10 лет назад 10 октября 2008 в 0:20 42


Автор: Арсений Мирный

Современный игровой рынок переживает бурное развитие, и выражается оно не только в постоянно растущих бюджетах игр и количестве анонсов, но и в стремительно расширяющейся аудитории. И если раньше под геймерами подразумевали людей, которые в принципе любят играть на компьютере или консолях, то теперь их делят на хардкорных и казуальных. Все больше внимания уделяется, как ни странно, последним.

ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК

Признак этой тенденции четко просматривается в бурном развитии рынка казуальных игр. Сегодня сложно отыскать десктоп, ноутбук или КПК, на котором не стояли бы, к примеру, Lines, Zuma или какой-нибудь из их аналогов. Это короткие, относительно простые, не претендующие на продолжительное внимание к себе и владение особыми навыками приложения. Они обладают весьма скромными по сравнению с “большими” играми, бюджетами, маленькими штатами разработчиков и столь же малыми системными требованиями. При этом они созданы, чтобы заполнить свободную минутку в рабочий день, но не более того. Иными словами, все в этих играх сделано так, чтобы привлечь к себе внимание человека, который компьютерными играми не интересуется. О том, насколько благодарна в финансовом смысле эта аудитория, можно судить по успеху Nintendo Wii, консоли, которая сделана, прежде всего, для казуальных игроков. Конкуренты слишком сконцентрировались на хардкорных геймерах, не заметив золотую жилу прямо под носом, и только сейчас пытаются изменить ситуацию, адаптируя свои консоли и игровые проекты под потребности казуалов. А все могло быть как раз наоборот, в особенности для Microsoft, поскольку казуальные игры прежде стали развиваться в Америке, на родине компании Билла Гейтса, а не в Японии, на родине Nintendo.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

В 2000 году термина “казуальные игры” не существовало. Зато существовала маленькая компания PopCap Games, занимавшаяся разработкой крайне простого проекта под названием Bejeweled. Все, что нужно было делать – это перемещать бриллиантики, чтобы получалась однородная цепь минимум из трех камней и, тем самым, зарабатывать очки. Вот, собственно и все. Авторы осознавали, что особой глубиной их детище не отличается, и не ждали сколько-нибудь заметного успеха. Однако игра в одних только США продалась тиражом более 100,000 копий, а на сегодняшний день эта цифра уже перебралась за десятимиллионную отметку. С тех пор термин “казуальные игры” существует.

Вслед за Bejeweled казуальные или shareware-игры стали появляться как грибы после дождя. К примеру, проект ColorLines. Три разноцветных шара – на поле размером 9 на 9 ячеек. За каждый ход игрок передвигает один шар, стараясь выстраивать их по цвету в ряд длиной минимум пять штук. Если последовательность получается – шары исчезают и игроку дается следующая попытка; если нет – на доске появляются новые шары. Продолжается все либо пока доска не опустеет, либо пока не заполнится доверху. Легко и просто настолько, что сегодня инкарнации этого проекта существуют на множестве КПК, коммуникаторов и мобильников по всему миру. Та же PopCap Games, кстати, разработала еще один хит, который, должно быть, установлен на каждом офисном компьютере в мире. Цель Zuma – уничтожить все шары, катящиеся по извилистым желобам, с помощью других разноцветных шаров, которыми нужно выстреливать из центра экрана. Вроде бы просто, но, пожалуй, мало кто из игравших в Zuma, не согласится с тем, что незамысловатый процесс затягивает не на шутку.

Ряд классических casual-проектов можно продолжать еще очень долго. При поверхностном взгляде может показаться, что казуальные игры, так или иначе, раз за разом копируют друг друга. Отчасти это правда: многие элементы геймплея казуальных игр кочуют из игры в игру. Часто новый проект оказывается всего лишь ремейком хитового старого. Впрочем, это не значит, что разработчики shareware и casual-проектов пребывают в перманентном творческом кризисе. Жанров казуальных игр столько же, сколько и у “больших” игр: шутеры, RPG, спортивные симуляторы, квесты и всевозможные менеджеры. В современной casual-игре присутствует сразу несколько жанров, что, в общем-то, означает, что общие предпочтения казуальных игроков не особенно отличаются от оных у хардкорщиков. Чего не скажешь о требованиях к формату подобных развлечений.

ФОРМАТ ВСЕМУ ГОЛОВА

Помимо того что в казуальные игры легко и интересно играть, их еще и легко заполучить. За ними не нужно идти в магазин – маленький размер дистрибутива и невысокая цена создают минимум препятствий на пути продукта к пользовательскому компьютеру. Не менее простая ситуация и с оплатой. Одной из причин расцвета популярности казуальных игр на Западе является широкое распространение электронных платежных систем, с помощью которых, в основном, производится оплата скачанных игр. В России такой культуры нет, но зато есть SMS-сервисы, которые стали для отечественных продавцов и производителей casual-игр полноценным выходом из положения.

Впрочем, прелесть казуальных игр еще и в том, что они совсем необязательно должны быть платными. Подумав о том, как еще приблизить свои продукты к пользователю, разработчики пришли к замечательному заключению: если геймеры и так имеют доступ в интернет, зачем им качать дистрибутив? Пусть прямо в интернете и играют. Геймеры с этим согласились и принялись обновлять flash-плейеры. Так появились браузерные игры. Гибкость и простота флэш-технологий позволила использовать в играх обновляемую рекламу, отчего процент бесплатных проектов сильно возрос. Кроме того, открылась дорога играм, использующим online-мультиплейер. Казуальные MMO-игры существовали и раньше, однако необходимость качать дополнительный дистрибутив не очень-то помогала им стать более популярными. Браузерный формат эту проблему исчерпал так, что перспективность рынка казуальных игр, наконец, стали замечать игровые гиганты. Показательным в этом смысле является браузерный проект Ubisoft на тему Might and Magic. Heroes of Might and Magic Kingdoms – все та же пошаговая стратегия, но в MMO-формате. Тысячи игроков по всему миру могут играть когда, где и сколько хотят. Для этого достаточно лишь веб-браузера и интернет-соединения.

Кроме Ubi в сторону casual-аудитории поглядывают EA, id Software, Valve и несколько других крупных игродельцов. Nintendo Wii, а также множество производителей casual и shareware-проектов, похоже, открыли рецепт, с помощью которого в игры можно заставить играть буквально каждого человека. И надо думать, следующее поколение игровых консолей будет работать, прежде всего, на казуальную аудиторию.