14 лет назад 16 мая 2006 в 18:43 426

Во времена катушечных магнитофонов для записи музыкальной партии требовалось как минимум уметь играть или петь. Компьютерные технологии сделали это первоначально очевидное условие почти необязательным. Cubase SX дает широкие возможности для того, чтобы исправлять ошибки исполнения, корректировать “живую” запись, заменяя в готовой партии криминально сыгранные фрагменты.

КАК ВПИСАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ В УЖЕ СЫГРАННУЮ ПАРТИЮ?
Итак, вы “криворукий” гитарист (вокалист, клавишник – нужное подчеркнуть) и через раз (а то и меньше) попадаете в ноты. Что делать, если душа при этом рвется ввысь? C помощью следующей нехитрой техники вы сможете пофрагментно скорректировать дорожку, сколько угодно раз переписывая сложные пассажи внутри уже записанной партии. Сначала необходимо установить левый и правый локаторы так, чтобы переписываемый отрывок оказался между ними. При этом важно проследить, чтобы левый, обозначенный буквой L, локатор действительно находился с левой стороны от правого, обозначенного соответственно буквой R. (Когда локаторы расположены неверно, то линия между ними на линейке Ruler меняет цвет).

Для дальнейшей работы надо сделать активными режимы Punch In и Punch Out с помощью кнопок, расположенных на транспортной панели. Используя Punch In, мы получим возможность автоматически менять режим воспроизведения на запись с позиции левого локатора, а Punch Out, в свою очередь, обеспечивает выход из режима записи при достижении правого локатора. При этом перезаписывается лишь выделенный локаторами участок трека, а вся остальная дорожка остается нетронутой. Режимы Punch In и Punch Out работают независимо друг от друга, по желанию можно использовать только один из них.

В управлении этими режимами полезными оказываются дополнительные настройки Preferences > Transport, где можно задать для режима Punch автоматическую остановку на правом локаторе (установить флажок Stop after Automatic Punchout) и отключить сброс режима Punch In (снять флажок Deactivate Punch In on Stop). Эта комбинация выглядит оптимальной для того, чтобы управлять процессом записи дублей с помощью одной только кнопки Record, полностью сосредоточившись на тонкостях исполнения.

Но и это еще не предел совершенства. На той же самой транспортной панели справа от кнопок Punch In и Punch Out расположены поля для ввода значений Pre-roll и Post-roll (для ввода значений надо активировать Use Pre-roll и Use Post-roll). В поле Pre-roll можно установить время до входа в режим записи Punch In, чтобы исполнитель смог подготовиться заранее.

Перед записью звучит небольшое вступление (длительностью Pre-roll), за это время исполнителю легко сориентироваться в темпе и ритме. Post-roll обеспечивает продолжение воспроизведения уже после правого локатора (длительность указана в этом поле) — не разрушается внезапной паузой творческое состояние (при активном флажке Stop after Automatic Punchout в настройках Preferences).

Если вы пишете много дублей подряд, то вам не придется каждый раз указывать, с какого места надо начинать воспроизведение, с какого включать запись, где прекращать запись и где заканчивать воспроизведение. Ваш виртуальный магнитофон сам перемотает, запишет, прекратит запись и остановится спустя заданное время. Десяток-другой врезок-вклеек — и вашему соло позавидует Блэкмор.

ЦИКЛИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ
Мощным оружием для создания “идеального” дубля является режим циклической записи Cycle Record Mode. Для начала нужно ограничить зону циклической записи с помощью локаторов и нажать кнопку Cycle на транспортной панели. В настройках Preferences > Record имеется три варианта настроек для Audio Cycle Record Mode. Это Create Regions, Create Events и Create Events+Regions. Чтобы понять, как они работают, нужно коротко остановиться на принципах организации ссылок в Cubase. Впоследствии вам предстоит неоднократно убедиться в том, что это лирическое отступление имеет прямое отношение к последующей оптимизации работы в Cubase. Впрочем, если оно поначалу покажется вам излишне абстрактным, то можете перейти сразу к описанию работы Stacked Mode, установив в Preferences > Record режим Create Events+Regions, и вернуться к описаниям других режимов позже.

Можно утверждать, что в Cubase существует три разновидности ссылок.
– Audio Clip — глобальная ссылка, которая ссылается на один или несколько (в случае деструктивной обработки) физических файлов на диске. Иерархия всех ссылок отображается в окне Pool.

– Audio Event — собственная ссылка объекта на Audio Clip. Она не отображается в окне Pool. Фактически Audio Event – это сегмент Audio Clip с дополнительными виртуальными свойствами. Связано это с использованием недеструктивного редактирования, преимущества которого можно пояснить примером, когда мы берем несколько копий одного и того же файла (скажем, барабанные сэмплы). При этом Audio Event содержит внутреннюю ссылку, может быть расположен в любой временной позиции на дорожках мультитрека и иметь множество копий. Очень важно, что это не создает физических копий звуковых файлов, то есть все операции редактирования осуществляются виртуально и практически мгновенно. Программа самостоятельно следит за порядком и соответствием ссылок и звуковых файлов.

– Region — зафиксированная ссылка на Audio Clip. Фиксирование границ объекта по времени расположения необходимо при работе с циклическими петлями (Loop), в том числе и с дублями.
При циклической записи в режиме Create Regions каждый новый цикл записи будет завершаться созданием нового региона. После остановки циклической записи кнопкой Stop транспортной панели на дорожке будет располагаться объект Audio Event последнего цикла записи. Если из контекстного меню объекта зайти в субменю Set To Region и отметить один из пунктов списка дублей Takel, Take2 и т. д., то собственная ссылка объекта Audio Event будет переназначена на регион, выбранный в субменю. В режиме Create Regions работа с дублями может производиться как непосредственно в окне проекта, так и в окне Pool.

Следующий режим — Create Events – отличается тем, что вместо регионов создаются объекты Audio Events, которые накладываются друг на друга. Выбор дубля становится доступным из контекстного субменю То Front, позволяя изменить порядок наложения Audio Events. Выбор удачного дубля Audio XX_01, Audio XX_02 и т. д. можно осуществить в реальном времени в режиме циклического воспроизведения. В режиме циклической записи Create Events создаются лишь собственные ссылки объектов, поэтому в окне Pool будет отображаться только глобальная ссылка Audio Clip, которая состоит из дублей, последовательно записанных в длину.

Режим Create Events+Regions является комбинацией двух предыдущих. В нем создаются и регионы, и объекты. Его как дающего наибольшую свободу и будем использовать для дальнейшей работы.

РЕЖИМ STACKED
Используя циклическую запись для получения нескольких вариантов одной и той же партии инструмента или вокала, можно применить следующую хитрость. Выберем режим Stacked из списка Cycle Record Mode на транспортной панели:

Теперь при циклической записи все дубли попадают на ОДИН!!! трек, причем не слоями (один поверх другого), а раздельно – один под другим, как если бы они лежали на разных дорожках, что очень удобно для редактирования. Такое размещение на одном треке вполне логично, ведь после монтажа из разных частей соберется одна чистовая дорожка, так зачем же множить треки. Если вы не использовали эту возможность раньше, то вам, скорее всего, приходилось под каждый дубль заводить отдельную дорожку вручную, а после монтажа эти же самые дорожки вручную “убивать”. Режим Stacked однозначно удобней.

Дальнейшая работа с дублями может осуществляться стандартными средствами Split, Mute, Erase и т. д. При этом вам, возможно, понравится вариант использования окна редактора Audio Part Editor (после остановки циклической записи нужно выделить записанные фрагменты, выбрать команду Audio > Events to Part. из основного или контекстного меню и дважды щелкнуть на созданном объекте Audio Part). Впрочем, вы можете использовать и основное окно проекта, и даже Pool. Так, в случае ошибочного удаления дубля вы можете всегда вытащить его из пула мышкой в окно проекта. Не пугайтесь, когда восстановленный дубль окажется поверх всей вашей редакции, та же мышь в сочетании с клавишей Ctrl поможет вам разъединить дубли.

Если вам лень вручную вычищать щелчки на стыках собранного из разных кусочков “идеального” дубля, то можете выделить весь собранный трек и нажать клавишу “X” (по умолчанию это Crossfade). Если вы резали треки в паузах, а не нагло поперек “живых” музыкальных фраз, то должно сработать.