9 лет назад 10 июля 2009 в 17:22 68

Арсений Мирный

Новые видеоигры появляются каждый день, однако лишь очень немногим из них суждено впоследствии обрести культовый статус и остаться на почетных страницах истории. В этом номере мы решили отобрать несколько лучших, по нашему мнению, игровых проектов, которые вышли за последние 20 лет и которых никто так и не смог переплюнуть по крутости. Мы не возьмем на себя смелость сделать топ лучших, потому что раздавать места на пьедестале играм такого класса, на наш взгляд, просто кощунственно.

The Neverhood

Эта игра увидела свет в 1996 году и раз и навсегда показала всему миру, как надо делать игры из… пластилина. Но дело даже не в уникальном визуальном исполнении, а в мире, который открыл игрокам Дуглас Тен Нэйпл (тот самый, который придумал шедеврального Червяка Джимма). Neverhood, или Небывальщина, или Никогдашево – вымышленный мир, историю которого игроку предстоит выяснить, собрав по ходу игры 20 дисков – носителей, на которых эта самая история записана. Кроме того, в конце этот мир предстоит спасти от зла или принести злу в жертву – концовки две. Играя за неторопливого и очаровательного Клеймана, мы решаем головоломки и выясняем подробности сюжета. Примечательно, что каждая задача решается с помощью всего нескольких предметов – спичек, колбы с водой и т. д. В игре даже нет традиционного для point’n’click интерфейса, куда нужно складывать подобранный на локациях хлам: все необходимое Клейман хранит в сейфе, встроенном прямо в его туловище. Ну и конечно, Неверхуд не был бы Неверхудом без туповатого, но верного Вилли Тромбона, помогающего Клейману на всем его нелегком пути. Если тоскуете по хорошему квесту, и эта игра каким-то образом прошла мимо вас – срочно поиграйте. Удовольствие гарантировано.

Half Life

Список достижений Half Life можно растянуть не на одну полосу, но будет достаточно упомянуть всего несколько основных, чтобы доказать абсолютную культовость данного игрового проекта. Half Life вышла в 1998 году, когда на рынке 3D-шутеров безраздельно правил Quake, а сюжет в играх подавался в текстовом виде, ну или в формате CG-роликов. Игра от никому тогда не известной студии Valve внесла коррективы и в то, и в другое.

Half Life стала первым игровым проектом, которому удалось мастерски передать увлекательный сюжет без привлечения cut-сцен. Все действие разворачивается внутри игры и наблюдается глазами игрока. Кроме того, впервые геймер участвовал в событиях на базе “Черная меса” не в одиночку – Нalf Life стала первой игрой, в которой были использованы элементы дружественного AI. В отношении искусственного интеллекта игра так же отметилась прорывом. Второй после сюжета причиной, по которой эту игру нужно было срочно покупать, принято было называть потрясающе умных десантников – противников Гордона Фримена, которые умели прятаться от пуль и производить обманные маневры.

Half Life совершила настоящую революцию в жанре шутера от первого лица, задала новое направление для развития как в плане повествования, так и в игровом смысле. Это одна из тех игр, в которых устаревает только графика.

Metal Gear Solid

Изначально серия Metal Gear представляла собой довольно плохого качества поделки для 8-битных развлекательных систем. Все изменилось, когда в 1998-м Metal Gear Solid вышла на PSX. Вышла и стала единоличным законодателем мод в жанре stealth-action. MGS оказалась яркой смесью из уникального стелс-геймплея, узнаваемого сеттинга и увлекательнейшего сюжета.

Последний повествует об антитеррористической операции на базе по утилизации ядерных отходов, находящейся на острове Shadow Moses. Главный герой Солид Снейк проникает туда с целью освободить базу от захватчиков и уничтожить секретное оружие – огромного боевого робота Metal Gear. Как и в Half Life, сюжет подается полностью силами движка игры, обеспечивая максимальную вовлеченность геймера в игровой процесс.

Геймплей чуть ли не впервые предложил игрокам не нестись напролом сквозь толпы врагов, а быть тихим и невидимым, прокрадываться за спиной у супостатов и если и прибегать к оружию, то только с глушителем. Новый формат пришелся по вкусу игрокам – до сих пор MGS является одним из самых успешных тайтлов для PlayStation. Разнообразный игровой процесс (помимо стелс-миссий здесь присутствуют зрелищные битвы с боссами и динамичные покатушки на джипах), яркие персонажи, кинематографическая подача сюжета и шикарное для тех времен графическое исполнение сделали свое дело. Metal Gear Solid – настоящий бриллиант среди консольных и PC-игр в жанре стелс.

Warcraft II: Tides of Darkness и Starcraft

Было время, когда копия этой игры – пиратская или легальная – была установлена, пожалуй, на каждом втором 486-м компьютере в мире. Раз и навсегда она стала эталоном двухмерных стратегий в реальном времени сначала однопользовательских, а потом – с открытием первых серверов Blizzard и выходом специальной версии с возможностью игры онлайн – и многопользовательских. Возможность играть за орков или людей, строительство баз, какая-никакая внутриигровая экономика, разнообразие юнитов, вменяемый сюжет и весьма детализированная для 1995 года графика – все это превратило Warcraft II: Tides of Darkness в легендарную игру. По сути, в ней были реализованы все геймплейные элементы, которые эксплуатируются в RTS-играх до сих пор. И потому Warcraft II: Tides of Darkness и по сей день не утратила своей актуальности.

Если Warcraft II стала образцом в фэнтези-RTS, то Starcraft захватила пальму первенства в стратегиях в научно-фантастическом сеттинге. Во многом она похожа на Warcraft, но и технически, и визуально Starcraft превзошла своего предшественника, одновременно продолжая постулировать законы RTS. Главным завоеванием Starcraft стало наличие радикальных различий между тремя противоборствующими расами при идеальном соблюдении игрового баланса. Даже в Warcraft II юниты различались разве что внешним видом. В Starcraft эта проблема была решена: инфраструктура и военная промышленность землян, протосов и зергов в корне отличается друг от друга, у каждого свои методы, свои средства и пути к победе. Надо ли говорить, что все это до сих пор используется в многочисленных современных RTS. Словом, если вам хочется узнать, с чего начались все современные стратегии в реальном времени, и одновременно поиграть в хорошую игру, то смело устанавливайте Stracraft или Warcraft II.

Battle City

До сих пор в сфере симуляторов танковых сражений не придумали ничего лучше доисторической игры Battle City. Возможно, такая ситуация сохраняется потому, что никому так и не пришло в голову сделать полноценный симулятор танковых сражений, а возможно, и потому, что сделать нечто более увлекательное, чем Battle City, очень непросто. Никакого сюжета, примитивнейшая графика, не менее примитивная музыка, ограниченный набор танков и пара-тройка апгрейдов – что в этой игре может быть привлекательного? Ответ простой: прямо-таки мистически затягивающий, простой, но очень увлекательный геймплей. Гоняем по карте на танках, построенных из пары пикселей, уничтожаем вражеские танки, получаем апгрейды, пробиваем себе путь сквозь кирпичные стены – и все это ради того, чтобы захватить и разрушить вражескую базу.

Battle City была одной из первых в мире игр, в которой был встроен понятный простому пользователю редактор уровней. Пятнадцать лет назад миллионы обладателей 8-битных консолей часами просиживали за баталиями в Tank 1990 – взломанную версию Battle City, которая присутствовала, пожалуй, на каждом картридже из серии “1000 in 1”. Сегодня в Battle City играют с не меньшим остервенением, но уже по сети. И это одна из самых технически простых, но при этом самых увлекательных сетевых игр.

Star Wars: TIE Fighter

Эта игра – пример одного из немногих удачных космосимов и, пожалуй, единственного по-настоящему хорошего космосима во вселенной Star Wars. Играем за Империю, воюем против повстанцев. Игра имеет сюжет, разделенный на шесть кампаний и никак не связанный с сюжетом киносаги. Помогаем имперскому флоту строить новую космическую базу, разнимаем две воюющие расы, сопровождаем и защищаем шаттл самого Императора! Нам даже дадут полетать и повоевать в одном боевом звене с Дартом Вейдером!

Примечательно, что Star Wars: TIE Fighter – полноценный симулятор космического истребителя, а не аркада. В управлении задействованы практически все кнопки клавиатуры. Самостоятельно нужно распределять энергию на щиты, лазеры, торпеды и захватывающий луч. Словом, совсем как в реальности, если бы звездные войны существовали на самом деле.

Помимо сюжетной кампании, которая, даже несмотря на сложное управление, проходится довольно легко, существует система медалей и статусных поощрений, которая заставит вас играть в игру снова и снова, даже после прохождения сюжетной части. Медали дают право в итоге стать лицом особо приближенным к самому Императору, а это, согласитесь, немало, особенно если темная сторона силы всегда притягивала вас больше, чем светлая. Даже несмотря на безнадежно устаревшую графику, игра сохраняет лоск и способна неслабо затянуть случайно забредшего геймера. В наше время таких игр не делают.

Fallout

Сложно сказать что-то новое об этой игре. Особенно учитывая тот факт, что Fallout дала начало практически всем современным играм в постапокалиптическом сеттинге и многим RPG. Говоря о ней, сложнее всего определить, что в этой игре есть плохого. Нелинейный сюжет, с любовью и тщательностью прорисованный постъядерный мир, яркие персонажи, ветвистые диалоги, постоянная возможность выбора дальнейшего шага, проработанная до мелочей система способностей S.P.E.C.I.A.L. – вещи довольно редкие в современных “рельсовых” играх, направленных в основном на то, чтобы геймер заплатил как можно больше денег за как можно меньшее количество игровых часов. В Fallout же можно делать буквально что угодно: выполнять сюжетные или побочные миссии, путешествовать, общаться, просто бродить по бесплодным землям и сражаться с многочисленными и разнообразными порождениями ядерного коллапса. И все это в неповторимой атмосфере Америки 50-х, разрушенной атомными бомбами. Для любителей хороших историй и игр про конец света – это просто обязательная игра.