14 лет назад 22 ноября 2004 в 4:29 89

Итак, вы сняли свой первый фильм на цифровую видеокамеру и даже смонтировали его на компьютере. Пришло время подумать, как донести ваше произведение до зрителя без существенных потерь в качестве картинки и звука.

Еще пару лет тому назад решение этой проблемы было довольно дорогостоящим. Но с падением стоимости пишущих DVD приводов до $60 ответ стал очевидным – только запись на DVD. На обычных однослойных записываемых DVD практически без потерь в качестве сохраняется час фильма, на двухслойных – два часа. Самый простой путь создания DVD-Video-диска – использовать возможности современных видеоредакторов, которые в подавляющем своем большинстве обладают встроенными кодировщиками MPEG-2 и, кроме этого, встроенными или совместимыми программами DVD-авторинга.

Но у этого пути имеется ряд существенных недостатков. Первый и самый важный из них – качество кодирования встроенными кодировщиками MPEG-2 оставляет желать лучшего. Несмотря на то что в популярных комплектах Adobe Premiere Pro, Ulead MediaStudio Pro и Sony Vegas Video используется кодировщик от MainConcept, обеспечиваемое им качество кодирования оставляет желать лучшего. Второй недостаток – привязка к программам DVD-авторинга от того же производителя, что и сам видеоредактор, ограничивает возможности автора DVD-Video-диска.

Только Adobe DVD Encore, которую можно использовать вместе с Adobe Premiere Pro, имеет довольно серьезные возможности по DVD-авторингу. Программа DVD Architect 2.0 к Vegas Video 5.0 и тем более Ulead DVD Movie Factory 2.0 к Ulead MediaStudio Pro никак не могут претендовать на звание сколь-нибудь серьезной программы DVD-авторинга. Поэтому правило “Каждый должен заниматься своим делом” справедливо и для программ – DVD-диск должен собираться в серьезной программе DVD-авторинга, анимированные меню для него должны создаваться в мощном видеоредакторе, а статичные меню и кнопки для всех меню – в хорошем графическом редакторе. Кодирование видео в MPEG-2, разумеется, тоже лучше делать во внешнем MPEG-кодере.

ВЫБОР КОДЕРА
В качестве внешних кодеров правильнее всего применять один из двух – Cinema Craft Encoder (CCE) или Canopus ProCoder. При этом CCE разумнее всего использовать для оцифрованных аналоговых записей, а также для создания на DVD-Video-диске дорожек с видео от нескольких камер (multiangle) вне зависимости от источника видео (Canopus ProCoder просто не умеет создавать правильный поток MPEG-2 для multiangle-дорожек DVD-Video-диска).

Что касается Canopus ProCoder, то, на наш взгляд, наилучшей по качеству кодирования версией остается самая первая, 1.01.35.0. Конечно, у этой версии есть существенный недостаток – невысокая скорость кодирования в режиме наивысшего качества. Но как молодость – это недостаток, который со временем проходит, так и скорость кодирования с ростом производительности современных процессоров будет расти. Последняя на сегодняшний день версия ProCoder 2.0 обладает массой возможностей по перекодированию видео из одного формата в другой, умеет решать еще множество полезных задач, но по качеству кодирования уступает первой версии.

ПОДГОТОВКА
Начиная работу с Canopus ProCoder, вы должны иметь готовый исходный файл видео для кодирования и знать, для какой именно программы DVD-авторинга вы будете готовить файл (файлы) MPEG-2. Кроме того, необходимо предварительно правильно рассчитать скорость потока (битрейт).
Начнем с расчета скорости потока. Эта задача довольно проста и, в принципе, решаема на обычном калькуляторе. Но для исключения возможных ошибок (а цена ошибки довольно высока – до 6-15 лишних часов кодирования) лучше пользоваться готовым калькулятором.

Как это ни смешно, приличных и правильных калькуляторов битрейта очень мало, хотя, казалось бы, задача не стоит выеденного яйца. Мы рекомендуем очень простой и понятный бесплатный калькулятор, находящийся по адресу www.videohelp.com/calc.htm. Калькулятор написан на Java, поэтому в вашем браузере работа с Java должна быть разрешена, иначе на странице по указанному адресу вы не увидите ничего.

Можно сразу скачать сам калькулятор здесь: www.videohelp.com/BitrateCalc.zip (размер приблизительно 50 кб), но для его запуска выполнение Java должно быть также разрешено. После запуска появится меню калькулятора:
Нажмем кнопку Advanced mode (“Расширенный режим”). Экран калькулятора дополнится еще рядом параметров:

В этом калькуляторе прежде всего следует установить значение DVD:s (Количество DVD, на которых планируется сохранить фильм), которое в подавляющем большинстве случаев будет равно 1. Далее указываем тип DVD диска по его емкости – для обычного диска выбираем 4.37 (DVD5), для двухслойного – 7.95 (DVD9). Значение Audio Bitrate (“Скорость потока звука”) надо установить самому. Учтите только, что в этом параметре указывается СУММАРНОЕ значение битрейта для всех звуковых дорожек на вашем будущем DVD.

Если нужного значения битрейта в списке нет, выбирайте Custom audio (“Настроить аудио”) и вводите нужный битрейт в соответствующем поле. (Для справки: битрейт несжатого стереозвука в формате LPCM составляет 1536 кбит/с.) Осталось только ввести продолжительность фильма в параметре Video length (“Длительность видео”), и все. Калькулятор в поле Calculated Bitrate (“Расчетная скорость потока”) покажет правильное значение скорости потока.

Обязательно обратите внимание на строчку бледно-серого цвета – в ней калькулятор дает “раскладку” в мегабайтах для всех компонентов вашего DVD-Video-диска. Сначала вы видите значение Video size (“Размер видео”), затем MPEG/Author overhead (“Запас на авторинг”) – заложенный калькулятором запас на возможные меню. Кроме того, здесь калькулятор сообщает Audio size (“Размер файлов звука”), добавляя 25 мегабайт возможных затрат на дополнительные файлы.

Если вы не планируете создавать анимированные меню на DVD-Video-диске, то можно оставить все как есть. В противном случае увеличьте заданное вами время фильма на время, которые, по вашим предположениям, займут такие меню. Мы также рекомендуем на всякий случай понизить битрейт, указываемый кодировщику MPEG-2, еще на 5% по сравнению с расчетным – кодировщик может не выдержать правильный средний битрейт, меню может получиться чуть длиннее и т. п.

КОДИРОВАНИЕ
Теперь мы готовы к кодированию видео. Запустим Canopus ProCoder.

Нажмем кнопку Add (“Добавить”) и в появившемся стандартном диалоге Windows укажем имя файла фильма для перекодировки. Если фильм состоит из нескольких клипов, то их можно либо ввести последовательно, друг за другом, либо выбрать сразу несколько. Выбрав затем Stitch (“Сшить”) и используя стрелки в этом поле, вы можете отсортировать клипы в нужном порядке. ProCoder при кодировании “склеит” все фрагменты в один выходной файл, причем в том же порядке, в котором вы их расположите в окне Source (“Источник”).

Если исходным у вас является DV-файл с соотношением сторон кадра 4:3, то просто нажмите на кнопку Target (“Назначение”) и пропустите следующую пару абзацев. Два обведенных красной линией параметра крайне важны в том случае, если ваш исходник не является файлом в DV-формате или если он имеет соотношение сторон кадра 16:9. Первый параметр Interlacing (“Чередование полей”) определяет порядок обработки полей – Lower/Odd Field First (“Нижнее/Нечетное поле первое”) или Upper/Even Field First (“Верхнее/Четное поле первое”).

По поводу этого параметра, несмотря на многолетнюю историю телевидения, по-прежнему идут дискуссии и споры. Точно такой же параметр есть и в разделе Target (“Назначение”). Неверная его установка приведет к “дерганью”/”дрожанию” картинки с DVD-Video-диска на экране телевизора (подчеркиваем – на экране телевизора, на компьютере этот эффект практически не обнаруживается). Не вступая в почти религиозные диспуты на предмет этого параметра, рекомендуем сделать следующее: если “дергание” появилось – измените сначала значение этого параметра здесь, затем, если не поможет – в Target (“Назначение”) и снова в Source (“Источник”).

Всего в самом худшем случае придется перебрать максимум четыре варианта. Установите и запомните значения этих параметров при отсутствии “дрожания” картинки. Еще раз напоминаем, что подбор значения здесь нужен только в случае отличного от DV исходного формата видео. Иногда, по некоторым сообщениям в конференциях, эффект “перепутывания” полей якобы возникает в случае использования DV видеокамеры как устройства оцифровки аналогового видео. Тем не менее и в этом гипотетическом случае рецепт тот же – проверить разные комбинации и выбрать правильную.

Что касается параметра Aspect Ratio (“Соотношение сторон”), то он важен потому, что ProCoder игнорирует флаг соотношения сторон, имеющийся у каждого DV-файла. Если вы отсняли фильм с соотношением сторон кадра 16:9 на “правильной” цифровой видеокамере, то в результате получится “растянутая” по вертикали картинка, которая при показе будет “сплюснута” до правильного размера. Так снимают камеры Canon и Sony и только некоторые камеры Panasonic. На “неправильных” камерах на картинку будут просто наложены черные поля сверху и снизу. Так вот, для съемок с “правильной” камеры вы обязательно должны указать в Aspect Ratio (“Соотношение сторон”) 16:9. В остальных случаях менять его значение не надо.

Наличие на стартовом экране в Target (“Назначение”) только одной активной кнопки Add (“Добавить”) сразу подсказывает дальнейшие действия – нажимаем Add. На экране тут же появляется меню шаблонов параметров выходного файла.

Поскольку мы собрались кодировать видео в MPEG-2 для DVD, выбираем закладку VCD/DVD и в ней MPEG2 – DVD PAL. По нажатию ОК мы переходим к самому важному окну параметров настройки кодирования в Canopus ProCoder.

Параметры, значение которых практически всегда нужно менять, обведены на рисунке красной линией. Вначале самое простое – ввод правильного имени проекта и папки для хранения результата. По умолчанию ProCoder всегда размещает выходные файлы в папке My Documents (“Мои документы”) текущего пользователя, что очень неудобно, так как размеры выходных файлов нередко превышают 4 Гб и на системном диске не всегда есть столько свободного места.

Поэтому нажимаем на кнопку… в поле Base Name (“Основное имя”) и, выбрав желаемую папку, набираем базовое имя для файлов проекта. Имена в полях Path (“Путь”) и File Name (“Имя файла”) ProCoder изменит автоматически.

Следующий весьма важный параметр – Stream Type (“Тип потока”). Выбор здесь зависит исключительно от той программы DVD-авторинга, для которой вы собираетесь готовить файл в Canopus ProCoder. Параметр может принимать значение либо MPEG2 Video + Wave File, то есть создавать два раздельных файла с видео и звуком соответственно (такой поток еще называют элементарным, Elementary Stream), либо MPEG2 Program Stream (“Программный поток MPEG2”), то есть видео и звук в одном файле. Профессиональные или полупрофессиональные программы DVD-авторинга, такие как Sonic Scenarist и Sonic ReelDVD принимают только раздельные файлы видео и звука.

Ряд программ, таких как Ulead DVD Workshop 2, TMPGenc DVD Author принимают как раздельные файлы, так и единый файл для видео и звука. Мы рекомендуем всегда создавать два раздельных файла для видео и звука, если используемая вами программа DVD-авторинга позволяет вводить их.

Как правило, в этом случае можно (и нужно, строго говоря) кодировать звук в Dolby Digital, что позволяет значительно сэкономить место на DVD-Video-диске для видео, сохранив совместимость на высоком уровне, поскольку формат Dolby Digital обязан поддерживать любой DVD-плейер. В едином файле (MPEG2 Program Stream) звук всегда кодируется в формат MPEG-1 Layer II и понятно, что перекодирование его в другой формат качество звучания не улучшит, а сам формат звука MPEG-1 Layer II поддерживается только плейерами в PAL-зоне и не всегда корректно. В нашем примере выберем MPEG2 Video + Wave File.

В следующей группе параметров Video-Basic (“Основные настройки видео”):
Interlacing (“Чередование полей”) – в большинстве случаев ничего не меняем; если ваш случай – особый, см. описание раздела Source (“Источник”) выше.

Aspect Ratio (“Соотношение сторон”) – выбираем такое же, как в Source. Speed/Quality Mode (“Режим Скорость/Качество”) – очень правильно и остроумно названный параметр, поскольку и на самом деле вы будете выбирать между скоростью и качеством. В этом поле вы определяете уровень качества кодирования – Mastering-Quality (“Профессиональное качество”), Highest-Quality (“Высочайшее качество”), High-Quality (“Высокое качество”) и High-Speed (“Высокая скорость”). Кажется очевидным, что лучше всего выбирать наивысшее, то есть Mastering-Quality – но скорость кодирования в этом режиме довольно низка.

Для обычного любительского документального фильма время кодирования на компьютере с процессором класса Pentium 4 2,8 ГГц будет в 4-5 раз превышать длительность самого фильма. Если же ваш фильм рассказывает о путешествии по речным порогам или о серфинге на Гавайях (то есть в нем большое количество волн/водопадов и т. п.), время кодирования может превысить длительность оригинала и в 20 раз больше. Тем не менее, если у вас есть возможность включить компьютер на кодирование и, скажем, уйти на работу, то лучше использовать именно режим Mastering-Quality.

Кстати, для автоматического выключения компьютера по завершении кодирования можно использовать какую-либо из бесплатных программ, предназначенных для этих целей, например CPUShut (www.asvzzz.com). Если же вы сняли свой фильм камерой высокого класса или снимали в основном статичные объекты, то вполне можно установить режим кодирования Highest-Quality или High-Quality.

CBR/VBR Type (“Тип кодирования”) – очень важный параметр, от которого качество кодирования зависит весьма существенно. CBR означает Constant BitRate, то есть постоянная скорость потока. В этом режиме кодировщик всегда кодирует с указанной в поле Video Bitrate (“Скорость потока видео”) скоростью вне зависимости от содержания фильма. Режим CBR можно применять только для коротких, продолжительностью менее часа, фильмов.

Значение CBR для минимизации потерь в качестве лучше устанавливать достаточно высокое – от 8500 кбит/с до 9400 кбит/с. Но вынуждены вас предупредить: записанные DVD-R или DVD+R болванки читаются все-таки несколько хуже заводских штампованных DVD-дисков, поэтому у ваших любительских дисков с высоким значением CBR могут возникнуть проблемы с “гладкостью” воспроизведения, особенно на старых DVD-плейерах.

VBR означает Variable BitRate, то есть переменная скорость потока. Именно этот режим применяется в подавляющем большинстве случаев как профессионалами, так и любителями. Идея VBR очень проста – кодировщик кодирует видео со скоростью потока, зависящей от содержания фильма в каждый конкретный момент фильма. На динамичных сценах он будет увеличивать битрейт, на статичных снижать, тем самым существенно уменьшая размер выходного файла и сохраняя качество кодирования на высоком уровне. Режим VBR может быть однопроходным или многопроходным.

В однопроходном режиме (1PASS_VBR) кодировщик может анализировать видео только на глубину своего буфера и тем самым эффективность VBR будет невысокой – кодировщик не знает, какое видео будет дальше и станет волей-неволей экономить битрейт. Поэтому мы не рекомендуем использовать однопроходный VBR – этот режим не даст сколь-нибудь заметных преимуществ по сравнению с CBR. В двухпроходном режиме алгоритм работы кодировщика совсем другой.

Сначала, во время первого прохода, кодировщик только анализирует исходное видео и записывает результаты анализа в специальный файл. Затем, на втором проходе, выполняется собственно кодирование. Двухпроходный режим дает наивысшее качество кодирования при прочих равных условиях. Следует отметить, что режим VBR разумно использовать при продолжительности фильма более часа. Выберите 2PASS_VBR (“Двухпроходный VBR”), и окно настроек ProCoder изменит свой вид.

Если вы установили такой режим в первый раз, то ProCoder обязательно предупредит – File-splitting cannot be used with 2-pass VBR encoding (“Разрезать результирующий файл на части невозможно в двухпроходном режиме”) – отметьте флажок отказа от появления этого предупреждения в будущем, поскольку режим разделения результата на несколько файлов практически никогда не используется.
После выбора 2PASS_VBR (“Двухпроходный VBR”) следует задать значение Video Bitrate (kbps) (“Скорость потока видео, кбит/с”) и Max Bitrate (kbps) (“Максимальная скорость потока, кбит/с”).

Под Video Bitrate понимается средняя по всему фильму скорость потока. В этом поле вы должны ввести значение скорости потока, рассчитанное калькулятором скорости потока по методике, описанной нами выше. В поле Max Bitrate указывается максимально возможное значение скорости потока. Вычисляется это значение довольно просто – из максимально допустимого для DVD-Video-диска значения битрейта видео + звук 9800 кбит/с вычтите суммарный битрейт звука, который вы планируете использовать.

Например, если вы собираетесь кодировать звук в формат Dolby Digital с битрейтом 192 кбит/с и у вас будет всего одна звуковая дорожка, то в поле Max Bitrate надо ввести 9800-192 = ~9600. Если таких звуковых дорожек будет две, то ввести 9800-384=~9400. Калькулятор битрейта, описание которого приведено в начале статьи, приводит значение Video Bitrate (kbps) в своем поле Calculated Bitrate (“Расчетная скорость потока”), а значение Max Bitrate (kbps) – в DVD Max Bitrate.

На этом настройку параметров кодирования можно закончить. А как же масса различных параметров настройки и фильтров, появляющихся после нажатия кнопки Advanced (“Дополнительно”), спросите вы. Мы же ответим, что многие из этих параметров дублируются из панели Target (“Назначение”) и некоторый интерес представляет только параметр DC Precision (“Точность дискретного косинусного преобразования”), измеряемый в битах.

Каноническое толкование этого параметра самим Canopus гласит: “Если вы имеете дело с изображениями с массой деталей, увеличение разрядности может улучшить качество кодирования”. Ключевое слово здесь “может”, то есть совершенно не обязательно улучшит. А один из авторов популярного кодировщика MainConcept для достижения наивысшего качества кодирования и вовсе рекомендует… уменьшить значение этого параметра до 8.

Поэтому, если есть желание, можете провести эксперименты со значением этого параметра, но мы не смогли обнаружить разницы в качестве картинки в зависимости от DC Precision на обычных документальных любительских фильмах. По остальным дополнительным параметрам совет прост – никогда не изменяйте их значения. Что же касается фильтров, то мы категорически не советуем использовать какие-либо фильтры в любых кодировщиках, поскольку разумнее все фильтры накладывать на изображение в видеоредакторах – это позволяет быстро оценить результат и применять фильтры только к отдельным избранным фрагментам фильма.

Нам осталось только нажать кнопку Convert (“Преобразовать”) в левой панели ProCoder и в открывшемся диалоге снова нажать еще одну кнопку Convert (“Преобразовать”). Ниже кнопки ProCoder будет показывать как прошедшее с начала кодирования время, так и время, оставшееся до конца кодирования. Значение оставшегося времени будет близко к истине только через 10-15 минут после начала кодирования. Показ собственно картинки фильма во время кодирования (флажок у Preview) мы рекомендуем запретить, сняв флажок – это хоть и не намного, но уменьшит время кодирования.