14 лет назад 22 ноября 2004 в 2:21 64

Если вы думаете, что организовать интернет-магазин проще простого, то вы… правы. Вопрос в другом – сколько вы продержитесь и как будете отдавать долги.

Что такое интернет-магазин? Это всего лишь торговля по каталогу. Пользуясь услугами интернет-магазина, покупатель может посмотреть на товар и прочитать его описание, не вылезая из-за компьютера. Все. В остальном – обычная розничная торговля. А значит, и проблемы те же. Нужна будет, например, бухгалтерия, о которой народ, создавая магазины, вообще не думает. А, чего там, зачем нам что-то регистрировать. Даже на тематических форумах часто встречаются вопросы типа “как учитывать продажи?” или “как вести бухгалтерию интернет-магазина?”. Вопрос поставлен неверно, поскольку неважно, в интернете у тебя магазин или на улице. Бухгалтерия везде одна и та же.

Многие начинающие владельцы интернет-магазины решают работать без кассового аппарата, без оформления, без бухгалтерии. И успешно функционируют – до первой проверки. Или до второй, если первую будут проводить не очень грамотные люди или люди, которые попросят немного денег. А что, в таком случае, делать покупателю? Хорошо, если товар фирменный и есть фирменная гарантия. А если нет?

Собственно, это основная и самая большая проблема, из-за которой люди не доверяют интернет-магазинам. Надежности мало. Любителей создать интернет-магазин – вагон и маленькая тележка, и чем дальше, тем их больше, поскольку технически создать такой магазин очень просто. Сколько стоит хостинг? Пять баксов в месяц.

Купил мобильный телефон в переходе, повесил на сайт – и у тебя уже интернет-магазин. Товары какие-то сам нарисовал, повесил, описаний в интернете полно, картинки тоже можно где-нибудь стащить – а больше ничего и делать не надо. Между тем открытию сетевого магазина должна предшествовать серьезная аналитическая работа.

Начинать надо с поиска сферы деятельности, которая еще не охвачена многочисленными интернет-магазинами, – такой как, скажем, торговля бильярдными столами. Надо решить, будет ли это прибыльно, где это брать, за сколько покупать, за сколько продавать и так далее. И только потом заниматься решением технических вопросов.

Выбрав определенную сферу, переходим к маркетингу. Проще говоря, начинаем с того, что смотрим, есть ли у нас конкуренты. Если в интернете нет магазинов посвященных вашей теме, то стоит задуматься, почему, собственно, их там нет. Неужели народ вокруг настолько плохо соображает, что до сих пор не взялся за эту тему?

Скорее всего, окажется, что разрабатывание этой сферы банально невыгодно. Просчитать нужно все: приход, расход, транспорт, рекламу, ориентировочный спрос. Затем, если вы все это прикинули и все это выгодно, то дальше надо заниматься поиском тематических порталов и форумов, на которых можно распространять информацию о том, какой у вас замечательный интернет-магазин. Можно даже специальную ветку открыть, чтобы отвечать на вопросы потребителей.

Что касается требований к сайту, на котором будет расположен ваш интернет-магазин, то это обязательно должен быть домен второго уровня. Многие до сих пор пытаются что-то делать на сайтах типа narod.ru, но люди, которые уже давно в интернете, прекрасно понимают, что это такое. Если у владельцев интернет-магазина нет 20 долларов на то, чтобы купить себе доменное имя, то грош цена такому магазину.

Многое, безусловно, зависит от того, сколько именно у человека денег на сайт. Если их много и есть хорошая идея и проект, можно сделать хороший дизайн, который на сегодня стоит где-то тысячу долларов и выше. В этом случае обязательно пишется back office – обратная сторона интернет-магазина. Там принимаются и оформляются заказы, там проходит вся работа, которую пользователь не видит. Неплохо бы заниматься поощрением постоянных клиентов.

Для этого нужна хорошая база, в которую нужно заносить, кто, что, когда и в каком количестве купил, чтобы потом предоставить человеку какие-то, к примеру, скидки и сделать его постоянным клиентом именно вашего магазина. На написание back office иногда уходит несколько лет. К тому же это такая штука, которая требует постоянного обновления, добавления или улучшения каких-то функций и так далее. Ну и, конечно, нужны люди.

Существует огромное количество служб, которые просто необходимы для нормального функционирования магазина. Взять ту же доставку. Поначалу, когда у человека одна доставка в неделю в начинающем магазине – все просто, он может и сам съездить. А дальше уже начинаются проблемы. Найти в Москве хороших курьеров практически невозможно, а привлекать к этому какие-то фирмы довольно сложно в силу некоторых бухгалтерских тонкостей.

Если вы захотите организовать собственный склад, это потребует определенных затрат, куда больших, чем если бы вы действовали “по заказу”. Склад говорит о том, что сайт достаточно успешен и у него есть перспектива. Тем не менее большинство наших интернет-магазинов работает так: сидят в конторе два-три человека, пришел заказ, они быстренько (в меру своих способностей) выяснили, где это есть, а где нет, купили и отвезли. О том, что надо постоянно обновлять информацию о наличии товара и изменении цен, речи даже не идет – им это просто тяжело.

Следовательно, при работе без склада вам необходимо знать, куда, собственно, вы побежите за товаром, когда на него придет заказ, поскольку доставку надо организовывать оперативно. Если, получив заказ, вы будете сначала смотреть, где бы его лучше купить, потом несколько дней ездить и, наконец, спустя недельку довезете товар до клиента, то он, в лучшем случае, сильно удивится тому, что вы вообще доехали.

О проблемах маленьких интернет-магазинов было сказано немало, что же касается больших, то и у них сложностей не меньше. И сложности эти, в основном, такие же, как и в любой большой конторе. Скорость обработки, к примеру, намного ниже. И тут не спасает даже наличие склада. В мелких магазинах сидят эти три товарища, ждут часами, пришел к ним заказ – они им и занимаются. В больших же магазинах заказов много, их все нужно обработать, провести через бухгалтерию, склад – словом, классическая многобумажная волокита. Поэтому удивляться тому, что какой-нибудь крупный интернет-магазин долго обрабатывает заказы, не стоит.

Что касается раскрутки сайта, то она очень сильно зависит от тематики. В идеале нужно искать тематические порталы, каталоги, списки цен. Часто каких-то специализированных сайтов, посвященных одной конкретной теме, бывает очень мало. Например, сайты, посвященные безопасности, можно пересчитать на пальцах одной руки. Зато у них много посетителей. Соответственно, надо обязательно размещать там информацию о себе. Это, скорее всего, даст не столько прирост количества покупателей, сколько повысит индекс цитируемости, который очень любят поисковые системы.

Чем больше сайтов по конкретной тематике, тем сложнее сайт раскрутить. Возьмем компьютеры. По поисковому запросу “ноутбуки” вывести свой сайт на первое место в поисковике практически невозможно – конкуренция в этой сфере высочайшая. Это может сделать только человек, который достаточно долго и успешно проработал в поисковой оптимизации. А если в поисковике на первое место не вылезти, нужно тратить больше денег на рекламу.

Если все совсем плохо и человек не имеет ни малейшего представления о том, как организовать раскрутку собственного сайта, он может обратиться в какие-нибудь рекламные агентства. Они предложат баннерную рекламу, контекстную, размещение прайс-листов. Правда, такие агентства берут большие комиссионные. В принципе, все это можно делать и самому.

Что касается выгоды от создания какого-либо интернет-магазина, то и тут все зависит от тематики. Если вы его создаете по теме, которая уже достаточно хорошо представлена в интернете – это заведомо проигрышная ситуация. В данный момент создавать магазин на компьютерную, к примеру, тематику, совершенно бессмысленно, поскольку рынок просто перенасыщен.

Не спасут ни низкие цены, ни красивый дизайн, – магазин новый, неизвестный, а значит, и доверия к нему нет никакого. Или сейчас, к примеру, пошла мода на стоковые магазины. Цены в таких магазинах выгодные, но при этом все остальное в них просто ужасно. Есть магазины, у которых нет телефона и некому позвонить и уточнить информацию об интересующем товаре. Есть и такие, где доставка занимает два-три дня. Человек, который пользуется интернет-магазинами, должен выбирать, что ему удобнее – цена на 2-3 доллара ниже или более высокий сервис.

Что такое идеальный интернет-магазин? Это хороший и красивый каталог с картинками и нормальными описаниями, быстро открывающиеся страницы, быстрый отзыв на заказы, быстрая доставка и низкие цены. К сожалению, в жизни все происходит по известной поговорке: мы можем обслужить вас быстро, дешево и качественно – выберите два качества из трех. Так везде и всегда. Одновременно все эти три составляющих существовать не могут. Если, к примеру, что-то делается качественно, то для этого нужны люди, которым нужно платить зарплату деньгами, которые, в свою очередь, нужно где-то взять, а значит, цена на товар повышается. И так далее.

С другой стороны, если сравнивать цены интернет-магазинов с офлайновыми, то в сети покупать выгоднее. И тут важно найти для себя уровень сервиса, ниже которого ты опуститься не готов.
Если вы действительно решили создавать собственный интернет-магазин, то в это дело надо уходить целиком и полностью, с головой, идти от начала и до конца, причем очень сложной и кривой дорогой. И надо отдавать себе отчет в том, что прибыль это дело поначалу давать не будет. Раньше чем через год чего-то существенного ждать не стоит. И это оптимистичный прогноз.

Чего нужно опасаться покупателю?
Людям, которые пользуются услугами интернет-магазинов, можно посоветовать только одно: никому не верить. Как бы ни был красив дизайн, как бы здорово ни был сделан сам сайт, всегда нужно помнить, что за красивой витриной может скрываться все что угодно.

Первое, на что стоит обращать внимание – это реквизиты, которые обязательно публикуют серьезные магазины. В каких-то подворотнях, где работают два человека, просто нет никаких реквизитов, а значит, и публиковать нечего. Кроме того, нужно изучить условия доставки и оплаты – какие даются документы, какая дается гарантия, где она реализуется. Еще один хороший способ – зайти на форум, который существует у большинства магазинов. И если на таком форуме о магазине пишут не только хорошее, но и плохое, это говорит о том, что в конторе работают честно.

При этом есть магазины достаточно известные, но на сто процентов работающие, что называется, “влево”. У них нет кассы и бухгалтерии, они сидят сами по себе и прекрасно себя чувствуют. Выявить такие магазины очень сложно. Но в любом случае самое главное для потребителя – получить документы, подтверждающие покупку – кассовый чек, гарантийный талон.

Если же курьер уже приехал и при нем этих документов не оказалось, отсылайте его обратно и ни в коем случае не платите за товар. А то часто человек начинает шуметь, кричать, что он купил, а оно вот теперь не работает, но у него на руках при этом нет ничего, он не может пожаловаться. Представители магазина говорят, что они вообще его в первый раз в жизни видят (что, кстати, чистая правда), курьера покупатель не помнит, да тот, может, и уволился уже. Человеку обидно.