11 лет назад 16 июня 2007 в 1:57 45

Самураи Microsoft

XBOX 360

Технические характеристики

– Процессор: Xenon на базе IBM PowerPC. Три симметричных ядра с тактовой частотой 3,2 ГГц каждое. 1 Мб кэша L2

– Графический чип: ATI, 10 Мб встроенной памяти, 500 млн. полигонов в секунду

– Оперативная память: 512 Мб (она используется и CPU, и GPU)

– Заявленная суммарная производительность системы: 1 ТФЛОПС (производительность CPU — 115 ГФЛОПС)

– Поддержка разрешений: 480i, 480p, 720p, 1080i (опционально), соотношения сторон 4:3 и 16:9, после последнего апдейта прошивки стало доступно 1080p. Однако на некоторых телевизорах HDTV-ready наблюдается несовместимость.

– Съемный жесткий диск на 20 Гб (опционально)

– Привод DVD-ROM 12х

C проектом Xbox у Microsoft было немало проблем. Выходя на консольный рынок, компания по традиции пошла своим путем: потратила кучу денег на маркетинг, накопировала удачных решений конкурентов, заручилась поддержкой признанных лидеров технологической области… В итоге Xbox стартовал осенью 2001 года, и не вполне удачно. Прибыль приставка принесла лишь однажды – в предрождественскую лихорадку 2004 года, да и то в основном потому, что тогда выходил сиквел хедлайнера платформы – шутера Halo. После каникул снова стало ясно, что Xbox – проект убыточный. Впрочем, у аналитиков есть основания полагать, что в Microsoft и не надеялись на мгновенный успех платформы – сходу тягаться с Nintendo и Sony, которые к тому времени на консольном рынке чувствовали себя как дома, мало кому под силу.

К выходу Xbox 360 стратегия компании кардинально изменилась. Центральный процессор на этот раз заказали не у Intel, а у IBM, видеочастью вместо NVIDIA теперь заведует ATI, звук тоже было отобран у NVIDIA и отдан на откуп центральному процессору.

Процессоры от Intel довольно дороги, потому как несут в себе много избыточного для игровой приставки функционала, призванного упрощать труд программистов и ускорять исполнение множества версий x86-кода, созданного за два десятилетия существования этой архитектуры. А так как на консоли будут преимущественно запускаться программы, созданные специально для нее, то смысла оставлять все наследие x86-архитектуры не было, и Microsoft предложила IBM создать процессор, “заточенный” специально под игровые потребности.

У IBM по счастливой случайности завалялась до боли знакомая всем поклонникам Mac архитектура PowerPC, которая была модернизирована и упрощена так, что удалось запихнуть небольшое количество транзисторов на целых три процессорных ядра и сильно поднять их тактовую частоту. Программировать для процессора Xbox 360 стало сложнее, но при правильной оптимизации он оказался способен выдавать высокую производительность при низкой себестоимости.

Что же касается смены поставщика видеокарты, то в данном случае решение Microsoft носило скорее политический характер, нежели прагматичный. Выбор в пользу ATI и ее чипа Xenos был cделан, скорее всего, из-за судебной тяжбы между Microsoft и NVIDIA по вопросам стоимости комплектующих, поставляемых для Xbox. NVIDIA тот процесс выиграла, чем обрекла консоль на еще большие убытки. Соответственно, после такой неприятной истории хозяева Xbox не захотели продолжать сотрудничество с ребятами из Калифорнии.

Если оценивать производительность Xenos на глаз (по-другому оценить по понятным причинам не получится), можно сказать, что чип сравним с компьютерными видеокартами на базе NVIDIA G70 и G71 (GeForce 7800 и 7900) и ATI R520 и R580 (Radeon X1800 и X1900). Примерно равны и функциональные возможности всех этих видеочипов.

Последняя перемена имела и негативные последствия, связанные с обратной совместимостью игр, написанных под чип от NVIDIA – далеко не все они запускаются на Xenon. В эти же последствия вылилось и решение компании не снабжать Xbox 360 собственным жестким диском – большинство игр для Xbox проектировалось так, чтобы имелась возможность в любой момент обратиться к HDD. Впрочем, на онлайновом сервисе Microsoft Xbox Live! есть постоянно пополняемый список совместимых игр. Они запускаются через встроенный эмулятор, обновляемый через Xbox Live! или в офлайне, с болванки, записанной самим пользователем. В любом случае для работы эмулятора необходим жесткий диск. Прелесть такой схемы в отличие, к примеру, от обратной совместимости игр PlayStation 2 с PS3 в том, что игры для Xbox способны запускаться на Xbox 360 в разрешении 1280х720 и в более качественном графическом исполнении благодаря эмуляции на Xenos.

Кроме аппаратных новшеств Xbox 360 может, наконец, похвастаться вменяемым дизайном. Это уже не выпуклый черный ящик с ярко-зеленым крестом. Вогнутый матовый корпус с серебряными вставками вполне органично вписывается в любой интерьер, что немаловажно, особенно для взрослых пользователей. То же можно сказать и о новых геймпадах, не таких громоздких и угловатых, как у предшественницы. Ко всему прочему в приставке реализована возможность использования беспроводных геймпадов. Их можно докупить даже к дешевой версии Xbox 360 Core System, в которой реализованы проводные джойстики, подключаемые через USB-порты.

К выходу Xbox 360 существенно переработали и онлайн-сервис Xbox Live!. С его помощью можно бесплатно общаться с другими пользователями, загружать маленькие игры, демо-версии и видеоролики. В платной части сервиса можно играть в многопользовательские игры. Кроме того, реализована возможность покупки всевозможного контента.

Xbox 360 – первый успешный шаг Microsoft на консольном рынке. Она стала результатом громадной работы над ошибками, и можно сказать, что компания сделала практически невозможное: успешно втиснулась между такими монстрами, как Nintendo и Sony. К концу прошлого года по всему миру было продано 10,4 млн. этих консолей. Впрочем, Microsoft есть к чему стремиться: при уверенном успехе на американском и европейском рынках Xbox 360 оглушительно проваливается в Японии, где ее если и покупают, то только чтобы поиграть в абсолютный хит Gears of War. Но менеджеры Microsoft с самурайским упорством не собираются сдаваться.

Xbox 360 + Стэн Духанов, негр преклонных годов

На приставку от Microsoft приятно смотреть – над дизайном на этот раз поработали дольше, чем в случае с консолью предыдущего поколения. Геймпад комфортно держать в руках и, главное, с его помощью удобно играть в игры. Правда, не во все. И в этом, на мой взгляд, основная проблема консоли. Например, чтобы нормально играть в феерический шутер Gears Of Wars (отличная, между прочим, причина, чтобы купить Хbox 360), дополнительные девайсы, вроде мыши, просто необходимы. Аналоговая рукоятка абсолютно не приспособлена для подобного рода игр, и нужно потратить уйму времени, чтобы научиться быстро и точно целиться, используя только ее. Возможно, для тех, кто с консолями не первый год, это не является такой уж проблемой, но меня, давнишнего PC-игрока, минутное прицеливание в одного единственного врага (который при этом проблем с наведением не имеет) очень быстро начинает бесить, и рука сама тянется сначала к мышке, которой нет, а потом – к кнопке выключения консоли.

Еще один минус – абсолютное большинство дисков с играми для Xbox 360 жужжат в приводе, как стая пчел, что тоже как-то странно для недешевой next-gen-консоли. Кроме того, в сравнении с конкурирующими приставками у Xbox 360 меньше стоящих игр, в которые можно поиграть только на ней. Сходу на ум приходят только Gears Of War да серия Halo. Сервис Xbox Live! своей “полубесплатностью” никак не располагает к активному его использованию. Особенно если знать, что Sony предлагает халяву там, где Microsoft требует денег – в возможности полноценно играть онлайн.

В общем, несмотря на высокий уровень графики и звука, которые может обеспечить эта консоль, я бы сильно подумал перед покупкой Xbox 360, пусть она при примерно равном графическом уровне дешевле PS3 почти на 200 баксов.

Xbox 360 + Геннадий Бойко, инициатор проекта “Приставки vs PC”

Ждали, ждали, пока не дождались… Что бы ни говорили мне о новой архитектуре Xbox 360, я вижу перед собой маленький, шумный и при этом не очень мощный компьютер с закрытой специализированной операционной системой. Next-generation Gaming Console? Это почему? Потому что можно за отдельные деньги купить Wi-Fi-модуль или подключить приставку к проектору через аналоговый (!) HDTV-интерфейс? Или потому что в геймпаде появился вибромоторчик? Нет ни одной уникальной особенности нового Xbox, которая делала бы его действительно уникальным по современным меркам. Все что нам предлагается под видом консоли следующего поколения в мире современных компьютеров вещи совершенно обычные. И тем более удивительно, что эти обычные вещи умудряются продавать по частям: кабели, джойстики, беспроводные модули… И заметьте, все уникальное, но не в плане возможностей, а в плане совместимости: уникальными эти устройства сделаны только для того, чтобы никто не смог использовать имеющиеся в изобилии подобные устройства других производителей. Нравится мне или нет фирменный геймпад Xbox, но купить придется именно его, а если я фанат автомобильных гонок, то и руль мне придется покупать специальный, несмотря на то что интерфейс USB у нас вроде как один на всех…

XBOX 360 + Сергей Трошин, не самый большой любитель видеоигр

Играя в Xbox 360, обращаешь внимание в первую очередь на весьма неплохую графику и звук… исходящий от приставки. Потому как система охлаждения этого узкоспециализированного компьютера шумит чрезвычайно заметно. Гораздо громче, чем, например, у современного ноутбука. И это, пожалуй, самый существенный недостаток этой консоли. Избавиться от шума хоть сколько-нибудь приемлемыми методами вряд ли возможно (скорее, наоборот – можно поставить еще и дополнительные вентиляторы), ведь специфика приставки такова, что менять диски в ней приходится довольно часто, а вкупе с ограничениями, накладываемыми связкой всевозможных проводов, это не позволяет задвинуть ее куда-нибудь на дальнюю полку. Но зато вы можете менять у этой приставки лицевые панельки, как на мобильнике – офигенное достоинство!

Второй важный недостаток – отсутствие официальной поддержки мыши и клавиатуры. Периферии, конечно, достаточно много, и, надо думать, не только Microsoft будет пополнять ее ассортимент, но и независимые компании. Уже сейчас на сайтах вроде www.amazon.co.uk можно найти много чего интересного (среди геймпадов – исключительно с четырьмя кнопками под большой палец правой руки, ну до чего же дурная традиция!), но вот с клавиатурой и мышью какая-то надуманная, похоже, чисто маркетинговая проблема. Единственный вариант, который мне удалось найти – это устройство XFPS 360, являющееся интеллектуальным переходником, через который к консоли можно подключить PS/2– и USB-мыши (но почему-то нигде не говорится, сколько манипуляторов могут работать одновременно) и клавиатуры. Бонусом является возможность подключения еще и контроллера Dual-Shock 2 от PS2. Разработчики переходника заверяют в полной совместимости их творения с такими популярными тайтлами, как Call of Duty, Halo и Pro Evolution Soccer 6. Впрочем, кроме Dual-Shock 2 можно подключать и другую периферию от PS2: Light Gun, Racing Wheel, Dancing mat, Guitar и так далее. Так что вещь незаменимая, но вот реально ли ее будет купить (цена порядка $80) в России?

Хотя сегодняшние игровые приставки предназначены не только для игр, несмотря на крутейшие оболочки их интерфейса и всевозможные платные онлайн-сервисы, главное все же – играбельность. И вот тут Xbox 360 за душу не трогает. Да, хорошая графика, которая на большой панели (поддерживается High Definition TV (HDTV) 1080i) будет выглядеть еще лучше. Да, есть куча культовых игр, которые на ПК не появятся никогда (Mortal Kombat: Armageddon, например, заявлен только для приставок). Да, приставка и пара геймпадов в большой компании – это море веселья и удовольствия. Но чего-то все же не хватает…

Может, это ощущение связано с тем, что мы давно не видели ничего нового на этом рынке? Идет обычный эволюционный процесс: звук, графика становятся все более продвинутыми, а вот в остальном – все те же вариации старых добрых игр, становящиеся со временем (как и положено римейкам) только хуже.

Xbox 360 + Александр Минаев, менеджер тестовой лаборатории, 26 лет

В свое время меня отчаянно вставляла Dendy, а Sega так просто сносила голову, тем более что была эта чудо-приставка только у моих друзей. Соответственно, большую часть времени я наблюдал, как мой товарищ проходил очередной уровень игры “Соник-суперъежик”. Сегодня я в третий раз попытался получить удовольствие или какие-нибудь эмоции от игры на Xbox 360. И в третий раз не получил.

Что делать, доктор? Почему я такой грустный? Ведь дело не в том, что консоль не нравится внешне и сильно шумит при работе? И не в том, что игра Dead Or Alive не соответствует моему темпераменту. Знаете, доктор, как я рубился против компьютера, против младшего брата, да против всего мира во все (даже самые примитивнейшие) “мочилки” на хреновом клоне Dendy, глядя в маленький черно-белый экран телевизора “Юность”? Я был задирист и из арсенала в пять с половиной приемов, доступных моему герою в игре, сотворял головокружительные комбинации ударов руками и ногами.

Но это было давно. В сегодняшнем цветном экране (с хорошей графикой в 3D, с крутым саундтреком и отдачей некоторых ударов в руку через беспроводной контроллер) я бьюсь против классно нарисованного убийцы, у которого в запасе два десятка эффектных ударов и прыжков, да еще и магия вдобавок. “Я” оснащен не хуже и успел разобраться что к чему буквально за 5-10 минут. Их же мне хватило, чтобы полностью насытиться игрой. Скажите, доктор, это я умираю или Xbox 360 привезли к нам транзитом из анекдота про елочные игрушки?

XBOX 360 + Андрей Воленко, которого вы все хорошо знаете

Технологически консоль от редмондского монстра выглядит заметно сильнее Nintendo Wii. Графика Xbox 360 сравнима с тем, что обеспечивают лучшие компьютерные видеокарты. При этом приставка и шумит сравнимо с топовыми видеокартами. Мне довелось поиграть в пару FPS и один файтинг. Выглядит все это безобразие красиво, файтинг оказался даже увлекательным, но… кроме графики там нет ничего. Совершенно не консольный жанр. После Wii играть на Xbox 360 было скучно. Я и так никогда особенно не любил классические приставочные геймпады, а теперь так окончательно разлюбил. Кроме технологичности в своем продукте Microsoft не принесла ничего нового, я бы не купил Xbox 360, отдав предпочтение Wii.

XBOX 360 + Руслан Шебуков, относящийся с симпатией к компании Microsoft, продуктам под ее маркой и к людям, работающим в этой компании

Наверное, я ожидал от Xbox чего-то большего. Скорее всего, геймплея. Я прекрасно понимал, что графика будет на высоте, что игры не будут тормозить (как это бывает в не самых сильных конфигурациях на PC), что джойстик (геймпад) лучше приспособлен для игр, чем клавиатура. И рассчитывал, что проведу за приставкой хотя бы вечер. Однако соскучился я уже после часа игры. Прежде всего, из-за тупости игр. Может кто-то и получает удовольствие от бесконечного и очевидно нецелесообразного мочилова монстров и вражеских солдат, но это не я. Попутно выяснилось, что управлять движениями персонажа мышью все же удобнее и точнее, чем геймпадом. Наверное, дело привычки. Наконец, меня разочаровали цены на игры – они безобразно высоки, и не только для нашей страны. А взломать Xbox, насколько мне известно, пока не удалось. Таким образом, целесообразность приобретения этой приставки, сколько бы я ни искал в ней положительных моментов, неуклонно стремится к нулю.

Наверное, стремление обладать Xbox сродни желанию во что бы то ни стало купить за огромные деньги коллекционный набор DVD “Весь Крепкий орешек” и смотреть его много лет подряд, вместо того чтобы один раз сходить в кино или скачать за бесплатно “Емулем” или из локальной сети тот же DVD или пожатый DivX его 700-мегабайтный аналог, чтобы посмотреть фильм один раз и тут же его стереть. Я могу понять и тех, и других людей, но ближе мне все-таки вторые.

P.S. Но Microsoft все равно рулит!

Трудный старт

PLAYSTATION 3

Технические характеристики

– Процессор: Cell на базе IBM PowerPC с тактовой частотой 3,2 ГГц. Восемь SPE-ядер, из которых семь – рабочих, а восьмое предназначено для распределения мощности между остальными

– Графический чип: RSX (NV47), 256 Мб памяти, работающей на частоте 550 МГц

– Оперативная память – двух видов по 256 Мб: Rambus XDR DRAM (3,2 ГГц) и GDDR3 (700 МГц)

– Теоретическая суммарная производительность системы: 2,18 TFLOPS

– Жесткий диск: на 60 Гб с возможностью замены на более объемный

– Привод: Blu-ray (поддержка форматов CD и DVD)

– Кардридеры: Memory Stick, CompactFlash, SD и MMC

– Поддерживаемые сетевые технологии: Wi-Fi (IEEE 802.11g), Gigabit Ethernet и Bluetooth 2.0.

Sony стартовала на консольном рынке крайне удачно. Появление PlayStation в 1994 году окончательно перевело игровую индустрию на 3D-рельсы и потопило многих тогдашних участников рынка с их полу– и недотрехмерными проектами. PlayStation в течение шести лет была далеко впереди Nintendo с ее Nintendo 64. Ей ничего не смогла противопоставить даже технически более совершенная Sega Dreamcast, довольно быстро загнувшаяся и окончательно похоронившая знаменитую компанию.

С чуть меньшим из-за активировавшихся конкурентов в лице Nintendo и Microsoft, но все равно внушительным успехом в 2000 году вышла на рынок PlayStation 2. Разговоры о появлении третьей приставки семейства начались чуть ли не сразу за этим стартом – после успеха двух предыдущих консолей всем было ясно, что PS3 – вопрос времени. Однако первые реальные факты о консоли нового поколения появились только в 2004 году. Сама Sony официально объявила PS3 только весной 2005 года – 16 мая в ходе конференции Sony на выставке E3. Впрочем, там был представлен лишь макет приставки. Первая работающая версия была показана на Tokyo Game Show 2006, где посетители смогли протестировать возможности консоли и нового контроллера Sixaxis на нескольких играх.

Ближе к дате официального релиза PS3 у Sony начались проблемы. Пришлось убрать из геймпадов вибрацию, поскольку компания Immersion, владелец технологии, подала на гиганта в суд и выиграла процесс. Возникли проблемы с установкой приводов Blu-ray из-за технических сложностей, связанных с их производством. До самого последнего момента Sony убеждала общественность, что сможет поставить к дате релиза 400 тысяч заявленных консолей, но аналитики смело сокращали эту цифру вдвое и в итоге оказались правы. К 11 ноября 2006 года компания сумела поставить в магазины только 197 тыс. штук, которые, конечно, разлетелись за первые часы, и физическая нехватка консолей практически обесценила пафосную и очень дорогую рекламную кампанию, которую запустили чуть ли не за год, и сыграла на руку конкурентам из Microsoft и Nintendo.

После начала продаж обнаружилось, что некоторые игры для PS и PS2 работают на новой версии приставки не вполне корректно. В частности, были проблемы с изображением и звуком во флагманских проектах PS Final Fantasy и Gran Turismo и некоторых других играх. Sony пообещала исправить эти ошибки с выходом обновлений для PS3.

Пользователи были неприятно удивлены, когда узнали, сколько будут стоить игры для PS3. Заявленная Sony цена от $60 до $100 резонно показалась высоковатой даже для благополучных в финансовом смысле американцев. Однако, к счастью для потребителя, Sony сознательно занизила цену на консоль (которая, впрочем, осталась довольно высокой) в надежде отбить потерянные деньги за счет онлайн-сервисов. И есть все основания полагать, что у компании это получится. Сервис PlayStation Network Platform во многом похож на Xbox Live!. Он позволяет загружать на жесткий диск всевозможный контент (музыку, видео, демки, обновления для игр), играть по сети и общаться с другими пользователями PlayStation 3. Кроме того, осуществляется доступ к серверу классических и современных аркадных игр. Главное отличие PlayStation Network Platform от Xbox Live! заключается в том, что все онлайновые возможности здесь предоставляются бесплатно (за исключением, конечно, платы за интернет-трафик).

Компания также крепко подумала над тем, как поудобней организовать электронную торговлю на своих сервисах. Так, в онлайн-магазине PlayStation Store, где можно покупать дополнительный контент для игр, музыку, кино и оплачивать подписку в MMORPG, денежные расчеты производятся из персонального пользовательского “кошелька” так, чтобы не приходилось каждый раз сообщать сведения о кредитной карте.

Сама приставка оказалась заметно больше своей предшественницы. Размеры 32,5х27,4х9,8 см вплотную приближают ее к внушительным габаритам Xbox. Кроме того, из-за встроенного в корпус блока питания и массивной системы охлаждения весит PS3 целых 5 кг.

Контроллер Sixaxis работает через Bluetooth. По заявлению Sony, заряженный аккумулятор способен проработать 24 часа, а зарядка производится через USB-кабель. Одновременно к PS3 можно подключить до семи геймпадов. Основная особенность Sixaxis – его способность определять свое местоположение в пространстве и распознавать движение в трех плоскостях, что позволяет сочетать обычную манеру игры с новыми приемами, не требующими нажатия кнопок.

PS3 работает под операционной системой, с помощью которой можно скачивать патчи и обновления, кроме того, есть веб-браузер, позволяющий при наличии клавиатуры и мыши полноценно пользоваться интернетом.

Графический интерфейс PS3 Cross Media Bar (XMB) – это усовершенствованный и расширенный интерфейс PlayStation Portable, созданный для использования консоли в качестве медиацентра. PS3 способна воспроизводить аудиовидеофайлы, показывать фотографии, она позволяет общаться с помощью голосового и видеочатов. Интересная фишка – два вида учетных записей: администраторская и пользовательская. С помощью такого разграничения можно, например, задать количество денег, которые дети смогут потратить на игры в онлайн-магазине.

Несмотря на многочисленные “спотыкания” на старте, скорее всего, PS3 со временем возьмет свое. Sony планирует сделать эту платформу открытой для сторонних разработчиков, что вполне логично, так как такой огромный функционал в одиночку ей вряд ли удастся освоить. В принципе, дело только за появлением у PS3 аналога Wiimote и заточенных под него проектов. Технические возможности у приставки для этого есть, и при грамотном их использовании Sony если и не повторит успеха первой консоли, то точно внакладе не останется.

PS3 + Стэн Духанов, не самый бедный в мире человек

На планете нет устройства, в котором сосредоточено больше технологий, возможностей и перспектив, чем в PS3. Консоль от Sony – это больше, чем просто игровая консоль, это домашняя развлекательная hi-end станция. Технологически PS3 превосходна. Даже ее новомодный геймпад Sixaxis – он хоть и не Wiimote, но в пространстве ориентироваться тоже умеет. Приятно также и то, что в онлайн можно играть бесплатно. В качестве игровой консоли она великолепна (как, впрочем, и в качестве медиацентра, но лично меня это интересует в последнюю очередь) – в мире есть много людей, которые продали бы душу дьяволу за возможность поиграть в Gran Turismo HD или новую серию Metal Gear Solid.

PS3 имеет, наверное, самую большую концентрацию хитовых игровых проектов среди всех трех консолей. Но есть маленькая проблема: копия одной из этих игр стоит от 60 до 100 USD. Сто баксов за диск с игрой?! Меня это очень расстраивает. Принято считать, что Xbox 360 и PS3 примерно равны по графическим возможностям, но близкое знакомство показывает, что PS3 круче как раз на те 200 баксов, что разделяют две консоли, и в этом смысле лично мне понятна высокая цена на саму приставку… Но $100 за один диск Blu-ray?!

PS3 + Геннадий Бойко, ценитель технологических решений

Единственная консоль, которая, по моему мнению, достойна называться приставкой next-gen. Достаточно мощная, открытая, универсальная и для всего того, что в ней установлено, недорогая. Исчерпывающий набор интерфейсов, включающий в себя актуальные на сегодняшний день цифровой аудиовыход, HDMI, Bluetooth 2.0, Wi-Fi и Gigabit Ethernet. С консолью можно использовать любую современную USB-периферию – будь то джойстик, геймпад, руль или мышь с клавиатурой, а значит, выбор аксессуаров расширяется невероятно, и никто не в состоянии вам что-либо навязать. При том что производительность PS3, на мой взгляд, заметно выше, чем у Xbox 360, она практически не шумит. На ней можно не только играть, но и серфить интернет, и вполне комфортно смотреть фильмы, слушать музыку – шум вентиляторов в системе охлаждения и дисков в приводе мешать не будет. Опять же обилие бесплатных онлайновых сервисов – безусловный плюс.

И всю эту очень приятную картину портит одна не очень приятная деталь: игры для PS3 необычайно дороги – $80-100 за диск с игрой, по-моему, явный перебор. Тут десять раз подумаешь, не лучше ли за те же деньги собрать приличный игровой компьютер, который, конечно, будет без Blu-ray-привода, по крайней мере, пока, но по уровню графики и набору игр точно ничем не уступит. Тем не менее если уж тратить деньги на покупку игровой консоли, то единственный достойный, на мой взгляд, выбор – именно PlayStation 3.

PS3 + Александр Минаев, менеджер тестовой лаборатории, 26 лет.

Сейчас я сижу и смотрю на PlayStation 3. Она лежит на соседнем столе. Безжизненная, черная, блестящая. Я отчетливо вижу единственную яркую деталь консоли – маленький ярлычок PS над приводом. Все остальное – мрачная глыба, слишком серьезная для того, чтобы быть приставкой для детей.

Да, точно. PS3 не для детишек. Она будет стоять скалой возле телевизора с нереальным для простого человека разрешением и показывать на мрачном фоне маленькие иконки медиацентра. Настоящего медиацентра с фотогалереей, коллекцией музыки и кино, с Wi-Fi и интернет-браузером. То есть отныне все действительно серьезно. Этакая громадина взрослости даже как-то не располагает к играм. Разве что к каким-нибудь совсем брутальным, чтобы много негатива и крови, крови, крови. Чтобы был повод воспользоваться черно-лаковой крышкой гроба, сотнями крышек. Именно на них больше всего похожа PS3…

Само собой, удивишься, если вдруг обнаружишь, что игры для консоли есть самые разные: и “светлые”, и “темные”. И автосимуляторы (прорисованы отменно!)… И даже неудобный, по-моему, контроллер не мешает погружаться на некоторое время в процесс…

В общем, личное мнение: ну, естественно, круто, совсем не по-детски круто. Но нормальному ребенку под елку я бы PS3 класть не стал.

PS3 + Сергей Трошин, любитель аксессуаров

Первое, что замечаешь, запустив игру на PS3 – великолепная графика. Проектор, большой экран, интерфейс HDMI – и вам гарантировано море удовольствия от самых современных спецэффектов. Скептики, правда, скажут, что обычные ПК вполне способны выдавать картинку еще большего разрешения, а уж привычная на ПК частота обновления экрана в 100 Гц для нынешних приставок не стоит даже в проекте. По крайней мере, пока они подключаются к обычным телевизорам. А любой любитель автогонок подтвердит, насколько важен высокий действительный refresh rate. Ну а если взглянуть на трейлеры некоторых новых PC-игр, то достоинства графики PS3 уже не кажутся чем-то сногсшибательным.

Тем не менее еще раз скажу – графика у PS3 действительно отвечает самому современному уровню. И что не менее приятно – столь мощный аппарат шумит не так заметно, как тот же Xbox 360. Еще один несомненный плюс.

Следующее, на что обращаешь внимание – удивительно легкий геймпад. Оказывается, в штатном манипуляторе отсутствуют ставшие уже давно привычными вибромоторчики обратной связи. Но вот минус это или плюс – вопрос. Потому как многих игроманов ну совершенно не вдохновляет вибрация во время игры. Ну не создает она атмосферы. Не годятся виброджойстики для иллюстрации происходящего на экране, потому как, чтобы соотнести их абстрактную вибрацию (пусть даже она будет шести типов) с происходящим на экране, нужно очень и очень неслабое воображение. Так что многие просто отключают такую псевдообратную связь. А моторчики ведь денег стоят. Так что нет их в манипуляторе PS3 – ну и хорошо. Создатели Xbox 360 сделали геймпад с моторчиком – и все равно никакого от него кайфа. Только отвлекает. Да и трясется слабовато. Впрочем, контроллер с вибрацией обещают все же выпустить. Кстати, лично мне не понравились в контроллере два шифта, работающие как курки – не удобно ими пользоваться, слишком большой диапазон хода кнопок получился

Зато геймпад PS3 (называется он Sixaxis), соединен с приставкой через Bluetooth и умеет определять свое положение в пространстве, а также улавливать движение и вращение в трех плоскостях – получается что-то наподобие манипулятора Wii, но не столь удобное. Кнопок, конечно, гораздо больше, но помахать геймпадом как теннисной ракеткой вряд ли получится. Разве что все эти наклоны будут полезны в автогонках, как имитация работы рулевого колеса.

Еще один момент, который чрезвычайно радует в PS3 – совместимость с играми для приставок предыдущих поколений. Так что если вы решите проапгрейдить первую PS, то PS3 – правильный выбор. Старые игры не пропадут зря.

Каких-либо интересных аксессуаров для PS3 на сегодняшний день найти не удалось. Logitech сделала джойстик с вентиляцией, но не очень удачный по отзывам тех, кто его успел опробовать. Зато для этой приставки уже разработана полноценная клавиатура (тоже от Logitech). В остальном же – тоска. Кабели, переходники, вентиляторы, адаптеры. Ни руля, ни аналогового джойстика. То ли плохо искал, то ли приставка такая новая, что еще не успели наклепать всего этого хозяйства. А может, технологии стали такими сложными, что сделать геймпад с акселерометром “левым” китайцам уже не под силу…

Новая философия

NINTENDO WII

Технические характеристики

– Процессор: Broadway на базе IBM PowerPC, работающий на тактовой частоте ~ 730 МГц (неофициальная информация)

– Графический чип: ATI Hollywood; видеоядро, специально разработанное для Wii. Частота ~ 240 МГц (неофициальная информация)

– Суммарная оперативная память: 88 Мб (24 Мб 1T-SRAM на корпусе видеочипа и 64 Мб GDDR3)

– 512 Мб флэш-памяти NAND, встроенной в консоль вместо HDD

– Привод: DVD-ROM особого формата.

(Подробная техническая информация компанией Nintendo не разглашается.)

Компания Nintendo создала современную консольную индустрию в том виде, в котором мы ее знаем, задолго до того, как Sony и Microsoft пришли в нее. Благодаря своим небольшим размерам Nintendo уже второй десяток лет удается выдерживать конкуренцию с компаниями любого масштаба, даже гигантами, появившимися относительно недавно. Причем именно Nintendo в “большой консольной тройке” оказывается самой прибыльной и самой стабильной компанией. Sony и Microsoft теряют миллионы, пытаясь запустить свои новые консоли – Nintendo постоянно считает заработанные деньги, пусть и меньшие в сравнении с прибылями Sony и Microsoft.

Nintendo очень быстро и мудро рассудила, что ввязываться в заранее проигранную технологическую гонку с крупными конкурентами не имеет смысла и что неплохо было бы ответить асимметрично. Первым таким ответом стала портативная платформа Nintendo DS, поставленная в 2004 году в пику PlayStation Portable, вторым – Nintendo Wii, выпущенная против Xbox 360 и PlayStation 3.

Обе платформы имеют схожую философию, суть которой в принципиальном отрицании наличия связи между крутизной графики, качеством звука и удовольствием, которое геймер получает от игрового процесса. А если удовольствие от игры не определяется количеством полигонов и разрешением картинки, то и тратить бешеные деньги на совершенные графические технологии нет смысла; лучше вложить их в поиск и реализацию вещей, которые могли бы удивить игрока и привлечь внимание множества других людей, ранее даже не интересовавшихся видеоиграми.

Сделав ставку, что называется, на интерес, Nintendo выпустила Wii в ноябре прошлого года и с первых дней продаж вырвалась вперед. В одной Японии после традиционного покупательского бума, связанного с началом торговли, было реализовано более полумиллиона консолей. Компания планировала выпустить еще миллион, но и этого не хватило, чтобы удовлетворить спрос. Мировой старт приставки оказался не менее удачным.

Новая философия Nintendo пришлась пользователям по вкусу. Во многом это произошло из-за революционного способа управления, внедренного в Wii. Привычный геймпад оставлен плетущимся позади конкурентам, а ему на замену пришел Wiimote, по виду напоминающий пульт от офисного кондиционера. Однако этот пульт только с виду прост, на самом деле он снабжен двойной системой пространственной локации: акселерометром, умеющим вычислять прилагаемые к нему усилия, и инфракрасным приемником, при помощи которого Wii определяет местонахождение и положение Wiimote перед экраном телевизора (а точнее – перед sensor-bar, располагающейся над экраном). У каждого Wiimote есть собственный динамик и память, в которой сохраняется профиль пользователя. Это делает каждый пульт именным – с ним можно прийти к друзьям, у которых тоже есть Wii.

Кроме того, к Wiimote прилагается Nunchuk, тоже снабженный акселерометром, но без инфракрасного приемника. Вообще, к Wiimote можно подключать самые разные контроллеры – от обычных геймпадов до рулей дробовиков и гитар. Ничего и близко стоящего у конкурентов нет. Разве что Sixaxis от PS3, но он не умеет определять свое положение относительно экрана, как не умеет и запоминать профиль пользователя.

Второе средство, с помощью которого Nintendo утирает нос Sony и Microsoft – игры. Условно они делятся на три группы.

1. Ретроигры для Virtual Console

Это игры с древних консолей, причем не только нинтендовские, но и проекты некогда конкурентов Nintendo вроде SEGA Mega Drive, NEC TurboGrafx-16, MSX или SNK Neo-Geo. Эти игры распространяются через собственный онлайн-сервис (кстати, в приставку встроен браузер Opera) по невысоким ценам и предназначены для ностальгирующей публики, выросшей на всевозможных “контрах”, “мортал комбатах” и “танчиках”. Это взрослые люди, для которых графика не является очень уж важным фактором.

2. Игры c GameCube и обычные игры для Wii

Wii совместима с играми для приставки предыдущего поколения GameCube, однако для игры в них необходимо иметь соответствующий геймпад и карту памяти от GameCube. Обычные игры – это игры, аналоги которых есть и на других платформах, но геймплей которых способен привлечь к Wii аудиторию хардкорных игроков, людей, которым не интересны древние проекты и пространственные забавы с Wiimote, но которые с удовольствием играют в новые большие игры.

3. Уникальные игры для Wii

Это проекты, заточенные специально под Wiimote и использующие его возможность для создания геймплея, который принципиально невозможен на других приставках нового поколения. Они привлекают третий слой покупателей – людей, которые раньше вообще не интересовались компьютерными играми и которым, как и представителям первой группы, будет до лампочки, какая там у Wii графика.

Общая картина оказывается весьма любопытной: Wii не может похвастаться ни современной графикой, ни сколько-нибудь удобными возможностями медиацентра (даже обычные DVD не проигрывает), но несмотря на все это, она потенциально способна привлечь к себе внимание более широкой аудитории покупателей-игроков, чем Xbox 360 и PlayStation 3. Что и делает в настоящее время, перегружая китайские заводы заказами. Правда, при этом она сильно рискует отпугнуть огромную и “золотую” аудиторию хардкорных игроков. Но видимо, это жертва в пользу доступности и внеформатности консоли. И, кажется, Nintendo готова на нее пойти.

Nintendo Wii + Геннадий Бойко

Новой “большой” приставке Nintendo от next-gen досталось только устройство управления Wii Remote, все остальное – от поколения предыдущего, не приставок Nintendo, но приставочной индустрии в целом. Недорогая и не слишком навороченная Wii очаровывает всех не графическими красотами и не большим списком возможностей, а именно абсолютно уникальным способом включения пользователя в игровой процесс: всякий взявший в одну руку необычный джойстик, а в другую его продолжение – Nunchuk, непременно начинает совершать активные физические действия, даже если на самом деле это совсем не обязательно. Интересно, что именно эта приставка, единственная заставляющая игрока активно работать физически, навела меня на мысль о том, что сколь бы активным ни было времяпровождение перед экраном телевизора, проектора или монитора, куда лучше пойти на улицу поиграть в баскетбол, теннис или покататься на роликах. Мне хватило пары часов, чтобы понять, что я совсем не хочу заменять реальные подвижные игры на некий виртуальный суррогат.

Wii + Стэн Духанов, философ

На мой взгляд, Wii – главное событие игровой индустрии после появления первой домашней приставки от той же, кстати, Nintendo (NES). Видеоигры наконец обрели массовость в прямом смысле, когда играть начинает и стар и млад. Лично мне в Wii нравится три вещи: ее цена (в два раза дешевле PS3 и вполовину – Xbox 360), ее дружелюбность к самым разным группам игроков (от хардкорщиков до самых непритязательных казуалов), ну и, конечно, Wiimote, без которого Wii – не Wii. Пока у разработчиков не иссякнут способы, как можно использовать этот пульт, продажи и популярность Wii не упадут.

Я думаю, эта приставка – единственная, которую стоит покупать не задумываясь, если решил приобрести игровую консоль. Негеймеру нужно довольно долго изучать Xbox 360 и PS3, привыкать к ним, чтобы понять и убедить себя в том, что деньги были потрачены не зря. В случае же с Wii – приставка очаровывает с первой партии в теннис в Wii Sports. И очаровывает надолго.

Wii + Александр Минаев, менеджер тестовой лаборатории, 26 лет

Наша глубоко летне-спортивная редакция пережила трудную зиму без роликов, баскетбола, футбола, волейбола, тенниса, велосипедов, шашлыков и т. д. Сегодня я сижу, пишу вот это, а сам жду коллегу, чтобы пойти покидать с ним мяч в кольцо, потому что нет больше сил сублимировать подвижность перед телевизором.

Все вам скажут, что спортивные симуляторы на Wii – отличная штука. Плохо нарисованная, но отличная. Спортивная по-настоящему, реально можно похудеть. Однако если бы все ограничивалось только этим, было бы несправедливо.

Для меня Wii оказалась “в тему”. Другой контроллер, другой принцип управления, простейший “другой” дизайн, другие игрушки и явно другая концепция. Да что говорить, если приставка стоит вдвое дешевле конкурентов, это тоже хорошо.

Консоль оставила сумбурные, но приятные впечатления. Сидеть сутками перед экраном с Wii я точно не буду, даже если мне ее подарят. И вы не будете. Потому что в Wii круче играть стоя, в движении и обязательно с другом. Заодно коллективно похудеете. Все, пойду кидать настоящий мяч в настоящее кольцо настоящими руками.

Nintendo Wii + Андрей Воленко, прагматик

Свою консоль Nintendo запросто могли бы назвать и Revolution, как того хотели вначале. При, в общем-то, примитивной по современным меркам графике игровой процесс на Wii затягивает. Виной тому – контроллер. Возможность перемещать ручку в пространстве, а не просто давить на кнопки переносит игровой процесс на совершенно иной уровень. В игру погружаешься, участие становится более полноценным, нежели при использовании обычного джойстика. Чего только стоят партии в теннис, сыгранные с Сергеем Трошиным. Сидя перед редакционным телевизором, мы не могли оторваться от игры, довольные размахивали контроллерами, выигрывали геймы, сеты и матчи (что у Сергея выходило несколько чаще). После игры пошли работать разгоряченные и даже вспотевшие, как будто с настоящего корта. Махать руками много приятней, чем нажимать кнопки. Признаюсь, что наигрался до такой степени, что на следующий день у меня болела правая рука, в которой я держал джойстик-ракетку.

Но размахиваниями прелести джойстика не ограничились. Он одинаково легко выступает в роли руля, когда его перемещения относительно плоскости пола оцениваются, как поворот руля вокруг оси, или же привычного геймпада. Сын моего хорошего товарища хочет Wii для того, чтобы поиграть в бокс, когда, орудуя двумя контроллерами, можно будет легко набить морду виртуальному верзиле. И это воспринимается очень натуралистично, разве что сам будешь цел и кулаки болеть не будут.

Уровень графики в данном случае отходит на второй план. C Wii интересно, драйвово. Картинку Wii можно оценить, как PlayStation 2.5, то есть весьма недурно для прошлого поколения, но слабовато по сравнению с Xbox 360 и PS 3. Учитывая низкую стоимость консоли, Wii становится очевидным выбором.

Nintendo Wii + Сергей Трошин, адепт Mortal Kombat

Несмотря на то что в игры я сейчас играю очень и очень редко, играть я все же люблю. Просто категорический дефицит свободного времени и несколько сменившиеся в последние годы приоритеты по его заполнению не позволяют в полной мере приобщиться к многочисленной армии игроманов. Да и ноутбук трехлетней давности не располагает к получению удовольствия от хитов последнего времени. И тут я очень хорошо понимаю “приставочников” – у них есть два огромных преимущества: на приставках никогда ничего не тормозит и запуск любых игр на них занимает буквально секунды. С сейвами, правда, беда: чаще всего сохраняться можно только там, где разрешили – сейвиться после каждого убитого монстра не получится. Впрочем, рассуждать о том, что лучше в приставках, а что – в ПК, можно долго (тут вам и качество графики, и доступность игр, и наличие тех или иных культовых релизов и так далее), главное же лично для меня – удобство и разнообразие способов управления.

Например, никто и никогда не разубедит меня в том, что для файтингов (конкретнее – Mortal Kombat, потому как все остальное – жалкое подобие) лучшим геймпадом всех времен и народов является геймпад от Sega MegaDrive2. Мягкая, идеальная крестовина и шесть кнопок под большим пальцем правой руки позволяли добиться феноменальной скорости реакции, когда игра превращалась в соревнование интуиции, хитрости и тактических задумок. В этом файтинге, как ни странно, побеждал тот, кто умнее! Геймпад буквально сливался с тобой, и на управление отвлекаться не приходилось вообще – все происходило автоматом. Плюс ко всему любой спецудар, любое фаталити можно было без труда выполнить – вплоть до тех, где требуется вращение крестовины, настолько грамотно она была сделана.

В отношении стрелялок я еще больший оригинал. Если в неспешный Half-Life я еще могу играть стандартным способом: правая рука на мышке, левая на клавиатуре – то в более динамичные мультиплейерные шутеры, где требуется быстрая реакция (например, в Quake 2/3), мне удобнее такой вариант: на мышке левая рука (управление прицелом), а правая – на аналоговом многокнопочном джойстике (ходьба, управление огнем, прыжки и так далее). Опять-таки пальцы лежат на кнопках, их перемещение минимально, а из-за эргономичности всей конструкции не приходится задумываться, когда какой палец надо задействовать. Если вам это кажется извращением, то могу привести небольшой пример: один мой приятель, большой любитель мультиплейерных шутеров, который отважился опробовать такой необычный способ управления и нашел в себе силы к нему хоть чуть-чуть привыкнуть, не отвергая с ходу, к клавиатуре потом уже не вернулся, а купил себе аналоговый джойстик.

В различных симуляторах, разумеется, “рулит” все тот же джойстик. В том числе и автомобильных – руль, конечно, здорово, но занимает много места, да и нет его у меня. Джойстик же с управлением автомобилем справляется великолепно (кстати, на некоторых прототипах реальных автомобилей его уже пытаются применять вместо традиционной “баранки”). Но тут, правда, есть существенная проблема – джойстик должен быть очень качественным. Например, когда у меня был “чистый” аналоговый джойстик, где малейшее отклонение ручки пропорционально изменяло значение двух сопротивлений, все было великолепно. Но подключался он к геймпорту компьютера, а на ноутбуке такого нет. Попытки перейти на более современный USB-джойстик пока успехом не увенчались – разрешающей способности моделей, которые мне удалось попробовать, не хватает для четкого управления автомобилем! Похоже, что в USB-моделях присутствует некая дискретизация – отклонение ручки в разные стороны имеет лишь порядка 256 значений, чего оказывается недостаточно. К тому же в джойстике огромную роль играет нюанс, про который обычно мало кто думает при покупке, замечая проблему уже в играх, когда что-либо изменить уже поздно. Посадочное место ручки аналогового джойстика обязательно должно иметь квадратную форму. Если ручка движется не по квадрату, а по кругу, как это обычно и происходит, то по углам получаются мертвые зоны. И, например, невозможно играть в автосимуляторы, где отклонение ручки вперед – это управление газом, а влево-вправо – направлением.

Почему я так много говорю о джойстиках и геймпадах, когда должен говорить про Nintendo Wii? Во-первых, чтобы вы поняли… нет, не то, что я извращенец, а насколько важным моментом в играх является удобное управление. Причем не просто удобное, а разнообразное, чтобы каждый мог выбрать себе именно тот вариант, который ему кажется наиболее подходящим для данной, конкретной игры. И, как видите, даже при использовании ПК далеко не каждый будет доволен ассортиментом игровых контроллеров. Что уж говорить о приставках, тем более новейших, для которых сторонние фирмы еще не успели наклепать совместимых аксессуаров.

Например, именно из-за геймпада я не смог в свое время играть на Sony PlayStation в игры серии Mortal Kombat. Ну невозможно в этой сверхскоростной игре управлять персонажем, если под большим пальцем правой руки всего четыре кнопки! Нужно именно шесть! Палец по умолчанию лежит на той, что посередине – это блок, а для ударов слегка (а потому очень быстро) смещается влево, вправо и в верхний ряд. Стоит изменить схему, введя в нее еще один палец (например, переместив блок на один из шифтов), как скорость реакции падает в разы – спинному мозгу приходится контролировать не только какую кнопку и когда надо нажать, но и каким пальцем это делать. На контроллере Dendy, помнится, вообще было две кнопки, но для “Танчиков” и “Марио” этого хватало. Скажите мне, почему сейчас все следуют дурацкой моде, начало которой положила PS1? Чувствуешь себя каким-то пианистом, растопырившим все пальцы по кнопкам…

Но для PS1, впрочем, вариант нашелся – двоюродному брату, владельцу той приставки, я в конце концов подарил китайский noname-геймпад, создатели которого отошли от классической схемы и сделали шесть кнопок! И все сразу пришло в норму – приставка принесла немало удовольствия.

И Nintendo Wii в плане управления действительно на голову выше конкурентов. Да, графика здесь на уровне первого Half-Life. Но какая бы крутая ни была картинка, вы никогда не сможете нормально поиграть в шутер от первого лица только лишь с использованием геймпада, пусть даже с двумя встроенными аналоговыми стиками, как это сделано в Xbox 360. Запустив Call of Duty сначала на Wii, а потом на приставке от Microsoft, это понимаешь особенно остро – пусть графика на Xbox 360 заметно лучше, но играть-то – сплошное мучение!

Nintendo же изначально сделала ставку именно на управление, и это был верный ход! По сути, Nintendo изобрела то, про что так много и без особого успеха все говорили – 3D-мышь Wiimote “понимает” любые движения: влево-вправо, вверх-вниз и даже вперед-назад. Я скажу больше: вы не только сразу получаете мышь будущего, но еще и аналоговый джойстик и геймпад в одном лице. В режиме мыши надо лишь направлять контроллер на нужную точку экрана (сразу скажу, что экран должен быть достаточно большой, иначе весь эффект теряется). В режиме геймпада вы поворачиваете контроллер так, чтобы под левую руку попала крестовина, а под правую – две нижние кнопки (да, блин, в таком режиме кнопок под большим пальцем правой руки всего лишь две – и это самый главный недостаток всей идеи). А в режиме джойстика вы еще и наклоняете его в разные стороны. Если же прикрутить к контроллеру достаточно простые “навески”, то вы получите полный аналог (даже по внешнему виду) светового пистолета, руля, теннисной ракетки, бейсбольной биты, клюшки для гольфа, SPS-подобного геймпада. Есть даже специальные перчатки для бокса! И все это – не новые контроллеры, а лишь дешевая обвеска исходного! Кстати, классический контроллер для Wii тоже есть, и для некоторых традиционных игр (файтингов, аркад) он более удобен, но тут опять все то же досадное ограничение: лишь четыре кнопки под правую руку. Сработает на Wii и контроллер для GameCube – вы даже сможете играть в игры для этой (и других нинтендовских) приставки.

Насколько удобно играть такими контроллерами? Ну, судите сами: в шутер от первого лица, где ваш герой бродит по коридорам с бластером в руке, удобнее играть с геймпадом, мышкой, джойстиком или… бластером? А при игре в теннис что лучше – пара аналоговых стиков или теннисная ракетка? А когда в бейсбол играете? А в дартс? Боулинг? То-то…

Мне удалось попробовать несколько игр для Wii, и как давний любитель тенниса должен сказать, что эффект симуляции в этой игре весьма и весьма неплох. По сути, все движения контроллером (и даже прилагаемые усилия!) аналогичны реальным движениям теннисной ракетки. Я даже вспотел, пока рубился с доктором Менакером, что для обычных компьютерных игр, вообще говоря, нонсенс.

При игре в шутеры, конечно, нужен большой экран. Хотя точность наведения прицела при использовании контроллера как пистолета очень высокая, хороший телевизор нужен, чтобы хотя бы видеть, в кого целиться (вот тут не помешала бы графика Xbox 360 и PS3!). Да и само прицеливание должно походить именно на прицеливание, а не на пиксель-хантинг. Короче говоря, играть в игры, где в полной мере задействованы все акселерометры Wiimote – сплошное удовольствие. Недовольными будут разве что те, кто предпочитает совершать как можно меньше движений – даже в шутерах рука через некоторое время “отсыхает”. Но это даже хорошо – гиподинамия игроку не страшна в любом случае. Выпадает, пожалуй, только часть игр, где не обойтись без многокнопочного геймпада – тот же Mortal Kombat (официальный классический геймпад не очень подходит для “Мортала” еще и из-за устройства крестовины; впрочем, MK адаптирован и для Wiimote – видеотуториал по управлению этой игрой новым контроллером найдете здесь: media.wii.ign.com/media/845/845775/vids_2.html). Но если вы попросите меня назвать еще одну игру, в которую на Wii не получится нормально – с удовольствием! – поиграть, то сходу что-то припомнить, пожалуй, и не получится…

Nintendo Wii + Руслан Шебуков, скептически относящийся к идее консольных игр

Я вообще сразу скажу, что в видеоигры я не играю. То есть я иногда пытаюсь поиграть, когда представляется возможность, на консолях или игровых автоматах в общественных местах, но, как правило, ничего, кроме очередного разочарования, мне это не приносит.

Для меня компьютерная игра должна быть, прежде всего, умной, и чтобы там было что-то новое, такое, чего нет в других играх – не важно, геймплей ли это, или особенная графика, или нетривиальный сюжет, или еще что-нибудь. И по счастью, такие игры появляются время от времени, но… появляются они исключительно на PC. Возможно, это из-за того, что все-таки консольный рынок рассчитан прежде всего на детей, которым много не нужно. Но ведь в них играет огромное количество взрослых, и при этом многие из них утверждают, что с удовольствием от видеоигр не сравнится ни один компьютер. Наверное, я не из их числа.

У видеоигр, правда, есть одно неоспоримое преимущество перед компьютерными: в них удобно играть вдвоем – не по сети, а прямо так, разделив экран на две части. То есть, так сказать, проводить досуг вместе с кем-то, а не в одиночестве. Можно, конечно, возразить, что и в компьютер можно играть вдвоем: и по сети, и по интернету – все это так, но в видеоигры играть все же удобнее. Они на это рассчитаны.

Так вот, в Nintendo это понимают лучше, чем где-либо еще. Поэтому они придумали такую замечательную вещь, как “нунчаки” (Wiimote + Nunchuk) – и вот ты уже не просто тренируешь большие пальцы рук и натираешь на них мозоли, сидя перед экраном, но вместе со своими друзьями (и подругами, у кого они есть) скачешь по комнате и машешь руками, играя в теннис, боулинг и другие подвижные игры. Вот это и есть переход на новый уровень видеоигр. Вместо того чтобы гробить здоровье и накапливать соли в костяшках пальцев, ты это здоровье поправляешь, а руки после часа игры болят на следующий день не меньше, чем после настоящего тенниса или боулинга – да и не только руки, но и все тело, ведь ты двигаешься и заставляешь работать свои атрофированные после долгих часов сидения за компьютером мышцы.

Так что безоговорочная победа, с нашей точки зрения, присуждается Nintendo Wii – и не только из-за крутых зайцев из R…, которые сами по себе уже способны вывести любую консоль в разряд культовых, но и в первую очередь из-за того, что Wii первой сделала видеоигры чем-то большим, чем тупое сидение перед телевизором.

Внезапное вторжение

PLAYSTATION PORTABLE

Технические характеристики

– Процессор: MIPS R4000 CPU. Работает на частоте от 1 до 333 МГц. Частота искусственно ограничена 222 МГц

– Оперативная память: 32 Мб основной и 4 Мб встроенной

– Графический чип: 166 МГц с 2 Мб встроенной памяти. Умеет осуществлять полигональный и NURBS рендеринг, аппаратное освещение, обрезание, наложение текстур, сжатие текстур, тесселяцию, затуманивание, альфа-канал, тесты глубины, вертексное смешивание для эффектов морфинга в 16-битном или 24-битном цвете

– Дисплей: 4,3 дюйма; пропорции 16:9; разрешение 480х272 пикселей; 16,77 млн. цветов

– Связь: Wi-Fi

– Размеры: 170х74х23 мм

– Вес с аккумулятором: 280 г

– Время работы от аккумулятора: от 3 (игра через Wi-Fi на ярком уровне подсветки) до 10 часов (прослушивание MP3 с экраном в режиме ожидания).

PSP стала третьим продуктом в линейке PlayStation и первым (и пока единственным) шагом Sony на рынке портативных игровых консолей. Впервые PSP была анонсирована на E3 2003, а первый публичный показ состоялся на пресс-конференции Sony 11 мая на E3 2004.

Консоль вторглась на рынок, где до этого серьезно конкурировали разве что Game Boy Advance с Nintendo DS. Другие портативные консоли, вроде GameGear, NeoGeo Pocket и Atari Lynx, друг за другом появлялись на рынке, чтобы сгинуть в небытие через пару месяцев.

С самого начала было ясно, что PSP такая участь не грозит. И дело даже не в могущественном родителе, готовом тратить немалые деньги на продвижение своего детища, но в потенциале, которым обладает PSP. Многие связывают смерть рынка 16-битных консолей в середине 90-х прошлого века с появлением GameBoy Advance, с помощью которого можно было играть в те же 2D-игры, но не дома, а практически везде – стоит только достать консоль из кармана. Вполне возможно, что PSP (или PSP2, если такая появится) сотворит то же самое с рынком 3D-игр, недаром же консоль с самого появления и по сей день называют карманной PS2. На деле, конечно, она немного слабее PS2, хоть графический чип и умеет многое, но тем не менее мы продолжаем держать в руках полноценную трехмерную консоль, она же – геймпад, она же – большой и яркий телевизор. Никаких проводов и дополнительных мониторов. Wi-Fi позволяет играть с другими пользователями, каждый с собственным экраном, а не мучиться с пресловутым сплит-скрином. Кроме того, PSP стала первой карманной консолью, в которой было реализовано аналоговое управление. И это только некоторые из новшеств, пришедших вместе с PSP.

Прелесть консоли еще и в том, что, по сути, она является карманным медиацентром – с ее помощью можно просматривать фотографии, проигрывать цифровые аудио и видео. Совершенно новым оказался и носитель, на котором распространяется контент. Вместо ROM-картриджей с маленькой RAM-памятью на батарейках, использующихся в семействе Game Boy, в PSP применяется Universal Media Disc (UMD) – маленький диск в прозрачной пластмассовой коробочке, способный уместить до 1,8 Гб информации. Приложения и пользовательские мультимедиаданные сохраняются на Memory Sticks Duo (и regular, и pro). Официально PSP не умеет выходить в интернет, но на самом деле в приставке имеется собственный веб-браузер, который при наличии необходимого софта можно использовать.

Местный аудиоплейер поддерживает множество кодеков, включая основные: MP3, AAC и WMA. Вьювер также специализируется на основных форматах: JPEG, PNG и ряде других. Видео PSP понимает только в собственном формате AVC. В хорошем качестве (в разрешении 320х240, с битрейтом 500 кбит/с и частотой дискретизации аудио 22050 кГц) видеофайл длительностью 22 минуты займет примерно 55 Мб.

Из наиболее интересных опциональных возможностей, реализованных в PSP, выделяются присоединяемая камера, с помощью которой можно записывать видео и делать фотоснимки, а также GPS-модуль. Последний был создан для серии игр (вроде шпионского триллера Metal Gear Solid: Portable Ops), в основе геймплея которых лежит использование GPS.

Для PSP существует целая куча легальных и не очень прошивок. Они либо скачиваются через Wi-Fi, либо загружаются с компьютера через USB или карту памяти, либо попадают в консоль вместе с игрой на UMD, которая требует конкретной версии прошивки. Из легальных интересна прошивка 3.02, позволяющая запускать игры с оригинальной PlayStation. Из нелегальных привлекают внимание прошивки, написанные хакером Dark_AleX, которые позволяют запускать ISO-образы игр без помощи стороннего софта, а также снимают всевозможные ограничения в воспроизведении видео и музыки. Существует также софт, способный разогнать процессор консоли до максимальных 333 МГц. Правда, в таком режиме работы аккумулятор садится чуть ли не вдвое быстрее обычного.

При всем своем техническом совершенстве PSP в Японии продавалась и продается хуже, чем Nintendo DS Lite. Мировой старт обеих приставок показал ту же тенденцию. Первая причина такой пробуксовки консоли от Sony – катастрофически бедная библиотека игр. Сейчас ситуация несколько лучше, но теперь PSP испытывает дефицит эксклюзивных проектов. Основная масса игр для этой консоли – упрощенные порты с домашних приставок, чего нельзя сказать о библиотеке DS. Другая причина: PSP намного дороже продукта Nintendo.

Консоль распространяется в трех комплектациях: Base Pack (сама приставка, батарея и адаптер), Value Pack (то же, что и Base Pack, плюс карта памяти Memory Stick Pro Duo на 32 Mб, микрофибровая тряпочка для протирки экрана, ремешок для руки, наушники с дистанционным управлением, чехол и диск с демками) и Giga Pack (то же, что и Value Pack, только вместо карты памяти Memory Stick Pro Duo на 32 Mб в комплекте карта памяти Memory Stick Pro Duo на 1 Гб и кабель mini-USB для подключения PSP к компьютеру). Однако в России официально продается только Value Pack, и стоит она почти в два раза дороже, чем конкурент от Nintendo. Впрочем, нельзя сказать, что меньшие в сравнении с DS продажи как-то отразились на прибылях Sony – PSP успешно продается по всему миру, просто ориентирована она на совершенно конкретную группу покупателей: молодых людей с достатком выше среднего, любящих стильные техноновинки, а не на всех подряд, как у Nintendo. И совершенно ясно, что если Sony и дальше удастся грамотно развивать потенциал своей портативной консоли, ее ждет долгая и счастливая жизнь.

PSP + Александр Минаев, менеджер тестовой лаборатории, 26 лет

Как мне показалось, PSP отлично отражает свое название. Sony действительно взяли PlayStation и умудрились “сложить ее вчетверо”. А на самом деле даже в большее количество раз.

Поиграв на довольно большом экране PSP в любую игру, не захочешь, наверное, переходить на консоль с дисплеем поменьше. Я же после PSP просто окончательно понял, что игрушки (даже самые хорошо нарисованные) – не для меня. А вот то, что на PSP можно смотреть кино и слушать музыку, меня вдохновляет. Но обязательность дисков специального пиэспишного формата, пожалуй, лишнее удовольствие. Да я вообще никогда не приветствовал вот эти уникальные карты памяти, специфический софт и т. д. и т. п. от Sony, Apple, Creative и многих других…

В целом такой маленький и, в принципе, вполне доступный медиапроигрыватель с понтовыми играми я бы подарил какому-нибудь тинейджеру. Ведь PSP как раз не совсем взрослая консоль, но уже и не “Тетрис”.

PSP + Стэн Духанов, знаток гаджетов

Меня консоль разочаровала, как только я взял ее в руки. Она тяжелая, скользкая из-за своей глянцевой поверхности и того и гляди выпадет из разгоряченных игровым запалом рук. На ударопрочность я ее не проверял, но этого и не нужно, чтобы понять, что падение отразится на состоянии гаджета не лучшим образом. Графика отличная, но все эти полутона и тени заставляют выкручивать яркость экрана чуть ли не на максимум, чтобы все было разборчиво, что, естественно, сказывается на времени жизни батареи. Обилие кнопок, разъемов и слотов красноречиво говорит о многофункциональности консоли. Это хорошо, хотя, с другой стороны, очень уж это накладно и дорого – заливать на консоль медиаконтент вроде музыки через карту памяти и фильмов на UMD-дисках. Для всего этого у меня есть пара других гаджетов, я за разделение труда. Как игровая консоль PSP нареканий не вызывает, но, на мой взгляд, она создана в основном для геймеров, которые не хотят расставаться с любимыми игровыми брендами в дороге. И для них она просто обязана стать голубой мечтой.

Sony PSP + Геннадий Бойко, любитель всего нового

Портативная консоль Sony PSP – вещь уже давно не новая. Играть на ней в рейсинги и авиасимуляторы я бы не стал, а для любителей аркад, квестов, шутеров и файтингов, по-моему, отличный карманный походно-транспортный вариант. К тому же стоит учесть, что здесь, как и на большой PS, можно послушать музыку, посмотреть фильм, залезть в интернет. Если бы еще носители были чуть более “народными” – цены бы этой приставке не было.

Sony PSP + Сергей Трошин, слишком стар, чтобы оценить, но слишком молод, чтобы умереть, убив себя об стену

Популярность этой консоли у нас в стране очень высока. И дело тут, я думаю, не только в том, что она уже довольно давно на рынке, и не в том, что приставка действительно удалась. Причина популярности кроется в волшебной прошивке 1.50, способной запускать внешние программы (начните с psp-news.dcemu.co.uk). А это значит, что игровая приставка легким движением руки (“факов” на этот счет в Сети навалом – playstation-blog.ru/136/faq-po-portativnoy-konsoli-psp) превращается почти в карманный компьютер! Но и это еще не все. Даунгрейд прошивки или иные варианты “хака” более свежих firmware позволяют запускать скачанные из интернета игры. Бесплатно! И в нашей стране это решающий фактор. Ну, скажите мне, какой смысл покупать игры по $40-60 для такого небольшого экранчика, если лучшие лицензионные игры для полноценного ПК стоят порядка 300 рублей? Пиратство, конечно, зло, но не для тех, кто благодаря ему экономит столь значительные суммы. Если бы создатели приставок не стремились зарабатывать именно на продаже игр по завышенным ценам, продавая сами консоли даже в убыток себе, ситуация, может быть, и изменилась. Но $60 за игру для карманной приставки – грабеж.

Жаль только, что карточка памяти, на которую и приходится скидывать пиратские игры – это все тот же MemoryStick от Sony. Медленный, дорогой, требующий дополнительных кардридеров.

В остальном же приставка хороша, ничего не скажешь – сочный, яркий экран (субъективно заметно лучше, чем на моем Pocket PC), продуманная форма, неплохой дизайн, вполне удобные кнопки управления. Впрочем, если поставить себе цель найти недостатки, то можно было бы пожаловаться и на разрешение экрана (480х272), и на невысокую функциональность аналогового джойстика (как я ни старался поиграть в какие-то автогонки с его помощью, палец все равно стремился к крестовине – джойстик для управления автомобилем оказался гораздо менее удобным, возможно, его чувствительность или разрешающая способность невелики), но самая главная жесть – это глянцевый экран. Постоянно видеть отражение своей рожи – удовольствие для нарциссов. Если же вам удастся с этим смириться, то вы сможете не только играть, но и, например, читать книги на PSP, слушать музыку, смотреть видео. Кстати, очень порадовало, что при просмотре фильма с UMD-диска консоль запоминает место, на котором ты остановился, и при следующем включении начинает воспроизведение именно с этого момента. Время работы от батареи тоже вызывает весьма положительные эмоции.

Играть на PSP в целом приятно. Основную роль здесь играет, конечно, сочный экран и комфортные на ощупь кнопки. Даже непривычная таблетка аналогового джойстика удобно ложится под палец. Эргономика конструкции на высоте. Геймплей же, пожалуй, подкачал. Лично мне играть на маленькой приставке (кстати, не такая уж она и маленькая, если потаскать ее целый день) не очень интересно и даже скучно. Возможно, дает себя знать избалованность полноценными компьютерными играми, может, просто не попалось достойной игры, а может, возраст уже не тот…

PSP + Руслан Шебуков, ценитель прекрасного

Мне нравятся хорошие вещи. Которые сделаны добротно, в которых есть смысл, за которые не жалко отдать деньги и которые ты потом используешь часто и с удовольствием. Если бы я проводил много времени в метро или электричках, или в самолетах, или в очередях – где-то, где нужно убивать время, я бы, наверное, купил себе PSP. Она стоит недорого, на ней можно смотреть кино, причем на хорошем экране, слушать музыку с хорошим качеством, выходить без проводов в интернет, читать книги да еще и играть в игры! В общем, все то же самое, что с КПК, но только гораздо приятнее, эргономичнее и удобнее.

У PSP есть индивидуальность и то, что отличает просто хорошую вещь от по-настоящему хорошей. Ее приятно держать в руках, смотреть на нее, использовать ее – просто иметь ее. Не зря под нее существует столько ломаных прошивок – на хорошую вещь не жалко потратить сколько угодно времени. Она недорогая, существует достаточно давно, но морально устареть не успела, под нее существует много игр и прочего софта – разве это не повод считать ее самой удачной портативной консолью на сегодняшний день? Я думаю, что повод.

Облегченный вариант

NINTENDO DS LITE

Технические характеристики

– Процессор: ARM946E-S – 67 МГц, ARM7TDMI – 33 МГц

– Оперативная память: 4 Мб

– Видеосистема: Поддержка 2D и 3D (OpenGL ES), 120 000 полигонов в секунду, заливка 30 миллионов пикселей в секунду

– Звук: Стерео, 16-канальный ADPCM/PCM

– Экран: 2хTFT LCD (256х192), 3 дюйма, до 260 тысяч цветов

– Накопители: слоты для собственных игр Nintendo DS и для игр Nintendo Gameboy Advance

– Связь: Wi-Fi

– Управление: сенсорный экран, встроенный микрофон для голосовой идентификации, кнопки A/B/X/Y, D-Pad, шифты L/R, кнопки Start и Select

– Время работы: 6-10 часов

– Вес: 275 г

– Размеры: 13,3х7,4х2,1 см

– Время работы: от 5 до 19 часов (на минимальном уровне подсветки).

Сначала был Game Boy, потом – Game Boy Color, потом – Game Boy Advance и Advance SP. Эти малютки были бесспорными лидерами рынка портативных консолей на протяжении десяти лет. А в середине 2004 года появилась Nintendo DS, и она стала первым продуктом, построенным по новой философии Nintendo.

То, что по части графики и звука DS сильно уступает PSP от Sony, стало ясно еще до выхода обеих платформ, да в Nintendo это и не скрывали. Аналитики между тем озадачились, за счет чего же тогда Nintendo собирается не ударить в грязь лицом перед таким мощным противником. Но в том-то и дело, что концепция двух экранов, один из которых – сенсорный, кажется сомнительной затеей до тех пор, пока она не опробована в действии. В общем, после начала продаж в Японии оказалось, что люди не спешат приобщаться к суперсовременным технологиям PSP просто потому, что не могут оторваться от происходящего на двух дисплеях DS: на одну купленную консоль от Sony приходилось четыре от Nintendo. С европейским и американским релизом положение несколько сместилось в пользу PSP, но только на время. Запад поначалу отнесся к странной двухэкранной консоли с опаской, но тоже быстро понял ее прелесть, и по продажам DS снова стала отрываться от PSP.

Выпустив DS Lite, Nintendo закрепила успех. Начинка у приставки осталась практически без изменений – в основном поменялся внешний вид, габариты и вес. Последний стал на 20% меньше, как и размер, который теперь составил менее 2/3 от оригинальной DS. Кроме того, в DS Lite используется более мощный аккумулятор, увеличивший время работы консоли почти на десять часов, а дисплеи стали более яркими и износостойкими из-за нового защитного покрытия. Микрофон, использующийся в играх, в которых требуется голосовая идентификация, для удобства был перемещен в центральную часть консоли, прямо между экранами.

DS Lite перестала выглядеть как громоздкая детская игрушка – теперь это стильный и компактный гаджет с плавными формами и глянцевой поверхностью. К Nintendo DS Lite подходят все игры для Nintendo DS, и на новых дисплеях выглядят они намного более четко и красочно. Слот для картриджей Game Boy Advance теперь защищен специальной панелью, продолжающей плавные контуры консоли.

Для сетевых игр DS Lite использует собственный формат – Nintendo Wi-Fi Connection; радиус действия локальной сети – от 10 до 30 метров. Важная особенность сетевых игр: в большом количестве проектов наличие собственной копии игры у каждого участника сети перестало быть обязательным. Также в консоль встроены: собственный мессенджер – Pictochat, с помощью которого можно общаться с другими пользователями сети, часы и будильник.

Система имеет два стереодинамика, поддерживает стереонаушники и обеспечивает эффект Surround Sound.

Вряд ли вышеизложенные технические детали консоли имели бы какой-то смысл, если бы не игры, в которых они применяются. Причина ошеломляющего успеха DS во всем мире минимум на 50% слагается из эксклюзивных игровых проектов, с которыми стартовала DS, и полной обратной совместимости с играми, выходящими для GameBoy Advance. Последнее имело большое значение на стадии игрового голода в первые месяцы после запуска консоли, когда оригинальных игр для DS было маловато. Купившие приставку могли поиграть в игры предыдущего поколения. У Sony, поскольку начинала она с нуля, такого преимущества не было.

Игры для DS – это отдельная песня. Условно их можно разделить на две группы: проекты, где тачскрин используется как опциональное средство (для отображения приборной панели в гонках или для опций и переключения между персонажами в играх, где между ними нужно переключаться), и игры, созданные специально под работу со стилусом и микрофоном.

Первые, стало быть, предназначены для группы хардкорных геймеров, для которых важно иметь дело с классическим управлением, жанрами и брендами; вторые – для новичков игрового сообщества и людей, до этого слабо заинтересованных в подобного рода развлечениях.

И надо сказать, что если абсолютный успех первых можно поставить под сомнение (поскольку есть PSP с несоизмеримо большими графическими возможностями, и на этом поле DS ей не соперник), то вторые определенно находятся вне всякой конкуренции. DS не просто предложила новый способ управления старыми играми, она предложила принципиально новый геймплей. Например, в одной из множества игр про Марио, вышедших на DS, есть целый раздел мини-игр, в которых необходимо рисовать на тачскрине линии, стирать закрашенные области и даже дуть (!) в микрофон, чтобы герой, прицепленный к связке воздушных шаров смог взлететь максимально высоко. В знаменитой Big Brain Academy игровой процесс в принципе отрицает использование обычной геймпадовской “крестовины” и стандартных кнопок – только стилус, слух и зрение. Можно только догадываться, как раскроется этот нестандартный потенциал консоли, когда станут выходить (а они уже анонсированы) узконаправленные игры образовательного или, например, эротического характера.

Учитывая все это и не забывая о том, что Nintendo DS заметно дешевле PSP, можно понять, почему у Nintendo до сих пор около 70% консольного рынка. И, судя по всему, эта ситуация останется неизменной до следующего поколения портативных консолей.

DS Lite + Александр Минаев, менеджер тестовой лаборатории, 26 лет

Хотите знать мое мнение? Ну так вот: с виду простая и обаятельная DS Lite в метро просто опасна! Это я понял в первый же раз, когда заигрался по дороге в редакцию и проехал мимо своей станции две остановки.

Из небольшой россыпи картриджей с играми я особо запал на Big Brain Academy – серию ребусов, головоломок и логических задачек различной степени сложности, по результатам решения которых игра “взвешивает” ваш мозг. Азарт стремления к повышению веса содержимого черепа велик. Поверьте, обидно видеть: “Масса вашего мозга равна 359 граммов, попробуете снова?”. Да, черт возьми! Какого вообще? Я умнее, я вообще умный. Добрая игра, что говорить.

Для меня кайф DS Lite сравним с чем-то из детства. Скорее всего, с непреодолимым желанием посмотреть-таки “мультик”, который непременно покажут, когда вы наберете 1000 (10 тысяч и т. д.) очков в “Ну, погоди!”. Лет в 10-11 мои пальцы не желали отрываться от простых красных кнопочек игрушки “Электроника”. Сегодня в свои 26 я снова чуть не проехал мимо нужной станции в попытке заставить мой мозг стать чуточку тяжелее 800 граммов.

Я не задаюсь вопросом об удобстве применения стилуса в разных играх – я вообще считаю, что лет через пять-семь все дисплеи во всех устройствах будут не просто touch, а multitouch. Я не рефлексирую на тему размера экрана (ни одного из двух) и яркости матрицы, а также громкости звука и качества пластика корпуса. Для того чтобы забыться минут на 20-30 в день и сбросить годков этак пятнадцать, достаточно того, что есть.

Nintendo DS Lite + Cергей Трошин, примерный отец

По сравнению с яркой PSP коробочка-раскладушка Nintendo DS Lite выглядит, конечно, кондово. Но дело в том, что сравнивать эти две карманные приставки, на мой взгляд, не стоит вообще. Мне кажется, что целевая аудитория у них разная. Nintendo DS Lite нацелена прежде всего на детей, в том числе и дошкольников. От PSP же максимум получит лишь достаточно продвинутый пользователь ПК, поскольку эта приставка хороша в первую очередь тем, что при минимуме затраченных усилий может превратиться в некое подобие карманного компьютера.

Почему же Nintendo DS Lite идеально подходит именно детям? А потому что и здесь Nintendo сделала упор на управление, необычное для игровых консолей. Два экрана, один из которых – сенсорный. Стилус в придачу. И именно с таким управлением дети разбираются быстрее всего. Ни мышь, ни клавиатура, ни джойстик – стилус и сенсорный экран – вот что проще всего и понятнее. По крайней мере, мой ребенок, еще не доставая толком до кнопок мыши, уже вовсю стрелял уток (игра Duck Hunt) на Pocket PC, тыкая в их тушки стилусом. Причем не забывая вовремя перезаряжать двустволку, нажимая на надпись Reload. Да и знаменитые “Шарики” не вызывали никаких проблем. Кажется, даже я в них набираю меньше очков. А вот со всеми этими джойстиками, геймпадами, клавиатурами приходится запоминать, что какая кнопка делает, да еще иметь пальцы нужной длины, чтобы дотянуться до любой клавиши. Интуитивнее же сенсорного экрана ничего быть не может. К тому же коробочка довольно надежно закрывается, и в сложенном состоянии ее сломать весьма затруднительно – еще один фактор в пользу использования именно дошкольниками.

Но и игры в этом случае надо выбирать не “спинномозговые”, а обучающие. И такие для DS Lite есть. И тут эксперимент на детях дал отличные результаты. Надо лишь перевести на русский игровое задание, и ребенок начинает демонстрировать свое умение быстро соображать. Если же не чисто обучающие игры, то хотя бы такие, в которых по максимуму задействован столь неординарный тип управления.

Для более-менее взрослого же человека Nintendo DS Lite, как мне кажется, большого интереса не представляет. Кнопки слишком маленькие, квадратная форма не эргономична, от двух экранов глаза разбегаются. Да и маловаты по современным меркам экранчики-то (3 дюйма, 256×192 пикселей). 3D, конечно, поддерживается, но, честно говоря, мне всегда было жалко людей, которые портят себе зрение в метро, играя на своих мобильниках. Даже Pocket PC, у которого экран существенно больше, а игры несравнимо серьезнее “телефонных”, и то не вызывает у меня желания поиграть. Уж лучше я новую книжку почитаю в mBook. DS Lite вызывает аналогичные ощущения зря потраченного времени. Каких-либо интересных аксессуаров и гаджетов для него на рынке тоже не наблюдается. Чехлы, зарядки, адаптеры, кабели, стилусы, наушники да защитные пленки для экрана – вот, по сути, и весь ассортимент. Но это – еще раз повторю – мнение взрослого человека. Детям же при грамотном подборе игр консоль, я уверен, будет не только интересна, но и самое главное – полезна.

Кстати, формой и двухэкранной идеей DS Lite очень напоминает другую игру от Nintendo, некий аналог советских “Ну, погоди!” (вернее, это советские электронные игры были содраны с нинтендовских) – Donkey Kong. Помните, сколько удовольствия доставляла 25-рублевая “Ну, погоди!” в детстве?

DS Lite + Стэн Духанов, любитель тактильных ощущений

Пока играешь на этой приставке в игры, которые требуют классического управления, то есть с помощью кнопок действия справа и клавиш направления движения слева, особых восторгов не чувствуется. Разве что “невосторги”, связанные с тем, что из-за малого объема памяти картриджей разработчики, как правило, выкидывают из игр подробные туториалы, ограничиваясь маленькими подсказочками по ходу игры, отчего приходится подолгу вникать в игровой процесс. Зато когда попадается проект, который предлагает вооружиться стилусом и иметь в виду, что встроенный микрофон в приставке есть не просто так, моментально понимаешь, почему миллионы пользователей по всему миру выбрали именно DS и DS Lite, а не PSP. “Специальные” игры для DS спроектированы так, чтобы сократить обучение до минимума – игровую механику понимаешь если не с первой попытки, то со второй точно. После этого начинается безудержное веселье, в ходе которого стилусом нужно прицельно тыкать в определенный участок экрана, рисовать линии, мелко стучать или активно штриховать. Причем из-за, как правило, контрастной мультяшной графики играть можно на низком уровне подсветки и, соответственно, очень долго (до 19 часов). Кроме того, цена DS Lite более чем выгодно отличается от цены конкурента от Sony. В общем, Nintendo – мой выбор.

Nintendo DS Lite + Геннадий Бойко, краткость которого граничит с гениальностью

Lite-версия Nintendo DS действительно содержит меньше калорий – она стала чуть меньше и легче оригинала. А еще чуть удобнее и необычнее в управлении: очевидно, после разработки Wii Remote инженеры Nintendo будут везде и во всем выискивать альтернативные способы управления. В остальном это “пудреница с чудесами” для любителей аркад и головоломок и, конечно же, поклонников карманных приставок Nintendo.

Nintendo DS Lite + Руслан Шебуков, редактор UPS

Честно говоря, не понял прикола. Поэтому от комментариев, пожалуй, воздержусь…