11 лет назад 10 марта 2008 в 15:05 99

Важнейшее из искусств


Автор: Иван Шадрин

Социальные сети – первое сетевое явление, которое наконец оправдало существование Глобальной сети как реально полезного инструмента, с помощью которого можно сеять в массы мудрое и вечное, поскольку только они сумели превзойти по популярности порноресурсы. В 90-е же 80% трафика приходилось именно на порноконтент.

ДО ЦИФР

Порнографию можно встретить на любой, даже на самой первой странице истории. Даже первобытные люди не отказывали себе в удовольствии накарябать что-нибудь неприличное на стене пещеры, не говоря уже о более цивилизованном обществе. Само слово “порнография” досталось нам от греков, которые таким образом обозначали фрески на стенах древнегреческих публичных домов со схематичными изображениями непристойностей. В Средневековье порнография как будто исчезла, но на самом деле затаилась под давлением репрессивной христианской морали и ее главным ударным инструментом – инквизицией. Последнюю некоторые вообще склонны считать виновницей настоящего расцвета порнопродукции, который начался в 18 веке и продолжается до сих пор, поскольку в течение нескольких веков инквизиция всячески душила само естество европейцев, до смерти запугивая их дыбой и “испанским сапогом”. В результате жители католических стран перестали воспринимать секс как нечто обычное – только как вещь постыдную и неестественную, симпатию к которой нужно всячески скрывать и отрицать (некоторые и до сих пор так считают). Порнографические книги и рисунки, закрытые порносеансы пришлись очень кстати искалеченному европейскому сознанию. Вместе с садизмом, мазохизмом и потребительским отношением к женщинам – наследием мрачного Средневековья и лицемерной Викторианской эпохи, порнография стала мощнейшим источником возбуждения, во многом именно потому, что и по сей день является своего рода “запретным плодом”, чем-то, за что могут наказать если не каленым прутом, то презрительным взглядом. И что хуже, еще неизвестно.

День появления интернета – электронной сети, опутавшей весь мир и обладающей большими возможностями анонимности – можно считать днем глобализации порнографии, поскольку именно он распространил ее по планете. С другой стороны, потребность в порнографии могла вызвать появление интернета, поскольку, как уже было сказано выше, WEB 1.0 прежде всего был источником порнографической информации и потом только – какой угодно другой.

ДОХОДНЫЙ БИЗНЕС

Однако до пришествия интернета порнографам приходилось существовать в весьма стесненных условиях практически по всему миру. Несмотря на то что первый непристойный фильм появился всего лишь через полгода после премьеры знаменитой картины братьев Люмьер, что позволяет говорить о том, что день рождения кино и кинопорнографии можно праздновать одновременно, фильмы с тремя иксами оставались в немилости вплоть до 1968 года, когда впервые в мире официально разрешили смотреть (а значит и, по сути, снимать) порно. Это было в Дании и это можно назвать рождением индустрии как таковой. Интересно, что в теперешней стране-ударнице в плане порноконтента США в то время (всего 40 лет назад) находилась под запретом даже классика всемирной литературы: “Золотой осел” Апулея, “Декамерон” Боккаччо и даже “Песнь песней” (часть Ветхого завета, на минуточку). И тем не менее порно выживало и брало новые вершины. В 1972 году режиссер Жерар Дамиано снял легендарный фильм “Глубокая глотка”, который произвел на замученных пуританскими нравами американцев такое впечатление, что те даже попытались выдвинуть на пост президента исполнительницу главной роли в этом кино Линду Лавлейс. Этот фильм открыл так называемую “Золотую эру порнографии”, которая пришлась как раз на сексуальную революцию и расцвет движения хиппи, которые с удовольствием поддержали новое веяние в кино.

Порнография сыграла роль и в таком, казалось бы, независящем от нее бизнесе, как магнитные носители. А именно – в памятной войне форматов Betamax и VHS. Бытует вполне справедливое мнение, что именно принципиальный отказ компании Sony от выпуска продукции для взрослых на своем носителе сыграл для него роковую роль. Порнодельцы стали выпускать свои фильмы на VHS, чем сильно подняли спрос на кассеты этого формата и вывели их в лидеры, оставив Betamax на откуп кучке телепрофессионалов. Та война форматов, как известно, послужила основанием для предположений, что и теперешнее противостояние Blu-ray и HD-DVD решится в зависимости от того, какой формат выберет порноиндустрия, но на этот раз, похоже, все будет развиваться по другому сценарию. Главной причиной тому будет наличие нового фактора: World Wide Web.

Технологическое совершенство интернета создало прекрасные условия для очень прибыльного бизнеса. Фактически порнография стала первым успешным бизнес-проектом в Сети. Постоянно гонимые обремененными моралью властью и пуритански настроенным обществом производители (да и потребители) бумажной и целлулоидной порнухи и не мечтали о таком подарке, как интернет. Среда анонимная и свободная от зоркого глаза законодательства, в которой твоя продукция распространяется сама собой – что еще нужно пионерам порноиндустрии?

Порнография первая опробовала на себе схемы интернет-торговли, использующие номера кредитных карт, первая доказала эффективность баннерной рекламы, продемонстрировала схемы зарабатывания денег на количестве просмотров страниц бесплатных порноресурсов. Порнография – чуть ли не единственная сфера интернет-бизнеса, на которой не отразился крах доткомов.

Причем часто деньги зарабатывались владельцами порноресурсов фактически на ровном месте. Это сейчас пользователи наконец получили возможность удовлетворить свои эксгибиционистские потребности, самостоятельно загружая домашнее видео и фото на специализированные хостинги, а тогда, в последнем десятилетии прошлого века, подобного рода контент забирался у простых людей предприимчивыми порноворотилами в обмен на возможность показа материала другим людям; естественно, за деньги. Традиционный студийный порноконтент тоже никуда не делся, он отлично продавался и продается в Сети, поскольку за вычетом затрат на дистрибуцию и носители стоил дешевле, чем аналоговый вариант. Объемы мирового рынка порнографии растут с каждым годом. Так, к концу 2003 года эта цифра составляла примерно $57 млрд; к концу 2006 – уже $96,07 млрд. Данных за 2007 год пока нет, но и так ясно, что она будет больше 100, а 100 млрд. американских долларов – это бюджет пары небольших государств.

При этом порноиндустрии весьма удачно удается справляться с пиратством, которое настигло ее примерно на десять лет раньше, чем вечно ноющую о своих потерях индустрию музыкальную. Когда в конце 80-х случился взрывной рост конференций Usenet, через которые пользователи обменивались порнографическими фотографиями, полученными пиратским образом, до начала цифровой торговли музыкой оставалось еще целое десятилетие. Порнобизнесмены не растерялись тогда и просто-напросто сильно повысили объемы и сделали процесс производства своей продукции непрерывным. Теперь на пиратов они просто не обращают внимания, поскольку те не в состоянии принести заметный вред их продукции.

Порноиндустрия не отстает от прогресса не только в смысле распространения через интернет. Приход новых стандартов изображения, а именно телевидения высокой четкости, также сказывается на порнопродукции –  прежде всего, улучшается качество и увеличиваются бюджеты. Дело в том, что в высоком разрешении видны такие мелочи, как целлюлит на ногах актрис, дряблые мышцы актеров и морщины, поэтому порнографам приходится больше внимания и денег уделять тому, кого они снимают в своих фильмах. Соответственно, растет не только качество картинки, но и того, что на ней происходит. Результаты семимильных шагов порно в сторону цивилизованности современности уже имеются: в Великобритании порнографические фильмы по итогам 2007 года были признаны “искусством нового поколения”. Критики, благодаря которым порнография обрела столь почетный статус, считают, что эротические и порнофильмы оказывают сильнейшее влияние на мировоззрение молодежи и помогают им выработать политические убеждения. Это утверждение опирается на то, что просмотр сцен однополого и межрасового секса заметно повышает уровень толерантности зрителя.

Степень справедливости такого статуса, безусловно, оспариваема, но прецедент все же есть, тем более что в качестве изобразительного средства и художественного инструмента порнография используется как в литературе и живописи, так и в современном кинематографе.

Не отставая от прогресса, порноиндустрия тем не менее не спешит развиваться на рынке носителей нового поколения, и именно поэтому ее роль в войне новых форматов не стала решающей. Происходит это потому, что порно неплохо чувствует себя в Сети. Судите сами: в 1998 году порнография только в американском интернете принесла ее дистрибьюторам $900 млн; в конце 2006 года выручка американских порносайтов составила уже $2,84 млрд. Тенденция эта говорит о том, что все больше людей предпочитают получать порно из Сети. Действительно, ведь имея дело с порнухой в цифровом формате родителям не нужно думать о том, куда спрятать диск или кассету с крамольным контентом от своих детей – достаточно просто сделать скрытой или запаролить “взрослую” папку. Современные технологии, которые использует порноиндустрия, дают возможность не хранить XXX-содержимое не то что дома, в укромном уголке, но даже на винчестере компьютера, поскольку крупные продавцы отлично освоили формат онлайн-показов и видео по требованию.

Иными словами, порнографическая индустрия – столь же вечный спутник человечества, как похоронные бюро. Более того, с течением времени порно примеряет на себя все изобретенные человеком средства и форматы отображения информации. С наступлением компьютерной и интернет-эпох порно, помимо продолжения существования в кино и фотографии, не замедлило проявить и в таком исключительно цифровом явлении, как компьютерные игры.

ИГРАЮЧИ

Традиционно для всего порнографического игры со взрослым контентом появились практически одновременно с обычными компьютерными играми. Сначала это были популярные и по сей день всевозможные электронные версии карточных игр, головоломки, аркады, в которых прохождение уровня, решение задачки или карточный выигрыш поощрялся демонстрацией картинки с обнаженной женщиной. С течением времени и развитием технологий совершенствовались и эротические игры. Первым игровым жанром, который примерил на себя “взрослый” контент, стал квест. И хоть на европейской территории игры с эротическим содержанием особого коммерческого успеха не имеют и разрабатываются мало по причине пуританских настроений, свои герои здесь определенно есть.

Первым популярным примером квеста эротического содержания стал проект Leisure Suit Larry от студии Sierra Entertainment. Приключения придурковатого лысеющего плейбоя в лоснящемся костюме настолько пришлись по вкусу пользователям, что этого хватило аж на семь частей сиквелов! Последняя игра серии – Leisure Suit Larry: Magna Cum Laude вышла в 2004 году, а буквально в прошлом году свет увидела мобильная версия седьмой серии приключений Ларри Leisure Suit Larry 7: Love for Sail. Секрет ее успеха таится не столько во “взрослом” контенте (хотя его там много, хоть и в завуалированной форме), сколько в остроумных двусмысленных диалогах и головоломках, в обилии разбросанных по игре.

Другая легенда эротических компьютерных игр – незабвенная Лула. Ее дебют состоялся в далеком 1998 году, когда немецкая компания CDV Software выпустила странный и скандальный игровой продукт, который совмещал в себе экономический симулятор и самое откровенное, хоть и рисованное порно. Сногсшибательная блондинка в одежде, весьма слабо прикрывающей ее физические данные, занималась построением собственного порнобизнеса – студии по производству фильмов для взрослых. Экономическая часть, в которую входила покупка оборудования, аренда помещения, зарплата моделям и взятки чиновникам, вполне гармонично сочеталась с откровенными сценами орального секса и прочих не менее непристойных любовных развлечений, главной героиней которых была, как правило, Лула. Прелесть той игры была в том, что цензурой или каким-либо ханжеством там и не пахло – мир увидел все, что могла ему показать белокурая бестия.

Как бывает в подобных случаях, одной частью не ограничились. Вслед за дебютной игрой последовала целая череда продолжений: от полноценного космического “порносимулятора” Wet Attack – The Empire Cums Back до пинбола и покера, в которых Лула с радостью снимала с себя свою скудную одежку. Но счастье поклонников виртуальной порнозвезды было неполным, поскольку по рисованным картинкам они никак не могли оценить реальный размер бюста героини. И чудо свершилось, опять же немецкая компания Redfire Software создала и выпустила в 2006 году трехмерную адвенчуру с Лулой в главной роли. Событие стало настолько знаковым, что даже отечественная “1С”, которая до того времени не особенно стремилась выпускать игрушки “взрослого” содержания, взялась за обязательства по распространению Lula 3D на территории России. Чем оказалась Lula 3D? Тем же, что и раньше: порноквестом, но на этот раз не с экономическим, а с детективным уклоном.

Жизнь Лулы удалась. У нее все таки появилась собственная порностудия и, соответственно, много денег, а также дом на Беверли-Хиллз. Она собирается снимать очередной фильм, как вдруг обнаруживает, что ее актрисы – трио сестричек-близняшек – похищены. Разъяренная героиня решает любыми способами найти своих девочек, что, собственно, и делает на протяжении всей игры, подтверждая славу главной порногероини мира западных компьютерных игр. Главной, потому что Лула оказалась гораздо откровенней и соблазнительней, чем подруги Ларри, и гораздо умнее и интересней, чем герои еще одной европейской секс-игры Singles, которая оказалась довольно однобоким и неуклюжим симулятором свиданий.

Гораздо лучше порнография в играх чувствует себя на онлайн-просторах Европы и Америки. Взять хотя бы прелести всеобъемлющей Second Life и узкоспециализированной Red Light District. Оба проекта дают пользователю возможность посмотреть, как спариваются трехмерные аватары, и заодно пообщаться с их хозяевами, которыми являются реальные люди. В онлайн-проектах вообще есть, где разгуляться: на одном только Second Life количество пользователей давно уже перевалило за три миллиона.

Но несмотря на большие успехи игровой порнографии на просторах интернета, львиную долю игр для взрослых составляют хентай-игры. В Японии, с ее дикой популярностью игровых консолей, порноигры являются чуть ли не единственным игровым контентом, выходящим на платформе PC. Простенькие в визуальном плане квесты (как правило, чередующиеся манга-картинки с текстовыми диалогами) с простенькими сюжетами. Обычно хентай-игра повествует о молодом юноше, которому для достижения заданной в начале игры цели необходимо соблазнить как можно большее количество женщин, желательно каждую, которая встретится на его пути. Соблазнение происходит в форме диалога. В начале игры герой обычно задается вопросом: “А может ли случиться так, что со мной займется сексом симпатичная девушка?”; в конце игры выясняется, что каждая симпатичная девушка только об этом и мечтает. Это называется хэппи-эндом по-японски. Правда, в ходе игры может случиться так, что выбрав по неосторожности неправильную реплику, герой получит отказ одной или двух встреченных им женщин. На случай если не получается выбирать правильные ответы, практически в каждой хентай-игре есть волшебная кнопка auto-play, которая превращает игру в красочную презентацию, в которой от пользователя требуется только смотреть и наслаждаться.

То есть японские порноигры – это проекты без претензий на какую-либо социально-культурную ценность, чем, между прочим, нет-нет, да грешат игры, сделанные в США и Европе. Они просто дают пользователю то, за чем он пришел в эту игру, а не пытаются донести до него какие-то идеи, научить знакомиться с девушками и находить у них эрогенные зоны или удивить крутой графикой и спецэффектами. Три десятка развратного содержания картинок и кнопка auto-play.

А что, собственно, еще нужно простому любителю цифровой клубнички?


Все под порноколпаком

– Согласно исследованию, проведенному порталом Internet Filter Reviews в прошлом году, мир находится под колпаком порнографии. Судите сами.

По количеству порносайтов лидирует США – их там около 245 млн.

На втором месте расположилась Германия – более 10 млн.

На третьем – Великобритания: около 8,5 млн.

В России создано чуть более 1 млн. ресурсов, так что нашим порноворотилам есть куда стремиться.

– По информации все той же Internet Filter Reviews, порнография, при растущем интересе со стороны граждан, все еще остается под запретом в следующих государствах: Саудовская Аравия, Иран, Сирия, Бахрейн, Египет, ОАЭ, Кувейт, Малайзия, Индонезия, Сингапур, Кения, Индия, Куба и Китай.

– Первый сознательный просмотр порно интернет-пользователями происходит в среднем в возрасте 11 лет.

– Большинству пользователей, потребляющих порноконтент, от 35 до 49 лет.

– 90% школьников в возрасте от 8 до 16 лет знакомятся с онлайн-порнографией, случайно наткнувшись на “взрослые” сайты во время подготовки домашнего задания.

– 29% детей от 8 до 16 лет признались, что знают на память адреса нескольких порносайтов.

– 20% респондентов мужского пола и 13% женского признались, что посещают порносайты в рабочее время.

– 40 млн американцев регулярно просматривают порно на персональном компьютере.

– 47% христиан считают порно самой большой семейной проблемой.

– 72% посетителей и 28% посетительниц порносайтов страдают нервными расстройствами.

– Ежемесячно 9,4 млн женщин набирают в поисковиках одно из ключевых слов, ведущих к порноресурсам.