15 лет назад 23 декабря 2003 в 22:04 128

Вы идете домой, радостно прижимая к груди небольшую коробочку. Вы так долго мечтали об этом – и вот он, диск с любимой композицией, купленный за немалые деньги в одном из специализированных магазинов. Вы уже дома, диск находится в приводе компьютера или домашней стереосистемы, вы нажимаете кнопку “Play”, и… ничего не происходит. В чем дело? Что за фигня? Вы начинаете изучать заднюю обложку диска и вдруг видите, что где-то в уголке меленькими буковками написано что-то про то, что возможно этот диск не будет воспроизводиться на компьютере, хотя очень может быть, что и будет. Как повезет, короче. И вот вам не повезло, у вас этот диск не играет. Что делать?


Тут многое зависит от способа “защиты” диска, а также от имеющегося в вашем распоряжении “железа”. Так, если диск не воспроизводится в домашней стереосистеме, можно попробовать сделать его копию на CD-R, не содержащую защиты и полностью соответствующую стандарту red book. Если же диск не читается на вашем компьютере, можно попробовать воспроизвести его на более продвинутом CD-ROM вашего знакомого или перевести CD в формат MP3 аналоговым способом. Следует отметить, что некоторые виды “защиты” предусматривают возможность воспроизведения при помощи персонального компьютера сжатых файлов в формате WMA с низким битрейтом. Это вряд ли сможет удовлетворить привередливого пользователя: как-никак разница между WMA-файлом с битрейтом 48kbps и исходным аудиодиском слышна даже на не слишком качественных компьютерных колонках.

Как определить, “защищен” диск или нет

На данный момент существует несколько различных способов “защиты” аудиодиска: Cactus Data Shield (CDS), key2audio, MediaCloQ, SafeAudio Version 3 (SAV3) и т. д. Некоторые из них можно без труда обойти, в то время как другие могут доставить вам немало неприятностей.

Первым делом следует внимательно осмотреть коробку и обложку самого диска на предмет наличия надписей “copy protected”, “copy controlled” и т. п. Некоторые студии честно предупреждают о том, что диск “защищен” – например, на обеих сторонах диска Yanni-Ethnicity (Virgin records) содержатся соответствующие предупреждения и логотип “Сopy controlled. О наличии “защиты” также может свидетельствовать надписи на обложке диска или пиктограммы, дающие понять, что диск можно прослушать на стереосистеме или DVD-проигрывателе, но не на компьютере, или же воспроизвести на компьютере без возможности скопировать.

Для того чтобы узнать, какой именно метод “защиты” применен в конкретном случае, можно воспользоваться программами Clony XXL или Tccd Scout. Даже если при помощи этих программ вы не сможете определить конкретный алгоритм защиты, вы наверняка получите достаточно информации о диске, чтобы подыскать подходящий способ копирования.

Следует сказать, что возможность или невозможность прочитать или скопировать “защищенный” диск во многом определяется аппаратной частью компьютера, то есть его CD-приводом. Например, в тесте на восприимчивость к методу защиты дисков key2audio лишь 10 из 28 протестированных приводов CD/DVD смогли считать данные с “защищенного” диска. Остальные приводы либо попросту “не видели” диск, либо подвешивали компьютер.

Как работает “защита”

Наиболее часто при “защите” диска применяется два приема: неверный TOC (Table of Content, оглавление диска) и использование мультисессионных дисков.

Обычный CD-плейер способен считать лишь первую сессию диска, в то время как CD-ROM компьютера пытается считать все сессии, часть из которых может быть специально добавлена для того, чтобы “обмануть” привод. Например, открыв диск в Windows Explorer, вместо привычных CDA-треков вы можете увидеть лишь сжатые файлы с низким битрейтом. CD-ROM также может привести в замешательство неверное оглавление диска, которое обычно не влияет на работу CD-плейера. В некоторых случаях для защиты диска используется сознательное привнесение ошибок в звуковой сигнал, которые (по идее) должны корректироваться плейером.

Вряд ли можно порекомендовать какой-либо универсальный способ дублирования “защищенных” аудио-компакт-дисков, так как сами приемы “защиты” могут варьироваться в зависимости от региона, в котором был произведен диск, времени издания диска и т. д. Однако нижеследующие советы наверняка помогут вам создать архивную копию любимого диска.

Exact Audio Copy

Если диск хорошо читается, то достаточно воспользоваться программой EAC для записи дорожек диска или его образа на винчестер и копирования или преобразования музыки в необходимый формат. Правильно настроив программу EAC, вы вряд ли заметите значительную разницу между копированием “защищенных” и обычных дисков. Использование EAC оправдывается еще и тем, что качество копирования аудиодисков, даже имеющих дефекты, будет максимально высоким. Правда, нередко обратной стороной надежности является низкая скорость: при первых же ошибках скорость считывания диска программой резко падает. И все же по возможности старайтесь использовать именно EAC. Иногда “защищенный” диск удается скопировать только при помощи данной программы.

Одной только правильной настройке EAC можно посвятить большой обзор. К счастью, в Сети немало неплохих ресурсов (в том числе и русскоязычных), подробно описывающих этот процесс. Если вы не испытываете трудностей с чтением материалов на английском языке, то загляните в раздел, посвященный EAC, в FAQ форума www.hydrogenaudio.org. Если же вы не являетесь аудиофилом-перфекционистом, то вам просто нужно настроить программу и дальше она все сделает сама.

Базовые настройки EAC
Зайдите в меню EAC/EAC Options (F9), вкладка General, и убедитесь, что функции автозапуска отключены (“Disable “CD Autostart” for audio and data CDs while EAC running”). Следует также включить опцию “Show status dialog after extraction”, что позволит оценить качество копирования диска после того, как процесс будет завершен. Так, если диалоговое окно не будет содержать сообщения “There were errors” (при копировании возникли ошибки), то беспокоиться о качестве результата в большинстве случаев не стоит. Во вкладке Interface необходимо выбрать наиболее подходящий интерфейс для работы с диском. В большинстве ситуаций лучше воспользоваться Installed external ASPI interface, хотя, возможно, для этого вам придется загрузить последнюю версию ASPI-драйвера Adaptec.

Настройки привода (EAC/Drive Options, F10) очень важны, поэтому будьте внимательны. Вкладка “Extraction Method” позволит выбрать один из предложенных способов чтения дисков. Наиболее надежным является “Secure Mode”, позволяющий точно считать данные с аудио-CD. В случае, если вы не можете с уверенностью сказать, что именно может ваш CDD/DVDD ROM, лучше всего предоставить программе самостоятельно определить его свойства, нажав на кнопку “Detect Read Features”. Кнопка “Examine C2 Feature” позволит узнать, насколько хорошо ваш привод справляется с коррекцией ошибок на аудиодисках.

Из остальных доступных способов чтения диска можно посоветовать разве что “Fast mode” при условии, что копирование звуковых дорожек производится в режиме “Copy&Test”. Этот метод менее надежен, чем “Secure”, и в некоторых случаях дает значительно худший результат.

Параметры вкладки “Offset/Speed” хотя и не так важны, как “Extraction Method”, также могут повлиять на финальный результат. Так, включив опцию “Allow speed reduction during extraction”, вы позволите программе считывать поврежденные участки диска на пониженной скорости, что может положительно сказаться на качестве. А выставив вручную значение “Speed selection”, вы получите шанс избавиться от возможных проблем с современными высокоскоростными приводами.

Если необходима экспресс-настройка, можно воспользоваться встроенным Мастером (EAC/Configuration Wizard).

После успешной конфигурации программы можно начать чтение диска в WAV-файлы или кодирование в формат MP3 (щелчок правой кнопкой мыши по нужному треку Copy Selected Tracks или Copy & Test Selected Tracks), а при необходимости – создать образ диска (Action/Create Image & Create CUE Sheet). Можно использовать компрессию файлов при помощи одного из кодеков, воспользовавшись опцией “Compressed” (для этого необходимо предварительно установить параметры кодировщика в меню EAC/Compression options).

Если же с копированием “защищенного” диска (вы ведь уже выяснили наличие защиты при помощи ClonyXXL) у вас возникли трудности, можно попытаться вручную определить оглавление диска при помощи команды Action/Detect TOC Manually. Это следует сделать в том случае, когда автоматическое определение TOC не дает желаемого результата (например, программа распознает только один трек из десяти). Правда, подобный метод хорош не всегда: иногда он приводит к зависанию программы.

CDex

Еще один возможный способ копирования диска с поврежденным TOC. Для того чтобы скопировать “защищенный” диск, вам потребуется наличие двух приводов (например, CD-ROM и CD-RW). Создайте в звуковом редакторе 80-минутный WAV-файл, содержащий тишину (например, используйте команду Edit/Insert Silence для Audacity), и запишите полученный файл на пустую болванку. Далее отключите автозапуск компакт-дисков в Windows. Запустите программу CDex и поместите диск в первый привод. CDex определит его как содержащий один трек длительностью 80 минут. Далее выберите в списке другой привод, поместите в первый привод “защищенный” диск, а во второй – диск с тишиной. Несмотря на фактическую смену диска в первом приводе, CDex будет считать, что диск не менялся и все еще содержит одну 80-минутную звуковую дорожку. Скопируйте 80-минутный трек с первого привода в wav-файл и разрежьте его на дорожки в редакторе. Если все прошло успешно, то перед вами готовая копия защищенного аудиодиска. Аналогично, зная реальную длительность диска, можно попытаться его скопировать, задав диапазон чтения во фреймах (1 фрейм=1/75 секунды) вручную (Action/Copy Range для EAC), а затем разрезав полученный файл на отдельные треки.

CloneCD

Одним из возможных способов копирования диска может быть использование программы CloneCD, дающей несколько худший по качеству, чем EAC, результат за счет отсутствия функции коррекции ошибок. Иначе говоря, при копировании дисков, содержащих царапины и другие физические дефекты программа просто продублирует ошибки, вместо того, чтобы попытаться их исправить. Кроме того, у CloneCD могут возникнуть серьезные проблемы с преодолением некоторых видов защиты (например, программа считает лишь часть доступных треков). Тем не менее, стоит попытаться использовать эту программу для создания образа диска: нередко при помощи CloneCD можно обойти довольно распространенный вид защиты – CDS.

“Ручные” способы

В некоторых случаях помочь скопировать диск может простое отключение функции “Autorun” при воспроизведении аудиодисков/дисков с данными. Это предотвратит запуск “встроенного” аудиоплейера или активации “защиты” (если таковые присутствуют на диске). Так, некоторые диски прячут от пользователя звуковые дорожки, предлагая воспользоваться встроенным плейером, обычно воспроизводящим сжатые файлы, записанные с низким битрейтом (и, соответственно, качеством).

Одним из примитивных способов “защиты” диска от копирования является создание дисков большей, чем это предусмотрено стандартом, длительности. При этом длительность альбома составляет не 74 минуты, а, например, 80. В те времена, когда болванки вмещали лишь 74 минуты музыки в формате Audio CD, это могло помешать дублированию диска. На данный момент проблема вряд ли актуальна, поскольку современные плейеры и приводы должны без проблем работать с дисками длительностью 80 минут и более. Если у вас возникли проблемы с воспроизведением такого диска на стационарном CD-плейере, попробуйте скопировать его на винчестер и при необходимости удалите тишину в конце последнего трека (иногда к последнему треку добавляются минута-другая тишины, в некоторых случаях за подобной паузой находятся “скрытые” или “бонусные” треки) или “лишние” данные, а затем запишите на болванку CD-R.
В некоторых случаях вы сможете попробовать скопировать диск, принудительно понизив скорость копирования в настройках программы-граббера (Settings/DAE Speed для Audiograbber или EAC/drive options/offset/speed/speed selection для EAC), если она поддерживает подобную функцию. Дело в том, что при “грабеже” диска на низких скоростях программа лучше корректирует ошибки. Альтернативным вариантом может стать использование старого привода CD-ROM, оставшегося после очередного апгрейда. Вполне возможно, что именно медленный и давно устаревший привод поможет получить желаемую копию диска. Но здесь есть другое ограничение: далеко не все старые модели приводов CD-ROM в состоянии обеспечить цифровое копирование аудиодисков.

Еще одним возможным вариантом являются трудности с созданием копии, при условии что привод в состоянии определить наличие диска. В этом случае помощь может оказать обычный маркер. Так, при использовании key2audio или CDS возможно обойти “защиту” диска, закрасив последний трек маркером. При этом важно не перестараться: можно легко испортить диск. Дело в том, что на дисках, “защищенных” этим способом, есть дополнительный трек, расположенный в конце аудиодиска и предназначенный специально для того, чтобы “обмануть” привод компьютера. “Защищенный” диск должен содержать небольшую полоску шириной примерно миллиметр, которую можно определить “на глаз”. Именно эту полосу и следует закрасить.

Если привод компьютера оказывается не в состоянии даже определить диск, можно попробовать обновить прошивку привода. В некоторых ситуациях подобные действия дают положительный результат, позволив приводу прочитать “невидимые” до этого диски.

В крайнем случае придется прибегнуть к аналоговому копированию аудиопотока. Разумеется, в данном случае мы не берем в расчет качество результата (оно может быть неудовлетворительным для создания аудио-CD, но достаточным для MP3-файла) и затраченное время. Для этого можно воспользоваться соответствующими функциями Audiograbber, Feurio или использовать программу Total Recorder. Варианты копирования могут быть разнообразными, вплоть до подключения линейного выхода стационарного плейера к входу звуковой карты и записи сигнала при помощи Total Recorder. Единственным неоспоримым достоинством данного метода является то, что скопировать с его помощью можно абсолютно любой диск, так как при использовании компьютера для записи сигнала с линейного входа звуковой карты требуется лишь наличие под рукой плейера с линейным выходом, способного воспроизвести “защищенный” диск. Ведь должен же он проигрываться хоть где то!

Чем плоха “защита” CD

Главным недостатком так называемых “защищенных” компакт-дисков является их фактическая несовместимость с реальным Audio CD (red book), на что неоднократно указывала компания Philips, разработчик формата CD. В результате при попытке воспроизведения подобных “компактов” даже на домашних стереосистемах и стационарных CD/DVD-плейерах могут возникнуть проблемы: проигрыватель может отказаться считывать поврежденный диск (а ведь фактически диск и был сознательно поврежден).

В целом подобные меры по “защите” данных приносят гораздо больше проблем легальному обладателю записи, а не виртуальному “пирату”: невозможно воспроизвести диск на компьютере, невозможно создать MP3-копию диска для прослушивания в портативном MP3-плейере, возникают проблемы с воспроизведением подобных дисков в автомобильных магнитолах, DVD-плейерах и т. п. Нет проблем только у тех, кто привык качать музыку из интернета – тем или иным способом музыка с любого защищенного диска рано или поздно все равно попадает в пиринговые сети.

Виды “защиты” диска

Cactus Data Shield
Как распознать: упоминания о Midbar Tech, Израиль на обложке/вкладыше диска; доступность Cactusplayer при помещении диска в привод CD-ROM; наличие на диске скрытого файла versions.txt с упоминанием версии, например CDS200.

Принцип действия: CDS использует нестандартные TOC для того, чтобы привести в замешательство компьютерный привод CD-ROM. На данный момент существуют три версии Cactus Data Shield: CDS100, CDS200 и CDS300, немного различающиеся по принципу действия.

Как скопировать: попробуйте воспользоваться программой EAC для копирования диска. Если копирование произвести не удастся, попробуйте “трюк” с маркером.

Key2Audio (Sony DADC)
Как распознать: предупреждение “will not play on pc/mac” (см. выше) на лицевой или обратной стороне обложки диска; надпись “Sony Music” или “Sony dadc” на диске; невозможность воспроизвести диск при помощи персонального компьютера.

Принцип действия: использование мультисессионных дисков для ограничения доступа к аудиотрекам.

Как скопировать: в большинстве случаев данную “защиту” возможно обойти, используя программу CloneCD. Если получение копии при помощи CloneCD невозможно, попробуйте воспользоваться аналоговой функцией копирования или закрасить “лишние” TOC фломастером.

MediaCloQ
Как распознать: упоминание MediaCloQ™ в буклете или на обложке диска: “This audio CD is protected by SunnComm(tm) MediaCloQ(tm) Ver1.0. It is designed to play in standard audio CD players only and is not intended for use in DVD players”.

Принцип действия: судя по всему, MediaCloQ использует для “защиты” мультисессионные диски и манипуляции с TOC. В результате аудиотреки маскируются под данные.

Как скопировать: попробуйте использовать трюк с фломастером или наклейкой.

Тарас Бризицкий
sacrat@newmail.ru