в том числе и по образцу), может также настраивать контраст изображения и цветовую насыщенность. Также можно подрегулировать резкость снимка и включить подавление цветовых шумов.

В режиме Advanced пользователь получает доступ к специальным возможностям Photoshop Camera Raw, некоторые из которых уникальны для подобных программ. Самая интересная возможность – тонкая коррекция хроматических аберраций объектива. Хроматические аберрации – это разноцветные ореолы вокруг предметов, которые часто возникают на краях снимка, особенно если при съемке использовался широкоугольный объектив.

Обусловлены они отчасти особенностями конструкции объектива, а отчасти тем, что матрице (в отличие от пленки) не все равно, под каким углом на нее падает свет, и на краях снимка, где свет на матрицу падает не по нормали, а косо, возможны цветовые искажения. Эти искажения и позволяет устранять Photoshop Camera Raw, причем делает она это весьма чисто. Еще одна уникальная возможность – компенсация виньетирования, то есть потемнения краев кадра, чем тоже частенько грешат широкоугольные объективы. Наконец, в Advanced-режиме становится доступна тонкая регулировка цвета в тенях снимка, а также подстройка цветового тона и насыщенности во всех трех каналах изображения.

Photoshop Camera Raw позволяет получать изображение в 24- и 48-битном цвете и в нескольких цветовых пространствах (по выбору пользователя). Изображение, полученное в результате конвертирования, обычно отличается достаточно спокойными цветами и не очень высоким контрастом. Конечно, с помощью настроек контраст результата можно изменить, но по умолчанию картинка, выдаваемая плагином больше похожа на отпечаток с негатива, чем на яркий слайд. Вообще, с обычными сюжетами Photoshop Camera Raw справляется хорошо, а вот с яркими и контрастными не очень – приходится подстраивать цвет и контраст вручную, благо обилие настроек позволяет это сделать.

Нельзя не упомянуть о двух весьма досадных недостатках данной программы. Первый – довольно низкая скорость работы. Любое изменение настроек отображается на экране не сразу, а после довольно ощутимой паузы. Сама конвертация тоже происходит достаточно неторопливо. Второй недостаток, к сожалению, более серьезный – это отсутствие пакетного режима обработки файлов. Точнее, средствами Photoshop можно настроить автоматическую конвертацию, скажем, всех файлов в каталоге, но все они будут преобразованы с одними и теми же параметрами. Заранее задать параметры для каждого файла нельзя.

В целом Photoshop Camera Raw – весьма продвинутый инструмент, многие возможности которого уникальны. Однако этот инструмент требует подготовки со стороны пользователя, причем подготовки не в области фотографии, а в области обработки изображений – чтобы суметь разобраться во всех настройках программы.

CAPTURE ONE
Компания Phase One (www.phaseone.com) занимается производством цифровых приставок-задников для профессиональных среднеформатных камер. Эти приставки обеспечивают качество изображения, удовлетворяющее самым жестким полиграфическим нормам. Типичное число мегапикселей в получаемом изображении – от 16 до 22. Понятно, что такой исходный материал и обрабатывать надо на высшем уровне. Именно с этой целью было создано программное обеспечение Capture One. Не так давно в Capture One была добавлена поддержка RAW-форматов цифровых зеркальных камер.

Сейчас Capture One “понимает” RAW-форматы практически всех моделей современных цифровых зеркалок, а также нескольких незеркальных камер, например Olympus C-8080. Список поддерживаемых камер постепенно расширяется, так что за точной информацией стоит наведаться на сайт www.phaseone.com. Capture One – программа прежде всего для фотографов, поэтому интерфейс ее спроектирован так, чтобы отвечать именно фотографическим задачам.

Окно программы разбито на три области: список файлов в текущем каталоге – с превьюшками и информацией о параметрах съемки (выдержка, диафрагма, чувствительность и т. д.), большое изображение выбранного кадра и панель управляющих элементов. Впрочем, внешний вид программы можно настраивать под себя. Все производимые над картинкой действия мгновенно отображаются на экране (в том числе и в списке файлов) – скорость реакции программы выше всяких похвал. Все настройки, примененные к файлу, сохраняются, даже если конвертация не была проведена. Когда вы откроете программу в следующий раз, вы сможете продолжать работу с того этапа, на котором остановились.

Операции над файлом в программе разбиты на несколько групп:
– Capture – позволяет захватывать кадр непосредственно с подсоединенной к компьютеру камеры (может работать не со всеми камерами);

– White Balance – настройка баланса белого как по образцу, так и вручную, с возможностью сохранения настроек и применения ранее сохраненных настроек к файлу;

– Exposure – экспокоррекция, управление контрастом и цветовой насыщенностью, в том числе автоматическое. При этом можно включить выделение пере- и недоэкспонированных областей. Помимо обычных движков экспокоррекции, пользователю доступно также управление уровнями и кривыми (аналог Levels и Curves в Photoshop);

– Focus – выбор способа (“мягкий” или “стандартный”) и степени повышения резкости;
– Наконец, Develop (“проявка”) – выбор выходного формата, размера и цветового пространства файла.

Любые выбранные для одного файла параметры можно применить к другим выбранным файлам.
Наконец, когда настройка закончена, можно запустить конвертацию (“проявку” в терминологии Capture One) одного или нескольких файлов. Конвертация идет в фоновом режиме, одновременно с ней можно заниматься настройкой параметров других файлов.

Цветопередача программы очень приятная. Программа выдает яркие, “слайдовые” цвета, но при этом сохраняет множество полутонов. Видно, что разработчики немало потрудились над имитацией тоновой передачи настоящей пленки. Кстати, в программе имеются несколько профилей обработки: “стандартная пленка”, “пленка с глубокими тенями”, “контрастная пленка” и “линейная передача тонов”. Из них последний профиль дает результат, похожий на результат обычных программ-конвертеров, а три “пленочных” профиля весьма успешно имитируют кривую яркости соответствующей пленки.

Отдельного упоминания заслуживает встроенная возможность получения черно-белого изображения. В принципе, нет ничего сложного в изготовлении черно-белой картинки средствами Photoshop, но черно-белый профиль Capture One дает настолько приятную и богатую полутонами картинку, что ее даже не возникает желания как-то дорабатывать.

Оба конвертера используют разные алгоритмы шумоподавления и повышения резкости, и одним пользователям нравится “рисунок” одной программы, а другим – другой. Так что для осознанного выбора имеет смысл попробовать обе программы. Продемонстрируем результаты конвертирования одного и того же файла в двух конвертерах – Photoshop Camera Raw и Capture One.

На этом кадре хорошо заметна разница в цвето- и тонопередаче двух программ (в обоих случаях использовались установки по умолчанию).

DNG – универсальный RAW
По-настоящему серьезная проблема RAW – это хранение файлов. В самом деле, никто не может дать гарантию, что ваши файлы можно будет прочесть через несколько лет. Модельный ряд камер к тому времени уже несколько раз изменится, формат файлов тоже…

Именно этими соображениями руководствовалась компания Adobe при разработке формата DNG (расшифровывается как Digital Negative). DNG – это открытый формат, призванный дать стандартную и переносимую альтернативу RAW, а в перспективе и заменить его. В DNG сохраняются те же самые сырые данные с матрицы, но хранятся они уже в стандартном формате и любая программа, понимающая DNG, сможет их прочесть.

Перспективы нового формата пока не очень ясны, но авторитет и финансовая мощь компании Adobe дают надежду на то, что у DNG есть будущее. Adobe уже выпустила утилиту, позволяющую конвертировать RAW-файлы в DNG. Разумеется, Photoshop Camera Raw уже понимает DNG-файлы. Не так давно стало известно, что компания Phase One собирается включить поддержку DNG в Capture One в 2005 году. Так что, возможно, уже в ближайшем будущем можно будет забыть про зоопарк RAW-форматов и хранить свои цифровые негативы в едином формате – DNG.