14 лет назад 19 октября 2004 в 23:48 68

В 2006 году ожидается выход нового поколения игровых приставок. Какие технологии станут доступны игроманам всего мира? Будет ли среди консолей явный лидер, или мы увидим жестокую конкурентную борьбу? Кое-какая информация на этот счет уже есть.

SONY PLAYSTATION 3
Этот проект в свое время был назван самым таинственным проектом компании, поскольку считалось, что приставка являлась продолжателем линейки PlayStation только по названию, а на самом деле третья версия со своими предшественницами не имеет практически ничего общего. Тем не менее это не совсем так.

Компания Sony решила не отказываться от концепции, которая уже показала свою эффективность – полная обратная совместимость. Таким образом, счастливые обладатели приставки PlayStation 3 могут не думать о том, куда девать диски от старых версий приставок, поскольку все они будут замечательно работать на новой. Правда, поддержка осуществляется не на уровне железа, а посредством эмулятора. Интересен способ реализации совместимости – вторая модель эмулировала первую, а третья будет эмулировать вторую (а если появится четвертая, то она будет, вероятно, эмулировать третью?).

Вообще говоря, называть проект PlayStation 3 только железным было бы весьма неосмотрительно, поскольку официальные лица компании Sony Computer Entertainment, которая и занимается разработкой игровых приставок, неоднократно заявляли, что главным для них является создание операционной системы, которую можно устанавливать на что угодно, в том числе и на то, что предназначено для игр.

Однако, несмотря на такие заявления, нового “железа” в устройстве будет много. В первую очередь необходимо отметить новый процессор Cell, главная роль в разработке которого принадлежит одной из самых уважаемых компьютерных компаний мира – IBM. Этот процессор заслуживает того, чтобы посвятить ему отдельный рассказ.

Вообще-то, нельзя говорить, что именно Sony привела IBM на рынок игровых приставок, поскольку именно процессор производства IBM является основным компонентом игровой консоли GameCube, успешно противостоящей самому Xbox. Воодушевившись первым успехом, IBM и приступила к разработке процессора Cell, который предназначался не только и не столько для игровых приставок, а позиционировался в качестве универсальной основы для построения домашних электронных систем с возможностью выхода в интернет. Тем не менее когда менеджеры IBM узнали о проекте PlayStation 3 и о конкурсе на разработку процессора для этой приставки, то они без всяких колебаний предложили компании Sony свои услуги.

В техническом плане процессор Cell представляет собой устройство, производительность которого превосходит тот же показатель у знаменитого Deep Blue почти в три раза. При этом тактовая частота процессора не будут превышать 3,6 ГГц, что хоть и достаточно много (по имеющимся данным, эта частота в полтора раза превышает частоту процессора Xbox 2), но не настолько, чтобы назвать это сенсацией. Делает этот процессор тем, что он есть, принципиально новая архитектура. Но мощный процессор не единственный плюс приставки – разработчики ставят на борт полгигабайта оперативной памяти пропускной способности 3,2 Гб/с.

За графику будет нести ответственность произведенный по 0,13-микронной технологии графический сопроцессор с частотой 750 МГц, разработку которого Sony не доверила никому. Это устройство не будет паразитировать на общей оперативной памяти, а имеет собственные 64 Мб с пропускной способностью 12 Гб/с. Если кто-то скажет, что этого сейчас явно недостаточно, то он будет прав. Но только без учета новой технологии компрессии текстур, на которую Sony возлагает большие надежды. Также специалисты этой компании рассчитывают на технологию полноэкранного сглаживания, которая раз и навсегда решит проблему “лесенки”.

Консоль будет снабжена 180-гигабайтным жестким диском и сетевым адаптером, который нужен будет не только для любителей поиграть в коллективе – при помощи интернета Sony планирует активировать большинство игр, которые при запуске будут брать некоторые компоненты с официального сайта Sony (увы, пока наши цены на трафик не позволяют вместе с сотрудниками фирмы порадоваться этому удару по пиратству). И, наконец, звук, поддерживающий технологию Dolby Digital 5.1, завершает общую, весьма симпатичную картину.

Есть в славной компании разработчиков и третий участник – Toshiba. К “железу” она не будут иметь никакого отношения, однако ее роль в создании приставки переоценить сложно. Toshiba занята разработкой нового формата цифрового носителя.

Есть все основания считать, что именно Sony наиболее серьезно настроена на то, чтобы стать концептуальным лидером (или остаться им) в производстве игровых приставок. Пока же Sony сбрасывает цены на PS2 до совершено неприличных размеров: в Америке консоль стоит 150 долларов, в Европе – 150 евро.

XBOX 2
Если PlayStation можно смело назвать лидером рынка игровых приставок, то Xbox принадлежат лавры самой многострадальной. Чего стоит один только конкурс по взлому этой консоли! И все потому, что разрабатывает ее компания Microsoft, вызывающая у части пользователей неадекватную реакцию.
Однако нападки недоброжелателей не могут заставить корпорацию изменить своему фирменному стилю продвижения продукта.

Так, несмотря на то, что выход Xbox 2 запланирован примерно на то же время, что и новые продукты конкурентов, менеджеры компании не стесняются демонстрировать некоторые возможности консоли, справедливо считая, что пик спроса на игровые приставки уже прошел и преимущество получит самый быстрый игрок. Попутно, Microsoft убивает еще одного зайца, поскольку потенциальным инвесторам значительно легче принять решение, когда они примерно представляют, о чем именно идет речь.

А речь идет о весьма симпатичном устройстве, в основе которого лежит принцип параллельных вычислений, который уже неплохо себя проявил в разработках компании Sony. Мощь Xbox 2 будет опираться на 64-разрядный микропроцессор (который, кстати, тоже разрабатывает IBM), что нельзя однозначно признать только положительным явлением, поскольку программистам придется приложить немало усилий (а кое в чем и пересмотреть привычные методы кодирования) для оптимизации игр именно под эту консоль. С другой стороны, 64-разрядные системы потихоньку перестают быть экзотикой для домашнего пользователя, а о маркетинговом таланте руководства Microsoft все знают далеко не понаслышке.

А вот с видеоподсистемой дела обстоят несколько сложнее. Дело в том, что Microsoft решила сменить чипы производства NVIDIA на графические ядра от ATI Technologies, так что о совместимости новой приставки с играми от первой модели, по-видимому, придется забыть. Зато обещается, что чип будет поддерживать выход на телевизоры формата HDTV (читайте об этом формате далее в номере). По объему оперативной памяти, Xbox 2 будет уступать своему основному конкуренту – пока планируется 256 Мб, хотя возможно памяти будет и больше.

Также в системе не предусмотрен жесткий диск. Это решение вполне объяснимо и разумно, поскольку финансовые потери при продаже первой приставки большей частью объяснялись ценой встроенного винчестера, который, по большому счету, мало кого интересовал. Но отсутствие никак не означает техническую невозможность подключения – вполне может быть, что Microsoft решит продавать жесткие диски для игровых приставок отдельно.

Это, кстати, очень неплохо для пользователя – если нужен диск, то его можно купить потом, а если нет – то незачем на него вообще тратиться. Основными носителями информации станут флэш-память и сетевые ресурсы – сетевым адаптером Xbox 2 оборудован “от рождения”. С точки зрения производителя, такое положение дел является весьма привлекательным – организовать сетевые ресурсы для Microsoft проблемой не является, да и карточек можно наштамповать изрядно и продавать их отдельно от приставки. Да и покупатель всегда лояльно относится к модульным решениям, позволяющим ему экономить средства.

В качестве бонуса Xbox предложит покупателям еще и поддержку Wi-Fi, возможность проигрывать мультимедийные диски и совместимость с компьютерной периферией, работающей на платформе Media2Go. Бонус основательный, и в ряде случаев он может оказаться решающим при принятии решения о покупке.

GAMECUBE 2
Третий крупный игрок на рынке игровых консолей, компания Nintendo, также не намерена отдавать конкурентам свой кусок пирога – ее ходом будет выход мегаприставки GameCube 2. Однако лидирующие позиции эта компания постепенно теряет, поэтому ее решение о времени выхода будет сильно зависеть от решения Microsoft и Sony.

Интересно, что и к этой приставке успела приложить руку вездесущая IBM – процессор Gecco будет производить именно она. Графический же акселератор для GameCube 2 будет делать ATI Technologies. Так что NVIDIA с рынка приставок, судя по всему, уходит и вернуться туда ей будет крайне тяжело. Не спасает ее даже подчеркнутое внимание к работе под управлением системы Linux – пока для массового пользователя этой системы 3D не является жизненно необходимым.

По обрывкам имеющейся сегодня информации можно сделать неожиданной вывод, что GameCube 2 будет похож на Xbox намного больше, чем этого требуют приличия, однако, кто знает, не вынашивает ли руководство компании Nintendo далеко идущие планы по вводу некоего стандарта Xbox-подобных игровых приставок. В этом случае Nintendo занимает превосходную нишу “одного из…” и гарантирует себе спокойное существование в ближайшем будущем.

Впрочем, заслуги у этой компании есть. Но определяются они сегодня не столько полноразмерными консолями, сколько их карманными вариантами класса GameBoy. Эти микроконсоли уже являются уникальными и обеспечивают значительную долю успеха своему “старшему брату”, так как, попробовав игру на “карманнике” геймер непременно захочет поиграть и в большую версию, для которой потребуется купить приставку.

Если обратить внимание на имена разработчиков игровых консолей, то можно с уверенностью сказать, что окончание их производства нам не грозит. Более того, наличие среди коллектива разработчиков различных приставок одних и тех же имен заставляет задуматься о возможности появления стандарта, наподобие IBM PC, но только для игровых консолей. Если это действительно произойдет, то изменения будут воистину революционными и весьма приятными для покупателя – независимость от конкретного бренда будут достигнута.

Однако надеяться на то, что три основных игрока смогут легко и быстро договориться между собой, было бы по меньшей мере наивно – слишком высокие ставки уже сделаны в этой игре.

Альтернативы

Несмотря на то что три описанные в статье модели будут доминировать на рынке, существуют и другие желающие поучаствовать в удовлетворении потребностей геймеров. Так, американская компания DISCover выпустила игровую консоль, основанную на системе Windows XP и, как следствие этого, поддерживающую большое количество самых разнообразных игр.

Базовая модель приставки работает на процессоре Pentium с частотой 1 ГГц, имеет 156 Мб оперативной памяти и 3D-ускоритель. Предназначена приставка для начинающих игроков, которые собираются использовать в качестве устройства вывода видеосигнала экран домашнего кинотеатра, для чего она оснащена разъемами AV и S-Video.

Игровую машину Gamer’s Tablet Computer продвигает на рынок фирма SL Interphase. В ее состав помимо всяческих наворотов вроде инфракрасного порта и 2 Гб оперативной памяти, входит даже LCD-дисплей с диагональю 10,4″.

Разумеется, нельзя забывать и о совершенно уникальной Nokia N-Gage, которая делает геймера мобильным. Этот аппарат продолжает совершенствоваться, для него выходят новые игры, и, что самое главное, у него практически нет конкурентов.