15 лет назад 10 апреля 2004 в 21:59 75

Многие преподаватели думают, что компьютер способен обеспечить невиданный прорыв в учебной и научной работе – почему, они и сами не знают. На деле же оказывается, что плодотворно, с пользой для себя и для дела использовать полученные компьютеры и доступ в интернет большинство из них не умеет.

Компьютерные экспресс-курсы для преподавателей чаще всего формальны и не учитывают специфики образовательной и научной работы. Кроме того, на многих подобных курсах не стараются “переломить мышление”, не дают концептуального представления о компьютере как о гибком универсальном инструменте, но обучают жесткому набору действий, в которых преподавателю, ученому или менеджеру, мягко говоря, нет необходимости.

Радужные ожидания от компьютеризации образовательных учреждений во многом связаны с широко распространенным мифом о том, что в интернете “все есть”. Во-первых, это, конечно, не так, а во-вторых, и то, что в интернете есть, надо уметь найти и использовать. Многих начинающих пользователей сбивает с толку структура интернета – его, так сказать, анархическое устройство, отсутствие единых централизованных сервисов и однозначной авторитетной классификации ресурсов “по качеству”. Больше всего это смущает как раз тех, кто привык работать с каталогами научных библиотек.

Интернет – не только научная библиотека, и это надо понимать. А то научили, скажем, преподавателя, пользоваться “Яндексом”, набил он в поисковую строку интересующее его ключевое слово и получил в ответ десять страниц ссылок на какие-нибудь подростковые чаты, порносайты и рекламные агентства.

И в результате решил: “дрянь этот ваш интернет, нету там ничего”. Самые радужные ожидания порождают, как правило, самые глубокие разочарования. Появляется тотальное недоверие к интернету вообще и к добытым там материалам в частности. Доходит до того, что, если студенты ссылаются в своих работах на интернет-ресурсы, им либо снижают оценки, либо вообще не принимают работу.

Недоверие к Сети со стороны преподавателей подпитывается и тем, что абсолютное большинство нынешних студентов постоянно норовит сдать выкачанные оттуда и распечатанные чужие труды, не только не пытаясь их хотя бы творчески переработать, но часто вообще их не читая и даже не просматривая. В последние годы эта порочная практика распространилась настолько широко, что пропадает всякий смысл задавать студентам курсовые, рефераты и другие самостоятельные письменные работы: они не только их не пишут, но даже не предполагают возможности самостоятельного их написания.

Доходит до совершенного абсурда: студенты с чистым сердцем приходят к научному руководителю и просят поменять им тему творческой работы, поскольку “нету нигде в интернете такой курсовой (диплома, реферата, контрольной)”. Или: сотрудник интернет-клуба сообщает студентке, что не смог обнаружить готовой работы на заказанную ею тему, но нашел много информации, которую она могла бы использовать при самостоятельном написании курсовой.

Та отвечает, что спросит у научного руководителя, можно ли так делать. “Все ведь сдают готовые, из интернета. Еще скажет, что, мол, кто я такая, чтобы самой писать”. Именно студенты, ищущие готовые работы на заданные темы, и школьники, ищущие готовые сочинения, составляют на сегодня основную статью дохода большинства интернет-кафе, интернет-клубов и других платных публичных точек доступа в Сеть.

Справедливости ради следует отметить, что многие преподаватели сами весьма странно относятся к выполнению студентами подобного рода работ и иногда так и говорят: ” Рефераты скачаете из интернета”. Содержание реферата они не проверяют, не говоря уже о том, чтобы опрашивать студентов и проверять, насколько те ориентируются в теме. Получается конвейер: студент выкачивает реферат из Сети, преподаватель, не глядя, ставит оценку – за сам факт наличия реферата, и все довольны. Рейтинги интернет-коллекций рефератов, курсовых и дипломных работ огромны. С ними могут поспорить разве что порноресурсы и архивы музыки в MР3.

Коллекции рефератов, конечно, бич современного образования. Но этой проблемы могло бы и не быть, если бы сколько-нибудь заметная часть преподавателей хотя бы изредка почитывала то, что им сдают студенты. Еще лучше было бы, если бы они сами пользовались интернетом при проверке работ. Пять минут в том же “Яндексе” – и все интернет-плагиаторы выявлены и осчастливлены заслуженными “двойками”. Но для этого, как уже говорилось, необходимо, чтобы сами преподаватели умели пользоваться интернетом, не боялись его, умели в нем ориентироваться. А этого не наблюдается, по крайней мере – в массе.

Школьные программы по информатике и вузовские курсы компьютерной грамотности для “некомпьютерных” (а иногда и для “компьютерных”) специальностей мало отличаются от вышеупомянутых экспресс-курсов для учителей и преподавателей, а если и отличаются, то часто – в худшую сторону. Кроме того, очень многое зависит от того, кто преподает. Не секрет, что во многих вузах и сузах (особенно в провинции) сразу после открытия новых специальностей и новых предметов, так или иначе связанных с компьютерами, возникает вопрос: кто будет учить?

Дело новое, специалистов нет, набирают по принципу смежности. Причем директора, кадровики и новоявленные завкафедрами сами очень смутно представляют, что должен знать и чему должен учить преподаватель той или иной новой дисциплины. Преподавателям, в свою очередь, нужна работа, и они из кожи вон лезут, чтобы убедить работодателя, что они именно те, кто нужен. Получив же место, учат подопечных тому, что сами знают.

В результате одни студенты несколько лет пишут примитивные программки на никому не нужном и морально устаревшем уже в момент появления (очень давно) “квик-бейсике”, а другие по году “осваивают интерфейс” MS Word и MS Excel, после чего получают зачет или положительную оценку по предмету, к которому то, чем они занимались, никакого отношения не имеет. Причем те из них, кто не учится самостоятельно, а надеется получать образование именно в стенах вуза, искренне считают, что изучили ту самую дисциплину, которая была указана в расписании занятий.

Кстати, ориентированность многих учебных программ на продукты и стандарты Microsoft удивляет: школьнику, а затем и студенту будто заранее навязывается неизбежность работы именно с ними. Стандарты Microsoft начинают восприниматься как стандарты по умолчанию. Особенно это касается формата Microsoft Word (doc). Столкнувшись с документами в любом другом формате (например, РDF или РS на auditorium.ru, EBSCO или arxiv.org), студенты, аспиранты, преподаватели теряются и не знают, что делать. Даже обычные текстовые документы в кодировках, отличных от Windows (cр-1251), приводят взрослых людей с высшим образованием в замешательство.

Поиск необходимой информации усложняется не только недостатком знаний и умений, но еще и пассивностью пользователей, их восприятием интернета только как хранилища данных. А ведь интернет – это, кроме прочего, еще и мощное средство связи, гигантская среда для общения, в том числе профессионального, для создания и функционирования сообществ, не ограниченных ни расстояниями, ни границами государств. И если какой-то информации нет в Сети, можно попытаться связаться с другими людьми, которые разрабатывают ту же тематику, что и вы, обсудить проблему, обменяться мнениями и, может быть, получить информацию из первых рук, непосредственно от автора. К сожалению, пока это понимают немногие.

Главная причина такого непонимания состоит в том, что у многих университетских преподавателей и у абсолютного большинства учителей просто-напросто нет дома компьютеров. Более того, многие полагают, что им это и не нужно. Принято считать, что многие из тех, кто хотел бы иметь дома компьютер, не могут себе этого позволить. Но это не совсем так. Самые современные компьютеры действительно стоят очень дорого, но компьютер, с помощью которого можно ходить в интернет и работать с текстами, может себе позволить практически каждый. Да что там… Обратитесь к какому-нибудь заядлому компьютерщику, и он за бутылку пива, а то и вовсе за так соберет вам его из запчастей, валяющихся у него под кроватью или висящих на стене для украшения интерьера.

Компьютером нужно пользоваться постоянно. Пока же мы никак не можем отказаться от посредничества шариковой ручки. Приходит человек в компьютерный класс, чтобы использовать свои законные два часа в неделю (два часа – и это сегодня!), находит за пять минут то, что ему нужно, а оставшееся время тратит на переписывание этого нужного ручкой в тетрадку. То же самое касается и процесса создания текстов. Сначала пишут ручкой на бумаге, потом набирают, а то и вообще – отдают в набор. Сколько тратится лишнего времени, сколько его теряется, как преступно не используются возможности, которые предоставляет компьютер для работы с текстом, особенно – с текстом научным!

В общем, если у вас еще нет компьютера, идите и купите. Нет денег на современный – купите старинный. Быть онлайн – это безусловное требование времени. По крайней мере, для людей образованных.

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ
В маршрутке молодой человек лет 22-24 беседует с женщиной лет 30.
– А у тебя есть в компьютере такая ерунда, которая дипломы делает?
– Есть.
– А она же ваще любой диплом может сделать, да?
– Ну, если с темой особо не выпендриваться, то, в общем, почти любой.
– А давай, я у тебя ее перепишу?
– Ага, как ты ее перепишешь? Это же не программа – это такая коробочка пластмассовая, снаружи к компьютеру цепляется… Она, кстати, в отличие от программ, денег стоит.
– О… А дорого?
– Я точно не помню. Штуки три.
– Ого… Дороговато…
– Ну да. Но зато в программе тебе самому придется диплом писать, а эта тебе готовый даст. Того стоит…
– Ну да… А их же, дипломы, потом еще и продавать можно…
– Ну да…
– А они ее настраивать приезжают?
– А я не знаю… У меня муж ставил. Он понимает.
– Круто… А как называется?
– Я у мужа спрошу.
– Надо себе купить. А то не самому же, как дурак…

– Я уже раз десять переформулировала, а Word мне все зеленым подчеркивает! Что мне делать?
– Ну-ка… Замечательно у вас все сформулировано. Плюньте вы на этот Word. Это я вам как учитель русского языка говорю.
– Ну да… Нет… Компьютеру же виднее… Человек же не может быть таким грамотным, как компьютер…

– Скажите, а к кому мне обратиться, чтобы сделать контрольную по информатике?
– Хм… дайте подумать… К учебнику?
– Ну что вы издеваетесь?
– Контрольные надо делать самостоятельно.
– Эх вы… А еще мужчина…

– Вы не подскажете, где у вас бухгалтерия?
Объясняю, как пройти.
– Спасибо… А мне там реферат по бухучету сделают?

Сегодня мне было страшно. Я уже привык к идиотам. Я привык, что студенты не пишут рефератов, что аспиранты пишут с огромным количеством орфографических ошибок, что интерфейс “фотошопа” пытаются перевести “стилусом”, но сегодня…

Заходит девушка и заказывает курсовую. Тема сформулирована очень длинно и очень конкретно. Что-то вроде “Расперетрубация особенно топливных из неожиданно энергетических ресурсов в последний квартал кали-юги в нечерноземной зоне особого риска юга Австралии и ее экономическое влияние на юридический аспект кожных болезней антиподов, обормотов и аборигенов Курляндского герцогства”. Я посмотрел и говорю: “Готовую курсовую именно по вашей теме я, скорее всего, найти не смогу.

Но, если хотите, я могу поискать что-нибудь по смежной тематике, а вы потом сами скомпонуете, что вам надо”. Она тупо смотрит на меня и спрашивает: “Как это?” Я говорю: “Вам что непонятно?” Она: “Что такое “смежной”?” Я начинаю потихоньку сползать на пол и уточняю: “Вы не знаете значения слова “смежный”? Вы пишете курсовую и не знаете слова “смежный”?” – “Послушайте, – отвечает она, – я только на третьем курсе, я курсовую первый раз пишу и слова этого не знаю…”

Заходит женщина.
– У Вас есть глобальная компьютерная сеть интернет?
– Есть.
– А там про экологию есть?
– Есть.
– Сколько страниц?
– Полагаю, что несколько миллионов.
– Ой… Почему? Мне столько не надо. Мне бы страниц тридцать…
– Вам реферат, что ли, нужен?
– Да. Мне нужна глобальная компьютерная сеть интернет. И чтобы про экологию было. Для студентов.
– Так… “Глобальная компьютерная сеть интернет” – это тема реферата?
– Да… Только чтобы еще про экологию было… И чтобы тема была достаточно раскрыта…
– Насколько раскрыта? Какой уровень?
– Ну, для студентов экологического колледжа…
– Вот что… Напишите мне заказ. Укажите тему, примерный объем, план… И укажите, что должно превалировать – интернет или экология…
– Ой… Я так не понимаю… А можно мне самой посмотреть?
– Сейчас нет. Клиентский компьютер у нас уже закуплен до завтрашнего полудня. Если хотите, могу записать вас на завтра. Умеете в интернете работать?
– Нет… Но там же, наверное, написано, какие кнопки нажимать?
– Какие кнопки? Где написано?
– В интернете…
– Ясно… Видимо, сами вы ничего не найдете… Оставьте заявку…
– Только, молодой человек… Вы могли бы побыстрее… Понимаете, мне надо студентам по этой теме сессионную контрольную дать…
– ?
– Дело в том, что я информатику преподаю…

Юноша (4-й курс юридического факультета государственного университета) регистрирует что-то в Сети, вдруг поворачивается ко мне и спрашивает:
– А латинские буквы – это русские?
Я отрываюсь от сканирования:
– Простите, что?
– Я говорю: латинские буквы – это наши русские?
– Не понял… А русские тогда какие?.. Вы о чем?
– Ну, вот тут написано, что все надо набирать строчными латинскими буквами… Латинские буквы – это русские, что ли?
А ведь на юрфаке, по идее, учат латынь…

В библиотеке.
В отдел заходит женщина и заводит целую толпу подростков.
– Здравствуйте!
– Здравствуйте.
– Я учительница. Устроила своим будущим студентам экскурсию по библиотеке. Можно я им про ваш отдел быстренько расскажу? Мы вам не помешаем?
– Нет, пожалуйста, рассказывайте…
Поворачивается к своим ученикам и говорит:
– А в этом отделе можно получить из сети интернет готовые рефераты, дипломы и курсовые…
Я перебиваю ее:
– Простите… Вы сказали, что вы учитель?
– Да.
– А вам не кажется, что сейчас вы совершаете профессиональное преступление? Разве не должны вы внушать своим ученикам, что творческие работы необходимо писать самостоятельно?
В ответ звучит дружный хохот учительницы и учеников. Я попросил их покинуть помещение.

Посетительница спрашивает:
– А вот тут, в вашем интернете, тесты на интеллект… Вы бы не могли мне подсказать правильные ответы?..

Заходят два парня, спрашивают:
– Вы рефераты пишете?
– Нет.
– А почему?
– Что значит “почему”? Мы не пишем рефератов. Нет такой услуги в нашем меню.
– Но вы же библиотека?
– Ну?
– В библиотеке должны писать рефераты.

Заскакивает мускулистый молодой человек и, не прекращая попрыгивать на месте, поигрывать мускулами и вертеть в разные стороны головой, говорит:
– Мне диплом.
– По какому предмету?
– По гражданскому.
– По гражданскому чему?
– Процессу.
– Пишите на листочке тему, заходите часа через три, я вам покажу, что я нашел, и вы решите, подходит вам это или нет…
– НИ ХРЕНА СЕБЕ! НА ДИПЛОМ – ЦЕЛЫХ ТРИ ЧАСА???

За компьютером сидят юноша и девушка. Некоторое время ковыряются самостоятельно, потом спрашивают: “А как нам найти новое законодательство по ипотеке?”
Объяснил, рассказал. Нашли, открыли какой-то законодательный акт, почитали несколько минут и опять спрашивают: “А как нам теперь из этого дипломную работу сделать?”
– То есть? – недоумеваю я. – Вы хотите, чтобы я дал вам методику написания дипломной работы?
– Да, – говорят. – На какие кнопки нажимать надо?
Около минуты я пытался считать, что они шутят… Ничего подобного – они совершенно серьезно ожидали ответа.
– Вы, – спрашиваю, – полагаете, что компьютер может сделать за вас дипломную работу?
– Ну да, – говорят. – У нас друг есть, он говорил, что на компьютере дипломную делал…
– Но ведь все-таки ОН делал ее на компьютере. Не компьютер же за него делал. Компьютер в этом случае – продвинутая печатная машинка, не более.
– Фу ты, – говорят. – На фиг он тогда нужен вообще… Чтобы напечатали, и отдать кому-то можно… А точно компьютер дипломы не пишет?

В музыкальный отдел заходят две девушки. Одна спрашивает: “А у вас есть песня Чайковского про лебединое озеро?”
Заведующая с горькой усмешкой протягивает ей компакт. Девушка минуту смотрит на конверт и восклицает: “Ого! Да тут целый альбом!”

Спортивные штаны, грязная шея, маленькая голова, грязного цвета загар.
– Как попасть в сайт?
Показал. Сидит, ковыряется… Зовет:
– А скажите, как сообщение отправить?
Подхожу, уточняю, какое сообщение, куда… Показывает на экран. Загружен “Яндекс/картинки”. В поисковой строке написано: “Ариана”. Результат поиска – фотографии какой-то девочки. Он показывает пальцем в превьюшку одной из них и говорит:
– Вот, ей сообщение.
Хм… ariana.narod.ru… Посмотрим…
– А, вот, – говорю, – гостевая книга. Пишите ваше сообщение. Но вряд ли она его прочитает, потому что, вероятнее всего, к этому сайту лично отношения не имеет.
Он:
– Да не, это, по телефону ей сообщение послать, чтобы она позвонила и я с ней поговорил.
– Не знаю я ее телефона.
– Но это же она?
(Показывает на фотографию.)
– Наверное, – отвечаю. – Вам виднее.
– И что – мы ее видим, а сообщение послать не можем?
– Слушайте, – говорю, – вы, когда чью-то бумажную фотографию видите, этого достаточно, чтобы послать какое-нибудь сообщение изображенному на ней человеку?
Он:
– Но это же этот… компьютер…

О ТЕМАХ
– А у вас можно распечатать тему из интернета?
– Так. Давайте определимся, что вы подразумеваете, говоря “распечатать тему из интернета”?
– А что? Вы этого не делаете?
– Мы осуществляем поиск информации на интересующую клиента тему.
– Это как?.. Нам информация не нужна. Нам только тему распечатать.
– Вам нужен готовый реферат?
– Ну… Не прям вот реферат, а просто тему распечатать…
– То есть только название темы? Одной строчкой? Или всю информацию, что есть в интернете по данной теме?
– Вы что?! Тему, понимаете? Те-му. Взять тему в компьютере и распечатать.
– А по-русски?
– Ой… А я как говорю? Вы слово “тема” понимаете?
– Я понимаю, а вы?
– Ой, ну вас…

Читательница:
– Если я вам скажу тему, вы мне скажете, есть ли это в интернете?
– Угу. Это называется “тематический поиск” и стоит пятьдесят рублей.
– А вы мне можете примерно сказать, какие там вообще темы есть, чтобы я зря деньги не тратила?
– Нет, не могу.
– Это почему же?
– Потому что на перечисление этих тем вся моя жизнь уйдет.
– Ну, тогда распечатайте мне, а я сама почитаю.
– Что вам распечатать?
– Все темы из интернета.
– Вы за это всей страной не расплатитесь.
Она багровеет и кричит:
– Что вы мне чушь городите?! Я вот в другом месте была – у них все темы из интернета распечатанные на столе лежат!..

Это другое место называется телеграф. Там полгода назад распечатали список рефератов, лежавших на тот момент в одной из многочисленных интернет-коллекций, и, чтобы не вступать в долгие диалоги с дебилами, подают его как “каталог тем интернета”.

Недавно на телеграфе завелся какой-то шутник, который особенно доставучих придурков отправляет к нам с рекомендацией: “Идите в библиотеку, у них в интернете есть рефераты на все темы”.
Если и после того, как я не нахожу им нужный реферат, эти существа еще надеются на “какой-нибудь другой интернет”, я отправляю их в интернет-клуб “Атлантис”.
Дальше я их пути не прослеживал. Предоставляю это зоологам.

Совершенно безумный случай.
Заходит девушка, спрашивает:
– Я могу выбрать у вас тему дипломной работы?
Конструкция такова, что на вышеописанное дебильное употребление слова “тема” не похоже. Уточняю:
– А почему у нас? Вам на кафедре не дали?
– На какой кафедре? – отвечает. – Я же должна сначала с предметом определиться – по русскому мне писать или по литературе…

Напоминаю читателю, что работаю я в секторе некнижных носителей информации краевой научной библиотеки и что консультирование студентов по выбору темы дипломного исследования никоим образом не входит даже в самый широко очерченный круг моих служебных обязанностей. Поэтому я говорю:
– Хм… Ну, выбирайте, девушка, определяйтесь… Я-то чем могу вам помочь?
– Как это – чем? Предоставьте мне список тем дипломных работ, я выберу.
– Девушка, – говорю, – вы явно не по адресу обратились. Вы где учитесь?
– В СГУ, – говорит, – на филфаке.
– Вот, – говорю, – идите в СГУ и там, на языковых и литературных кафедрах, говорите с преподавателями, спрашивайте, какие они вам темы предлагают…
Она перебивает меня:
– Нам сказали самим выбрать.
– Тем более, – говорю. – Что вы от меня-то хотите?.. Думайте, выбирайте…
– Так вы мне список дадите или нет?
– Черт возьми! Да откуда у меня этот список, по-вашему, может взяться?!
Она, уже тоже заметно нервничая, сообщает:
– У меня сестра в прошлом году филфак закончила!.. Что вы на меня как на дурочку смотрите?!. Она в библиотеке себе тему подбирала…
– Слушайте, – отвечаю, – если студент подбирает себе тему дипломной работы в библиотеке, это вовсе не значит, что ему тут дают для этого какой-то список… И потом, почему вы обратились именно в наш отдел?
– Потому что сестра именно у вас список смотрела!
– Я не понимаю, чего вы хотите…
Она хлопнула дверью, предварительно громко заявив: “Ладно! Пойду в другое место!”
Интересно, в каком еще другом месте она собралась требовать себе некий мифический “список тем дипломных работ”?

Очередная девочка заказала поиск готовой курсовой работы. Я не нашел, она ушла. Через пару дней приходит с просьбой распечатать титульный лист. Пускаю на печать, смотрю – тема та самая, которую она заказывала. Спрашиваю:
– Нашли все-таки?
– Ой, – говорит, – вы не поверите! Пришлось все самой писать! Просто ужас!.. И чем они там занимаются, в своем интернете?..

О СОВЕСТИ
Пришло такое письмо:
Здравствуйте, Денис. Меня зовут Алина, я учусь на политолога в РГГУ. Во-первых, хочу поблагодарить Вас за работу (хоть Вы писали ее не для меня, но она так здорово мне помогла, а по сути даже выручила). Я имею в виду “Политические метафоры в СМИ”. Действительно хорошая работа. Я рыскала по инету в поисках чего-нибудь о теории метафор и собиралась писать про Чубайса (курсовую), а тут такое везение! Я первый раз взяла чужую работу и бессовестно выдала за свою.

И вот буквально пару дней назад я узнаю, что она настолько понравилась моему научному руководителю, что он отдал ее на конкурс студенческих научных работ (УЖЕ ОТДАЛ!!!!!). Я просто не знаю, что мне делать! Если честно, сразу появилась мысль попросить друга-хакера как-нибудь удалить из Сети твои работы. Но… Мне и так совестно. Теперь моя самая нахальная в жизни просьба: Вы не могли бы на время (на месяц-два) убрать с сайта курсовую и диплом?

Я так поняла, что Вы не в Москве живете, а так я хотела бы как-то Вас отблагодарить… заранее. Ответьте мне, пожалуйста, каково Ваше мнение на сей счет. Алина Терещенко

Забавно, да? Понятно, что я эту работу, в общем, писал на заказ, то есть тоже способствовал обману, но ведь я вел свою студентку-заказчицу весь год, растолковывая ей каждое слово и добиваясь стопроцентного понимания. Фактически я выполнял функции не столько подрядчика, сколько научного руководителя и еще нескольких преподавателей. К моменту сдачи работы моя заказчица могла бы уже и сама написать такую дипломную.

Собственно, я не против того, что написавшая мне девушка воспользовалась этой работой: для того она в Сети и лежит. Я даже не особо возмущен тем, что Алина элементарно выдала ее за свою (но немного все-таки возмущен… мне эту работу и заказчице-то жалко отдавать было: я там такую оригинальную схему разработал). Но просить меня еще и удалить текст из Сети… М-да…

Я так считаю: списал, выдал чужое за свое – умей это признать, делай это открыто или, как минимум, попавшись, умей принять все, что тебе за это будет (если будет). Я, например, когда учился, несколько работ, которые считал глупой формальностью, вообще не стал сдавать.

Высказал преподавателям свою точку зрения на эту байду… и получил свои оценки: в паре случаев это были “неуды”, а чаще – “отлично”. Когда сам преподавал в вузе, тоже старался подходить к студентам индивидуально и выполнение/невыполнение человеком тех или иных конкретных работ никогда не считал определяющим фактором для конечной оценки. В конце концов, не в оценках дело. И уж тем более – не в победах (особенно липовых) на конкурсах студенческих работ.

Алина пишет, что ей стыдно. Это значит, что она пошла в чем-то против собственной аксиологической системы. Приведет ли ее этот случай к пересмотру данной системы или – напротив – к ее укреплению? И насколько это зависит от того, попадется она на лжи или нет?

О ТУПОСТИ
Поражает, насколько многие люди беззаветно верят в любой бред – только потому, что этим бредом с ними поделились друзья.
Девочка с упорством жующего восьмую хлебную чернильницу Ленина переписывает Бог знает в какой раз из блокнотика в адресную строку браузера: “a:\azimov.shtml.htm”. Никакой дискеты в дисководе при этом, понятное дело, не наблюдается. В конце концов, устав, она спрашивает:
– А почему ваш компьютер не может отобразить нужную мне страницу?
Пытаюсь объяснить, рассказываю про дискету, про интернет и вижу, что не понимает ни слова. “Вам, – спрашиваю, – Азимов нужен?”
– Да, – говорит.
Набираю ей www.azimov.com. Грузится страница Айзека Азимова. Спрашиваю:
– Это?
– Кажется… Подождите, а почему все на английском?
– А на каком оно должно быть?
– Ну… – робко мычит клиентка. – Он же русский певец…
– Певец? – недоумеваю. – Я всю жизнь полагал, что он американский писатель.
– Нет, – говорит, – ну это… Он же певец… Русский… Мне подруга его страничку на своем компьютере показывала, я прямо отсюда (показывает пальцем на адресную строку) адрес переписала… А у вас не показывает… Может, это просто где-нибудь провода порвались?
Объясняю еще раз про дискету, про интернет… Она выслушивает меня до конца, после чего отворачивается к монитору и оставшиеся сорок минут своего времени продолжает с надеждой в глазах долбить свое – “a:\azimov.shtml.htm”.

Перед вчерашним семинаром для пользователей расставил у компьютеров бутылки с минералкой, разложил пакетики с леденцами (с несерьезным названием “Сласти-мордасти” и всякими надписями типа: “Позови Зелибобу”). Собирается народ, рассаживаются. Одна тетенька села так бочком и как-то странно искоса поглядывает на монитор и на конфеты. Через несколько минут зовет меня и спрашивает:
– А вы объясните, как это правильно употреблять?
Я не понимаю и переспрашиваю:
– Что употреблять?
Она подергивающимся пальцем показывает на пакетик с конфетами:
– Вот это…
Ладно, у меня спрашивают, какой рукой мышку держать, как в интернете в Химки проехать, но чтоб я им еще и объяснял, как леденцы сосать…
– Вы что, – говорю, – конфеты есть не умеете?
Она:
– Ну, это же, наверное, специальные – для выведения компьютерных вредностей…

Юноша и девушка сидели около часа за компьютером, потом позвали меня и спросили:
– А если мы не нашли в интернете нужный нам реферат, что нам делать?
Я пожал плечами и посоветовал застрелиться.