13 лет назад 8 сентября 2005 в 17:44 55

ВИДЕОКАРТА И ПРОЦЕССОР – ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОМПЬЮТЕРА, ОТ КОТОРЫХ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ КАЧЕСТВО ГЕЙМПЛЕЯ. ATI, NVIDIA, AMD И INTEL НАПОЛНИЛИ РЫНОК ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ, ЧТО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МНОГООБРАЗИИ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ СТАЛО ОЧЕНЬ НЕПРОСТО. МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПРОЯСНИТЬ КАРТИНУ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ.

ATI и NVIDIA поочередно с периодичностью раз в полгода выпускают новое семейство чипов, делая тоньше технологический процесс и “утолщая” архитектуру. Иногда происходят и крупномасштабные усовершенствования. Так, последним и очень важным шагом было внедрение технологий параллельной обработки 3D-графики SLI у NVIDIA и Crossfire у ATI. Правда, Crossfire пока так и не добрался до наших тестовых стендов.

Кроме того, AGP, похоже, доживает свои последние годы, и ничего нового под эту шину выпущено не будет. А для PCI-Express уже есть широкий спектр решений от Low-end до High-end. C процессорами ситуация очень похожая. AMD и Intel каждый раз, выпустив новое ядро, добавляют поддержку новых, но не всегда заметных обычному пользователю функций. Недавним значительным достижением в этой области было внедрение поддержки 64-битных расширений в бюджетные процессоры. Проверить, что могут дать 64 бита игровой системе, пока не представляется возможным, поскольку для этого нет законченных программных средств.

Ассортимент процессоров не менее разнообразен, чем ассортимент видеокарт. Так, у каждого производителя есть бюджетная линейка (Celeron и Sempron), производительная (Pentium 4 и Athlon 64) и решения для энтузиастов (Pentium Extreme Edition и Athlon 64 FX). Кроме того, из-за разной архитектуры процессоров AMD и Intel очень сложно предположить, просто глядя на характеристики, какой из процессоров окажется оптимальным для игр. Учитывая все вышеописанное, мы отобрали видеокарты с интерфейсом PCI-Express и провели их подробное тестирование на четырех процессорах: двух AMD и двух Intel.

Конфигурация тестового стенда
Материнские платы
– MSI K8 Diamond (чипсет NVIDIA NForce 4 SLI)
– MSI P4N Diamond (чипсет NVIDIA NForce 4 SLI Intel Edition)
Процессоры
– AMD Athlon 64 X2 4800+ (2,4 ГГц, 2×1 Мб L2 кэш)
– AMD Athlon 64 3200+ (2,0 ГГц, 512 кб L2 кэш)
– Intel Pentium 4 650 (3,4 ГГц, 2 Мб L2 кэш)
– Intel Celeron D 345J (3,066 ГГц, 256 кб L2 кэш)
Оперативная память
– 2×512 Мб DDR-400 Corsair XMS (2-2-2-5)
– 2×512 Мб DDR2-533 Elixir (4-4-4-10)
Жесткий диск
– Hitachi Deskstar 250 Гб HDS722525
Блок питания
– ASUS A-500A 500 Вт
Операционная система
– Windows XP SP2 + DirectX 9.0c
Драйверы
– ForceWare 77.72, Catalyst 5.7

КРАСНЫЙ ЛАГЕРЬ. ATI
Сборная команда ATI была представлена на тестировании пятью видеокартами на базе чипов Radeon X300, X600 Pro, X700, X800 Pro, X850XT. Radeon X550 и другие вариации не рассматривались, так как и имеющимся набором можно объективно продемонстрировать текущее положение дел.

Характеристики видеочипов ATI, принявших участие в тестировании
Видеопроцессор X300 (RV370) X600 Pro (RV380) X700 (RV410) X800 Pro (R430) X850XT (R480)
Число пиксельных/вершинных процессоров 4/2 4/3 8/4 12/6 16/6
Объем видеопамяти, Мб 128 128/256 128/256 256 256
Шина доступа к видеопамяти, бит 64/128 128 128 256 256
Частоты по умолчанию, чип/память, МГц 325/400 405/510 400/700 475/900 520/1080
Ориентировочная цена, $ 70 80 100 220 340

ATI Radeon X300
Скромная видеокарта на красном текстолите – PowerColor Radeon X300. Изначально холодный видеопроцессор оснащен небольшим кулером, который честно справляется со своей задачей и при этом не сильно шумит. Плата содержит 128 Мб видеопамяти DDR с временем выборки 5 нс, которая и работает на номинальной частоте – 400 МГц. Ширина шины – 128 бит. Частота процессора составляет 325 МГц, он имеет 4 пиксельных и 2 вершинных конвейера. Единственным существенным недостатком конкретной платы является D-SUB-разъем, который из-за неполной ширины платы подключен посредством гибкого шлейфа. В таком варианте возможны лишние наводки и помехи, а следовательно, плохая картинка. Дело спасает наличие цифрового выхода DVI.

ATI Radeon X600 Pro
Как и предыдущий чип, X600 архитектурно многое унаследовал от Radeon 9600. X600 представлен достаточно странным детищем компании TUL – PowerColor Radeon X600 Pro. C первого взгляда кажется, что система охлаждения пассивная и просто украшена эдакими забавными рюшечками, чтобы не выглядеть скучно. Рюшечки представляют собой картину атаки яйцеклетки сперматозоидами. Радиатор помимо видеопроцессора якобы охлаждает микросхемы памяти, но нет. Это опять для красоты. Охлаждение после включения тестового стенда выдает свою “гиперактивность”. При очень высоком уровне шума эффективность оставляет желать лучшего. Плата оборудована 128 Мб видеопамяти с временем выборки 3,3 нс, которая работает на 128-битной шине на частоте 600 МГц. Процессор с тактовой частотой 400 МГц имеет 4 пиксельных и 3 вершинных конвейера.

ATI Radeon X700
X700 разместился на плате с традиционным красным текстолитом – PowerColor Radeon X700. Добротно сделанная карта. Единственный минус – референсная система охлаждения, которая при заметном шуме не кажется очень эффективной. А тот факт, что основной горячий воздух выдувается вниз, в сторону материнской платы, вызывает недоумение. Однако видеокарта без проблем прошла все тесты, стабильность работы не вызвала никаких нареканий. Процессор и все его 8 пиксельных и 4 вершинных конвейера работают на стандартной для Radeon X700 частоте 400 МГц, а частота памяти объемом 128 Мб составила 700 МГц. Ширина шины – 128 бит.

ATI Radeon X800 Pro
Некогда флагман видеорешений компании ATI представлен видеокартой Sapphire Radeon X800 Pro в “однослотовом” исполнении с достаточно тихой, но не бесшумной системой охлаждения. Память имеет время доступа 2 нс, но работает на 900 МГц, то есть до номинала еще 100 МГц. Ширина шины памяти – 256 бит. Чип имеет 12 пиксельных и 6 вершинных конвейеров и работает на частоте 475 МГц.

ATI Radeon X850XT
Почти вершина того, что может предложить сегодня ATI, быстрее только X850XT PE, но не настолько существенно, насколько дороже. Sapphire Radeon X850XT – прилично изготовленное устройство с богатым комплектом поставки. Система охлаждения занимает два слота, состоит из цельного медного радиатора, закрывающего видеопроцессор и память, и пластикового кожуха, внутри которого располагается турбинная конструкция. Скорость динамически изменяется в зависимости от температуры чипа. Процессор видеокарты работает на частоте 520 МГц, имеет 16 пиксельных и 6 вершинных процессоров. Видеопамять объемом 256 Мб реализована на микросхемах с временем доступа 1,6 нс и работает на 256-битной шине с частотой 1080 МГц.

Неравенство сил
В предыдущем номере упоминалось, что технология ATI Crossfire вот-вот выйдет в массы, и мы получим работающий конкурентоспособный аналог NVIDIA SLI. Пока же, к сожалению, мы так и не смогли увидеть живьем это чудо. Более того, ситуация осложняется тем, что выход ATI R520 задерживается, а GeForce 7800GTX и 7800GT уже можно купить практически в любом компьютерном магазине. Именно поэтому ATI сконцентрировала силы на выпуске нового чипа.

В свою очередь NVIDIA на этот раз официально легализует поддержку SLI для всех карт серии 6600 через шину PCI-Express. Помимо этого анонсирован чипсет nForce 4 SLI X16, в котором число поддерживаемых линий PCI-Express увеличено вдвое, благодаря чему видеокарты смогут работать в SLI с PCI-E 16x каждая. Понятно, что огромного прироста производительности это не даст, но зато можно будет отказаться от планки коммутатора, переключающего режимы работы слотов.

ЗЕЛЕНЫЙ ЛАГЕРЬ. NVIDIA
Стан NVIDIA был представлен несколько большим количеством видеокарт, но, по сути, для сравнения в тестировании было реализовано семь различных решений: GeForce 6200TC, 6600, 6600GT, SLI 6600GT, 6800GT, SLI 6800GT, 7800GTX.

Характеристики графических чипов NVIDIA, принявших участие в тестировании
Видеопроцессор 6200TC (NV44) 6600 (NV43) 6600GT (NV43) 6800GT (NV45) 6800Ultra (NV45) 7800GTX (G70)
Число пиксельных/вершинных процессоров 4/3 8/3 8/3 16/6 16/6 24/8
Объем видеопамяти, Мб 16/64/128 128/256 128/256 256/512 256/512 256/512
Шина доступа к видеопамяти, бит 32/64/128 128 128 256 256 256
Частоты по умолчанию, чип/память, МГц 350/500 300/500 500/1000 350/1000 425/1100 430/1200
Ориентировочная цена, $ 55 100 150 250 350 550

NVIDIA GeForce 6200TC
Самая тихая в тестировании видеокарта (совсем бесшумная), так как она единственная оснащена пассивным охлаждением, MSI NX6200TC представляла чип GeForce 6200 TurboCache. На плате установлено 64 Мб памяти с временем выборки 3,6 нс, а работает она на частоте 500 МГц. Ширина шины памяти – 64 бита. Тактовая частота процессора составляет 350 МГц, он имеет 4 пиксельных и 3 вершинных конвейера. Но одно из главных отличий этой карты от остальных участников тестирования – технология TurboCache. Суть ее заключается в том, что видеокарта способна при недостаче видеопамяти отхватывать себе кусок из системной памяти, как это делают интегрированные видеокарты. Идея не нова, посмотрим, что она дает на деле.

NVIDIA GeForce 6600
Чип представлен очень интересной картой MSI NX6600 Diamond. У версии Diamond сильно подняты частоты: вместо стандартных для процессора 300 МГц – 400 МГц, а для памяти – 800 МГц вместо 500 МГц. Ширина шины памяти – 128 бит, а объем, установленный на плате – 128 Мб. Микросхемы памяти имеют время доступа 2 нс, то есть их номинальная рабочая частота составляет 1000 МГц (частота памяти стандартная для NVIDIA 6600GT). Во время проведения тестов частоты принудительно снижалась до 300/500 МГц, чтобы показать реальный уровень производительности видеокарт на чипах NVIDIA 6600. Система охлаждения MSI NX6600 Diamond идентична тем, что компания использует во многих решениях среднего класса: алюминиевый радиатор, выкрашенный под медь, и нешумный вентилятор с прозрачной крыльчаткой. В вентилятор вмонтирован синий светодиод, который светится во время работы. Процессор имеет 8 пиксельных и 3 вершинных конвейера.

NVIDIA GeForce 6600GT
Две карты MSI NX6600GT в тесте защищали честь как одиночного, так и SLI-варианта 6600GT. Внешне MSI NX6600GT сильно напоминает предыдущий экземпляр за исключением того, что простая 6600 не имеет разъема для подключения соединительного SLI-моста. Частоты по умолчанию – 500 и 1000 МГц для процессора и памяти соответственно.

Однокарточный SLI
Объединение на одной плате того, что работает в SLI-режиме, не лишено здравого смысла. Ведь устанавливая карту с двумя видеопроцессорами в SLI, мы получаем экономию пространства, поддержку четырех мониторов одной картой, а также увеличение производительности на 5-10% по сравнению с классическим SLI-вариантом, так как задержки при согласовании действий уменьшаются. В то же время приходится сразу выкладывать немалые деньги, и, к сожалению, все равно понадобится материнская плата с поддержкой SLI.

Наглядным примером подобного решения может послужить видеокарта Leadtek WinFast Duo PX6600 GT Extreme, оборудованная двумя чипами GeForce 6600GT и видеопамятью объемом 256 Мб, о которых гордо заявлено на упаковке. Стоит оговориться, что эффективными являются всего 128 Мб, так как информация в памяти дублируется для каждого процессора, как и в обычном SLI. Частоты по умолчанию немного завышены по сравнению со стандартными для 6600GT и составляют 525 МГц для процессоров и 1120 МГц для памяти.

NVIDIA GeForce 6800GT
MSI NX6800GT – качественное изделие с достаточно тихой системой охлаждения и регулируемой максимальной скоростью вращения вентилятора. При любой скорости вентилятор платы шумит значительно меньше, чем вентилятор из комплекта Pentium 4 650. Тактовые частоты процессора и памяти соответствует стандартным для 6800GT – 350 и 1000 МГц соответственно. Процессор имеет 16 пиксельных и 6 вершинных конвейеров, а ширина установленной на плате шины памяти GDDR3 объемом 256 Мб составляет 256 бит.

Некогда флагманские видеокарты MSI NX6800Ultra основаны, как видно, на GeForce 6800Ultra, но в тестировании они представили SLI-вариант 6800GT. Со стандартных 425/1100 МГц частоты были снижены до 350/1000 МГц. Сделано это было из-за того, что необходимости тестирования карт, отличающихся только частотой, нет, а проследить изменение производительности при переходе на SLI нужно. Карты оснащены могучей системой охлаждения в двухэтажном исполнении, которая, надо сказать, немного уступает по продуманности двухэтажному кулеру, установленному на Radeon X850XT.

Воздух поступает прямо из-под карты, что не очень хорошо при использовании двух устройств – например, в SLI-связке, когда нет пространства для забора воздуха, а тот, что поступает в кулер, уже нагрет. В случае с X850XT воздух берется из недр корпуса, с торца платы, и такой проблемы нет. С удалением горячего воздуха тоже не все гладко. Все отводимое тепло остается внутри корпуса и часто будет напрямую нагревать какие-либо компоненты (например, жесткие диски). Применяемое же на Radeon X850XT решение выбрасывает горячий воздух наружу, тем самым способствуя понижению температуры внутри корпуса.

NVIDIA GeForce 7800GTX
Новый монстр игрового рынка. Chaintech GeForce 7800GTX – представитель устройств, которые обязаны оставить позади все существующие на данный момент решения. При этом карта оказалась в меру шумной и заняла всего один слот. Заметим, что при увеличившейся площади ядра и возросшей частоте видеопроцессор не стал горячее своих предшественников. Стандартные 256 Мб памяти GDDR3 со временем выборки 1,6 нс не удивляют, и частота памяти в 1200 МГц хоть и высока, но все же тоже кажется чем-то вполне обычным.

В итоге интересным в 7800GTX оказываются 24 пиксельных и 8 вершинных конвейеров. Различные блоки внутри имеют разную тактовую частоту: пиксельные конвейеры – 430 МГц, а вершинные – 470 МГц. Притом частота пиксельных конвейеров изменяется с шагом в 27 МГц. Если, предположим, мы при разгоне выставляем частоту процессора 450 МГц, то частота пиксельных конвейеров составит 432+27 = 459 МГц, а вершинных 450 + 40 = 490 МГц. То есть в первом случае выбирается значение ближайшее к желаемому по модулю 27, а во втором – выставляется выбранное с автоматической прибавкой в 40 МГц. Результаты экспериментов с разгоном превзошли все ожидания: по чипу/памяти было получено 490/1430 МГц без какой-либо потери стабильности.

ПРОЦЕССОРЫ
Для теста было выбрано четыре процессора – по два от AMD и Intel. Сейчас у обеих компаний параллельно существует несколько платформ, но самыми продвинутыми и перспективными считаются Socket 939 и LGA 775. Исходя из этого были выбраны перечисленные ниже процессоры.

Характеристики тестируемых процессоров
Название Intel Celeron D 345J Intel Pentium 4 650 AMD Athlon 64 3200+ AMD Athlon 64 X2 4800+
Номинальная частота ядра, ГГц 3,066 3,4 2,0 2,4
Объем L2 кэш, кб 256 2048 512 2×1
Частоты шины, МГц 533 800 1000 1000
Тип упаковки LGA775 LGA775 Socket 939 Socket 939
Ориентировочная цена, $ 100 300 190 1000

Intel Celeron D 345J – самый быстрый “бюджетник” на момент тестирования. Суффикс “J” в названии означает поддержку 64-битных расширений EM64T. На кристалле 256 кб кэш-памяти, частота шины – 533 МГц. Процессор с тактовой частотой 3 ГГц за 100 баксов. Intel Pentium 4 650 – Prescott с 2 Мб кэшем второго уровня. Самый “горячий” процессор в тесте из-за высокой частоты и огромного кэша, работающего на полной частоте процессора. Частота шины составляет 800 МГц. После недавнего снижения цен оказался дешевле почти в полтора раза.

AMD Athlon 64 3200+ – один из самых дешевых процессоров под Socket 939. Имеет частоту 2,0 ГГц, 512 кб кэш-памяти и встроенный двухканальный контроллер памяти. AMD Athlon 64 X2 4800+ – двухъядерный лидер линейки AMD. Два ядра по 2,4 ГГц, 1 Мб кэш-памяти на ядро, немного усовершенствованный контроллер памяти по сравнению с предыдущим процессором. Так как в играх пока нет поддержки двухъядерных процессоров, то его с высокой степенью точности по результатам можно сравнить с Athlon 64 4000+, который представляет собой половину 4800+.

Набор тестовых приложений
– 3DMark05 ver. 1.2.0
Использован в качестве бенчмарка, в котором показано, как будут выглядеть игры скорого будущего. Активно применяет пиксельные и вершинные шейдеры. Для карт на базе процессоров NVIDIA выставлялась версия шейдеров 3.0, ATI – 2.0.
– 3DMark03 ver. 3.6.0
Бенчмарк предыдущего поколения, также использующий все современные технологии. В свое время он стал причиной шумихи, связанной с оптимизацией под карты NVIDIA, затем все проблемы уладили. Тест использует шейдеры версий 1.1, 1.4 и 2.0.
– Half-Life 2, demo Canals_ups001
Демо было записано на карте d1_canals_09. Карта выбрана для более объективной оценки производительности видеоподсистемы. Уровень представляет собой водную поверхность со всевозможными отражениями и бликами, к тому же параллельно происходит обстрел игрока с вертолета. Активно используются шейдерные эффекты.
– DOOM 3, timedemo
Использовано демо по умолчанию. Игра примечательна сложной современной графикой и высокой детализацией уровней.
– FarCry ver. 1.31, demo Regulator
Движок игры CryEngine тоже представляет собой достаточно продвинутую реализацию современных технологий. Демо Regulator записано разработчиками: действие происходит ночью, вокруг много растений, светят фонари, летают светлячки – одним словом, графика сложная, то есть производительность должна зависеть в основном от видеокарты. Соль тестирования заключается в том, что в демо-ролике AI-персонажи каждый раз ведут себя по-разному, и объективные результаты получаются только после третьего-четвертого прогона демо.
– Unreal Tournament 2004, botmatch
Игра прошлого поколения, выбрана, чтобы наглядно продемонстрировать, что могут современные видеокарты в старых играх. Использовано демо по умолчанию.

ТЕСТИРОВАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Тестирование проводилось при комнатной температуре около 24 градусов по Цельсию на открытом стенде. Тесты прогонялись в двух режимах: нормальная графика (Normal) и графика с высоким качеством (High). Первый: 1024×768, опции качества все в High, трилинейная фильтрация (для FarCry одноуровневая анизотропия), отключенный антиалиасинг. Второй: 1280×1024, опции качества все в High, антиалиасинг 4x, 16-уровневая анизотропия. Замеры производились по три раза, далее выбирался максимальный результат. В FarCry результаты снимались, начиная с третьего повторения демо.

Разгон видеокарт не осуществлялся, так как целью теста являлось выяснение способностей того или иного решения, а не конкретной модели платы. Также в ходе тестирования определялся наиболее игровой процессор и платформа. Для сравнения организуем четыре группы. В первую войдут бюджетные карты, основанные на чипах X300 и 6200. Вторую (средний класс) составляют X600 Pro, X700, 6600 и 6600GT. Третью – дорогие, стоимостью от 250 до 350 долларов: X800 Pro, X850XT, SLI 6600GT, 6800GT. Последняя группа будет набрана из самых дорогих и мощных решений на сегодня: SLI 6800GT и 7800GTX, в качестве альтернативы от ATI снова выступит Radeon X850 XT. Что касается выбора игрового процессора, то для каждой группы видеокарт будет определен наиболее выгодный вариант.

Легкий вес: X300 vs. 6200TC
Карты продемонстрировали практически одинаковую производительность в режиме Normal со всеми процессорами. X300 стабильно на 3-10% опережает 6200TC, а вот в Doom 3 он остается на 10% позади. 25-30 кадров в секунду в FarCry и Half-Life 2 сложно назвать комфортными. 16-18 кадров в Doom 3 вообще сводят играбельность на нет, то есть во имя игрового процесса придется пожертвовать качеством графики. В High перевес X300 заметно увеличивается – он практически в полтора раза выигрывает у 6200TC, а в Unreal Tournament 2004 и вовсе в два раза. Сказываются вдвое более широкая шина памяти и вдвое больший объем. Хотя в Doom 3 наблюдается равенство. Обе карты гордо отрабатывают по четыре кадра в секунду. С данными видеокартами среди процессоров разница мало заметна, единственно выделяется UT 2004 в Normal, Celeron отстает на 10% от оппонентов.

Средний вес: X600 Pro и X700 vs. 6600 и 6600GT
Аутсайдер в этой группе очевиден – X600 Pro. Во всех приложениях она проигрывает конкурентам более 30%. И ее стоимость, отличающаяся всего на 20 долларов от карт на базе X700 и 6600, никоим образом этого не оправдывает. Ведь в бюджетном сегменте дорог не только каждый доллар, но еще и каждый кадр, появившийся в игре за секунду, поэтому если потерянные 30% делают игровой процесс некомфортным, то, кажется, лучше немного доплатить.

С данной точки зрения наиболее интересно противостояние X700 с 6600 и 6600GT. В режиме Normal в 3DМark03 X700, отрываясь приблизительно на 25% от 6600, отстает на 30% от 6600GT. В High 6600 проигрывает около 15% X700 и целых 90% 6600GT. Хотя в данном случае отставание не удивительно – номинальные частоты отличаются практически в два раза. В 3DMark05 ситуация повторяется. В Half-Life 2 мы наблюдаем полуторное отставание 6600 от X700 и Normal и вновь сократившуюся разницу при переходе в High, когда детище NVIDIA не дотягивает до X700 около 15%.

В FarCry все наоборот: 20% проигрыша в Normal, и 40% – в High. Видимо, тут сказываются более высокие частоты и один “лишний” у X700 по сравнению с 6600 вершинный конвейер. В Doom 3 в режиме Normal у ATI нет шансов, X700 проигрывает 25% 6600 и более 120% 6600GT! В High 6600 имеет преимущество менее 10%, а вот 6600GT демонстрирует вдвое большее число смены кадров в тестовом ролике. 25 кадров в секунду, выдаваемые видеокартой с чипом 6600GT, обещают приятный геймплей с более скромной, но все еще симпатичной графикой. В последнем Unreal Tournament на всех платформах в режиме Normal производительность 6600GT лимитирована центральным процессором, в то время как 6600 и X700 идут практически в ногу. В High X700 на 5-10% впереди 6600, а 6600GT опять имеет около 80% превосходства.

При рассмотрении результатов, полученных в режиме High у карт в среднем ценовом сегменте, уже становится заметна разница между процессорами. Занимательно, что при минимуме отличий в синтетических тестах в игровых приложениях различия становятся очевидны, и продукция фирмы AMD оказывается в явном выигрыше. Так, в системе с установленной 6600GT Athlon 64 3200+ оказывается на 10-20% впереди Pentium 4 650, который к тому же еще и стоит в полтора раза дороже. Двухголовый флагман Athlon 64 X2 4800+ вне конкуренции, а вот Celeron 345J терпит полный провал. Его не спасают ни 256 кб кэша, ни частота 3,066 ГГц. Он позади всех на 20-40% в зависимости от теста. Да, цена, почти вдвое меньшая 3200+, оправдывает проигрыш, но теперь язык не поворачивается назвать Celeron игровым процессором, ведь играбельность с ним находится на грани фола, часто будут возникать моменты, когда игры начнут просто тормозить.

Пенсионерам не на пенсии
Для наглядной демонстрации способностей AGP-аналогов протестированных видеокарт была выбрана плата производства Colorful, основанная на чипе GeForce 6800GT с 256 Мб набортной памяти и частотами 350/1000 МГц по умолчанию. Тесты проводились в вышеописанных условиях на материнской плате Epox 8RDA3I (nForce 2) с процессором Athlon XP 2500+ (1833 МГц, 512 кб L2 кэш), разогнанным до 2400 МГц, и 512 Мб двухканальной памяти GEIL (тайминги – 2-3-3-9, частота – 218 МГц).

Данная конфигурация демонстрирует, на что способны новейшие видеокарты на старых системах. Результаты очень показательны. Если сравнивать их с результатами, полученными на тестовой системе на базе Athlon 64 3200+ с PCI-E 6800GT, то видно, что в Normal видеокарте сильно не хватало производительности процессора – имеем стабильное отставание в 10% практически во всех тестовых приложениях, кроме Doom 3, где разница достигла 15%. Высокодетализированная графика Doom 3 болезненно отреагировала на медленные AGP– и процессорную шины. И это при 400 МГц превосходства “старого” процессора по частоте.

Тем не менее 10-15% не стоят того, чтобы полностью менять платформу. А если вспомнить, что 6800GT – практически самая производительная карта под AGP, то на более простых решениях, подобных 6600GT, разница будет меньше и имеющаяся система еще послужит.
Фанатам 7800GT/GTX на старых машинах ничего не светит – NVIDIA пока не планирует выпуск AGP-модификации чипа G70.

Тяжелый вес: X800 Pro и X850XT vs. SLI 6600GT и 6800GT
3DMark03 – единственный тест, в котором пара 6600GT оказывается впереди. Практически 20% выигрыша у X800 Pro в Normal, но уже менее 10% в High. SLI 6600GT вообще продемонстрировала наименьший запас прочности при переходе в более тяжелый режим по сравнению с конкурентами. Наиболее интересно сравнение 6800GT с конкурентами из лагеря ATI. Тут оказывается, что в 3DMark03 Normal X800 Pro на 10% позади 6800GT, а X850XT на 10% впереди. В High карты ATI очень близки, а вот 6800GT проигрывает им уже привычные 10%. В 2005-м 3DMark несомненным лидером становится X850XT, в каждом из режимов выигрывая около 20% у практически ровно выступающих оппонентов. Если вспомнить о SLI 6600GT, то здесь решение лидирует в Normal, в High – второе место.

В Doom 3 творения ATI реабилитируются, в Normal X850XT и 6800GT показывают одинаковый результат, X800 Pro – на 20% позади, лидер же – вновь пара 6600GT. А вот в High 6600GT, наоборот, оказываются самыми медленными, X850XT и 6800GT снова равны, а X800 Pro проигрывает им менее 7%. В Half-Life 2 и FarCry X800 Pro подтягивается до 6800GT, отпуская вперед X850XT, который даже в High обеспечивает достойный геймплей с 60 кадрами в секунду. UT2004 вновь демонстрирует свою любовь к процессорам, поэтому все карты идут на равных, только SLI 6600GT иногда немного “прихрамывает”.
Что касается процессоров, то тут картина не менее интересна. Различия в производительности становятся заметны не только в Normal, но и в High. Несомненный лидер – Athlon 4800+, далее (с ощутимым отставанием) – Pentium 4 650 и Athlon 3200+, Celeron 345J оказывается ужасно слабым даже для High-режимов тестов.

Супертяжелый вес: SLI6800GT + 7800GTX vs. X850XT
Так как ATI до сих пор нечего ответить на SLI и на 7800GTX, то честь компании в данном случае защищает X850XT, переведенный сюда из предыдущей группы. После анализа результатов оказалось, что делать это было бессмысленно, и отставание на 30-90% говорит о необходимости возврата карты туда, откуда ее только что взяли. Что ж, все честно, будем сравнивать топовые решения NVIDIA. Сравнение, в свою очередь, оказывается простым, но при этом достаточно интересным.

Стабильный проигрыш 7800GTX в обоих 3DMark и Doom 3 компенсируется более чем десятипроцентным опережением в Half-Life 2 и FarCry. Увеличенные частоты и много большее число конвейеров делают свое дело. После очень удачного разгона до 490 МГц по ядру и 1430 МГц по памяти на системе с процессором Athlon 4800+ 7800GTX конкурировал со SLI 6800GT уже на равных. Вот и супертяжелый вес. C честью взять его удалось только одному герою – Athlon 4800+. Процессоры Pentium 4 650 и Athlon 3200+ честно старались, но все же это не их класс. Celeron 345J лучше оставить вообще без комментариев.

ДОИГРАЛИСЬ
Итоги начнем подводить с бюджетного сектора. Из X300 и 6200TC однозначным победителем выходит детище ATI, хотя если бы удалось протестировать 6200 с 128-битной шиной памяти, то в режиме Normal, для которого и созданы карты данного класса, 6200 был бы первым. Также можно спрогнозировать результаты X300 HM (Hyper Memory – аналог технологии TurboCache), которые оказались бы чуть ниже 6200TC. Что касается процессоров, то тут все просто: выбрать можно любой. На то он и бюджетный сектор – не совсем игровой. Видеокарты данного класса подойдут для офисных машин, где случается поиграть полчаса вечером.

Средний вес выделился интересным соперничеством X700 и 6600. Лидером можно назвать X700, но с некоторыми поправками. Ясно, что версия GeForce 6600 Diamond компании MSI была бы быстрее, если бы мы не снизили ей частоты, так же как и просто 6600 при хорошем разгоне сравнялся бы с X700. Чип 6600GT оказывается однозначным лидером, он способен обеспечить приличную скорость с приятной графикой. Единственное, что стоит предположить, это достойное соперничество со стороны X700XT, но он попадает в иную ценовую категорию. X600 Pro при своих результатах кажется покупкой сомнительной. Лучше сэкономить на процессоре, ведь тут будет достаточно процессоров класса Athlon XP 3200+ и Pentium 4 с частотой 3,0-3,2 ГГц (но ни в коем случае не Celeron). Видеокарты этого класса отлично подойдут непритязательным игрокам, которые не хотят выкидывать огромное количество денег ради лишних fps.

Тяжелый вес можно также назвать самым игровым, поскольку за более или менее реальные деньги мы получаем качественную и быструю графику. Если распределять карты по местам, то они соответствуют ценам: первое место X850XT, второе – 6800GT, третье – X800 Pro. Варианту SLI 6600GT решено место не присваивать из-за низкой производительности в тяжелых режимах. Тут уже нужен процессор достаточно высокого класса – не ниже Athlon 3500+ или Pentium 4 3,6 ГГц.

Суперхардкорным геймерам, которых кровно заинтересованные производители называют “энтузиастами”, остается довольствоваться продукцией NVIDIA, из которой стоит выбрать 7800GTX. Он немного слабее по производительности, чем связка из двух 6800GT, но ведь в будущем ему в пару можно будет поставить еще один ускоритель и получить систему немыслимой по нынешним меркам мощности. Процессор тоже придется выбрать не из простых. Лучше остановиться на AMD, в частности на Athlon 64 FX-55, Athlon 64 4000+ или Athlon 64 X2 4800+.