13 лет назад 9 декабря 2005 в 19:21 59

Так уж получается, что на своем домашнем компьютере я практически не играю в игры, не пытаюсь превратить его в мультимедийный центр, и меня совсем не смущает отсутствие окна в боковой крышке и разноцветных лампочек внутри корпуса. Мое увлечение фотографией – единственное, что оказало серьезное воздействие на “моральный облик” моего пк. И я могу простить ему многое, но не плохую цветопередачу и низкую скорость работы с графическими файлами. Со временем мой компьютер постепенно трансформировался в оптимальную, на мой взгляд, фото/графическую систему – компьютер для фотографа или графика-дизайнера.

САМОЕ ГЛАВНОЕ
Понятно, что в компьютере, рассчитанном на работу с изображением, наиважнейшей вещью является монитор. Честно говоря, я недолго мучился, выбирая между ЭЛТ– и ЖК-мониторами. Мне повезло: к тому моменту, когда я всерьез задумался о цветопередаче в моей системе, оказалось, что LCD-мониторы с матрицами S-IPS обеспечивают хорошую цветопередачу и отличные углы обзора. Медленные? Да, но если я и буду играть в 3D-шутеры, то, скорее, просто из любопытства, поэтому мне совсем не важно, сильно смазываются бегущие человечки на экране или нет.

Список рассматриваемых моделей поначалу выглядел следующим образом: очень недорогой, но слишком примитивный внешне iiyama ProLite E481S ($480), замечательно выполненный и оборудованный отличной матрицей NEC 1980SXi ($720) и бесподобный во всех отношениях, но дорогой NEC 2180UX ($1395). Монитор iiyama ProLite E481S при действительно неплохой матрице (S-IPS) стоит совсем не дорого. Но он был отброшен сразу – я слишком требователен к внешнему виду и конструкции. Ни то, ни другое меня в данном случае категорически не устроило, но если бы бюджет был сильно ограничен, у меня просто не было бы выбора.

NEC 2180UX понравился настолько, что я всерьез задумался о том, где бы раздобыть почти $1500, чтобы оставить этого красавца себе. Более точной и изысканной передачи цвета мне не доводилось видеть ни на одном другом LCD-мониторе. Но пришлось смириться с реалиями жизни и признать: максимум, что я могу себе позволить – NEC 1980SXi. Единственная претензия к этому монитору – разрешение 1280 на 1024 точек.

Идеальный во всех отношениях вариант появился неожиданно именно в тот момент, когда я уже готов был отдать деньги за младшую модель NEC. Нам на тест привезли двадцатидюймовый Dell UltraSharp 2001FP ($940). Отличная конструкция, замечательный внешний вид, очень неплохая S-IPS-матрица LG с физическим разрешением 1600 на 1200 точек, удобное управление и даже встроенный концентратор USB 2.0. Выбор был очевиден – я купил 2001FP и ни на секунду об этом не пожалел.

Не всегда очевидные вещи
Если камера поддерживает RAW-формат и вы планируете обрабатывать снимки, прежде чем нести их в лабораторию или печатать на принтере, – снимайте в RAW. Во-первых, это даст возможность исправить некоторые ошибки (например, экспозиции и баланса белого). Во-вторых, вы сможете конвертировать снимки с уникальными установками, что в некоторых случаях очень важно.

И в-третьих, при конвертировании из RAW можно получить изображения с глубиной цвета 48 бит (три канала по 16 бит) куда более пригодные для последующей обработки, чем 24-битные. Дело в том, что 8 бит на канал слишком мало, и практически любое изменение уровней приводит к эффекту пастеризации, когда пропадают градации цвета и близкие оттенки сливаются в однородные пятна.

Именно поэтому в RAW-конверторе нужно установить глубину цвета выходных изображений 16 бит на канал, а преобразование в 8 бит производить в графическом редакторе уже после полной обработки.

ПРАВИЛЬНЫЙ ЦВЕТ
Калибратор – вещь недешевая, и, по большому счету, пользоваться им приходится в лучшем случае раз в месяц (в домашних условиях). Тем не менее он просто необходим в более-менее серьезном фотохозяйстве. Конечно, можно выставить в мониторе sRGB-режим и надеяться на то, что производитель сделал все как надо и что монитор и видеоадаптер, соединенные “по цифре”, поймут друг друга правильно. (Если финансовые возможности ограничены, то другого варианта просто нет.) Но чтобы доверять изображению на экране монитора и получать в печати гарантированный результат, все-таки придется воспользоваться калибратором.

Важно отметить, что калибратор – это программно-аппаратный комплекс, состоящий из железки – аппаратного колориметра – и программы, создающей профили и загружающей данные в формирователи видеокарты. Стоимость этого комплекса не в последнюю очередь зависит от программного пакета, идущего в комплекте: чем шире возможности софта, чем он профессиональнее, тем дороже стоит калибратор, хотя колориметр в комплекте будет один и тот же.

Сейчас у нас в продаже можно найти калибраторы Pantone ColorVision Spyder и Spyder 2, X-Rite MonacoOPTIX XR и GretagMacbeth Eye-One Display 2. Потратив некоторое время на изучение возможностей и особенностей этих четырех моделей, я пришел к следующим выводам. Первые два калибратора (Pantone Spyder и Spyder 2) позиционируются как недорогие решения для домашних пользователей, и в силу некоторых особенностей всерьез не рассматриваются требовательными к цвету людьми и профессионалами, занимающимися предпечатной подготовкой.

Мне сложно адекватно оценить точность и функциональность самих колориметров Spyder и Spyder 2, но даже с самыми крутыми версиями софта OptiCAL и Spyder2PRO результат заметно отличался от полученного с помощью MonacoOPTIX XR и Eye-One Display 2. Отличия эти были заметны и в общем цветовом балансе, и в гладкости тональных переходов, и в проработке деталей в тенях. К тому же, как это ни странно, софт профессиональных калибраторов, на мой взгляд, оказался куда более понятным и логичным, чем программы Pantone.

Некоторые специалисты предпечатной подготовки, много и профессионально работающие с цветом, говорят, что выбора, в общем-то, нет – брать нужно только калибраторы GretagMacbeth. В первую очередь, потому, что их софт позволяет сделать все, что необходимо, и именно так, как надо. Потратив не один час на сравнение возможностей и получаемого результата, я не нашел аргументов, которые заставили бы меня отдать лишние сто баксов за Eye-One Display 2. В домашних условиях некоторая функциональность комплекта GretagMacbeth оказывается излишней (например, у меня нет необходимости выравнивать по цвету несколько мониторов). В итоге X-Rite MonacoOPTIX XR стоимостью $315 оказался у меня на столе.

ГРАФИЧЕСКИЙ АДАПТЕР
Ничего удивительного рассказать про выбор графического адаптера не получится. Подойдет любая современная карта на чипах ATI, NVIDIA или Maxtor – все они прекрасно поддерживаются калибровочным софтом. Поэтому выбор видеокарты, скорее, зависит от того, какие еще задачи будет выполнять “фотокомпьютер”. Поскольку 3D-шутеры интересуют меня несильно (единственная игра, где мне понадобится скорость 3D – Age Of Empires III), я выбрал недорогой адаптер ASUS EN6600Silencer ($151) с памятью объемом 256 Мб и пассивной системой охлаждения.

ПРОЦЕССОР И МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА
Для графической станции производительность – достаточно важный критерий: если машина слабенькая, можно очень долго ждать, когда RAW-конвертер преобразует несколько сотен файлов, да и обожаемый всеми Photoshop легко утилизирует любые процессорные мощности. Это не значит, что нужно тратить уйму денег на самый мощный процессор – скорее, как в большинстве случаев, нужно разумно экономить: взять процессор с лучшим на данный момент соотношением производительность/цена.

Достаточно долго я был ярым сторонником процессоров Intel. Был такой период, когда по важным для меня критериям (надежность, совместимость, быстрая работа с потоками) процессоры AMD не являлись достойным вариантом. Но ситуация сильно изменилась. Компания AMD выпустила отличные процессоры, которые на данный момент оказываются куда привлекательнее сопоставимых по производительности процессоров Intel. На данный момент оптимальным оказался процессор AMD Athlon 64 3200+ на ядре Venice ($136).

Поскольку к видео нет никаких серьезных требований, покупать материнскую плату с поддержкой того же SLI нет смысла. Именно поэтому была выбрана ASUSTeK A8N-E ($102), которая при вполне достаточном функциональном наборе оказалась заметно дешевле ближайшего рассматриваемого конкурента – Gigabyte GA-K8N Ultra-9 ($132).

На северном мосту платы вместо штатного кулера сразу же был установлен кулер Zalman с увеличенной площадью ребер и без вентилятора. А для охлаждения процессора я выбрал Zalman CNPS 7700-CU ($48) – тихий и очень надежный.

ОЧЕНЬ ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
Конечно, можно было послушать нашего тест-мастера Андрея Воленко и купить так любимые им недорогие модули памяти с чипами Hynix D43, но моя иррациональная привязанность к красивым именам и аккуратным коробочкам оказалась сильнее. В итоге я купил два модуля Kingston KVR400X64C3A-512 (DDR400 512 Мб) по $48 за штуку. Можно было бы немного сэкономить и заполучить при этом хорошо разгоняемые модули, но разгонять я ничего не собираюсь и к тому же точно знаю, что иногда со своей природой лучше не спорить – себе дороже выйдет.

Как создать шедевр
Есть снимки, которые не хочется обрабатывать – все получилось так, что лучше ничего не трогать. Но чаще в изображение приходится так или иначе вмешиваться: кадрировать, менять уровни, тональный баланс и т. д. И в процессе обработки возникают моменты, когда достаточно трудно сделать выбор из нескольких возможных вариантов – каждый по-своему привлекателен.

В таких случаях лучше всего распечатать несколько вариантов, повесить отпечатки на видное место и дать им какое-то время повисеть, а самому при этом к ним присмотреться. (Снимки могут провисеть час, день, неделю, месяц – это не так уж важно.) Так делают многие известные фотографы, причем часто еще до какой-либо обработки снимка – просто чтобы понять, что с ним делать дальше.

“ВСЕ НАЖИТОЕ НЕПОСИЛЬНЫМ ТРУДОМ…”
Человек в здравом рассудке вряд ли станет относиться к каждому своему снимку как к шедевру, призванному спасти мир или сделать его лучше, но это отнюдь не значит, что с исходными изображениями можно быть небрежным. Очень часто случается так, что снимок, на первый взгляд показавшийся не совсем удачным, при последующем подробном рассмотрении раскрывается и оказывается уникальным, необычным, удивительным.

Кстати, у некоторых студийных фотографов есть правило: не отбирать снимки в день съемки – лучше это сделать на следующий день, если, конечно, условия позволяют. Это, очевидно, как-то связано со свойствами человеческой психики, но сразу после съемки очень сложно адекватно оценить сделанное, и если сесть отбирать фотографии, то многие из них могут разочаровать. На следующий день или по прошествии хотя бы какого-нибудь времени верно оценить сделанное будет гораздо проще.

Все это я говорю к тому, что исходные изображения обязательно нужно бережно хранить – многие из них наверняка уже не удастся повторить. Поэтому в “фотографическом” компьютере обязательно должен быть винчестер приличного объема для хранения рабочих копий файлов и DVD-рекордер для записи архива исходных и обработанных изображений.

Соблюдай порядок
Для того чтобы в один прекрасный день не “утонуть” в огромном количестве беспорядочно сваленных снимков, их обязательно нужно каталогизировать сразу после съемки и далее в процессе обработки. Из большого количества различных программ каталогизаторов стоит отметить Extensis Portfolio и iView MediaPro. Обе предназначены для каталогизации цифровых снимков и обладают мощнейшими встроенными инструментами идентификации, сортировки и управления файлами.
Я использую iView MediaPro. Нельзя сказать, что она лучше продукта компании Extensis, просто концепция MediaPro мне ближе.

ЖЕСТКИЙ ДИСК
Так уж получается, что для некоторых людей винчестерные бренды что-то вроде религии: кто-то верит в Seagate, кто-то – в Western Digital или Maxtor. И всякий раз, когда нужно посоветовать жесткий диск, я оказываюсь в несколько затруднительном положении – совсем не хочется влезать в “межрелигиозные” дебаты. Поэтому скажу просто: из пяти представленных на российском рынке брендов я предпочитаю диски Western Digital и Maxtor.

Это если говорить о продукции компаний в целом, поскольку понятно, что у каждого производителя есть как менее, так и более удачные серии. Что касается объема, то на сегодняшний день по стоимости одного гигабайта, учитывая, что дискового пространства для цифровых снимков много не бывает, наиболее выгодно приобретать диски по 250 или 300 Гб. В итоге внутрь системного блока попал Maxtor MaxLine III 7L300S0 объемом 300 Гб ($152) – недорогой, объемный, быстрый и, надеюсь, надежный.

АРХИВ БЫСТРОГО ДОСТУПА
Достаточно ли 300 Гб? Мне нет: примерно столько занимает одна лишь коллекция аудио– и видеофайлов. Но поскольку преследовалась мысль создания минимально шумящего компьютера, сделано следующее: примерно за 55 долларов приобретен внешний контейнер Sarotech Hard Box FHD-354U2 USB 2.0 и жесткий диск Western Digital 3000JB ($138). Получился недорогой архив быстрого доступа, который используется исключительно в тех случаях, когда требуется хранящаяся на нем информация, причем обычно он включается на короткие промежутки времени – только для того, чтобы переписать необходимые файлы на основной диск системы.

ГЛАВНЫЙ АРХИВАРИУС
Изучив подробно отчеты нашей тестовой лаборатории о последнем тестировании DVD-RW-приводов, я понял, что для меня выбор совершенно очевиден: все читающий и устойчиво пишущий Teac DV-W516GA ($56) – именно то, что нужно. Он не очень быстро пишет CD, зато отлично их читает и быстро пишет DVD. Как вариант можно было взять Liteon DRW-3S167, но тут опять сказалась моя любовь к громким именам.

КАРТОЧНЫЙ ПИШИ-ЧИТАЙ
Сейчас вряд ли кого-то нужно убеждать в том, что флоппи-дисководу не место в современном компьютере. Если вдруг возникает необходимость постоянно иметь под рукой этого динозавра, значит, ситуация совершенно уникальная, и с ней нужно просто смириться. Нельзя сказать, что кардридер пришел на смену дисководу “мягких” дисков, просто компьютер фотографа – это один из тех случаев, когда иметь кардридер необходимо. Внешний или внутренний? Это не очень важно – главное, чтобы он был. Лично я предпочитаю внутренний – всегда есть, не занимает место на столе и не пылится. Стоит сейчас это счастье в универсальном всеядном исполнении порядка 10-15 долларов – разориться сложно.

НЕПРИНЦИПИАЛЬНО, НО…
Все, чего еще не хватает для того, чтобы собрать полноценный компьютер, непринципиально для системы фотографа/графика/художника, тем не менее сказать несколько слов об этих компонентах, как мне кажется, нужно.

Корпус
На корпусе лучше не экономить. Качество работы блока питания определяет, насколько надежна будет система и как долго она проживет. Его мощности должно быть достаточно для работы всех компонентов системы (еще лучше, если будет запас мощности, и БП не придется работать на пределе возможностей).

А что касается самого “ящика”, то, во-первых, это часть интерьера, и на него все-таки придется смотреть; во-вторых, компьютер нужно собрать и иногда обслуживать – и то, и другое должно быть удобно; и в третьих, железу в этом “ящике” должно быть уютно – они не должны стоять криво и/или перегреваться от недостатка вентиляции.

Внешний вид, конечно же, дело вкуса. Для сборки своей системы я выбрал очень просторный, отлично собранный и укомплектованный, строгий Chieftec BX-02B ($104) графитового серого цвета с серебристой решеткой. Собирать компьютер в таком корпусе одно удовольствие – быстро, просто, удобно.

Звуковая карта
В принципе, вполне можно было бы обойтись аудиокодеком, установленным на материнской плате, но я часто во время работы слушаю музыку (обычно в наушниках) и, пусть редко, но все же играю в игры. Поэтому ставшая совсем недорогой Creative Audigy2 ($41) прописалась в моей системе на законном основании.

Клавиатура и мышь
Еще пара компонентов системы, которые точно нельзя покупать на сдачу. Коль скоро мы говорим о людях, так или иначе работающих с изображениями, внешний вид и эргономика устройств ввода имеют немалое значение. Клавиатура и мышь просто обязаны быть красивыми и удобными. Если вы, как и я, не страдаете игроманией в острой форме, то комплект может быть еще и беспроводным. (Это очень удобно, когда можно позволить себе вертеться на стуле или сидеть с клавиатурой на коленях – никакие провода не сковывают движений.) Что касается брендовых предпочтений, то, как мне кажется, до сих пор с компанией Logitech на этом поприще мало кто может потягаться.

Принтер
Так уж получается, что принтер дома мне все-таки нужен: домашним периодически нужно распечатать то рецепт, то реферат, то курсовую работу. Ну а раз так, то, исходя из моих личных пристрастий и небольших объемов печати, я решил выбрать недорогой фотопринтер, разом решивший бы все проблемы. Просмотрев тестовые отпечатки последнего теста фотопринтеров и взвесив все “за” и “против”, я остановился на HP Photosmart 8453 ($268). Не думаю, что у меня будет время на бесчисленные эксперименты, для которых принтер Epson R320 мог бы оказаться куда более выгодным приобретением – для меня важнее предсказуемый стабильный результат. Но главное даже не это. Что меня действительно поразило в принтере HP, так это бесподобное качество черно-белой печати. Это дорогого стоит.

Оптимальная система для фотографа: системный блок
Компонент Модель Цена, $
Процессор AMD Athlon 64 3200+ (2 ГГц, 512 кб, Venice) 136
Кулер Zalman CNPS 7700-CU 48
Материнская плата ASUSTeK A8N-E 102
Оперативная память 2×512 Мб Kingston KVR400X64C3A-512 DDR400 96
Видео ASUS EN6600Silencer 256 Мб PCI-E 151
Жесткий диск Maxtor MaxLine III 7L300R0 (300 Гб, 16 Мб кэш, 7200 об/мин) 152
DVD-RW-привод Teac DV-W516GA 56
Звуковая карта Creative Audigy2 SB0240 41
Корпус Chieftec BX-02B (360 Вт) 104
Кардридер Мультиформатный внутренний, USB 2.0 12
Итого 908

Оптимальная система для фотографа: периферия
Компонент Модель Цена, $
Монитор Dell UltraSharp 2001FP 940
Калибратор X-Rite MonacoOPTIX XR 315
Внешний жесткий диск Sarotech Hard Box FHD-354U2 USB 2.0 + Western Digital 3000JB 55 + 138
Беспроводной комплект ввода Logitech Cordless Desktop MX-3100 136
Принтер HP Photosmart 8453 268

Вот такая получилась система. Недешевая и специальная. Мне в ней менять ничего не хочется, и, судя по всему, в ближайшее время вряд ли реально возникнет необходимость серьезных перемен – это за играми никому не успеть, а в работе с графикой сильно суетиться ни к чему.

Монитор Dell UltrSharp 2001FP
Основные характеристики
Размер диагонали
– 20,1″
Матрица
– TFT S-IPS
Физическое разрешение
– 1600×1200
Размер зерна
– 0,255 мм
Глубина цвета
– 16,7 миллионов цветов
Углы обзора по горизонтали/ вертикали
– 176°/176°
Видеоинтерфейсы
– VGA D-Sub
– DVI-D
– S-Video
– Composite Video (RCA)
Управление на передней панели
– Input Select, OSD Menu and Select, Minus (-) and Plus (+), Brightness/Contrast, Auto Adjust, Power Button and Indicator
Яркость
– 250 cd/m2
Контрастность
– 400:1
Лампы подсветки
– шесть ламп CCFL Edgelight System
Дополнительно
– четырехпортовый концентратор USB 2.0
Цена
– $940
Сайт производителя:
– www.dell.com

Графический адаптер ASUS EN6600Silencer
Основные характеристики
Процессор
– NVIDIA GeForce 6600
Память
– 128/256 Мб DDR
Частота процессора
– 300 МГц
Частота памяти
– 550 МГц
Частота RAMDAC
– 400 МГц
Шина
– PCI-Express
Ширина шины памяти
– 128 бит
Максимальное разрешение
– 2048×1536
Видеоинтерфейсы
– D-Sub
– DVI-I
– S-Video и Composite Video
Цена
– $139/151
Сайт производителя
– www.asuscom.ru

Материнская плата ASUS A8N-E
Основные характеристики
Процессор
– AMD Socket 939 Athlon 64FX/Athlon 64 X2/Athlon 64
Чипсет
– NVIDIA nForce4 Ultra
Память
– 4xDDR400/DDR333/DDR266 до 4 Гб Dual Channel Memory Architecture
Слоты расширения
– 1xPCI Express x16 slot
– 2xPCI Express x1
– 1xPCI Express x4 (supports up to 1GB/s)
– 3xPCI
Дисковые интерфейсы
– 4xSATA 3 Гб/с
– 2xUltraDMA 133/100/66/33
Другие интерфейсы
– Gigabit Ethernet
– Audio Realtek ALC850, 8-channel CODEC
– Coaxial/Optical S/PDIF
– 10xUSB 2.0
Формфактор
– ATX (30,5×24,5 см)
Цена
– $102
Сайт производителя
– www.asuscom.ru

Жесткий диск Maxtor MaxLine III 7L300S0
Основные характеристики
Емкость
– 300 Гб (здесь 1 Гб=1 000 000 000 байт)
Среднее время доступа
– 9,3 мс
Тип подшипника
– гидродинамический (FDB)
Объем буфера
– 16 Мб
Скорость вращения шпинделя
– 7200 об/мин
Время перехода с дорожки на дорожку
– 0,8 мс
Количество головок
– 6
Число дисков
– 3
Наработка на отказ (MTBF)
– 1000 тыс. часов
Уровень шума
– 27 дБ в режиме ожидания
Интерфейс
– SATA
Цена
– $152
Сайт производителя
– www.maxtor.com

DVD-RW-привод Teac DV-W516GA
Основные характеристики
Скорость записи
– 16x DVD+R, DVD-R
– 6x DVD-RW
– 8x DVD+RW
– 4x DVD+R Double Layer
Время доступа
– 160 мс (максимальное)
Интерфейс
– IDE (ATAPI)
Время запуска
– 18 секунд (максимум)
Объем буфера
– 2 Мб
Цена
– $56
Сайт производителя
– www.teac.de

HP Photosmart 8453
Основные характеристики
Технология печати
– термальная струйная печать HP
Максимальное разрешение цветной печати
– 4800×1200 dpi
Максимальное разрешение ч/б печати
– 1200×1200 dpi
Количество используемых цветов
– 8
Максимальный размер бумаги
– 215×610 мм
Интерфейсы
– USB
– Ethernet
Прямая печать с карт памяти – мультиформатный кардридер
Габариты – 536x401x192 мм
Вес – 8 кг
Цена – $257
Сайт производителя – www.hp.ru