11 лет назад 10 января 2008 в 21:16 53

Правильный цвет

Автор: Александр Поляков

После того как клиент получил на руки пробный оттиск заказа, на его лице отразилась мировая скорбь.

– Как же так? У меня на мониторе картинки были такие яркие, а тут серые. У вас плохой принтер. У вас что-то не то с профилями.

Увы. С нашими цветовыми профилями все в порядки. И принтер у нас очень хороший. Все дело в макете, который принес клиент, вернее, в растровых картинках, столь горячо им любимых.

Если вам приходится время от времени печатать на цветных лазерных принтерах, вы наверняка уже не раз сталкивались с ситуацией, когда красивая, красочная иллюстрация при печати превращается в малопривлекательную сероватую картинку. Точно так же вы видели, как нормально отображаемое в “Фотошопе” изображение при просмотре некоторыми утилитами или встроенными средствами Explorer обретает вдруг неестественно насыщенные, “кислотные” цвета.

Все дело в цветовых моделях, отличающихся для принтера и дисплея. Получаемый на бумаге оттиск формируется для отраженного света в цветовой модели CMYK (Cyan-Magenta-Yellow-Black), а изображение для устройств, испускающих собственный свет – таких как дисплей – передается в RGB (Red-Green-Blue). Чтобы понять, как меняются воспринимаемые нами цвета при отображении “неродными” способами, нам понадобится графический редактор. Давайте откроем любую красочную картинку в Photoshop и посмотрим, что с ней произойдет при изменении цветовой модели.

Все красиво, ярко и даже правильно печатается на домашнем принтере. И все останется красиво до тех пор, пока нам не понадобится отпечатать большой тираж на профессиональной технике. Для того чтобы картинки не перестали быть насыщенными на “большой” технике (например, на офсете), нужно перевести их в цветовую модель CMYK. В “Фотошопе” это делается вызовом пункта меню “Image > Mode > CMYK Color”.

На первый взгляд ничего не изменилось, разве что некоторые краски (например, яркие зеленый и синий цвета) стали чуть тусклее. Это следствие перехода в другое цветовое пространство, в котором в отличие от RGB нет чистых синего, красного, зеленого цветов и близких к ним оттенков. Зато полученная после данной операции картинка будет должным образом воспроизводиться на любом печатном устройстве.

С нормальным положением вещей мы разобрались, но остается открытым другой вопрос – почему так радикально меняется цвет при печати RGB-файлов или просмотре на компьютере изображений в цветовой модели CMYK?

Чтобы понять это, мы воспользуемся возможностью “Фотошопа” переводить картинки в многоканальные изображения. Для начала вернитесь к нашему изначальному файлу в RGB-цвете. Если у вас отключено отображение палитры “Channels”, включите ее в меню “Window”.

Превратите ваше изображение в многоканальное (“Image > Mode > Multichannel”), а затем – в CMYK (“Image > Mode > CMYK Color”). Перед переводом в CMYK нужно будет добавить еще один канал (так как в этой цветовой модели их на один больше, чем в RGB) и очистить его (Ctrl-Del). Не забывайте проделывать это в дальнейшем при переводе из RGB в CMYK таким способом. Видите, какой серой стала картинка? Эта процедура переводит изображение из одной цветовой модели в другую, не изменяя содержимое каналов.

В отличие от такого перевода прямая конвертация в CMYK происходит по специальным формулам и таблицам, которые в результате обеспечивают корректное изображение. Переход в другую модель посредством “Multichannel” нужных расчетов не обеспечивает, но именно так поступают печатные устройства, получая растровые картинки – они “полагают”, что изображение уже приходит в нужном формате. Таким образом, при печати становятся тусклыми рисунки, прекрасно выглядящие на экране.

Точно так же происходит “перекос” в сторону насыщенности при отображении на дисплее CMYK-иллюстраций посредством просмотрщиков, предназначенных для отображения традиционных RGB-картинок. Для того чтобы проследить такое превращение цветов, нужно взять рисунок, корректно сконвертированный в CMYK (“Image > Mode > CMYK Color”), а затем перевести его обратно в RGB-цвет через “Multichannel” (“Image > Mode > Multichannel”, “Image > Mode > RGB Color”).

А вот и те самые кислотно-яркие цвета, которые появляются, например, на эскизах графических файлов в Explorer. Теперь мы знаем, что программа лишь отправляет видеокарте картинку на чужом для нее “цветовом языке”.