11 лет назад 10 мая 2008 в 17:50 46

Негромкая мощь

Автор: Павел Морозов

О том, что в корпусе SilverStone Crown CW02 можно собрать медиацентр и, не отказывая себе в мощности процессора и графического адаптера, получить производительную и достаточно тихую систему, которая не станет лишний раз терзать слух, мы писали не так давно. Предоставленный на тест компьютер компании Meijin, построенный на основе процессора Intel Core 2 Duo E6850 и графического адаптера NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 Мб, позволит выяснить, насколько наши выводы были справедливы.

Итак, перед нами медиацентр, в основе которого хорошо известный производительный процессор и чуть менее известная (пока), но тоже весьма производительная видеокарта. Собственно, обновленный ускоритель 8800 GTS построен на графическом процессоре G92, в котором, как и в 8800 GTX/Ultra, задействованы все 128 исполнительных блоков (напомню, что в 8800 GT их 112). Штатные частоты ядра (650 МГц) и блока шейдеров (1625 МГц) даже выше, чем у 8800 Ultra (612 и 1500 МГц соответственно), а частота памяти лишь немногим ниже – 970 МГц против 1080 МГц. И только две вещи не позволили новому чипу мгновенно отправить 8800 GTX/Ultra на заслуженный отдых – шина памяти шириной 256 бит и устанавливаемый на плату объем, ограниченный 512 Мб: и GTX, и тем более Ultra все-таки обходят новый 8800 GTS в приложениях, требовательных к доступному объему и производительности графической памяти. (Одно из таких приложений хорошо известно всем – Crysis, он с легкостью нагружает “под завязку” любые доступные на данный момент игровые графические конфигурации.) Тем не менее именно суженная шина памяти и, как следствие, гораздо более простой дизайн PCB позволили снизить стоимость конечного продукта настолько, что ни GTX, ни Ultra новому GTS уже не конкуренты.

В медиацентре Meijin, попавшем к нам на тест, установлен графический адаптер Leadtek WinFast PX8800 GTS 512 Мб, основанный на референтном дизайне PCB с четырехфазной системой питания графического процессора, работающий на эталонных частотах и оборудованный штатным двухслотовым кулером, очень похожим на те, что используются на моделях 8800 GTX/Ultra. Громкий звук, сопровождающий включение медиацентра – это как раз рев турбины, вращающейся на максимальных оборотах. Но – спокойствие! Ничего подобного вы больше не услышите, поскольку производительная, грамотно спроектированная система охлаждения медиацентра даже при максимальной 3D-нагрузке отлично справляется с охлаждением воздуха внутри корпуса, и турбине видеоадаптера нет необходимости форсировать обороты.

Процессора Intel Core 2 Duo E6850 с тактовой частотой 3 ГГц и кэш-памятью объемом 4 Мб, выбранного в качестве основы для медиацентра Meijin, вполне достаточно для того, чтобы загрузить работой производительную графическую карту. Но добавьте сюда еще 4 Гб памяти DDR3 и необходимую для ее полноценного функционирования 64-битную операционную систему (в данном случае это, конечно же, Windows Vista Ultimate), и станет понятно, что производительности этой системы более чем достаточно для самых разных задач. Для тех, кому важны числовые значения, привожу заветные цифры. В 3DMark06 при разрешении 1280×1024 с отключенными фильтрацией и сглаживанием система Meijin Media Center показала 11853 единицы (5586 для тестов SM2.0 и 5454 для тестов SM3.0), а с включенными антиалиасингом (4x) и анизотропной фильтрацией (8x) – 8600 единиц (3908 для SM2.0 и 3356 для SM3.0). Crysis – та самая игра, где относительно узкая шина, а главное, объем памяти в 512 Мб уже становятся критическими – показала, что при разрешении 1280×1024, настройках качества High (“Высокие” в русской версии) с отключенными фильтрацией и сглаживанием скорость отрисовки кадров не опускается ниже играбельных 25 fps и в среднем находится на уровне 37 fps, в пике подскакивая до 42 fps. Включение сглаживания и фильтрации (AA 4x, AF 8x), как и переход к настройкам качества VeryHigh (“Максимальные”), приводят к падению средней скорости отрисовки кадров до 19 fps. И наконец, самый ресурсоемкий из протестированных режимов Crysis: 1280×1024 AA 4x AF 8x с максимальными настройками качества VeryHigh – снизил значение скорости до 10 fps.

Все эти цифры в итоге означают, что медиацентр Meijin позволяет играть в Crysis в разрешении 1280×1024 при отключенных сглаживании и фильтрации и установках High или с более высокими настройками качества, но при меньших разрешениях. А во всех остальных существующих на данный момент популярных играх и значение разрешения, и настройки качества можно существенно повышать без боязни получить в итоге слайд-шоу вместо плавной картинки.

Но поскольку это все-таки медиацентр, есть еще несколько важных для этой системы вещей. Так, использование двух PCI-E-тюнеров GoTView X5 DVD Hybrid позволяет, во-первых, получить очень достойную ТВ-картинку, во-вторых, дает возможность записывать один канал и параллельно продолжать просмотр другого или записывать два разных канала одновременно. Причем никакого особого софта для этого не понадобится – имеющийся Vista Ultimate MediaCenter отлично справится сам. Достаточно выполнить стандартные настройки, а дальше MediaCenter будет самостоятельно распределять нагрузку между двумя тюнерами совершенно прозрачно для пользователя. О том, что у вас два тюнера, вы узнаете, только если, например, поставите на запись два разных канала и продолжите листать программу – система выдаст предупреждение о том, что оба тюнера в данный момент заняты работой, и если вам хочется пощелкать, придется остановить запись на одном из них.

А записывать есть куда. В медиацентре Meijin установлены два терабайтных жестких диска Seagate 7200.11 и изначально включены в режим “зеркального” RAID-массива (RAID 1, Mirror) для повышения надежности сохранности данных и работы системы в целом. Но никто не мешает использовать их как два независимых диска, получив тем самым все 2 Тб в собственное распоряжение. Такого массива даже при нынешних объемах цифровой информации вполне достаточно для хранения приличной аудиовидеоколлекции.

Установленный комбинированный BD-R DVD-RW-привод позволяет записывать DVD-диски и воспроизводить Blu-ray, нужно только побеспокоится о том, чтобы устройство вывода (монитор, проектор, телевизор) поддерживало протокол защиты HDCP (High-Bandwidth Digital Content Protection), иначе с воспроизведением нового формата может не заладиться.

Материнская плата ASUS P5K3 Deluxe, построенная на чипсете Intel P35, обеспечивает систему всеми необходимыми интерфейсами, включая два сетевых гигабитных и беспроводной Wi-Fi 802.11g, а формированием звука, качество которого также важно для медиацентра, занимается восьмиканальная аудиокарта Creative X-Fi Xtreme Gamer.

За питание компонентов медиацентра отвечает БП SilverStone DA850 – источник, мощности которого хватает на систему с приличным запасом, что очень хорошо: чем дальше предельные режимы работы блока питания, тем дольше и стабильнее будет работать компьютер в целом. Но есть у DA850 один недостаток – не самый тихий вентилятор охлаждения, работающий с постоянной скоростью. Учитывая, что воздушные потоки организованы в корпусе Crown CW02 грамотно, и этот вентилятор охлаждает только элементы блока питания, можно было бы регулировать обороты пропорционально температуре основных компонентов БП и получить гораздо лучшие шумовые характеристики.

Вообще, в систему охлаждения медиацентра Meijin кроме вентилятора DA850 входят: штатный 120-миллиметровый вентилятор на задней стенке корпуса (выводит нагретый воздух из корпуса), 90-миллиметровый вентилятор, установленный под правой корзиной, в которую установлены оба жестких диска (забирает холодный воздух снаружи), вентилятор кулера Zalman CNPS-9700XT и турбина на видеокарте (выбрасывает воздух, нагретый графическим чипом, за пределы корпуса). На мое замечание по поводу того, что медиацентр получился достаточно мощный и, в общем, тихий, но далеко не бесшумный, специалисты из компании Meijin резонно заметили, что для тех, кому тишина важнее производительности, у них есть модель, изготавливаемая в том же корпусе Crown CW02, но на основе процессора Intel E8200 2,66 ГГц и графического адаптера ASUS EN8600GT с пассивной системой охлаждения, которая по своим мультимедийным возможностям аналогична протестированной модели, уступает в 3D-производительности, зато практически бесшумна. (Кстати, для охлаждения процессора там используется кулер Scythe SCMN-1100.)