13 лет назад 10 января 2006 в 19:11 89

Телевидение теряет былую популярность. Реклама становится все менее эффективной, рейтинги всех каналов и программ (кроме “Дома-2”, конечно) падают, молодая аудитория уходит в интернет – читать новости на “Рамблере” и РБК, качать фильмы и музыку, играть в онлайновые игры и вести блоги. Если телевидение не изменится в ближайшие 5-10 лет, смотреть его будет некому. Но телевидение изменится. Более того – оно изменяется уже сейчас.

ЦИФРА
Первое, самое близкое к нам и самое глобальное изменение – это переход с аналогового стандарта вещания на цифровой. Неизбежность этого процесса признают даже самые злобные и разуверившиеся скептики. Собственно, он уже давно начался. С 15 ноября 1998 года в регулярном порядке цифровое телевидение вещает в Великобритании. Сегодня телевизоры 90% населения этой страны принимают цифровой сигнал. Аналоговое телевещание прекратится здесь со дня на день. Годом позже оборвется аналоговый сигнал и над Америкой. Там правительство обязало производителей телевизоров снабжать всю свою продукцию цифровыми тюнерами. К июлю 2007 года практически все американские телевизоры смогут работать с цифровым сигналом.

Остальной западный мир, то есть вся, кроме уже “оцифрованной” Англии, Европа, перейдет на цифровые стандарты к 2009–2010 годам. В планах развития телерадиовещания Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации стоит другая дата – 2015 год. К этому времени должен завершиться всероссийский переход на цифровое телевидение. Однако существуют и более оптимистичные прогнозы относительно этого процесса – 2009 год как дата повсеместного господства “цифры”. Но это произойдет лишь в том случае, если российская телевизионная и радиовещательная сеть сможет убедить правительство дать гарантии на кредит западным инвесторам, которые только на таких условиях готовы расстаться со своими $1,5 млрд.

Естественно, это не значит, что еще минимум четыре года нам придется довольствоваться устаревшей аналоговой картинкой. Уже сегодня в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Владивостоке и ряде других городов работают каналы цифрового телевидения. Некоторые телеканалы вещают как в аналоговом, так и в цифровом формате. Смена стандартов будет происходить постепенно, но неотвратимо.

ПРОГРЕСС!
Ничего бы не изменилось, если бы однажды не возникла проблема. Частот, в которых без помех могли бы вещать все желающие того телекомпании, не осталось. И тогда пришел цифровой сигнал с массой своих преимуществ. Во-первых, благодаря высокоэффективным методам компрессии видео и звука MPEG-2, а также модуляции несущей цифрового телеканала (технология Digital Video Broadcasting) в полосе, необходимой для вещания без помех одного аналогового канала, могут разместиться шесть цифровых.

Во-вторых, ввод в действие одного цифрового передатчика высвобождает полосы частот сразу нескольких телевизионных каналов, а не одного, как раньше. В условиях жесточайшей борьбы между разными системами телекоммуникаций, требующими для работы собственную радиочастоту, это несомненный плюс. Кроме того, мощности цифрового передатчика в пересчете на один телеканал нужно в несколько раз меньше, чем аналогового.

В-третьих, помехозащищенность цифрового сигнала не идет ни в какое сравнение с аналоговой. Поэтому канал DVB может отлично вещать в тех частотах, где не то что качественный – какой-либо мало-мальски разборчивый аналоговый телесигнал просто невозможен. В-четвертых, вместе с цифровым телевидением по DVB-каналу можно передавать дополнительную цифровую информацию. Здравствуй, интерактивность, которой так не хватало.

В-пятых, DVB-T (Digital Video Broadcasting – Terrestrial Transmission), разновидность технологии цифрового вещания, которая используется на территории Европы и России, позволяет осуществлять передачу данных и их прием на мобильные терминалы. Например, на автомобильные телевизоры или мобильные телефоны. В случае с аналоговым сигналом без помех телевизор можно смотреть, только припарковавшись.

Эта же отличительная черта цифрового телевидения открывает в перспективе возможность построения высокоскоростных информационных сетей между движущимися объектами. Наконец, существенно улучшается качество изображения. Однако это преимущество смогут оценить только владельцы жидкокристаллических и плазменных телевизоров и панелей. Классические кинескопные телеприемники все равно преобразуют сигнал из цифрового в аналоговый, и выигрыш в качестве становится практически незаметным.

К преимуществам нового стандарта можно причислить и невысокую цену на оборудование, необходимое для приема цифрового сигнала обычными телевизорами, и на апгрейд передающих и транслирующих устройств. К примеру, приставка-декодер для обычного телевизора у нас в стране в среднем будет стоить около $40.

Однако при всех своих преимуществах перед аналоговым телевидением цифровое имеет один серьезный недостаток, сильно тормозящий внедрение новой технологии. Совершенно ясно, что не все и не сразу смогут приобрести, пусть и относительно дешевый, декодер или тем более цифровой телевизор, что неизбежно повлечет за собой временный отток аудитории, а вместе с ней и рекламы, за счет которой кормится практически все современное телевидение.

Таким образом, ни один здравомыслящий телеканал, вещающий на “народных” аналоговых широтах, не заинтересован в массовом проникновении цифрового телевидения на рынок и не перейдет на цифровое вещание по доброй воле. Зато по недоброй – перейдет. Действительно, метод прямой государственной директивы, постановляющей принудительную смену стандарта телевещания – это отличный выход из трудной ситуации. Он был эффективен в Великобритании и в США, его собираются внедрять и в России.

HDTV
В Америке, Японии и Австралии HDTV уже давно реальность. В Японии и Австралии на этот формат вещания перешли вообще чуть ли не все телекомпании. В Штатах HDTV-формат был объявлен конгрессом приоритетным еще в 1996 году. Правда, его приоритетность стала видна только в последние годы, когда широкое распространение стали получать HDTV-телевизоры. HDTV входит в спецификации DTV (Digital Television), где оговаривается множество возможных разрешений экрана, но самых основных и популярных всего два: 720p и 1080i. Оба выдают 60 кадров в секунду, но с небольшими различиями. 720p (оно еще называется прогрессивным расширением) показывает 60 полных кадров в секунду, 1080i (или четырехстрочное расширение) – 30 четных и 30 нечетных кадров.

При этом экран еле заметно мерцает, что многим не нравится. Зато у четырехстрочного видео разрешение 1920×1080 пикселей, что в сумме дает целых 2 073 000 пикселей, тогда как 720p может похвастаться разрешением только в 1280×720 и 921 600 пикселей в сумме. Какой из этих двух вариантов лучше, спорят до сих пор. Ясно одно: максимальное разрешение аналогового телевизора в 720×480 пикселей и их сумма в жалкие 337 000 штук не идут ни в какое сравнение с показателями HDTV. Вспомним также, что формат нового телевидения 16:9 против старого 4:3 смотрится уничтожающе.

Да и опять же, к примеру, в NTSC-полосе (американский аналоговый телевизионный стандарт) одного канала смогут уместиться от двух до четырех одновременных HDTV-вещаний. У HDTV есть практически все преимущества цифрового телевидения и даже больше. Все, кроме цены. Сегодня HDTV-телевизор стоит минимум 1000 вечнозеленых. Однако под HDTV вполне можно приспособить современные LCD-мониторы, способные поддерживать соответствующие разрешения экрана, которые стоят существенно меньше.

В принципе запись телевизионных программ с HDTV-телевизора ничем не отличается от записи с обычного приемника в случае с традиционным телевещанием и кабельным телевидением. Но не в случае с HDTV-программами. Дело в том, что FCC (Федеральная комиссия по связи США) постановила, что обладатели прав на цифровой контент (телекомпании, киностудии) вправе устанавливать на свою продукцию “Флаг вещания” (Broadcast flag) во время эфира. Вредная цифровая метка сообщит HDTV-устройству, что эту передачу или фильм записывать нельзя.

В другом случае “Флаг” запретит воспроизведение уже записанной телепрограммы. Эта мера – один из совместных проектов FCC и ряда крупнейших голливудских компаний. По замыслу разработчиков, технология должна в очередной раз пресечь пиратство на корню, а дистрибьюторы кинопродукции с ее помощью смогут транслировать премьеры не только в общественных, но и в домашних кинотеатрах, срубая “капусту” еще и с домоседов, которым лень тащиться в кино. Одна оговорка: антипиратская штука действует только на HDTV-тюнерах, вышедших после июня 2005 года. Все тюнеры, произведенные до этого, игнорируют Broadcast flag.

Кстати, если вы уже являетесь счастливым обладателем HDTV-телевизора или монитора, то ваш выбор на сегодня – спутниковое телевидение, потому что на территории России это единственный способ смотреть телепрограммы и фильмы в HDTV-качестве. Спутниковых каналов, вещающих в новом стандарте, с каждым месяцем становится все больше.
Конец врезки

IPTV И INTERNET-TV
Часто эти два совершенно разных вида телевидения принимают за один. И не до конца разобравшиеся пользователи с умным видом рассуждают, скажем, о Triple Play как о главной фишке интернет-телевидения. Внесем ясность.

Что такое IPTV?
Вы будете смеяться, но это вовсе не телевидение, вещающее через интернет. “IP” означает “Internet Protocol”, но это говорит лишь о том, что для данного вида телевидения используется особый метод передачи информации через управляемую защищенную сеть. IPTV – это закрытая, недоступная для пользователей веб-сеть, которая создается, как правило, крупными медиапровайдерами. Это новый конкурент обычному кабельному и спутниковому телевидению.

Преимущества IPTV привлекают, прежде всего, устоявшиеся медиасети, такие как, к примеру, Голливуд. В IPTV-сети можно весьма жестко контролировать движение контента и пресекать его незаконное копирование. В свете того, что в прошлом году вся медиаиндустрия недополучила $4,76 млрд. прибыли, антипиратские возможности IPTV трудно переоценить. Кроме того, платформа IPTV создает отличные условия для электронной коммерции, так как провайдеру не составит труда выяснить, что и когда смотрит клиент.

Главным условием работы IPTV является наличие высокоскоростного интернет-канала в каждом доме. Управление осуществляется с помощью пользовательского интерфейса со множеством меню на экране телевизора или монитора. Основные разделы меню: видео по запросу, аудио, телевидение, игры, контроль платежей. Triple Play – это возможность вместе с видео и аудио передавать дополнительную информацию. Эта технология позволяет смешивать традиционный телесигнал, например, с голосом и текстом.

Дальше всех в этом смысле зашла компания Alcatel и ее AmigoTV. Решения этого канала позволяют зрителям обмениваться сообщениями и даже общаться вербально в реальном времени. Принцип набора сообщения с обычного пульта на экране телевизора тот же, что и при наборе SMS. Ко всему прочему технологии Alcatel позволяют организовывать такую фантастическую штуку, как MyOwnTV – собственный канал пользователя, где он может публиковать домашнее видео и фото. Получается, что насквозь коммерческий, высокотехнологичный и весьма дорогой вид телевидения IPTV не то что не похож на Internet-TV, но во многом является его противоположностью.

Что такое Internet-TV?
Главное отличие интернет-телевидения в том, что оно дает возможность каждому публиковать информацию, которая становится глобально доступна. Издателем в данном случае может стать как теле– или кинокомпания с опытом и стажем, так и любитель. При этом у издателя вне зависимости от провайдера или кабельного оператора имеется прямой канал связи с потребителем. Подход Internet-TV настолько независим от пользовательского оборудования, насколько это возможно в принципе. Доступ потребителя к телевидению не ограничен его телевизором в гостиной. Благодаря открытым стандартам и форматам Internet-TV превратилось в еще одно общенародное СМИ с потенциалом не меньшим, чем у самого интернета.

Существенный плюс этого вида телевидения и в том, что здесь не требуется особого технического апгрейда – оно может работать на уже существующей сегодня инфраструктуре, включая ADSL, Wi-Fi, broadband, спутниковые и кабельные каналы.

Интернет-телевидение не имеет географической привязки, то есть, физически базируясь на одном континенте, может быть доступно на другом, если это не противоречит лицензионным соглашениям.
Поскольку интернет-телевидением может заняться кто угодно, этот вид вещания обещает гораздо больший выбор медиапродуктов, чем какое-либо другое телевидение. В сущности, оно коснется каждой сферы нашей жизни в той же степени, что и интернет, но на более высоком техническом уровне. По маркетинговым возможностям Internet-TV превосходит IPTV, так как распространено намного шире последнего.

Вообще, огромнейший мир многообразного видеоматериала, снятого независимыми студиями, сообществами и людьми во всех уголках земного шара — вот основное свойство Internet-TV. IPTV распространяет более традиционный видеоконтент, по большей части произведенный Голливудом и другими конгломератами. Так что объединять эти два телевидения под общим знаменем не стоит.
Однако не только в интернете бурлит сегодня телевизионная жизнь. “Мобильное телевидение” – это не только переносные телевизоры!

MOBILE-TV
Вообще-то эта новинка является таковой только для нас – для европейцев и американцев. Есть люди, которые давно уже не смотрят мобильные выпуски новостей с открытым ртом. В Японии сегодня число абонентов 3G-сетей равняется 21 740 000, в Южной Корее таких счастливцев аж 43 050 000. Очень многие из этих миллионов пользуются услугами Mobile-TV. Для сравнения: в Европе мобильных зрителей 250 000, в России и того меньше – 105 400. Впрочем, и в Европе, и у нас пока делаются только первые шаги.

Пионером российского мобильного телевидения является “МегаФон”, который за $19 в месяц предоставляет своим клиентам безлимитный доступ к трансляциям и записям программ “Рамблер-ТВ”, “РБК-ТВ”, “Муз-ТВ”, “Style-TV” и “Neo-TV”. Естественно, сегодня новая услуга если и приносит операторам какую-то прибыль, то весьма незначительную, но менеджеры смотрят в будущее с оптимизмом. По оценкам экспертов, к 2009 году объем рынка мобильного телевидения по всему миру превысит $600 млн.

Технологии
Существует всего три технологии, позволяющие транслировать мобильное телевидение: EDGE, GPRS и DVB-H. Последняя была принята в ушедшем году в качестве главного стандарта. DVB-H обеспечивает более качественную и дешевую трансляцию, чем EDGE и GPRS. Однако пока разработка еще только начинает распространяться и обретет массовость еще не скоро. Между тем интерактивность, обязательный параметр для любого нового способа телевещания, отлично реализована в технологиях Mobile-TV. Достигается она благодаря обновленному протоколу связи IPDC (Internet Protocol Datacast). Владельцы телемагазинов потирают руки – трудно придумать более простой и оперативный способ торговли, чем с помощью мобильников.

Ведущие производители мобильных телефонов уже готовят целые линейки DVB-H-телефонов. Первой ласточкой стала Nokia N92, запуск которой рассчитан на середину текущего года. Эту модель вместе со смартфоном Nokia 7700 успешно испытали в августе 2005 года, устроив двадцатиминутную мобильную трансляцию футбольного матча.

В этом же направлении работают и корейские умы из Samsung, выпустившие недавно CDMA-телефон с поддержкой DVB-H. Однако такие телефоны все еще остаются дорогими. N92, например, будет стоить около 600 евро. Доступной эту цену не назовешь. Но, учитывая темп, с которым дешевеют передовые технологии, через два-три года телевидение, вполне возможно, завещает и в натруженном мобильнике простого пролетария.

STREAMING TV И СПУТНИКОВОЕ ТВ
Интерактивное телевидение через высокоскоростные ADSL-соединения в каждый дом – это Streaming TV. Даже в тот дом, где нет компьютера. Этот вид телевидения набирает популярность по мере распространения оптико-волоконных сетей и останавливаться на 40 миллионах клиентов, кажется, не собирается. Дешевые обслуживание и установка, а также довольно высокие качество и уровень интерактивности делают Streaming video “народным” видом телевидения даже по нашим, российским меркам (см. материал о “СтримТВ”).

У клиента появляется пакет “спутниковых” каналов, возможность создавать собственную вещательную программу, а также решать, что и когда он будет смотреть. Кроме того, стрим-провайдеры предоставляют услугу “виртуального кинотеатра”. Круглые сутки с небольшим интервалом транслируются несколько фильмов, и пользователь волен выбирать, какое кино смотреть. Вещательная сетка стрим-каналов много более гибкая, нежели сетка обычных телекомпаний. Во многом поэтому из кинотеатров фильмы практически сразу попадают в стрим-ротацию. Кроме этого практически у всех, кто предоставляет эту услугу, технология Stream позволяет осуществлять доступ в интернет на экране телевизора. Навигация в этом случае осуществляется с помощью обычного пульта ДУ или клавиатуры. Однако на российских просторах эта возможность клиентам пока не предоставляется.

Наконец, остается спутниковое телевидение. Как известно, в нашей стране есть всего один официальный провайдер спутникового телевидения НТВ+, который, помимо иностранных, предлагает несколько кино- и спортивных каналов собственного производства, свободных от рекламы. Кроме того, в космосе толкутся несколько десятков спутников и транслируют телепрограммы разных стран мира – как платные, так и бесплатные. Бесплатных больше, зато платные интереснее.

Смотреть их можно легальным образом, как это ни странно, лишь эмулируя карты доступа с помощью соответствующего софта для компьютера или прошивок для спутниковых ресиверов, то есть, по сути, пиратским способом. Официально купить подписку в другой стране вы не сможете, так как не являетесь резидентом государства, на территории которого действует подписка. Зато взломав пакет каналов, вы никакой ответственности ни перед какой организацией не несете: собственник пакета на территории России никаких прав не имеет и претензий предъявить вам не может. Вот такая парадоксальная ситуация, подробнее о которой – в статье о спутниковом телевидении.