15 лет назад 21 апреля 2004 в 18:36 94

Давайте не будем задаваться вопросом, вреден ребенку компьютер или нет. Потому что ответ на него очевиден: компьютер ребенку вреден. Но поскольку жизнь сложилась так, что мы с вами уже не умеем обходиться без компьютера, а дети – не дураки и прекрасно это видят, давайте обсудим возможности сократить вред, причиняемый ребенку компьютером, и попытаемся научить своих детей помимо вреда извлекать из дружественной машины пользу.

Начнем с самого начала. Вот у вас родился ребенок. Он научился сидеть, ползать и есть из ложки. Одновременно с этим он увидел, что папа (мама) использует каждую свободную минуту для того, чтобы сесть за стол и поколотить по классным барабанящим штукам и потаращиться на какую-то отличную, светящуюся в темноте вещь. Представляете, что думает о вас ребенок, когда на его попытку прорваться к компьютеру вы говорите “Нельзя” и суете вместо этого ему под нос безмозглого пищащего утенка? Конечно, представляете. И отсюда вытекает первый насущный вопрос наших дней.

КОГДА?
Проведенный нами опрос показал, что возраст, в котором ребенок впервые садится за компьютер, с каждым годом сокращается. Сегодняшние подростки познакомились с компьютером в среднем в возрасте пяти лет. Дети, которые в этом году пошли в школу, зависли перед монитором в 2,5 года. Ну а многие из тех, кому сейчас три-четыре года, сели за компьютер раньше, чем, собственно, научились сидеть (почему – см. выше).

Интересно, что большинство родителей, в каком бы возрасте их малыш ни подружился с компьютером, считают, что это произошло слишком рано: мол, лучше бы мы еще чуть-чуть подождали и уж следующего-то ребенка попридержим. Наверняка существуют субъективные факторы, определяющие, пора или не пора ребенку за монитор, но есть и общие правила, вытекающие из медицинских исследований. Согласно этим правилам, ребенка можно знакомить с компьютером не раньше трех лет.

Возможно, услышав об этом, вы станете задавать вопросы: а почему? а что, раньше нельзя? а вот моему ребенку нравится – значит, можно? Но, знаете ли, отвечайте себе на них сами. Приблизительно так же, как вы ответили бы родителям, которые интересуются, можно ли ребенку в 6 месяцев дать немного копченой колбаски.

То, что у вашего малыша отличные умственные способности, память и внимание, еще не означает, что он готов к работе за компьютером, точно так же как наличие четырех передних зубов не означает готовности организма младенца к усвоению копченой колбасы. Но, с другой стороны, ведь кормят же некоторых грудничков колбасой – и ничего. Так что решать вам.

Письмо в редакцию

Наш ребенок не знает, что такое жизнь без компьютера, потому что компьютер появился в доме гораздо раньше Егорки. Правда, до поры до времени мы его к компьютеру не подпускали, но в качестве небольшой компенсации в 3 месяца папа выделил Егорке в личное пользование клавиатуру и мышь (нерабочие, конечно).

Они надолго стали одними из самых любимых игрушек: мышь так здорово таскать за хвост, а с каким упоением можно долбить по кнопкам клавиатуры всем, чем ни попадя! Впрочем, наш умненький мальчик очень быстро разобрался, что есть большая разница между его “дохлыми” игрушками и настоящим “живым” компом. Папа, перехватив как-то Егоркин любопытный взгляд в сторону компьютера, пресек это на корню, сказав: “Даже и не думай!

По крайне мере до тех пор, пока не научишься нажимать на кнопки одним пальчиком, а не молотить по ним нещадно кулаками”. Ну, сказал и забыл. А Егор отнесся к папиным словам со всей серьезностью и в один прекрасный день (ему тогда было 5 месяцев) вытащил за шнур свою клавиатуру, подтянул к себе, сел поудобнее и с самым важным видом, на какой только был способен, гордо продемонстрировал, как здорово умеет нажимать на кнопку одним пальцем. После чего с тоской во взгляде посмотрел в сторону компьютера с тайной надеждой до него таки добраться. Если честно, мы с мужем просто обалдели. Одно было ясно: в семье появился гроза компов и будущий компьютерный маньяк.

Но до того времени, когда Егорку все же допустили к компьютеру, было еще далеко. Произошло это в его 1 год 10 месяцев, и решились мы на это больше для развития речи Егора, чем из желания как можно скорее познакомить сына с работой на компьютере. Дело в том, что, несмотря на достаточную развитость для своего возраста, Егор мало говорил, и я старалась использовать для развития речи все, что его интересовало.

С 1 года 3 месяцев самым большим интересом Егора стали буквы и цифры. В 1 год 4 месяца он уже знал все буквы (правильно показывал по просьбе, не называя), а к полутора годам и цифры (от 0 до 9 и число 10). Мы начали играть с настольным набором букв и цифр, выкладывая те немногие слова, которые Егор произносил. Сначала я говорила, какую букву нужно искать, и Егор ее находил, потом мы составляли слово и Егор его называл, то есть как бы “прочитывал”. Тогда же познакомились с первыми простенькими примерами (вроде 1+1=2).

Но настоящий прорыв произошел именно благодаря компьютеру. Я включала и запускала Егорке Word, и ему там разрешалось делать абсолютно все. Чтобы запомнить расположение букв на клавиатуре ему понадобилось всего два дня (в первый он еще путал русский шрифт с латинским). Я включала шрифт большими красными буквами, и вначале Егор просто писал дорожки из букв или цифр, то есть нажимал пальчиком на кнопку и держал, а я просила называть, какую именно букву он печатает. Так же было и с цифрами. А потом Егор научился печатать только одну букву или цифру по заказу.

Дальше мы стали пробовать печатать знакомые слова (те, которые раньше выкладывали из букв на столе). Я четко прочитывала их по слогам, а Егор повторял. В это время Егор научился называть все буквы и цифры, потом уже печатал слова по заказу, на слух, если я их четко по слогам диктовала. Из чего я сделала вывод, что он их как-то про себя и читать уже может (ну, раз на слух печатает).
Потом Егор полюбил составлять на компе примеры, вначале простенькие, на +1 и на +0. Сначала он все время спрашивал у меня, сколько получится, а потом уже и сам помнил все ответы.

С тех пор у Егора к цифрам любовь необыкновенная, он их читает где только можно, все считает и пересчитывает. В два с половиной года мог прочитать любое число до миллиарда, если его разбить по разрядам на сотни, тысячи, миллионы и т. д. – папа его научил. Тогда же он уже знал, чем число отличается от цифры. Сейчас самое любимое Егоркино занятие – складывать на компе в строчку одинаковые трех- или четырехзначные числа. Хотя одинаковые трехзначные он уже давно может в уме складывать! Сейчас дошла очередь до умножения, правда пока тоже одинаковых цифр и чисел (ну нравятся ему одинаковые числа!). Теперь ходит и пугает всех прохожих вопросами: “А сколько будет 17х17?” И сам отвечает: “289”.

Вот так с пользой для развития речи Егор заодно и компьютер освоил. К двум годам Егорка умел его правильно включать и выключать, печатать буквы, цифры, знакомые слова и простые примеры, переходить в тексте на следующую строку, стирать лишние буквы, пользоваться мышью и с ее помощью передвигать курсор, а еще он знал, что такое и как им пользоваться. Чуть позже ему нравились всякие эксперименты с размерами и масштабом шрифтов, цветом текста и заливки, увлекало переключение русского алфавита на латинский.

Когда Егору было 2 года 5 месяцев, он сам себе сделал такую компьютерную игрушку: нарисовал на голубом фоне несколько синих тучек (вставил из автофигур), внутри тучек написал буквы и цифры, а потом с помощью мышки включил автоматическую прокрутку, чтоб тучки приплывали и уплывали то медленно, то быстро. Конечно, сейчас он дорос уже и до компьютерных игр, причем не только детских, но и совершенно взрослых, типа “Героев меча и магии” или “Мехкоммандера”. Причем правилам игры его никто не учит, он сам все методом тыка осваивает. А еще у нас на очереди овладение интернетом. Думаю, что это нам тоже будет по плечу.

С уважением, Марина Шадрина

МОНИТОР И ЗРЕНИЕ
55% опрошенных нами родителей утверждают, что зрение у их детей, работающих за компьютером, хорошее, у многих – несмотря на плохую наследственность.15% опрошенных связывают плохое зрение своего ребенка с компьютером, но винят в этом еще и увлечение телевизором и игровыми видеоприставками. Остальные 30% уверены, что в плохом зрении их детей компьютер не виноват (основными виновниками они считают наследственность и телевизор, поскольку проблемы со зрением были обнаружены еще до того, как ребенок впервые сел за компьютер).

Впрочем, и офтальмологи не считают, что компьютер как таковой вреден для глаз. Мы связались с доктором медицинских наук, профессором, членом Американской академии оптометрии, руководителем лаборатории офтальмоэргономики и оптометрии Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца Юрием Захаровичем Розенблюмом. Доктор любезно разъяснил нам, что вреден не столько сам монитор и его мифические излучения, которыми нас так давно пугают, сколько физическое напряжение, вызываемое работой за компьютером.

В беседе доктор ссылался на свою работу “Компьютер и орган зрения” (Ю. З. Розенблюм, Т. А. Корнюшина, А. А. Фейгин) (www.helmholtzeyeinstitute.ru/sovet/Art_PC1.html), в которой, в частности, сказано следующее: “На рабочих местах пользователей дисплеев имеют место низкоинтенсивные электромагнитные излучения, которые не превышают допустимых значений электрических и магнитных полей для диапазона частот 60 кГц – 300 МГц…

При изучении влияния электромагнитного излучения на орган зрения оператора исследователи не обнаружили вредного воздействия этого излучения на глаза… [Вредны] не физические излучения монитора компьютера, а особенности зрительной работы с этим устройством… Соблюдение оптимальных параметров яркости, контраста, угловых размеров знаков, частоты смены кадров и других характеристик экранного изображения позволяет несколько снизить зрительное утомление при работе [с монитором], но совсем избежать его не удается.

Помимо того, на зрительное утомление влияет необходимость постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст, а также возможные погрешности в организации рабочего места – неправильное расстояние от глаз до экрана, блики на экране от внешних источников света, чересчур большая яркость экрана и неудачный выбор цветов. Все это приводит к повышенному утомлению зрения и общему утомлению”.

Итак, по мнению врачей-офтальмологов, пользоваться компьютером детям можно, но при соблюдении строгих правил (точно так же, как, например, читать книги нужно обязательно с расстояния не менее 30 см, а смотреть телевизор – с расстояния не менее трех метров).

А правила таковы:
1) никакого компьютера до трех лет;
2) правильная организации рабочего места;
3) периодические перерывы в работе с монитором и заполнение этих перерывов активным физическим отдыхом;
4) строгая регламентация времени работы за компьютером:
для детей 3-7 лет – не более 15 минут в день не чаще двух раз в неделю;
в первом классе – не более 10 минут непрерывной работы за компьютером;
во втором-пятом классах – 15 минут непрерывной работы;
в шестом-седьмом – 20 минут;
в восьмом-девятом – 25 минут;
в десятом-одиннадцатом – 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.

Это официальные медицинские требования, которые, конечно же, мало кто соблюдает (так же как мало кто делает каждый день зарядку и по вечерам выходит из дома на оздоровительную прогулку). Согласно нашему опросу современные дети проводят за компьютером от 30-40 минут (дошкольники) до 5-6 часов (учащиеся средних и старших классов) в день.

Вряд ли помогут наши (и уважаемого доктора Розенблюма) увещевания в том, что это никуда не годится, – скорее всего, большинство родителей и сами это понимают. Единственное, на чем все-таки следует настоять, – это на том, чтобы вы уделили как можно больше внимания тому, каким образом и в каких условиях ваш маленький компьютерный маньяк делает свое дело. Возможно, соблюдение правил работы с монитором несколько скрасит ситуацию.

И конечно, особенно внимательно нужно отнестись к использованию компьютера в семье, где дети уже и без того страдают близорукостью. В книге “Компьютер и орган зрения” говорится, что детям и подросткам с начальной близорукостью (до 2,0 диоптрий) очки нужны только для работы в классе и аудитории, для просмотра кинофильмов, театральных зрелищ, телевизора.

“Для работы с компьютером таким людям очки, как правило, не нужны. Но следует отучать детей от слишком большого приближения глаз к экрану. Расстояние от глаз до экрана должно быть не меньше 50 см. При большей степени близорукости уже приходится назначать очки для работы с [монитором], но они должны быть на 1,0-1,5 дптр слабее очков для дали… Очки для работы с компьютером должны обеспечивать комфортабельное чтение текстов на расстоянии 60-70 см”.

Правильное освещение

1. Освещение в комнате, где ребенок работает за компьютером, не должно быть слишком ярким и чересчур темным. В темное время суток свет обязательно должен быть включен, несмотря на собственное свечение монитора: не должно быть сильного контраста между степенью освещенности экрана и всего, что его окружает.

2. Наилучший вариант освещения – непрямые источники света (то есть лампы, направленные на стены и на потолок) плюс настольная лампа.

3. Если ребенок пользуется настольной лампой, ее следует установить как можно дальше от него – он не должен видеть ее, глядя на монитор.

4. Даже если монитор имеет антибликовое покрытие, на экран не должен падать свет – это очень опасно для зрения. Если свет все-таки падает, обязательно переоборудуйте рабочее место так, чтобы этого не происходило, но при этом не забудьте о том, что просто подвинуть монитор недостаточно – вместе с ним нужно передвинуть все остальные элементы рабочего стола.

5. При оборудовании рабочего места откажитесь от сильно отражающих свет поверхностей (зеркал, блестящего металла).

КАК СИДЕТЬ?
Компьютер оказывает не самое благоприятное воздействие не только на орган зрения, но и, скажем, на позвоночник. Да и вообще долгое сидение за компьютером грозит сразу несколькими заболеваниями, причем чаще всего страдают спины пользователей и их руки (кисти).

О том, не нужно ли в связи с этим совсем отогнать ребенка от компьютера лет до 37, мы решили узнать у врача-хирурга московской детской больницы им. Сперанского Александра Михайловича Богданова.

“В компьютере не было бы вреда, если бы работа за ним (как и другие виды “сидячей” деятельности) совмещались с физической активностью, – отвечает он. – Современные дети – очень вялое поколение. И виной тому, конечно, не только компьютер, а сидячий образ жизни в целом. Ребенок сегодня большую часть времени сидит: читает, смотрит телевизор, играет в игровые приставки. Сейчас родители основной упор делают на интеллектуальное развитие своих детей, а физическая сторона, безусловно, страдает. Дети совершенно не двигаются и в результате к пятому классу у 60-70 процентов школьников – сколиоз”.

По мнению доктора Богданова, детей к компьютеру можно начинать приучать когда угодно – главное, делать это с умом и не позволять ребенку подолгу сидеть за ним не вставая. Можно проводить за компьютером и по три часа в день – главное, делать перерывы в работе и во время этих перерывов менять род деятельности. То есть чтение или просмотр телефильма перерывом в работе за компьютером не считаются.

“Ребенку на компьютере нужно показывать не только игры и развивающие программы, но и, в первую очередь, приучать его непосредственно к работе за компьютером, – считает доктор Богданов. – Потому что сегодняшние дети будут жить в компьютерном мире, и те, у кого сейчас есть возможность привыкнуть к компьютеру с детства, всю жизнь будут на несколько шагов опережать тех своих сверстников, которые познакомятся с ним только во взрослой жизни (знакомство с компьютером в школе на уроках информатики я в расчет не беру, так как эти уроки имеют весьма отдаленное отношение к навыкам работы за компьютером)”.

Интернет, убежден доктор, маленькому ребенку вообще не нужен. Потому что интернет – это обязательно надолго, за 20 минут не управишься. Для ребенка лучше все-таки игры и программы, записанные на диски, чтобы он мог в любой момент остановиться и вернуться к начатой игре после перерыва.

“Конечно, в идеале у ребенка должны быть свои собственные компьютерные стол и стул, подходящие ему по высоте и размеру. На худой конец сгодится просто специальный компьютерный стул с регулирующейся высотой и ровной спинкой. Спинке хорошо бы быть низкой, чтобы поддерживать поясницу. А локти обязательно должны лежать на столе – то есть клавиатура и мышь должны находиться на достаточном расстоянии от края стола, чтобы локти с него не свисали. Монитор же должен быть расположен так, чтобы ребенок не задирал голову – немного ниже уровня глаз или на одном с ними уровне, но ни в коем случае не выше”, – советует доктор Богданов.

Правильная посадка при работе за компьютером

  • Спина хорошо опирается на спинку стула (спинка жесткая и установлена с наклоном не менее 90 градусов).
  • Сиденье стула не давит на внутреннюю сторону коленей.
  • Ноги полной ступней стоят на полу (или на специальной подставке).
  • Ребенок держит голову ровно (не откидывает ее назад и не нагибается слишком сильно вперед).
  • Подколенный угол – не менее 90 градусов (ноги не поджимаются под стул, а стоят либо перпендикулярно полу, либо слегка выставлены вперед).
  • Плечевые кости прижаты к туловищу и расслаблены (локти не следует разводить в стороны или выставлять вперед).
  • Локтевой угол – не менее 90 градусов (то есть кисти рук – на уровне или немного ниже локтя).
  • Кисть занимает нейтральное положение (угол между нею и локтевой костью не превышает 15 градусов).

Занять подобное положение на самом деле не так сложно, как кажется. Просто нужно проследить за тем, чтобы посадка ребенка была приятной для глаз и не казалась слишком напряженной или, наоборот, чересчур “размазанной”.

Установка монитора

Когда речь идет о рабочем месте для ребенка, наилучший вариант – монитор с регулируемыми высотой и углом наклона. Монитор должен быть установлен таким образом, чтобы ребенок мог держать голову ровно и ему не приходилось слишком сильно поднимать ее или опускать (глаза ребенка должны быть на уровне 5-7 см от верхнего края монитора). Монитор должен располагаться четко напротив ребенка, но ни в коем случае не сбоку от него.

1. Размещать монитор следует на расстоянии вытянутой руки из положения “спина прижата к спинке стула”.

2. Если текст на экране слишком мелкий, увеличьте шрифт – не позволяйте ребенку приближать глаза слишком близко к монитору.

3. Нередко мониторы располагаются на краю стола, а под ними вырастают достаточно длинные лианы проводов. Подобного размещения следует избегать, поскольку ребенок может запросто опрокинуть монитор, задев один из кабелей.

4. Значительная часть излучения от монитора направлена в сторону, противоположную пользователю, работающему за ним, поэтому не следует размещать несколько мониторов “спиной” друг к другу.

5. Не стоит перекручивать яркость и контрастность монитора. Настраивать монитор лучше при помощи специальных программ-тестов (например, Adobe Gamma), а не на глаз (особенно при отсутствии соответствующих навыков).

Сделай паузу

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не работал длительное время за компьютером без перерыва. Если на собственное внимание или аккуратность ребенка вы не рассчитываете, используйте для этого специальные программы, которые через определенные промежутки времени выбрасывают на экран предупреждение вроде “Сделай перерыв” (подробнее об этом см. в продолжении темы номера). Некоторые из этих программ предлагают примеры упражнений для расслабления. Если же вы все-таки решили понадеяться на сознательность ребенка, научите его нехитрым способам помочь организму меньше уставать.

– Отдых для глаз. Через каждые 5-10 минут детям следует ненадолго отрывать взгляд от экрана и смотреть на какой-нибудь далекий предмет (например, на картинку, висящую на самой дальней стене комнаты, а еще лучше – в окно). Это позволит глазам расслабиться. После этого попросите малыша быстро поморгать в течение нескольких секунд – тогда глаза не будут слишком сильно высыхать во время работы за компьютером.

– Микропаузы. Одновременно с отдыхом для глаз ребенок может положить руки на стол – они должны время от времени расслабляться, особенно после яростной рукопашной схватки с виртуальным монстром.

– Движение. Время от времени (промежуток вы должны установить сами, для взрослого человека – это час-два работы, для ребенка не более получаса) ребенок должен вставать из-за стола, чтобы немного подвигаться (сходить на кухню за конфетой, выбросить из окна водяную бомбочку, сбегать позвонить в соседскую дверь). Это заставит работать разные мышцы, и ребенок меньше устанет от сидения за компьютером.

– Упражнения:
Дыхание: глубоко вздохнуть, задержать дыхание на две секунды и потом выдохнуть через рот. Повторить несколько раз.
Голова и шея: несколько раз медленно повернуть голову вправо и влево, задерживаясь в каждом положении на 3 секунды.
Спина: руки согнуты, кулаки прижаты к груди, несколько раз отвести локти назад и задержаться в таком положении на 5 секунд.
Плечи: медленные вращения назад и вперед (по 5 секунд на каждый круг).
Запястья: вытянуть руки перед собой и медленно поднимать/опускать ладони.
Пальцы и ладони: сильно сжать руку в кулак, задержать на одну секунду, а потом как можно резче разжать пальцы и 5 секунд держать ладонь в растопыренном состоянии. Затем расслабить руки и несколько раз повторить то же самое.

Ребенок и ноутбук

Ноутбук – гениальное изобретение, но в силу своих технических особенностей – не лучший вариант компьютера для ребенка. И если ваш малыш все-таки вынужден начинать знакомство с компьютером именно в такой его форме, вам придется произвести над лэптопом ряд манипуляций.

Главная проблема ноутбуков – в том, что когда монитор расположен на правильном расстоянии от пользователя, клавиатура оказывается совсем не там, где следовало бы. В связи с этим ребенку, работающему с ноутбуком (а также взрослым, которые подолгу сидят за переносным компьютером), следует пользоваться выносной клавиатурой и размещать ее на правильном расстоянии (если монитор при этом окажется слишком далеко от глаз, можно увеличить шрифт).

Вторая проблема ноутбуков – то, что тачпад (заменитель мыши) расположен на середине клавиатуры, и при его использовании кисть руки никак не может находиться в нейтральном положении. Отсюда вытекает необходимость обеспечения ноутбука дополнительной мышью (особенно если речь идет о ребенке).

Ноутбук следует устанавливать ниже уровня стола (приблизительно на уровне выдвижной доски для клавиатуры) или же во время работы с ним нужно выбрать более высокую позицию регулировки стула, чтобы плечи во время работы были расслаблены.

ЧТОБЫ НЕ ЗАСОСАЛО
Допустим, глаза и руки-ноги ребенка мы уберегли. Но остается еще психика. Как сделать так, чтобы ребенок не ушел с головой в киберпространство и не променял родителей на виртуальных монстров? К сожалению, это – реальная опасность, причем психологи утверждают, что особенно сильно подвержены “компьютерной наркомании” мальчики-подростки. Впрочем, и от этой беды есть спасение. Конечно, лучше не доводить ребенка до состояния маньяка, а заранее выработать в нем правильное отношение к компьютеру.

Семь шагов к спасению ребенка от компьютеромании

1. Нужно самим хорошо ориентироваться в том, что интересно вашему ребенку (в нашем случае – не быть компьютерными недоумками), – только тогда ребенок будет с уважением относиться к вашим советам и рекомендациям на компьютерную тему.

2. Нужно как можно больше “некомпьютерного” времени проводить вместе в ребенком, причем проводить активно и делать вместе то, что интересно ребенку: заниматься с ним вместе его любимыми видами спорта (или, на худой конец, наблюдать за ним в качестве зрителя-болельщика), рисовать, лепить, смотреть детские фильмы и так далее. Кстати, психологи, к которым обращаются родители компьютерных маньяков, часто советуют приобрести ребенку собаку – она как ничто другое помогает вырвать малыша из компьютерного мира;

3. Первое время нужно сидеть за компьютером вместе – пусть ребенок постигает первые обучающие игры и программы с вами, а не в одиночестве. Так от них будет намного больше пользы, а компьютер не станет для него бОльшим авторитетом, чем вы.

4. Нужно как можно больше разговаривать, почаще обсуждать игры или фильмы, которые увлекают ребенка, просить его подробно рассказывать о том, что произошло с ним за сегодняшний день, и следить при этом, чтобы речь ребенка была связной, грамотной и не похожей на лепет компьютерного маньяка.

5. Нужно прививать ребенку “компьютерный вкус” – подсовывать ему игры и программы, которые, на ваш взгляд, могут принести пользу. А еще попросите его помочь вам сделать с помощью компьютера что-нибудь полезное (нарисовать поздравительную открытку тете, организовать электронный фотоальбом, найти в Сети информацию о породах собак – ведь вы как раз обещали купить ему собаку!).

6. Если ребенок увлекся какой-то компьютерной игрой, нужно постараться перенести ее действие и персонажей в “оффлайновый” режим: можно вырезать с ребенком космонавтов (или в кого он там играет) из бумаги, лепить их из глины, разыгрывать сценки, придумывать развитие сюжета, которого нет в игре (сочинять продолжение игры или параллельные сюжеты – например, как жилось сыну главного космонавта или каким космонавт был в детстве), просить ребенка внятно объяснять вам, что интересного он видит в этой игре, чему она его учит, почему ему нравится главное действующее лицо и так далее.

7. Если в ваш дом все-таки пришла “стрелялка”, нужно, во-первых, позаботиться о том, чтобы она была как можно менее жестокой и как можно более талантливо созданной, и, во-вторых, попробовать извлечь из нее хоть какую-то пользу для ребенка. К примеру, время от времени можно обсуждать с ним за обедом персонажей игры. Попросите его объяснить, почему космонавт стреляет именно в этого парня, и подумать над тем, нет ли случайно в этом парне чего-нибудь хорошего.

Пусть попробует отнестись к нему как к живому человеку и обоснует свое желание во что бы то ни стало его “замочить”. Словом, постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не стрелял направо и налево бездумно, чтобы понимал, что это – игра, а в жизни такое поведение называется жестоким и ни к чему хорошему привести не может.

Наблюдение родителей

Является ли компьютер любимым занятием вашего ребенка? Компьютер является любимым родом занятий только у 20% детей, чьи родители приняли участие в нашем опросе. Но и у этих 20% почти такой же интерес вызывают другие вещи.

Дети по-прежнему, несмотря на технический прогресс, с удовольствием рисуют, раскрашивают, играют с друзьями, занимаются спортом, мастерят поделки, возятся с конструкторами, играют в настольные игры, собирают машинки, смотрят телевизор, беседуют с родителями и даже иногда читают. Так что если ваш юный друг с головой ушел в компьютер, подумайте – может, вы просто не показали ему, что в жизни есть масса других интересных занятий?

Как вы считаете, компьютер оказывает какое-либо влияние на психоэмоциональное развитие вашего ребенка? Не становится ли ребенок более замкнутым (или, наоборот, более общительным и уверенным в себе, более самостоятельным и так далее) благодаря компьютеру?

“Не знаю точно, мне кажется за счет Сети дочка приобретает что-то типа зачатков “глобального мышления” и нового представления о масштабе пространства, но как это влияет на психику, не берусь судить”.

“Наличие компьютера, умение им пользоваться, даже модные игрушки на нем – это повышает рейтинг Миши в классе и в то же время дает ему возможность не зависеть от толпы (когда одноклассники стройными рядами после уроков идут в игровые салоны, Миша идет домой, потому что знает, что сможет сделать то же самое в более комфортных условиях; плюс возможность облегчить себе написание рефератов и докладов, красиво их оформить)”.

“Я не знаю насчет психоэмоционального развития, но вот по поводу словарного запаса… Мне кажется, что я скоро перестану ее понимать. Если ребенок заменит чтение книг компьютером, это приведет к плачевным последствиям”.

“Мой ребенок становится замкнутым”.
“Если ребенок замкнут сам по себе, компьютер ему не поможет стать более общительным в реале. И разве может компьютер сделать общительного ребенка замкнутым? Не думаю”.

“Влияние есть. Замкнутой она не становится. Наоборот, узнает что-то и приобретает такие навыки, которыми может поделиться с другими людьми, даже похвастаться”.
Остальные участники опроса сообщили, что не замечают никаких перемен в психоэмоциональном состоянии своих детей.

Бывают ли у вас конфликты с ребенком на почве его любви к компьютеру?
“Бывают, но редко. Конфликты бывают из-за ограничений по времени и по поводу того, чья очередь сидеть за компьютером – мамина, папина или ребенкина”.

“Бывают приступы капризности, если не проходится игра”.
“Несмотря на маленький возраст – иногда бывают… Дали бы ему волю – сидел бы часами”.
В большинстве случаев опрашиваемые отвечали на данный вопрос отрицательно, остальные же упоминали конфликты, связанные именно с невозможностью оттащить увлеченного ребенка от монитора.

Как вы считаете, компьютер приносит вашему ребенку больше пользы, чем вреда, или наоборот? И в чем, по-вашему, главное достоинство (а также главный недостаток) работы ребенка за компьютером?
“Наверное, все же больше пользы (по крайней мере, сейчас). Игры выбираются те, где надо думать, считать, а не просто ходить-стрелять. Мне кажется, что вреда особого нет, если употреблять комп в меру”.

“Польза несомненно есть. У родителей не всегда есть время и способности что-то рассказать, показать, объяснить так, как это может сделать хорошо подобранная учебно-игровая программа. А вред – в основном физическому здоровью ребенка”.

“Всем моим троим детям – больше пользы. Разные обучалки и развивалки, имхо, очень полезны”.
“Больше пользы. Обучение проходит интереснее, помогает в изучении языка”.
“Только польза. Совмещение игры и обучения”.
“Не вижу я большой пользы. Вредит в первую очередь зрению”.
“Больше пользы. Вреда пока не вижу, так как практически все под контролем”.
“Главная польза в играх – развитие логического мышления и умения самостоятельно решать проблемы. Вред – для зрения, стараемся свести сидение за компьютером к минимуму (+ новый монитор + спец. очки)”.
“Пользы пока не видно, у обучающих программок такая убогая графика и сюжеты, что ребенку неинтересно, а вот всякие стрелялки – толку никакого, зато как красочно!”
“Думаю, что пользы больше, так как все равно осваивать работу на компьютере НЕОБХОДИМО, а ребенку это дается НАМНОГО легче, чем взрослому человеку. Мой 3,5-летний сын уже выполняет на компьютере больше действий, чем свекровь 60 лет – хотя мы ее специально учили включать-выключать, игры запускать, а ребенок почти все сам подсмотрел”.