13 лет назад 1 июля 2005 в 13:26 74

Надоели веб-чаты? Попробуйте IRC (Internet Relay Chat) – систему протоколов для общения в реальном времени. Чем же эта система отличается от обычных веб-чатов? Во-первых, скоростью. IRC не требует заоблачных мегабит в секунду, вполне достаточно модема на 14400, причем сообщения доставляются практически мгновенно. Во-вторых, унифицированным интерфейсом – вам не придется в каждом новом чате судорожно искать кнопки управления и проводить часы за вдумчивым изучением FAQ.

В-третьих, наличием массы дополнительных возможностей, таких как прямая отправка и прием файлов, легкое создание и администрирование собственных чатов, синхронизация и доступ к каналам (комнатам) через веб, ведение подробных логов, использование скриптов и многое другое. Из недостатков стоит отметить необходимость использования клиентских программ, отсутствие мультимедиа (картинок, анимированных смайликов или звуков), а также сложность в освоении для неопытных пользователей.

ИСТОРИЯ
Придумал IRC финский системный администратор Яркко Ойкаринен, известный также под ником WiZ. Идея витала в воздухе: многочисленные UseNet-конференции были очень популярны, но предлагали исключительно офлайн-коммуникацию – было понятно, что грядет общение в реальном времени. В 1988 году (заметим, что IRC – эта одна из самых долгоживущих технологий в современном информационном пространстве) у него была своя электронная доска объявлений (BBS), и Яркко захотел приделать к ней коммуникационную программу для обмена сообщениями между пользователями.

Существующие аналоги, такие как Rmsg или MUT, либо не поддерживали многоканальную структуру, либо не обладали всем спектром необходимых возможностей (а чаще всего просто нестабильно работали). В общем, нужно было писать самому. Первый релиз был в октябре того же года: программа-клиент поработала несколько дней на одиночном компьютере, после чего Яркко запустил сервер в университете, где работал. Его друзья помогли довести программу-клиент до ума и заодно разместили IRC-серверы в других финских институтах. Через некоторое время стало ясно, что идея BBS умирает, а IRC – очень даже живет.

Таким образом, IRC стала семимильными шагами распространяться по стране: всего через год количество серверов превышало четыре десятка. Яркко дал программу своим иностранным друзьям, и после подключения Финляндии к США и Европе IRC стала общемировой. В конце восьмидесятых было всего лишь несколько десятков пользователей IRC, к середине девяностых – несколько десятков тысяч. Сколько их сейчас, неизвестно – никто не берется вести статистику.

Так получилось, что в “Ирке” очень удобно устраивать клубы по интересам: на одном канале сидят фанаты “Спартака”, на другом – любители фантастической литературы, на третьем – злые вирусмейкеры (на собственном сервере и с парольным входом). Нужный канал можно найти простым перебором названий или поискав на www страничку поддержки (у всех более-менее крупных она есть).

ПОДКЛЮЧЕНИЕ
Для того чтобы пользоваться IRC, прежде всего, необходима программа-клиент. Самые популярные клиенты под Windows: mIRC, pIRCh и Klient. Часто клиенты встраивают в другие коммуникационные программы, например Miranda или eMule; существуют также хакерские варианты: AcidIrc и Polaris 2000 (автор, правда, ничего в них хакерского не нашел, обе они являются обычным mIRC, набитым до отказа скриптами). Есть также клиенты для других компьютеров и операционных систем (практически для всех).

Клиенты
Под Windows:

– mIRC (www.mirc.com)
– Klient (www.klient.com)
– pIRCh (www.pirch.com)
Под Linux/Unix:
– Bitchx (www.bitchx.com)
– IRC II (www.eterna.com.au/ircii/)
Под Macintosh:
– Ircle (www.ircle.com)
– MacIRC 0.9.6 (www.ex.ac.uk/~jastaple/irc/macirc.html)
– Snak (www.snak.com)

Мы рекомендуем использовать mIRC – программа на редкость удобная, стабильная и с достаточно широкими возможностями. При первом запуске mIRC появляется окно, которое необходимо заполнить.

Выбор сервера – достаточно важная процедура. Для начала нужно выбрать сеть. Самые крупные сети: DalNet, IRCNet, EFNet, Undernet. Чем крупнее сеть – тем больше там серверов и, соответственно, больше шансов выбрать надежное соединение. К тому же при выходе сервера из строя (а бывает, что его хозяин отключает бесплатные службы) вы всегда сможете войти на любимый канал через другой сервер. В некоторых сетях есть дополнительные услуги – например, DalNet позволяет зарегистрировать свой ник, чтобы его никто кроме вас не использовал.

Начинающим имеет смысл выбрать случайный (Random) сервер в одной из крупных сетей. Далее надо ввести реальное имя, ник, альтернативный ник (на случай, если основной будет занят) и e-mail – тут можно написать и реальный, но не удивляйтесь потом спаму в почте. Никакой специальной службы для проверки личных данных нет за исключением того, что почти все серверы не пускают пользователей с адресом name@email.com. Галочка invisible не дает другим пользователям найти вас, если они не знают ваш ник.

РАБОТА
Итак, жмем на Connect to IRC Server. В основном экране терминала появляется приветствие сервера или причина, по которой он не может вас принять: перегрузка, динамический IP или IP из черного списка. Такое, правда, бывает достаточно редко. Можно также войти вручную, для этого пишем в терминале:
/server [имя сервера] [порт] [пароль];
например: /server irc.dal.net 6667 password.
Осталось подключиться к одному из каналов. Для этого пишем в командной строке:
/join [имя канала] (можно просто /j – это стандартный alias-скрипт, о них будет чуть позже);
например: /j #rusf.

Каналов существует огромное количество. Если вы хотите подключиться к англоязычному, попробуйте #chatterz, #beginner, #ircbar; к русскоязычным – #piter, #russian, #pivo, #KPOBATKA. Это одни из самых популярных, на самом деле их количество измеряется тысячами. Попав на канал, мы увидим следующее: в правом (по умолчанию) окне отображается список пользователей, в центре идет чат. В первую очередь выдается “топик” – тема беседы, далее идут реплики участников чата, снизу можно вводить свой текст. Нажатием Ctrl+K вызывается палитра, в которой можно указать цвет сообщения.

Чтобы зайти в приватный канал, надо всего лишь щелкнуть два раза на нике собеседника, причем он (приват) остается даже в случае закрытия канала. Перед ником могут стоять знаки “плюс” или “собака”. Это означает, что обладатель данного ника имеет какой-то вес на канале (+) или является его оператором (@), то есть может делать массу других интересных вещей, например выполнять команды:
/kick [имя канала] [имя пользователя]
и
/ban [имя канала] [имя пользователя].

Первая команда, как легко догадаться, выкидывает с канала, а вторая – запрещает его повторное появление. Кратко пробежимся по другим основным командам.
– /part [имя канала] – покинуть чат.
– /list [имя канала] [-MIN #] [-MAX #] – команда поиска каналов. При отсутствии аргументов может “нащелкать” несколько тысяч. [-MIN #] задает минимальное количество подключенных к чату пользователей, [-MAX #] – максимальное. Ключевые слова выделяются звездочками. Например: /list *chat* -min 10 -max 15 – вывести список каналов, которые содержат слово “chat” и имеют от 10 до 15 пользователей.

– /me [сообщение] – эта команда позволяет вывести в окно чата сообщение, что вы делаете.
– /MSG [имя пользователя] [сообщение] – отправить приватное сообщение указанному пользователю без создания отдельного окна.
– /QUERY [имя пользователя] [сообщение] – то же, но с созданием отдельного окна.
– /WHOIS [имя пользователя] – выдает информацию о пользователе, прописанную в mIRC Options.
– /NICK [новое имя] – сменить ник на указанный.
– /QUIT [причина] – выйти из IRC, можно указать причину.
– /AWAY [причина] – указанное сообщение увидят те, кто будет вас вызывать командами /msg или /whois. Если указано без параметров, режим away убирается.
– /INVITE [имя пользователя] [имя канала] – пригласить пользователя на указанный канал.
– /DCC chat [имя пользователя] – прямой (без захода на сервер) чат с указанным ником. Имейте в виду, что ваш собеседник должен быть в той же сети! То есть, если вы на Dalnet, а нужный человек в IRCNet, то вы либо получите сообщение об отсутствии такого ника, либо соединитесь с его однофамильцем.

Для того чтобы отправить своему собеседнику файл, нужно зайти в меню DCC, выбрать команду “SEND”, указать ник получателя (как правило, он прописывается автоматически) и соответствующий файл. Другие настройки менять не обязательно. Терминальная команда отправки файла выглядит так:
/DCC send [имя пользователя].

Большинство перечисленных команд можно выполнять автоматизировано, для этого нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по нику и выбрать соответствующее действие. Вот и все. Минимальный набор знаний для пользования IRC у вас есть. Вы еще читаете статью? Тогда продолжим.

СОЗДАЕМ ЧАТ
Большой недостаток веб-чатов заключается в отсутствии возможности создания своего чата – в лучшем случае вам будет предложено зайти в одну из комнат по интересам. В системе IRC сделать свой чат проще простого – надо всего лишь зайти на несуществующий канал, после чего вам автоматически выставляется статус Channel Operator со всеми вытекающими возможностями: менять “топик”, делать приватный чат только для приглашенных пользователей, парольный вход и так далее. В меню настроек канала можно зайти, щелкнув два раза на “чат-пространство”. У операторов есть дополнительные команды для управления (помимо /kick и /ban).

/MODE [имя канала] [+/-] [параметры] [имя пользователя] – изменить статус соответствующего канала или пользователя: [+] – добавить, [-] – убрать.
Параметры пользователя:
– i – режим невидимости;
– o – статус оператора;
– v – статус “имеющего голос”;
– b – статус “бана”.
Параметры канала:
– i – канал только для приглашенных (напомним, что приглашать можно командой /invite);
– l [количество] – ограничение числа пользователей;
– m – модерируемый канал, только операторы могут добавлять сообщения;
– n – запретить внешние сообщения от пользователей, не находящихся на канале (которые пишутся командой /msg) (очень полезная функция против спамеров);
– p – установить приватный статус канала;
– t – запретить смену топика.

Примеры:
– /mode #channel +o nick – установить статус оператора;
– /mode #channel +vvv nick1 nick2 nick3 – присвоить нескольким пользователям статус “имеющий голос”;
– /mode #channel –b nick – снять статус “бан”;
– /mode #channel +l 30 – установить максимальное количество пользователей на 30.
Здесь, разумеется, перечислены далеко не все команды (как операторские, так и пользовательские), а наиболее употребляемые. Желающим овладеть IRC во всем объеме можем порекомендовать этот ресурс: http://pixel.com.ua/docs/.

Как раскрутить канал? Так же как и веб-сайт. Лучше всего, если у вашего канала будет какая-то определенная направленность (игры, фильмы, персоналии, музыка и т. д.). Строго не рекомендуется рекламировать его на других каналах в общем чате – за такое сразу “банят”. Обязательно создать страничку поддержки, внимательно следить за порядком. Но чаще всего каналы создают уже давно знакомые люди, дабы отгородиться от случайных или хулиганствующих субъектов, которые являются настоящим бичом форумов и www-чатов – в IRC различных “заборов” даже больше, чем нужно.
Чтобы канал не прекратил свое существование после выхода всех пользователей, существуют специализированные программы под названием “боты” (bots, сокращение от robots).

По видам, настройкам и программированию ботов можно написать очень много, поэтому ограничимся только перечислением их основных возможностей: поддержка канала в “живом” виде, автоматическое присвоение нужного статуса прописанным никам, kick и ban указанных пользователей, ответы на запросы (например, когда последний раз заходил в чат тот или иной человек). На особо навороченных ботах можно даже сделать файл-сервер со специальными командами для перемещения по каталогам и оформления запросов; файлы скидываются по тому же DCC-протоколу. Для того чтобы бот начал функционировать, необходимо место для его размещения в интернете, так называемый shell-account. Как правило, это Unix-система с постоянным подключением – бесплатные хостинги тут не подходят. Впрочем, существуют боты и для free-shall, например Eggdrop.

СКРИПТЫ
Еще одно глобальное отличие IRC от обычных чатов, ICQ и тому подобных средств коммуникации – возможность создания собственных скриптов, то есть небольших программ, написанных на внутреннем языке mIRC, которые автоматизируют ряд рутинных действий, таких как соединение с сервером и каналом, регистрацию или смену ника, вывод приветствия или оповещения, создание запроса и многое другое – все то, что делается вручную, можно прописать и в скрипте. В mIRC их доступно три вида: Aliases, Popup и Remote.

Aliases – скрипты, вызываемые из строки терминала указанной командой. Также возможен вызов из других alias-, pop-up- или remote-скриптов. Прописываются они в меню Tools/Aliases, каждая строка – отдельный скрипт.

Приведем примеры простейших aliases.
– /mc /join #mychan password – при наборе /mc в терминале вы автоматически заходите на канал #mychan с паролем password.
– /op /mode #mychan +o $1 – такой скрипт позволяет присваивать статус оператора нужному пользователю командой /op [имя_пользователя]. Знак “$1” означает наличие аргументов (то есть этого самого имени).
– /F2 /say Всем привет! – назначить на клавишу F2 вывод указанного текста.

Pop-up-скрипты управляют выводом дополнительных окон. Перечень каналов при соединении с сервером, список “забаненных” пользователей, меню с часто употребляемыми командами, вызываемое щелчком правой кнопки мыши, – все это pop-up-скрипты, заранее прописанные в mIRC. Remote-скрипты служат для запуска других скриптов в ответ на какие-либо события, например выдача сообщений подключившемуся к каналу пользователю.

В интернете можно найти массу всевозможных скриптов как для какой-либо отдельной функции, так и универсальных. Один из лучших – это “Левкин Скрипт” (levkin.com.ru) от Льва Борзунова. Среди его функций стоит отметить хорошую защиту от спамеров и флуда (часто повторяющихся сообщений), встроенный MP3-проигрыватель, массу автоматизаций, сканирование каналов на присутствие указанных ников, легкое создание списка любимых каналов и многое другое. А главное, он полностью русифицирован и “менюфицирован” – управление и настройки осуществляются через различные окна, а не путем исправления текстовых конфигурационных файлов.