11 лет назад 10 ноября 2007 в 1:03 41

Цифровое вдохновение

Автор: Илья Викторов

Нет большего счастья, чем рисовать на бумаге. На любой: шершавой, в клетку, желтоватой – не важно. А писать на холсте… Когда краска под кистью так комочком сворачивается и тянется за щетиной, смазывая другие слои и порождая новые цвета… Или писать на бумаге текст! Выводить ручкой (особенно перьевой) букву за буквой, выстраивая слова. Пусть даже в спешке, пусть неровно. Но это истинное наслаждение. Вот программа Word и мигающий текстовый курсор меня почему-то так не вдохновляют. Равно как и чистый квадрат фотошоповского документа. И только недавно я осознал, собственно, почему.

Все началось, когда, проходя через тестовую лабораторию, я увидел под столом коробку с надписью Wacom и изображением дисплея. Зная понаслышке, что это какая-то необыкновенная штука, я поступил мудро. И вот коробка у меня дома.

Обычно при первом взгляде на девайсы я делю их на три категории: 1) Опасные. 2) Полезные. 3) Недевайсы.

Недевайс – это если единственная возникшая в голове мысль – “Зачем мне это?”. Полезный – это если я сразу понимаю, что это крайне полезная штука, но осознаю, что если я без нее жил, значит и дальше проживу, поэтому отношусь к этому устройству спокойно. Опасный случай – это когда я, увидев девайс, не могу думать ни о чем, кроме как “где взять столько денег, чтобы никогда больше не расставаться с этой железкой”. Причем совсем не обязательно, что эта железка еще и полезная.

Когда я взял в руки увесистый матово-черный параллелепипед с зеркальной поверхностью, похожий на кусок благородной гранитной плитки для облицовки памятника архитектуры, и провел рукой по его абсолютно гладкой, без зазоров и выпуклостей, лицевой поверхности, он внушил мне такое абсолютнейшее доверие, что я подумал:

Дело в том, что я давно мечтаю купить к своему макбуку дополнительный LCD-дисплей. И DTF-521 – это, как мне показалось, оптимальный вариант! Я сделал такой вывод, даже еще не подключив его. Эргономичная форма, сзади – удобная Т-образная ножка, фиксирующаяся под разными углами и имеющая прорезиненное основание, позволяющее придать устройству устойчивое положение на столе. Все основные коммутационные отверстия расположены на откосе задней части дисплея слева, что очень удобно при подключении в качестве второго монитора. На заднем верхнем откосе – углубление для пера. На боковых торцах с обеих сторон – по USB-входу, что никогда не бывает лишним (отличный бонус!). На лицевой стороне под единое стекло элегантно закатаны логотип Wacom, индикаторы подключения и ответной реакции на прикосновения пера, а также названия кнопок включения и настройки дисплея, которые находятся на верхнем торце.

Все разнообразие продукции Wacom можно разделить на две основные группы: устройства, предназначенные непосредственно для художников/ дизайнеров/ видеомонтажеров, и, как говорится, “пользовательские” продукты, направленные на применение в офисной среде, но также имеющие достаточно возможностей и для художественной работы, и они значительно дешевле, чем продукция первой группы. Я изначально знал, что данный дисплей относится именно ко второй группе. Это так называемая PL-серия, которая больше позиционируется как дисплей с возможностью контактного ввода информации, а не профессиональный планшет и высококачественный дисплей в одном флаконе (такой, как, например, Wacom Cintiq 21 Ux стоимостью четыре с лишним тысячи долларов). Так вот, PL-серия с ее опциями, возможностями и ценой при моих скромных запросах наиболее мне близка.

Прежде чем включить дисплей, подсоединяю все провода, вставляю диск с драйвером и сталкиваюсь с неожиданной проблемой. Имейте в виду, что два драйвера от разных вакомовских планшетов вместе не уживаются! Только после полного удаления ПО от моего старенького Graphire 3 новый драйвер успешно установился, и я наконец-то нажимаю кнопку Power…

ДИСПЛЕЙ

Управление дисплеями в моей Mac OS с легкостью само распознало монитор, подключило родной драйвер, а также установило максимально возможное разрешение. Вот тут-то я и расстроился… Я понимаю, что основная целевая аудитория данного продукта – не обязательно дизайнеры и художники, но в начале 21 века разрешение 1024х768 – это, на мой взгляд, насмешка в адрес человека любой профессии. На фоне этого недостатка особенно восхитило качество матрицы – четкость, яркость и угол обзора я счел идеальными для дизайнерского монитора. Хорошая цветопередача даже с цветовым профилем по умолчанию, никакой замыленности – одно удовольствие смотреть на экран! Если посмотреть сбоку – изображение лишь слегка тускнеет.

Стараясь сильно не расстраиваться по поводу разрешения, я приступил к изучению главной функции. Подношу перо к экрану. Ура, курсор двигается за кончиком пера! Но кончик пера и курсор что-то не совпадают. Лезу в настройки (они находятся в свойствах драйвера) и нахожу кнопку калибровки. Увидев крестик-мишень, вспомнил, как калибруются дисплеи на КПК и, как самый умный, опрометчиво проигнорировал надпись на английском. Сначала стал кликать в один, а потом во второй крестик, приняв вот такое положение:

Конечно же, калибровка не удалась, и я догадался-таки прочитать надпись. Там было сказано, что надо поставить дисплей под удобным углом, потом принять то положение, в котором я буду сидеть в течение всей работы и после этого уже нажимать стилом в крестики, глядя на них только из этого положения. Я последовал рекомендациям, и все получилось – кончик курсора прямо под кончиком пера. Запускаю Photoshop и Painter…

ПЛАНШЕТ

Да-а-а, граждане литераторы, художники-мультипликаторы. Это что-то невообразимое. Первое чувство, которое я испытал – это какая-то высшая степень эйфории. Мозг далеко не сразу смог привыкнуть к самому факту того, что я рисую прямо в компьютер, как по бумаге, и без всяких посредников! Я, как ребенок, впервые взявший в руки карандаш, испытывал невероятное удовольствие от каждой проведенной линии и каждого вырисованного кружочка. Для меня это было какое-то откровение, революция сознания! Казалось бы, сенсорным экраном сейчас никого не удивишь, но экран со свойствами планшета – такими как чувствительность к силе нажатия и скорости движения пера – это, я считаю, прорыв. Учитывая, что современные графические программы вкупе со свойствами планшетов позволяют почти стопроцентно имитировать реальные художественные материалы – уголь, масло, акварель, – я понял, что для меня основное отличие рисования рукой на бумаге от рисования прямо в компьютер посредством планшета заключалось в отсутствии непосредственного контакта инструмента с рабочей поверхностью. И этот планшетоэкран – второй шаг к тому, что компьютер рано или поздно станет полной заменой “живым” материалам.

Сначала я начал рисовать все, что придет в голову, включая эти иллюстрации к тексту, экспериментировать с настройками реакций на нажатие и прочих свойств в Photoshop и Painter. Также в качестве векторного редактора попробовал и во Flash. Никаких технических особенностей по сравнению с обычным планшетом данного класса я не обнаружил. Разница лишь в том, что здесь все происходит по принципу “куда тыкаю, туда рисуется”, и в этом главная фишка. А также несколько иначе воспринимаются те же привычные 512 уровней нажатия – после вязкой поверхности планшета рисование по гладкому твердому стеклу поначалу казалось необычным. Но достаточно быстро рефлекс нажатия адаптировался к новым условиям. В остальном все просто и по сравнению с планшетами серии Intuos даже аскетично. Здесь нет реакции на наклон стилуса, нет возможности использовать одновременно несколько перьев, да и само перо проще, чем на моем старом планшете. На нем нет даже “ластика” на обратной стороне, что (пусть меня за это забросают гламурными кирпичами искушенные дизайнеры) меня абсолютно не расстраивает. “Физическим” ластиком я никогда не пользовался – мне всегда было проще переключиться на виртуальный. Но для человека, привыкшего использовать планшет не для рисования “с нуля и до конца”, а для дизайна и каких-то промежуточных стадий работы, имеющихся здесь возможностей вполне достаточно.

Чтобы в этом убедиться, я решил попробовать поретушировать фотографии и покорректировать цвет. Открываю первую попавшуюся папку на сервере и выбираю фотографии Нью-Йорка, сделанные нашей секретаршей Катей. Обрабатывать фотографии при помощи дисплея со стилусом оказалось гораздо удобней, приятней и эргономичней, чем если это делать обычным плашетом. В цветокоррекции и ретушировании не менее важен контакт руки и поверхности. Маски разной прозрачности, работа хистори-брашем – все как на ладони! Войдя во вкус, я импортировал эти фотографии в Painter и наворотил вокруг них сумбурной красочной феерии с пузырями, водорослями и спанджбобами и получился вот такой безумный коллаж:

В итоге совершенно неожиданно Катины фотографии отправятся в журнал в таком виде – спасибо за это экрану Wacom и вдохновению, которым он меня заразил. Что ж… эта штуковина за непродолжительное время убедительно доказала свою реальную полезность! И должен сказать, что столь же быстро я с ней сросся в единое целое, будто с детства только на ней и рисовал.

Но все-таки моя мечта о мониторе включает в себя наличие разрешения не менее 1280х1024 (а в идеале – 1600×1200), и покупка 521-й модели только ради волшебного интерактива была бы неразумной. Этот дисплей, как верно написано на сайте компании, – идеальный инструмент для проведения презентаций, благо на нем есть сквозной VGA-выход и соответствующее ПО (см. врезку). В моем же случае разумнее было бы купить из этой вакомовской линейки модель PL-720 с диагональю 17” и разрешением 1280х1024. Но это уже другие деньги – мне придется тогда продать еще папино пальто, горные лыжи и раритетный липецкий унитаз. А этого я, по крайней мере, на зиму глядя, сделать не могу. Но если компания Waсom позволит мне попользоваться моделью PL-521 еще какое-то время, тогда я смогу еще что-нибудь иллюстрированно потестировать. Можно, конечно, и на обычном планшете, но на нем я уже больше рисовать не хочу!

Ну ладно, шучу.

Диск номер два

Обычно в коробках с вакомовскими девайсами помимо диска с драйвером можно найти еще один (или более) диск с дополнительным софтом. Как правило, это Corel Painter. Но серия PL комплектуется не художественным, а офисным софтом. А именно – утилитой Just Write Office. Это такое маленькое дополнение к Microsoft Office, позволяющее облепить любой офисный документ (от RTF до PPT) рукописными комментариями, живой подписью или стикером с пометкой от руки. Вопреки своему обыкновению, вакомовцы проигнорировали “яблочников” – утилита только под Windows. Чтобы ее опробовать, мне пришлось ставить ПО тестируемого планшета на свой домашний PC, также снеся ко всем чертям уже имевшийся драйвер от старого планшета. И должен сказать, у меня возникли с этим серьезные сложности. После полного удаления драйвера и чистки реестра новый драйвер все равно почему-то не устанавливался. Когда я перепробовал уже все знакомые мне способы, включая разные деинсталляторы и реестроочистители, и уже окончательно отчаялся, в качестве последнего средства я интуитивно догадался поискать в папке System32 файлы, близкие по названию к “Pen tablet”. Нашел таких четыре штуки, с криком “киййя!” отправил их в ад, минуя корзину, и только тогда новый драйвер успешно установился. На всю эту борьбу за установку драйвера у меня ушло два с половиной часа. Наконец-то устанавливаю Just Office и безумно радуюсь тому, что для Мака этой утилиты не было, так как засорять любимый компьютер подобными вещами я не люблю.

Признаюсь честно, что я не из тех людей, чья работа связана с демонстрацией графиков, проектов, таблиц и прочей бни. Поэтому утилиты, подобные Just Office, считаю баловством и хорошим способом слить накопившийся в течение рабочего дня позитив в виде похабных рисунков поверх какого-нибудь электронного документа. Делать это на интерактивном дисплее действительно приятно, но мне это все равно быстро надоело. По понятным причинам именно эти рисунки я не могу привести в качестве примера. Но для примера я представил себя главным редактором в костюме и галстуке, который пришел в редакцию и, подсоединив Wacom DTF-521 к проектору, таким вот образом отрецензировал чью-нибудь статью. После чего подвел итог и подделал подпись автора. Все это и многое в том же духе – с утилитой Just Office!

Wacom PL-521

Основные характеристики

Габаритные размеры (не включая подставку)

– 344x300x49 мм

Вес (включая подставку)

– 4,6 кг

Порт для передачи данных

– USB

Порт графической карты

– VGA

Подставка

– Регулируемая, наклон от 18° до 73°

ЭКРАН

Тип экрана

– TFT active matrix LCD

Размер экрана (диагональ)

-38,1 см (15″)

Рабочая область экрана

– 304×228 мм

Разрешение

– XGA (1024×768 точек)

Размер зерна

– 0,297×0,297 мм

Глубина цвета

– 16,2 млн

Яркость (кд/м2)

– 250

Контрастность

– 500:1

Время отклика (мс)

– 16

Углы обзора (L/R), (O/U)

– 70/70, 65/65

Время работы ламп

– 20000 ч

ПЛАНШЕТ

Технология

– электромагнитный резонанс

Активная область

– 304×228 мм

Разрешение

– 0,05 мм на точку(508 линий на дюйм)

Координатная точность

– ±0,5 мм, ±2 мм по углам

Рабочая высота пера

– 5 мм и выше

Максимальная скорость отклика планшета

– 100 точек в секунду (макс.)

ПЕРО

Тип

– чувствительное к давлению, беспроводное, без батареек

Кнопки

– 2 боковые программируемые

Давление для активации пера

– 20 г

Уровни давления

– 512

Ход наконечника пера

– 0,1 мм и меньше

Срок службы наконечника

– 10 млн циклов

Вес пера

– 12 г

Системные требования

– Windows 98SE, Me, 2000, XP & XP x64, Vista

– Mac OS X 10.2.8 и выше

Цена

– $1450

Сайт производителя

www.wacom.ru